СОШ №135: образовательное путешествие в музей под открытым небом

Военкоры юнармейского МЦ, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова продолжают изучать - как Пермь готовится к юбилею. 02.10. - отправились в образовательное путешествие по «линейке» серии тематических уличных выставок, приуроченных к празднованию 300-летия г. Перми, которые в 2022 и 2023 году будут перемещаться по районам Перми, чтобы познакомить жителей и гостей с самыми разными аспектами истории города.

         В ее основе – архивные фотографии из фондов Государственного архива Пермского края. Из большого массива фотодокументов выбраны редкие, яркие, эмоциональные и необычные снимки, на которых не просто исторические факты, а запечатленные фотографами и участие города в важных исторических событиях, и повседневная, но от этого не менее ценная в городской ткани «рутина» жизни горожан.

         Авторы выставки разделили историю на 5 тематических треков: Город детей, Город на Каме, Город театров, Город заводов и Город людей.

         Город на Каме – напоминает о роли реки в развитии Перми, города, расположившегося на двух берегах. Кама – река-труженица, источник энергии, место отдыха и вдохновения для пермяков в любое время года. Гости, прибывающие в Пермь по реке, видят незабываемые городские панорамы, порты, мосты, набережную и плотину Камской ГЭС.

         31 августа 1947 года - Камское речное пароходство за выдающиеся заслуги в развитии отечественного речного судоходства и в связи со 100-летием парового судоходства на Каме награждено орденом Ленина. 154 работника пароходства были удостоены орденов и медалей СССР. (интересно, где сейчас этот орден Ленина? …).          

         Всё пошло «враздрай» с лихих 90-х. Ракеты и метеоры сняли с рек из-за травмоопасности: уж очень много аварий прокатилось чередой. Количество пассажирских и грузовых судов постоянно снижается. Река всегда была самым дешёвым транспортным путём. Однако подскочившие цены на дизельное топливо вынуждают использовать альтернативные способы доставки грузов.

         Средний возраст наших теплоходов (и, соответственно, износ) растёт. Самым молодым - чётырёхпалубникам «Достоевский» и «Фурманов» - в этом году стукнуло 30 лет. Некоторым ветеранам водной глади давно за 50. Подлатают, подкрасят и - вперёд голубыми дорогами!

         КРП, как и значительная часть пароходств, обанкротилось. Далеко не нова и материальная база речного училища (взять хотя бы учебный теплоход «Иртыш»). Выживание вылилось в подготовку специалистов, мало что общего имеющих с речными просторами.

         Да и молодой смены, готовой идти на флот, год от года выпускается из стен училища всё меньше. Преподаватели объясняют падение интереса к речным специальностям тем, что бюджетные места сократили. Мало того что пермским командам самим не хватает молодых специалистов, так наших ребят второй год «покупает» Енисейское пароходство (там нет своего речного училища). 

         Реформа образования тоже нанесла удар под дых загибающемуся речфлоту. Капитаны признаются: нехватка кадров - ещё одна главная болячка пермского судоходства. Раньше ребят готовили специально для флота. В апреле они получали дипломы и шли работать на теплоходы. Сейчас госэкзамены сдают в июне, а навигация начинается в мае. Поэтому парней, которые должны получить диплом командного состава, приходится брать в рядовые. А летом отпускать практически на месяц, чтобы они вернулись в училище и сдали экзамены.

         Кто побывал в речном круизе, наверняка сошёл с палубы с багажом впечатлений и опустевшим кошельком. Отдохнуть на белом теплоходе иной раз равносильно поездке за границу. За недельный круиз в среднем нужно выложить 20 тыс. руб. На некоторых четырёхпалубниках ценник зашкаливает и за сотню тысяч. Поэтому и ходят длинные роскошные красавцы полупустыми.

См. фотоальбом

Справка

Наиболее известные выпускники ПРУ:

  • Евгений Ежов - за подвиги в Великую Отечественную войну удостоен звания Героя Советского Союза.
  • Борис Кузнецов - начальник КРП в 1991-1995 гг., глава администрации Пермской области, первый зампредседателя Государственной думы (1995-1999 гг.),
  • Геннадий Игумнов - губернатор Пермской области в 1996-2000 гг.
  • Борис Кобелев - руководитель Камской судоходной компании.
  • Александр Гребёнкин, поэт.
  • Ефим Бурштейн - глава иудейской религиозной общины Перми.

А как «ковались» кадры?

Государственные трудовые резервы

         2 октября 1940 принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». Одна из основных целей ГТР — планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа учебных заведений:

1. Ремесленные училища с 2-х годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.;

2. Железнодорожные училища с 2-х годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта;

3. Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО)с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.

         Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 учебные заведения ГТР. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, ж.-д. транспорта.

         В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение ГТР. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий.

         Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения.

         В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе ГТР были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.

         В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа — технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал.

         Училища и школы ГТР готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др.

         По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы ГТР прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.

         Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные ж.-д., горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и др. профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему ГТР, так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В том же году учебные заведения ГТР были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР от 2 октября 1940 года "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР"

         Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

         В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

         В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

         В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

         Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.

         Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи - организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

         Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта - помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий - организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

         Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно - рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично - Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

         Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

         Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

         Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 - 17 лет для обучения в школах Фабрично - Заводского Обучения.

         Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

         Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

         Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

         Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно - Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН

КАМСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО

         Героически трудились в годы Великой Отечественной войны работники Камского речного пароходства.

В первой половине 1945 году в пароходстве в социалистическом соревновании участвовало 3127 стахановцев и 3448 ударников.

В 1942 г. Камскому речному пароходству было присуждено переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомречфлота и премия. Многие работники пароходства были награждены орденами и медалями. Пермскому порту неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя ГКО.

ЗАВОД № 344 НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР 

         В годы Великой Отечественной войны завод № 344 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (ныне ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс) выпускал бронекатера – речные танки.

         В начале Великой Отечественной войны на завод было эвакуировано до 60% производства Ленинградского судоремонтного завода «Судомех», Керченского судостроительного, Коломенского машиностроительного заводов, Мытищинского завода № 532.

         В годы войны завод также перешел на массовое производство корпусов артиллерийских снарядов: в 1941 году выпущено 15000 снарядов; в 1942 году – 40000 снарядов; в 1943 году – 70000 снарядов.

         Кроме того было освоено производство боеприпасов и минно-тральное производство (противолодочные и противоторпедные сети). В то время (и до недавнего времени) завод был единственным в стране производителем минно-трального вооружения для Военно-морского флота.

         В начале 1942 года завод приступил к серийному выпуску бронекатеров (изделие № 1125). Восемь из них в соответствии с заданием ГКО в течение года предприятие должно было направить на вооружение военно-морского флота.

         Всего было построено 132 бронекатера. С конца 1944 года на вооружении катера были ракетные установки «Катюша».

         Бронекатера проекта 1125 принимали участие в боях в составах Пинской, Днепровской, Волжской, Дунайской, Амурской, Онежской флотилий.

         В годы войны на заводе был отмечен резкий рост производительности труда: по состоянию на июль 1941 года стахановцы производства перевыполняли нормы на 300% и более.

         В октябре 1944 года тридцать пять рабочих и служащих завода были представлены к правительственным наградам, в том числе один человек – к награждению орденом Ленина, два человека – орденом Трудового Красного Знамени и два человека – орденом Красной Звезды.

         Директор завода И.С. Прибыльский за свой вклад в дело Победы был награжден орденом Отечественной войны 1 степени (1945) и двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945).

         За заслуги в обеспечении армии и флота в годы Великой Отечественной войны военной техникой, вооружением и боеприпасами в 1985 году завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.  

По рекам да в морям 

         Первые пароходы появились у нас в 1819 г. 25 лет спустя было учреждено «Пермское пароходное общество», построившее в том же году буксирный пароход «Пермь». Затем - «Камско-Волжское пароходное общество», Любимовы, Каменские, Мешков… Вскоре число пароходов настолько возросло, что возникла потребность в устройстве аж четырёх заводов для их постройки и починки. С 1877 г. начинают ходить двухэтажные пароходы, первенцем которых был «Березники». В навигацию 1889 г. от Перми по Каме ходят уже 27 пассажирских пароходов. В 1912 г. в Перми появился первый теплоход «Урал».

         Бурное развитие парового судоходства на Каме и сопредельных реках обусловило острую нужду в кадрах. Посему, местные власти и предприниматели «исхлопотали высочайшее соизволение» на учреждение в Перми «речного училища 1-го разряда», договорились о совместном его финансировании, арендовали здание по ул. Ирбитской (ныне - Матросова). Первый набор состоял из 36 человек. Обучение было платным (25 руб. в год), форму курсанты шили за свой счёт, общежитие отсутствовало.

         В 1916 г. состоялся первый выпуск судоводителей, механиков.

         Революция и гражданская война тяжело отразились на отрасли. Суда тоже воевали - а значит гибли. Отступая из Прикамья, колчаковцы затопили все подвернувшиеся под руку пароходы. Последние в 20-е гг., подняв, подлатали, и они снова пошли крутить колёса...

         Именно наши земляки составили костяк начсостава и ведущих специалистов КРП. В период Великой Отечественной войны многие выпускники сражались на фронтах, доставляли грузы и бойцов к Сталинграду.

         После войны речфлот (в том числе КРП) кардинально обновился, пополнился надёжными, вместительными, комфортабельными судами - отечественными и импортными. Да и сами пермяки, что называется, держали судостроительную марку - СЗ «Кама».

         В 2023 году Пермь будет праздновать 300-летие. Историю города отсчитывают от начала строительства Егошихинского медеплавильного завода (4 мая 1723 года), место для которого было выбрано Василием Татищевым.

         300-летие Перми – значимое событие как для города и его жителей, так и для других регионов, потому что с Пермью связаны важные моменты в российской истории, искусстве, спорте, науке. Юбилей – отправная точка для больших изменений в облике, комфорте и качестве жизни. И подготовка к 300-летию уже началась.

         Проводятся масштабные работы по обновлению главных улиц. Например, ремонтируются фасады домов на Комсомольском проспекте и улицах Ленина и Петропавловской, на так называемом гостевом маршруте, соединяющим аэропорт Большое Савино с центром города.  Возводится новая городская магистраль, которая станет частью улицы Строителей и протянется на 7 километров от улицы Куфонина до улицы Стахановской.

         Строятся новые школы и больницы. Отметим, в Перми возводят уникальную для России краевую музыкальную школу с интернатом для 350-ти учащихся. Строится краевая инфекционная больница.

         К юбилею планируется благоустроить более 40 парков и скверов. Преображаются главная набережная Камы и набережная в Кировском районе. Проектируется новый мост через Каму.  В городе появится несколько спорткомплексов: многофункциональная спортивная арена-десятитысячник, многофункциональный спортивный комплекс «Энергия», ледовая арена в микрорайоне Ива, региональный центр по фигурному катанию и другие.

         Новые здания получат музеи и театры. Например, идет реставрация здания Пермского театра юного зрителя. Это одно из самых красивых зданий Перми, известное также как дом пароходчика Любимова. Строится и новая сцена ТЮЗа.

         Каждый житель Перми может присоединиться к подготовке и празднованию юбилея.

         Например, при участии пермяков разработан фирменный знак 300-летия.

         Город Пермь с 1940 по 1957 год носил название «Молотов», он был и остается крупным промышленным центром, где работают предприятия разных отраслей. В первую очередь это, конечно же, предприятия тяжелой промышленности.

         В годы Великой Отечественной войны все предприятия Перми были переориентированы на нужды военного времени и внесли существенный вклад в Победу.

         Мы считаем, что пермяки в годы войны показали свой характер и стальную выдержку, а их город достоин носить звание «Город трудовой доблести».

         Предлагаем вспомнить о героизме трудовых коллективов и достижениях предприятий, для которых единство фронта и тыла было смыслом жизни в те тяжелые годы.

Следующее путешествие будет в Пермской Арт-резиденции — где стартовал художественный проект «Город на Каме» - более трехсот произведений станковой и наивной живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественные объекты.

         Проект посвящен 300-летию города Перми. В выставке участвуют художники и скульпторы из Перми, Москвы, Краснодара, Березников, Чусового - всего 82 автора.

         «В каждой работе — часть нашей жизни. Когда ты пишешь то, что ты хочешь, хочешь ты того или нет, ты свободен, а свобода — это то, что у тебя никто не отнимет. Художник может не только созерцать, а и творить действительность и будущее…», - отметил куратор проекта и худрук Пермской Арт-резиденции Юрий Лапшин.

         (исп м-лы СМИ; )

         Над выпуском работали:
         военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»
Лев Нифонтов — нач. Знамённой группы;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Саляхова Алина — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».