СОШ №135: Образовательное путешествие в Дом Учителя. Выпуск №2

Выпуск №2 — этнографический музей
Маршрут «Этнический туризм»
«Всероссийский фотопленэр «Байкал для каждого» 

Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 прибыли, по приглашению фотостудии “Мамонт” и Дома учителя, на открытие фотовыставки “Байкал для каждого”, 29 марта 2023 г.

         Сразу скажем, что поход посвящается 100-летию Дома Учителя (18 марта 1923 года был открыт Пермский Дом Учителя (Дом работников просвещения). В этом году мы все празднуем знаменательный юбилей!

         Дом учителя и сегодня сохранил, в числе немногих в России, традиции культурно-досугового учреждения для работников образования. Интеллектуальная и творческая жизнь педагогов г. Перми продолжается.

         Дом Учителя постоянно открывает выставки художественного творчества, проводит концерты и встречи с знаменитыми людьми для воспитания видеть красоту —  а нам, молодому поколению,  это очень важно! На этот раз — фотовыставки посвящены экологии.

         Участники фотопленера от Пермского края Родион Балков, Мария Киндеркнехт представили всероссийскую фотовыставку ”Байкал для каждого”.
         Кадры сняты в Иркутской области и окрестностях озера Байкал в мае 2022 года в рамках VI-го всероссийского фотопленера “Байкал для каждого”.

         На выставке представлена 61 фотография размером А3 и А2, напечатанные на фотобумаге с матовой ламинацией.

         Практически мы совершили образовательное путешествие на Байкал! Организаторы представили ещё и свои ролики.

         Наш второй выпуск посвящён этнографическому музею.

Баяндай 

См. фотоальбом

Бурятская и белорусская история в этномузее Баяндая

         В селе Баяндай есть уникальная достопримечательность, о которой не знают даже многие опытные экскурсоводы. По пути следования на Ольхон, прямо перед поворотом на выезде из села у заправки, расположен этнографический Баяндаевский музей. На данный момент он представляет собой две усадьбы — белорусскую и бурятскую. На территории каждой находится несколько исторических построек — их перенесли сюда в первозданном виде из разных мест района. Примечательно, что дома этнокомплекса не реставрировали, они действительно из прошлого — когда-то в их стенах жили местные люди.

         Этнографический музей под открытым небом в Баяндаевском районе открылся 2014 году. Включает в себя три типа традиционных усадеб: бурятскую, русскую, белорусскую.

«Бурятская усадьба»

         Памятник архитектурного зодчества XIX века: традиционная деревянная юрта, шаманский дом, амбар и надворные постройки. Дом краеведы вывезли из улуса Шардай. В экспозиции «Бурятской усадьбы» размещены предметы мебели, домашней утвари, обувь, одежда, орудия сельскохозяйственного труда, старинные предметы быта. Кровати, расположенные по традиции в северной стороне дома, застелены шкурами, а одежда хранится в сундуках. Все вещи, вплоть до фотографий на стенах, были найдены создателями музея во время научных экспедиций по району.

Белорусская усадьба

         В соседней усадьбе, огражденной собственным забором, расположилась белорусская традиционная изба. Как она оказалась на территории Усть-Ордынского Бурятского округа? Дело в том, что на территории Баяндаевского района есть поселение Тургеневка, основанное в 1909 году белорусами, пришедшими на бурятскую землю благодаря Столыпинской реформе. Как рассказывают местные, пришлые белорусы обжились здесь мгновенно — они выбрали место для поселения весной, а уже осенью их дети пошли в отстроенную с нуля школу. Благодаря ним и местное население потянулось к знаниям — педагоги учили бурятских детей. Потомки тех белорусов живут в Тургеневке по сей день. Там ежегодно проводятся любимые среднерусские праздники — день Ивана Купала, Масленица и другие.

         А потому и старая изба на территории этнокомплекса возникла не случайно. Внешне она мало примечательна — такие же срубы до сих пор повсеместно стоят в деревнях по всему Центру России. Зато оказавшись внутри словно попадаешь в деревушку на Двине начала 20 века. Плетеные домотканые ковры, икона в углу, украшенная белым кружевным ситцем, подвесная люлька, белорусская вышиванка на стенах, веретено, печь с полатями.

         В этнокомлексе гостям предлагают принять участие в уникальном действе — местный ансамбль проводит обряды, готовит национальные блюда, рассказывает о наречиях, распространенных только в Усть-Орде и учит танцевать Ёхор — священный бурятский танец.

         В 2022 году в августе месяце рядом с территорией этнографического музея села Баяндай прошел первый областной фестиваль деревянной скульптуры «Тэнгэриин оёдол». Участники воссоздали из дерева мифологических существ, героев легенд и бурятского эпоса.

         Над созданием скульптур трудились мастера из Иркутска, Усолья-Сибирского, Свирска, Шелехова, Уфы и поселка Баяндай. Они постарались отразить в своих работах всю самобытность бурятской культуры.

Шаманизм западных бурятов. Духи как часть среды

         Усть-Ордынский Бурятский округ Иркутской области — это место, где обитают духи. Шаманы, ритуальные столбы, священные горы и реки — все это находится в нескольких десятках километров от Иркутска, где в противовес — пробки, аэропорт, дорогая недвижимость, мегамаркеты и прочие достижения западной цивилизации. Всего пара часов езды и вы оказываетесь в мире кардинально ином, ваши законы физики здесь — не законы вовсе.

         Буряты разделяют себя на восточных и западных. Первые живут на территории Бурятии и исповедуют в большинстве своем буддизм с элементами поклонения духам местности и рода. Западные же буряты, в частности жители Приангарья, буддизм не приняли и остались шаманистами по сей день. Усть-Ордынский округ делится на Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский и Эрихит-Булагарский районы. В каждом районе почитают собственных духов местности, и по-своему — традиции могут существенно отличаться, найти строгих правил и законов невозможно — никакой шаманской «Библии» ведь не существует. Поэтому рассказывать о том или ином обряде нельзя общо, можно говорить только о сиюсекундном опыте.

Екатерина:

         Знакомиться с шаманским обрядом мы поехали в Осу — село, расположенное в 140 километрах севернее Иркутска. Эксперт в этнокультурных особенностях западных бурятов Татьяна Швыдченко рассказывала легенды осинских бурятов. Так, в деревне Улей девушки никогда не поют на улицах. А все потому, что верят в легенду:

… Много веков назад прекрасную юную деву насильно отдали замуж за нелюбимого. Он бил ее, издевался, держал в кандалах. Однажды ей удалось сбежать от изверга, но забыть его зверства женщина не смогла и утопилась. С тех самых пор она ходит по окрестностям и забирает в свою “армию” души творческих, молодых и счастливых людей…

         Человеку пишущему и увлекающемуся этнографией с детства обидно — верования западных бурятов невозможно структурировать, подсобрать и поставить в строй. Они живут, меняются и умирают вместе с носителями веры. Зато именно здесь, всего в паре сотен километров от Иркутска, можно прикоснуться к истинному устному народному творчеству. Творчеству, которое хоть и меняется, но переживает тысячи лет. Эти сказки, легенды, приметы завораживают, в них чувствуется прошлое на расстоянии вытянутой руки. Прошлое, которое становится настоящим и будущим естественно, потому что так устроен этот мир.

(исп м-лы СМИ; Е.Волгарёвой ) 

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».