Великий русский моряк и учёный адмирал Макаров

Военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова в МЦ юнармии П.к. провели первое заседание морского клуба в этом, 2022 году. Это заседание было посвящено дню рождения вице-адмирала С.О. Макарова (1849–1904).

Степан Осипович — российский военно-морской деятель, флотоводец, ученый-океанограф, полярный исследователь… родился 8 января 1849г.

Россия знала много талантливых флотоводцев, побеждавших врага в морских сражениях, но Макаров был не просто героическим офицером, а блестящим теоретиком – новатором, во многом опережавшим свое время. 

Гений русского флота

Макаров Степан Осипович - это замечательный человек, который совершил множество подвигов. Он является русским военно-морским деятелем, учёным и военно-морским теоретиком, героем русско-турецкой войны 1877—1878 гг., океанографом, полярным исследователем, кораблестроителем, вице-адмиралом. Его боевая деятельность и теоретические работы в области военно-морского дела оказали значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-морской мысли. Память о выдающемся флотоводце, внёсшем так много в развитие военно-морского искусства, свято чтут моряки и по сей день.

Степан Осипович Макаров родился в городе Николаеве Херсонской губернии. В 1858 году переехал в город Николаевск-на-Амуре в связи с переводом отца в Сибирскую флотилию. В 1858–1865 годах учился в Николаевском морском училище г. Николаевск-на-Амуре, которое окончил первым по успеваемости. Во время учебы в составе эскадры Тихого океана Степан Макаров ходил к берегам Северной Америки.

После окончания училища 16-летнего унтер-офицера назначили на корвет «Варяг», которым командовал капитан 2-го ранга Роберт Александрович Лунд – выдающийся человек, мореплаватель и участник кругосветного путешествия. Командир отозвался о юном Макарове как об очень перспективном моряке, демонстрировавшем прекрасные успехи в морском искусстве. Два года прослужил Макаров на корветах – сначала на корвете «Варяг», затем на корвете «Аскольд», которым командовал капитан-лейтенант Петр Иванович Полозов. В 1867 г. его произвели в гардемарины Морского кадетского корпуса и только в 1869 году присвоили первое офицерское звание мичмана российского флота. Уже в то время молодой мичман не просто нес службу, как большинство других морских офицеров, а стремился совмещать ее с научно-исследовательской работой. 

Броненосная лодка «Русалка», на которую получил назначение Макаров, представляла собой новый для России того времени тип кораблей береговой обороны. Во-первых, корпус «Русалки» был бронирован, а во-вторых орудия главного калибра были размещены во вращающейся башне. Когда корабль следовал по узким шхерам, он столкнулся с подводным камнем. На корабль попало большое количество воды, после чего командир решил посадить «Русалку» на мель и приступить к водолазным работам. Молодого штурмана очень заинтересовали причины затопления «Русалки» и вскоре в «Морском сборнике» появилась статья мичмана Степана Макарова «Броненсоная лодка «Русалка». Исследования плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества». В ней мичман предложил свое видение решения проблемы в детальных рекомендациях, которые получили одобрение в российском Морском министерстве. Суть предложений мичмана Макарова сводилась к разделению корабля непроницаемыми перегородками, что позволило бы сохранить его плавучесть даже в случае затопления отдельных отсеков судна. Кроме того, с помощью стационарной системы откачки воды экипаж получал возможность максимально быстро удалять воду, которая проникала на корабль через поврежденный корпус. 

Дальнейшая служба Макарова была связана с многочисленными войнами, которые вела Российская империя. Молодой офицер, будучи неплохим командиром, не забывал о технических новшествах. Когда во время русско-турецкой войны Морское министерство мобилизовало для военных нужд гражданские пароходы, один из них – «Великий князь Константин» - получил под свое командование лейтенант Макаров. Он произвел масштабное переоборудование судна, превратив его в базу для минных катеров. Именно пароход «Великий князь Константин» после начала войны первым вышел для выполнения боевых задач в Черное море. Во время боевых действий в декабре 1877 – январе 1878 гг. в районе Батума Макаров успешно использовал преимущества парохода, в том числе и минные катера, впервые применив самодвижущиеся мины – торпеды. 

В 1880-1881 гг. Россия предприняла знаменитую Ахал-текинскую экспедицию с целью покорения воинственного туркменского племени текинцев. Основную роль в Ахал-текинской экспедиции играли сухопутные войска, но нашлись боевые задачи и для флота. Корабли осуществляли снабжение русских войск в Туркмении, перевозя грузы из Астрахани в Красноводск. Служил на Каспийском море в это время и Макаров. Он даже удостоился чести обменяться георгиевскими крестами с генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, командовавшим русскими войсками в Ахал-текинской экспедиции. Участие в русско-турецкой войне, в Ахал-текинской экспедиции, технические изобретения позволили Макарову сделать быструю карьеру. В 1881-1882 гг. он командовал пароходом «Тамань», а в 1885 – фрегатом «Князь Пожарский», затем в 1886-1889 гг. командовал корветом «Витязь», совершив кругосветное плавание. 

Участие Макарова в кругосветном плавании – еще одна замечательная страница жизни легендарного моряка. В 1886 году 37-летний Макаров был капитаном 1-го ранга – очень неплохая для того времени морская карьера. Получив под командование корвет «Витязь», он повел его в кругосветное путешествие через Атлантический океан, затем обогнул Южную Америку и прибыл в Иокогаму, а далее, спустя почти год плавания, прибыл во Владивосток. Во время кругосветного путешествия экипажем корабля были осуществлены бесценные океанографические и другие исследования. Так, температура и удельный вес морской воды измерялись во время путешествия каждые четыре часа. Экипаж промерял глубины в разных частях океана, исследовал морские течения.

После кругосветного путешествия, во время которого Морское министерство получило огромный объем ценнейшей информации, авторитет капитана 1 ранга Макарова и на флоте, и в научной среде вознесся на небывалую высоту. Заслуги выдающегося офицера оценили по достоинству. Уже в 1890 году его произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского флота. Макарову был всего 41 год. Спустя год службы в должности младшего флагмана Балтфлота, Степана Макарова перевели на должность главного инспектора морской артиллерии. Это было очень серьезное назначение – артиллерия всегда играла ключевую роль в морских сражениях, а Макарову предстояло отвечать за боеспособность и повышение эффективности всей морской артиллерии российского флота. И он с этим заданием с честью справился, внеся и личный вклад в укрепление флотской артиллерии. Например, именно Степаном Макаровым были разработаны т.н. «макаровские колпачки» - наконечники для бронебойных снарядов, которые флот принял на вооружение уже после гибели адмирала. Прослужив около двух лет главным инспектором морской артиллерии, контр-адмирал Макаров в 1894 году принял командование эскадрой в Средиземном море, а в следующем году был во главе эскадры переведен на Тихий океан. 

Отношения Российской империи с соседней Японией обострялись. «Страна Восходящего солнца» имела свои далеко идущие планы относительно тихоокеанского побережья Китая и Кореи, которые рассматривала в качестве своей потенциальной сферы влияния и Российская империя. Поскольку Макаров был прекрасно знаком с военно-политической ситуацией на Тихом океане, он настаивал на необходимости укрепления российских военно-морских сил в этом регионе. Еще за десять лет до начала русско-японской войны контр-адмирал Макаров прекрасно понимал, что рано или поздно Российская и Японская империи вступят в стадию прямой военной конфронтации, и считал, что флот России должен к неминуемой войне очень хорошо подготовиться. По мнению Макарова, японские военно-морские силы не стоило недооценивать. Адмирал хорошо понимал, что Япония стремится к модернизации своих вооруженных сил и флота в первую очередь, поэтому Россия не должна игнорировать тихоокеанское направление, занимаясь лишь развитием Балтийского и Черноморского флотов. 

Однако, проконтролировать собственноручно ситуацию с развитием флота на Тихом океане Макарову не удалось. В 1896 году его вновь перевели в Европейскую часть России – на Балтийское море, где Макаров был назначен командующим Практической эскадрой Балтийского флота, а в 1899 году получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта. Это была, прежде всего, административная должность, но и с такой работой адмирал прекрасно справлялся, не забывая о научных исследованиях. В 1896 году Степану Макарову было присвоено звание вице-адмирала флота.

Еще в 1895 году адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которая вплоть до настоящего времени применяется на флоте. Азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве или условному знаку в семафорной азбуке соответствует определенное положение рук с флажками, а семафорное сообщение, соответственно, включает в себя слова, составляемые из букв, обозначаемых положениями рук с флажками. Лишь в 2011 г. семафорная азбука была исключена из учебных программ подготовки младших специалистов связи ВМФ России.

Примечательно, что именно адмирал Макаров стал одним из наиболее горячих сторонников развития Северного морского пути, о котором передовые умы русского флота говорили все чаще и чаще. Путешественник и флотоводец, Степан Макаров понимал, что именно обход через северные моря является наиболее быстрым и наиболее безопасным с военно-политической точки зрения морским путем с Балтийского моря на Тихий океан. Однако, для открытия Северного морского пути требовались особые условия в прохождении кораблей сквозь льды, и Макаров приступил к активной разработке теории ледокольных судов. Он принимал самое активное участие в руководстве строительством ледокола «Ермак», а в 1901 году, находясь на этом ледоколе, совершил экспедицию на острова Земли Франца-Иосифа. 

В должности главного командира Кронштадтского порта вице-адмирал Макаров прослужил более четырех лет – до февраля 1904 года. В начале февраля он составил аналитическую записку, в которой подчеркивал, что через несколько дней Япония начнет войну против Российской империи. Как оказалось, вице-адмирал действительно был прав. 27 января (9 февраля) 1904 года началась Русско-японская война. Морское министерство сразу же вспомнило о «гении русского флота» - вице-адмирале Степане Макарове, командовавшем Кронштадтским портом. Как ценнейшего специалиста, его перевели на Дальний Восток - 1 (14) февраля 1904 года вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. 24 февраля (8 марта) 1904 года он прибыл в Порт-Артур – на одну из главных баз русского флота на Тихом океане.

Степан Макаров буквально вдохнул новую жизнь в русские экипажи, дислоцировавшиеся в Порт-Артуре. Он сразу же приступил к организации регулярной боевой подготовки экипажей – начали проводиться учебные выходы в море, маневрирование и стрельбы, постановка мин, траление мин. Степан Макаров сумел убедить русских морских офицеров и матросов в возможности победы над японским флотом, хотя прежде в экипажах господствовали достаточно пессимистичные настроения. Два раза флот под командованием Макарова предотвращал попытки японского адмирала Того блокировать русские корабли на внешнем рейде и начать блокаду Порт-Артура. Вице-адмирал требовал от Морского министерства прислать по железной дороге в Порт-Артур 8 миноносцев и 40 миноносок в разобранном виде, но руководство министерства так и не удовлетворило требования адмирала. Флагманским кораблем вице-адмирала Макарова стал броненосец «Петропавловск», на котором Степан Макаров лично участвовал в боевых действиях. 

30 марта 1904 года вице-адмирал Макаров выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а утром 31 марта узнал, что миноносец «Страшный» вступил в неравное сражение с японскими кораблями. Командующий выслал на помощь «Страшному» крейсер «Баян», а затем решил отправиться на помощь миноносцу и сам. Командующий эскадрой вышел в море на флагманском броненосце «Петропавловск» и сумел отогнать японские корабли, но вскоре столкнулся с главными силами японского флота. Уходя от превосходящего по силам противника, броненосец «Петропавловск» повернул в сторону Порт-Артурской гавани, но в двух с половиной милях от берега флагманский корабль подорвался на якорной мине. От взрыва мины детонировал боезапас в носовом артиллерийском погребе. Броненосец «Петропавловск» затонул. С других кораблей, экипажи которых наблюдали взрыв «Петропавловска», спустили спасательные шлюпки. Удалось подобрать 80 человек, среди которых были командир «Петропавловска» капитан 1-го ранга Николай Матвеевич Яковлев и начальник военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане капитан 2-го ранга Великий князь Кирилл Владимирович (двоюродный брат императора Николая II). Но вице-адмирала Степана Макарова не нашли – он пропал без вести. Гениальный русский флотоводец погиб вместе с 10 штабными офицерами, 17 или 18 корабельными офицерами и 650 или 652 матросами броненосца «Петропавловск». Трагическая гибель 55-летнего вице-адмирала Макарова, который мог еще долго служить России и внести еще больший вклад в развитие русского флота, стала колоссальной потерей для страны. 

Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю русского флота, в его честь названы учебные заведения морского флота – и военные (Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке), и гражданские (Государственный университет морского и речного флота и Санкт-Петербургский колледж государственного университета морского и речного флота в Санкт-Петербурге), улицы российских городов, корабли. В ряде городов страны в память об адмирале Макарове поставлены памятники. 

Интересные факты из жизни:

В 1866–1867 годах С. О. Макаров совершил плавание на корвете «Аскольд» в Японию и Африку. За выдающиеся успехи по прибытии эскадры в 1867 году в Кронштадт был произведен в гардемарины.

В 1867 году в «Морском сборнике» была напечатана первая научная работа С. О. Макарова «Инструмент Адкинса для определения девиации в море».

В 1869 году после очередного плавания получил первый офицерский чин мичмана. Назначенный в 1869 году на броненосную лодку «Русалка», Степан Осипович начал исследования по проблемам непотопляемости судна, впоследствии развившиеся в самостоятельную теоретическую дисциплину.

В 1876 году С. О. Макаров был переведен на Черноморский флот, где стал командиром вооруженного парохода «Великий князь Константин».

Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов С. О. Макаров начал использовать для атаки турецких кораблей минные катера, находившиеся по его предложению на пароходе, чем положил начало развитию нового класса кораблей — миноносцев. Был награжден золотой саблей с надписью: «За храбрость» и орденом Святого Георгия 4-й степени.

В 1880–1881 годах участвовал в Ахалтекинской экспедиции в качестве помощника генерала М. Д. Скобелева по морской части.

16 декабря 1877 года С. О. Макаров впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев.

В 1881 году провел гидрологические исследования в Босфорском проливе и в 1885 опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Академии наук.

В 1886–1889 годах С. О. Макаров совершил кругосветное плавание, командуя корветом «Витязь», провел широкие океанографические исследования, обобщенные им в капитальном труде «Витязь» и Тихий океан», отмеченном премией Академии наук.

В 1896 году С. О. Макаров был произведен в вице-адмиралы.

В 1897 году выдвинул идею исследования Арктики при помощи ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором он дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в книге «Ермак» во льдах», до сих пор не потерявшей значимости.

К началу Русско-японской войны вице-адмирал С. О. Макаров служил в должности главного командира Кронштадтского порта. 1 февраля 1904 года он был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой.

31 марта 1904 года Степан Осипович Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.

Для вас дорогие читатели сегодня очень интересный выпуск мы подготовили факты о его жизни.

в 1837 году будучи капитаном 1-го ранга С.О. Макаров на корвете «Витязь» прошёл кругосветное плавание. В ходе путешествия были осуществлены бесценные океанографические исследования.

С.О. Макаров предложил выделить теорию непотопляемости кораблей в дисциплину, необходимую для изучения.

в 1898 году С.О. Макаров построил первый в мире ледокол арктического класса «Ермак», способный форсировать тяжелые льды двухметровой толщины.

Адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которая вплоть до настоящего времени применяется на флоте.

Останки адмирала было предположительно найдены в 2005 году водолазами из Китая и были захоронены в братской могиле.

Не забудьте посмотреть фильмы об адмирале Макарове Степане Осиповиче:

https://www.youtube.com/watch?v=57UJPL4JIU0&t=2s 

https://www.youtube.com/watch?v=szsKPvQoVO0 

Наша справка:

Морская Коллегия 

Морской Исторический Клуб

#КалендарьЗначимыхСобытийФлота

День рождения вице-адмирала С.О. Макарова (1849–1904) - 8 января 1849г.

Макаров Степан Осипович — российский военно-морской деятель, флотоводец, ученый-океанограф, полярный исследователь.

На военной службе состоял с 1865 г.: служил на кораблях эскадры Тихого океана, Балтийского и Черноморского флотов. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. впервые успешно применил самодвижущуюся мину (торпеду) для атаки вражеских кораблей.

В 1880-1881 гг. участвовал в Ахалтекинской экспедиции, в 1881–1882 гг. — руководитель комплекса гидрологических работ в Босфоре, по результатам которых опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Академии наук.

С 1882 г. — флаг-капитан эскадры Балтийского моря. Совершил два кругосветных плавания, во время которых производил океанографические работы. 

В 1897 г. предложил построить судно для исследований в Арктике — ледокол «Ермак», на котором совершил два похода по морям Северного Ледовитого океана.

В 1904 г. назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Участвовал в организации обороны Порт-Артура, погиб вместе со штабом на броненосце «Петропавловск».

Продолжение (биография):

Степан Осипович Макаров

https://m.facebook.com/groups/164922928292863/permalink/304488677669620/

Адмирал Макаров (рекомендуем статью):

Лекция о своей смерти:

https://www.facebook.com/104082698022378/posts/468613054902672/

Эскадренный броненосец

"Петропавловск" 1894-1904:

https://www.facebook.com/groups/164922928292863/permalink/501804987937987/

Друзья! Приглашаем в профессиональное , культурное и историческое сообщество. В группе только интересный и качественный материал. Морской Исторический Клуб

#КаютКомпания#МорскаяКоллегия

(Исп м-лы СМИ) 

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, МЦ юнармии П.к.;
«МС ДИНАСТИЯ» МАОУ СОШ 135; 
Ответственный за выпуск:
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
старпом Дарья Никонова;
помошник:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор «Школьные Новости»;
помошник:
Лиза Плешивых — юнармеец - военкор;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова («МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135) 
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».