В СОШ №135 «Зори тихие»

К празднику Великой Победы — 9 мая в школе №135 свершилась постановка, а потом и прошёл премьерный показ постановки «А зори здесь тихие…» в актовом зале на сцене школьного театра «ЛИК». Спектакль о женщинах-защитницах, гранях добра и зла. Добро делается искренне и бескорыстно. На то оно и добро.

         В основу спектакля легло бессмертное произведение советского классика Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», рассказывающее о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. Судьба каждого из героев – это «маленькая нить – часть огромной пряжи всего человечества». Война беспощадно и безвозвратно рвёт эти нити, стирая с лица земли целые поколения.

         «Зори» – это спектакль-баллада, где кошмарный сон перетекает в не менее жестокую реальность, а в светлые воспоминания о девичьем прошлом врывается военная действительность. На сцене – человеческие чувства, невостребованная любовь, ускользающая красота… И бесконечная вера в свою страну, в её Победу».

          В спектакле участвуют дети - подростки.

См. фотоальбом

         Руководитель школьного театра Елена Рябова  от собственных чувств стала размышлять об этом сюжете. В итоге потихоньку раскрутила сценарий. Для  женских образов нашла маленьких девочек-подростков из 8 -х классов – собрала для них все ипостаси женских образов – это и дочь, и сестра, и вдова, и сирота, и мать, и невеста. Каково им? Плюс ко всему они солдаты, им ещё и Родину защищать.

          Как говорила одна писательница: «У войны не женское лицо». А какое лицо? Оно и не мужское даже. У мужчины хотя бы генетически заложена защита. Он – должен добывать и защищать, а женщина оберегать, молиться, спасать. И вот, она вынуждена идти защищать и плюс оберегать, переживать, страдать.

         Старшина Васков вспоминает о сыне и заканчивается тем, что ему кажется, что это был сон. Оказывается реальность ещё хуже – все погибли. Такова жизнь и реальность. В чём свет? Свет в ребёнке. Было ради чего погибать – вот он ребёнок, дети. Тяжело говорить об этом.

         Елена Владимировна  вдохновлена женскими персонажами. А кто из них у вас любимый?

Е. В.:  Я их всех люблю очень. Я даже не могу выделить кого-то одного.

         Нашлись не только артисты, но и ученик  - «аранжировщик», оформили музыку, потрясающую хореографию! Создавать балладу, которая из музыки перетекает в хореографию, а затем в сон, кошмарный сон — помогли учителя — классные руководители, а исполняли девочки 7 «В».

         Постановка уникальная, очень трогательная и сердечная. У учителей не раз сегодня выступали слёзы на глазах. Весь зал плакал.  «Зори» театра «ЛИК» – явление в культуре, в театральном искусстве на школьной сцене.

Сюжет-то известный! Гениально же поставлен первый фильм! И спектакли какие шикарные есть. Есть даже фильм-спектакль Театра на Таганке «А зори здесь тихие…»:

Е.В.: я не собиралась переплюнуть какую-либо постановку, я хотела сделать своё и сказать свою мысль: мы – женщины, в любой ситуации мы останемся женщинами. И девочки-школьницы это изобразили. 

Кирилл:

         13 мая 2023г театральная студия «ЛИК» в нашей школе №135 представила новую премьеру спектакля "А зори здесь тихие...". Более 500 учащихся посетили этот спектакль. Его можно смотреть только «со слезами на глазах». 

         Трагическая история о разрушенных войной девичьих судьбах ставит перед зрителем самые важные вопросы бытия: какова истинная цена подвига и есть ли ценность более весомая, чем жизнь каждого простого человека?

         «У войны не женское лицо…» - нам всем, наверное, знакомы эти пронзительные слова. Но насколько они точны и глубоки, мало кто из нас, живущих сегодня, представляет. В спектакле «А зори здесь тихие…» эти слова наполняются живым и реальным смыслом. Всего лишь несколько дней жизни пяти девушек-зенитчиц, вступивших в неравную схватку с отрядом немецких диверсантов в мае 1942 года. Всего лишь несколько дней – и вся жизнь, жестоко оборванная войной. Жизнь юная, дерзкая, наполненная мечтами и стремлениями, верой в любовь и надеждой на счастье… Вдумайтесь  в слова героя повести: «Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ! Мужикам война эта — как зайцу курево, а уж вам-то...»

4 ноября 1972 года состоялась премьера фильма по одноименной повести Бориса Васильева:

1. серия

2. серия 

         И оказалось: режиссер Ростоцкий -  фронтовик, ноги лишился на войне, а тоже каялся перед писателем: "Боря, прости, я не могу иначе. Монтирую, а слезы капают, и не удержать".

Писатель уверял: он написал жестокую трагедию - и страшно опасался лишних сантиментов. Опасался - зря.

Глаза Лизы, Гали, Сони, Риты, Женьки

         Да, фильм попал в десятку самых посещаемых за всю историю советского кинопроката. Официально зрителей в кинотеатрах сосчитали - 66 миллионов. А если с телезрителями? Вдвое, даже втрое больше. И вот для всех для этих миллионов - навсегда герои этой самой повести из журнала "Юность" вдруг получили лица, голоса, глаза актеров из кинокартины.

До фильма Ростоцкого промелькнул телеспектакль, и на любимовской Таганке уже были свои "А зори здесь тихие". И до, и после было множество спектаклей, фильмов. Мелькали, забывались - только этот не забылся.

         Рядовая Лиза Бричкина, втайне влюбившаяся в старшину и так нелепо, так ужасно утонувшая в болоте, - у нее с тех пор лицо юной актрисы Елены Драпеко.

         Рядовая Соня Гурвич, влюбленная в Блока отличница, которую зарезал немец, - это только Ирина Долганова. Может, актрису и не очень помнят - но ее лицо...

         Рядовая, пигалица, сирота и фантазерка Галя Четвертак, совравшая в военкомате, чтобы попасть на фронт, но не умеющая убивать, подстреленная немцем на бегу, - это все равно актриса Екатерина Маркова.

         Но младший сержант Рита Осянина, которая считала долгом отомстить фашистам за убитого мужа, за оставленных в тылу сынишку и больную маму и погибла в неравном бою - это, конечно, актриса Ирина Шевчук.

         Но рядовая Женька Комелькова, дочь красного командира, Венера Боттичелли с необыкновенными глазами и копной волос - немцы-звери расстреляли всю ее семью, она спаслась и вот теперь погибла, не допев "Он говорил мне, будь ты моею", - кто она, если не актриса Ольга Остроумова?

Ниточки Федота Евграфовича

         А хмурый старшина Федот Евграфович Васков, которому исполнилось аж тридцать два, а он не соглашается считать себя "пеньком замшелым"? Всех, кто с тех пор играет старшину - на сцене, перед камерой, - все время гримируют под актера Андрея Мартынова. А ему на съемках было 27. Он просто выглядел постарше - армия дело-то солидное.

         Васков - крестьянская косточка, лукав и прост: "А глубины тут, девчата, по эти самые... Вам, стало быть, по пояс".

         Васков - всего лишь комендант разъезда и зенитчиц командир, но мыслит стратегически, как полководец: "Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает".

Васков при четырех своих неполных классах - в глубине души философ, неотесанный поэт. И гибель девушек ему - оборванные нити. "Маленькие ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанные ножом".

         И сущность человеческая перед ним как на ладони: "Человека ведь одно от животных отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого - зверь. О двух ногах, о двух руках, и - зверь. Лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует: ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет".

         Странное дело - но актер Мартынов тоже вспомнил: предложили роль, взял в руки рукопись, начал читать, увлекся, так вдруг пробрало - "поднимаю глаза, а у Ростоцкого тоже слезы блестят".

         Но дело ж не в слезах. Чем они брали и берут - эта повесть, этот фильм?

Война рядового Васильева 

         Написано и снято о войне такое множество - и гениальных книг, и гениальных кинолент. А эти все равно стоят особняком. Отдельные, вошедшие в историю литературы и кинематографа. Пожалуй, и в историю народную.

         Картина черно-белая. Цветные вставки промельком - из довоенной жизни девушек, финал, где бывший старшина с усыновленным мальчишкой младшего сержанта Осяниной. Всякий кинокритик скажет: снято архаичным языком и чересчур затянуто. Как это может потрясти, как может душу наизнанку вывернуть, откуда катарсису взяться?

                   Непонятно.

         Идея повести и фильма, в сущности, прозрачна и проста. Всего лишь двое суток длится бой местного значения среди суровых северных утесов, ледяных озер и тихих зорь. Вместо того, чтобы рожать, дарить и получать любовь, пять необстрелянных девчат с нескладным старшиной воюют против конкретных шестнадцати фашистов. Когда-нибудь придет одна на всех, большая, общая, великая Победа - но это ведь через три года. А сейчас и здесь - что могут хрупкие девчонки против бронированного зла? Как может четверых недобитых диверсантов, сытых и вооруженных, взять в плен единственный оставшийся в живых, с одной гранатой без запала, еле стоящий на ногах от голода и усталости Васков?

                   Нелогично, иррационально.

                   Так вроде бы не может быть.

         Сам писатель Борис Васильев как-то, говоря о своей повести, употребил глагол - на первый взгляд он странный: так "придумалось".

         История такая. Он прошел войну солдатом - а Василь Быков и Гриша Бакланов лейтенантами. Книги их после войны Васильев читал запоем - но при этом думал: все-таки его война, без лейтенантских звездочек, была другой. Наткнулся на газетную заметку про сержанта и шестерых солдат, которые наткнулись на отряд немецких диверсантов у какого-то полустанка между Петрозаводском и Мурманском. Решили дать им бой. Не подпускали фрицев к железной дороге до последнего. Погибли все - когда пришла подмога, остался только раненый сержант. И вот после войны его нашла награда.

         Вот оно! Васильеву хотелось написать о людях, которые сражались не по чьему-нибудь приказу сверху - а по приказу своей совести: здесь родина, родимая земля. И потому враг не пройдет.

         Он написал страничек семь - и понял: не цепляет, все это сто раз описано другими. "Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось - пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё - повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч!".

Бессмертная правда 

         На первый взгляд, конечно, парадокс: творил, придумывал - а вышла честная история. Придумывал - а вышла правда о войне. О той войне, в которой хрупкие, красивые и расово неполноценные, как их ни убивай, все время побеждают тех, кто думает, что он непобедим. Войне, в которой побеждают только люди, которые остаются людьми. Войне, в которой нелюди и ненависть обречены: любовь всегда сильнее них.

         Да, но ведь девушки погибли - что же толку в этой правде?

         Это непонятно, иррационально и несправедливо.

         Но это правда - тех пяти девчат и старшины, который убивался, что не уберег.        

         Борис Васильев вспомнил как-то, что сказал другой писатель, Вениамин Каверин: "Почему в годы Великой Отечественной войны вся страна кинулась читать "Войну и мир"? Потому что в этой книге написано не только о том, как мы победили, но и кто - мы, и почему снова непременно должны победить".

         Здесь, собственно, ответ - в чем сила старого фильма "А зори здесь тихие". И в чем весь ужас новых "Зорь".

         Там был ответ - кто мы и почему нам надо победить.

         Фильм «А зори здесь тихие» был снят в 1972 году, сразу стал любим зрителями. Появившаяся в 2015 году картина с таким же названием не привлекла особого внимания. И артисты талантливые, и сюжет соответствует книге Б.Васильева. Но нет душевности, искренности, эмоциональности фильма С.Ростоцкого.

         Тут в лучшем случае ответа просто нет.

         Зато есть ехидный склизкий вопросик: а эти ваши зори - почему они такие тихие? Погромче бы!

         Все актеры фильма 2015 года искренне старались сделать новое красивое кино и, перекидывая мостик между поколениями, новым языком продолжить разговор о памяти и о войне. Что вышло?

Фильм как фильм, и напряженный, и эффектный, и с каким-то смыслом.

         Дело в другом: эти новые "А зори здесь тихие" внезапно утонули. Нет, не в бане - в водопадах пошлости, которые обрушились за последние лет десять на российское кино.

         Из плоской схемы в головах, как пазлы, складывается плоская бессмыслица. Все, что привычно называют "историческая, человеческая память", вдруг незаметно заменили на эффектные флешбэки, пустопорожние бэкграунды.

         Будто не память, а болото штампов. Суповой набор походно-полевых подружек, непременных подлецов политруков, сталинской тени, жертв репрессий, пафоса и экшена.

         Сквозь зубы: никудышная страна, а что поделаешь - придется защищать, деваться некуда.

         Что изменилось за полвека, которые прожили с нами герои кинофильма "А зори здесь тихие"?

         Если коротко, то наступило время клонов, аватаров, фейков.

         Как уживутся с этим временем пять девушек и их усатый старшина?

         Их открывают заново - теперь кинематограф видит в них универсальную коммерческую перспективу.

         История того, как трансформировался вдруг сюжет из повести "А зори здесь тихие", и непроста - и поучительна, особенно в наше лихое время СВО.

         Вот уже девятый год 2 мая не праздничный день. Это день воспоминания о кошмаре, который не забывается, как бы слабая человеческая психика ни сопротивлялась крепкой же человеческой памяти. От этого дня никуда не уйти, пока Одесса не станет свободной, а все участники и организаторы массового убийства не понесут суровое, как пеньковая веревка, наказание.

         Сегодня мало кто помнит, что с утра 2 мая ВСУ начали беспорядочно обстреливать из РСЗО и с боевых самолетов Славянск, там тоже погибали мирные люди. Но оборона Славянска стала частью трагедии Донбасса, а кошмар Одессы стоит особняком. И не отпускает мысль и крепнет убеждение, что утро и вечер 2 мая 2014 года были задуманы одним сценаристом, что это два акта одного массового убийства, имевшего целью подавить волю к сопротивлению, запугать до смерти, растоптать душу.

         В Одессе это им почти удалось. Из города воинов, тружеников, моряков, ученых, творцов, настоящих героев будто вынули позвоночник, лишили лица, характера, всякой привлекательности. Накинули на нее, как на памятник Екатерине II, потную вышиванку.

         Девять лет назад в Доме профсоюзов убили не только людей, но и саму Одессу.

         Одесса сегодня оккупирована удушливым украинским нацизмом, примитивным и бесчеловечным, с выдуманным прошлым и без будущего. И началом ее возрождения будет суд над теми, кто стрелял, разливал бензин в бутылки, добивал палками, просто радовался смертям. Без возмездия убийцам Одессы ей не воскреснуть.

         Все, что произошло 2 мая, посыпается сегодня и в Киеве, и в Европе, и в Америке пеплом забвения.

         Антимайдановцы вынуждены были укрыться в серой громадине Дома профсоюзов. И тогда в его окна полетели бутылки с зажигательной смесью, начался пожар. Людей, выпрыгивающих из пылающих окон, убивали снайперы, их добивали на земле металлическими прутьями. В этом аду погибли 48 человек, восемь разбились при падении из окон. Еще шестеро были убиты на улицах, более 300 пострадали.

         Военный психолог Норман Коупленд: из поколения в поколение оружие меняется, а человеческая природа остается неизменной. Сегодня в зоне СВО мы видим, что бойцы совершают точно такие же подвиги, как их деды и прадеды. Преемственность поколений совершенно очевидна. И исторические параллели сегодняшних событий прослеживаются не с какой-то одной конкретной войной. Хотя Великая Отечественная наиболее ярко высвечивает проблемы борьбы против нацизма, с современным вариантом которого наша армия столкнулась сейчас.

         В новой ситуации - экстремальной, на грани жизни и смерти - просыпаются все те лучшие качества наших людей, которые проявлялись и в Великую Отечественную. Так уже был совершен аналог подвига Николая Гастелло, когда 2 декабря 2022 года в районе Клещеевки российские летчики подбитого СУ-24М - командир экипажа Александр Антонов и штурман Владимир Никишин - направили свой горящий самолет на колонну вражеской бронетехники. Посмертно им присвоено звание Героев Российской Федерации.

         Министр обороны РФ Сергей Шойгу в конце 2022 года сообщил, что более 20 тысяч человек поступили на службу добровольцами во время призыва.

         "Воины по долгу" - это люди, которые независимо от своего субъективного отношения к боевым действиям, часто негативного, оказавшись перед необходимостью защищать свою страну, сами добровольно идут на фронт. В данном случае даже ненависть к оружию не мешает их готовности взяться за него, чтобы отстоять свободу Родины и собственное право на жизнь.

         30 лет западные идеологи и взращенные ими местные националисты превращали Украину в анти-Россию и создавали для своего населения образ врага из нас. Вспомните жуткие ролики про крохотных детишек, которые зигуют и кричат, что будут "резать русню".

         В украинской пропаганде фэнтезийные образы мира Толкина получили наибольшее распространение. Здесь нет ничего нового: вслед за Геббельсом после окончания Второй мировой войны его расистские наработки о жестоких варварах-красноармейцах подхватили союзники по антигитлеровской коалиции. В англосаксонской литературе этот миф был распространен. Но пыль с него стряхнули именно после развала СССР.

         Нас целенаправленно расчеловечивали. Есть анекдот, очень меткий и емкий, который иллюстрирует эту проблему. Внук спрашивает дедушку: "Дед, ты воевал. Вся грудь в орденах... А сколько людей ты убил?" - "Ни одного, - отвечает дедушка. - Я убивал не людей, а врагов". То есть враг - это нелюдь, а значит, он недостоин жизни и человеческого к себе отношения.

         В зоне специальной военной операции, во-первых, популярны совершенно другие песни, которые раньше в эфире никогда не звучали, а распространялись среди народа иными путями. Во-вторых, появились новые песни, рожденные на фронте. Душевные, отражающие все те настроения, которые есть на передовой и здесь, внутри страны. Например, совершенно потрясающая песня "Тыловая": "Я сижу в тылу, я вяжу носки...". Или стихотворение священника Владимира Русина "Позывной "Теркин".

         Но как же солдату быть без связи с тылом, с домом? Никак нельзя! И вот уже дети со всех концов страны, как во время Великой Отечественной, снова пишут на передовую письма незнакомым бойцам, и те читают их со слезами на глазах, бережно хранят, носят у сердца. Эти письма становятся талисманами, оберегами. Люди верят, что письмо от мамы или от любимой может отвести пулю.

         Одну историю передают из уст в уста. Незнакомая девочка прислала бойцу своего любимого плюшевого мишку, он во время боя случайно игрушку обронил, нагнулся, чтобы поднять, и осколок, который был ему предназначен, просвистел над ним, лишь слегка задев каску. Маленький мишка спас ему жизнь. Обрастая народными подробностями, история становится фольклором.

         Специальная военная операция пронизывает собой все виды искусства, которые существуют в зоне боевых действий и в прифронтовых районах. Например, в Донецке скульптор-кузнец Виктор Михалев из гильз и осколков делает композиции цветов. Роза, которая растет из убивающего все живое железа войны... Жизнь и красота, побеждающие смерть...

Позывной "Теркин"

Автор стихотворения - священник Владимир Русин

Не в потертой гимнастерке -
Он одет в бронежилет.
Только в том, что это Теркин,
Никаких сомнений нет.
Воротился с того света,
Взял у смерти выходной.
А о том, что Теркин это,
Говорит и позывной.
Хоть его поэт Твардовский
В райских кущах поселил,
Вася Теркин не таковский,
От призыва не косил.
Как услышал, что в Отчизне
Нужен опыт боевой,
Взял отгул у райской жизни
И с небес помчался в бой.
Ну, не мог спокойно Вася
Оставаться в стороне.
Плачут дети на Донбассе,
Слышен плач и в вышине.
Что с того, что заслужил он
Славу, почести, покой;
Что свое уже отжил он;
Что немножко неживой?
Живы, знаем мы, у Бога
Все, кто был одушевлен.
Раз родным нужна подмога,
Раз работы ратной много,
Бог для верующих в Бога
Воскресит и батальон.
Полк, дивизия, бригада
Десантирует с небес,
Если будет очень надо.
А ведь было очень надо,
Чтобы Теркин наш воскрес.
***
Годен в прадеды (не в деды)
Предок Теркин для ребят.
С ним вести политбеседы
На привале все хотят.
Смотрит Теркин непредвзято,
Чужд корысти и интриг.
Удивляются ребята:
Вник во все проблемы вмиг.
В прошлом был печник и плотник.
Раз в избе часы чинил.
Тут освоил беспилотник,
Тепловизор изучил.
- Да, военная наука,
Вижу, сделала скачок.
Ну-ка, что это за штука?
- Это, дядя, "Солнцепек".
- Нам таких под Сталинград бы
Пару штук… Да хоть одну!
Наша армия смогла бы
Сократить в пять раз войну.
- А еще у нас в запасе
Есть таинственный "Сармат".
Но, по правде, дядя Вася,
Все о нем лишь говорят.
Прячут этого "Сармата",
Как царевну, от людей.
- Что ж хотели вы, ребята?
Кто ж заходит с козырей?
Дяде Васе сообщили:
"Крым в Россию вновь приплыл".
Удивляется Василий:
"Разве он нерусским был?".
"Ох, пока Вы посещали
Тот небесный дивный свет,
В этом свете раздавали
Бесам суверенитет.
Заложили босы мину,
На груди пригрев змею".
"То-то ж, братцы, Украину
Я в упор не узнаю".
"Как узнать ее, когда там
Скачут все: и стар, и млад?
Уподобились приматам.
Только матом говорят.
То в Россию целят пушки.
То Европе лижут зад.
Им мешает даже Пушкин".
"Чем же Пушкин виноват?"
"Тем, что выпорол Мазепу
Стихотворною строкой…
Словом, рвет за скрепой скрепу
Украинец удалой".
"С кем теперь танцует танцы
Политический хохол?"
"Ляхи, немцы и британцы,
И другие иностранцы
Там играют рок-н-ролл.
Присылают помощь галлы.
Мутит Балтику прибалт.
Набирают янки баллы
И что делать говорят".
"Их душа чернее ваксы.
Их в аду давненько ждут.
Ведь за баксы англосакс
Мать родную продадут".
И вопрос один Василий
Не задать никак не мог:
"Кто союзник у России?"
"Из надежных - только Бог…"
Стал опять наш Теркин весел,
Разминает кулаки.
"Факт последний перевесил.
Все другие - пустяки.
И моя душа повинна.
Зря я встал на полпути.
Долго тянется резина.
Надо бы не до Берлина -
До Америки идти
В том победном сорок пятом.
Я ж попятился назад.
Уж простите вы, ребята.
Не допетрил. Виноват".
***
Ни парома, ни моторки,
Все разрушены мосты.
На Днепре Василий Теркин
Был, да след его простыл.
Не отправился ли часом
Он обратно в мир иной?
Вызываем раз за разом -
Безответен позывной.
Он ушел вчера за ленту.
Он нырнул в туман и грязь.
Чтобы не привлечь ракету,
Только с Богом держит связь.
Теркин жив. В строю дед Вася.
Теркин наш неистребим.
С ним не только на Донбассе,
С ним повсюду победим.

10.02.2023 г.

         Есть карта уникальная: "Запад против СССР". Кто сколько и чего поставил против нас в Великую Отечественную, откуда сколько к нам пришло карателей. Про что это? Про прошлое? Для херсонских, как для всех донбасских, это - настоящее. А для нас?

         Вице-губернатор области Татьяна Кузьмич, побывавшая в бандеровском плену, читает вдруг Твардовского: "Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны…"

Но все же, все же, все же. И школьники читают - но свое: они участвовали в конкурсе "Стих солдату". И девочка поет "Катюшу". Не про вчерашнее - про то, чем здесь живут.

         Дети читают и в Бердянске - со сцены в Азовском педуниверситете: сбиваются, волнуются и звонко ставят финальные точки. Историю, в которой есть 19 бердянских Героев Советского Союза.

         Есть улица, откуда с факелами шли в 2014-м головорезы запрещенного в РФ батальона "Азов" - на Мариуполь: там спалили ГУВД с сотрудниками и давили бэтээрами на улицах донбасских демонстрантов…

         Директор Азовского морского института Владимир Литвиненко, когда прежние руководители внезапно смылись, тоже спасал что мог.

Он спрашивает будто риторически: почему кто-то уехал, а кто-то остался? "Причина - в понятии "Родина". Понятии, которое хотели в нас разрушить. Слово громкое - но определяет нашу суть как дом, семья и дети".

         Актрису Елену Драпеко встретили аплодисментами. Она напомнила про Лизу Бричкину из фильма "А зори здесь тихие", про то, как снималась когда-то на мариупольской "Азовстали" в роли диспетчера мартеновского цеха Зойки в фильме "Самый жаркий месяц". И о том, что выросла в послевоенном Ленинграде, который также поднимался из руин. И обещала помогать - как депутат Госдумы.

         Если бы только немцы - говорят здесь, - а то ведь больше всех отличились "свои", предатели. Срезали кожу полосками, вырезали звезды, сажали на раскаленную плиту, загоняли иглы под ногти, вешали за волосы или вниз головой. "Выкалывались глаза, вырезывались груди, половые органы и арестованные до полусмерти избивались плетями", - сообщал в марте 1943-го нарком внутренних дел УССР Сергиенко первому секретарю ЦК КП(б)У Хрущеву (будущему автору амнистии отбывающих срок бандеровцев).

         Военкор ВГТРК Евгений Поддубный: "Мы вот только что из Артемовска, видим, как наши парни относятся к пленным. По-человечески. Не по-звериному. Мы не оскотиниваемся, не убиваем безоружных, не скачем. И в этом наше моральное превосходство. Не верьте, что война все спишет, ничего не спишет. Наши деды не позволяли себе опуститься до уровня врага - нам надо быть достойными их".

Здесь, на Донбассе, память - в настоящем времени. История его внезапно раскрывает. Вот почему и память здесь - не из музея восковых фигур.

Двадцать лет назад, когда ни о каких майданах не подозревали, - у поэта Андрея Вознесенского вдруг вставала будущая тень Своей Великой Отечественной:

"И границы заката расширя, / полыхает, как дьявольский план, / карта огненная России, / перерезанная пополам. // Она в наших грехах неповинна, / отражаясь в реке, как валет, / всюду ищет свою половину. / Но другой половины - нет".

И боль своя, физическая, перемешивалась в этих "Облаках" с другой - провидческой болью по несправедливо искалеченной Родине.

Мариупольский библиотекарь Верушкина согласилась: "Большой поэт - всегда пророк".

190 лет назад

Наконец, начало, мостик времени. В начале 1830-х Пушкин написал "Клеветникам России" и "Бородинскую годовщину". "О чем шумите вы, народные витии? / Зачем анафемой грозите вы России?". Обращено стихотворение - о чем приходится напоминать - вовсе не к восставшим полякам, а к французским парламентариям и публицистам, исходившим злобой. "Мы не против России и не за поляков; подзуживая поляков, мы защищали только себя", - это из их признаний.

Другу Вяземскому Пушкин писал: "Народы так и рвутся, так и лают. Того и гляди, навяжется на нас Европа". А что в ответ приятели? Приятели и стали первыми злословить: Пушкин в кризисе, поэт уже не тот, да и стихи его - "шинельные". Кто оценил стихотворение? Тот, от кого не ждали: Чаадаев.

Через двадцать лет вся эта ненависть к России, о которой Пушкин написал, и стала почвой для Крымской войны. Предвидел. Предсказал. И тот же Вяземский, покаявшись, тогда уже напишет вслед за Пушкиным: "Французским крикунам молчанье хуже пытки... / Теперь они ордой на нас восстали дружно..."

P.S.

Большие поэты - всегда пророки. Проходит время - предсказания попадают в точку. 20 лет назад у Вознесенского появилась "карта огненная России, перерезанная пополам". Но у него же было предостережение: "Дурные твои Батыи - Мамаями заскулят. / Мама моя, Россия, - не дай тебе - сжаться в кулак". Слышите?

Течёт река бессмертного полка...

Олег Газманов - Бессмертный полк 

Течёт река бессмертного полка. По улицам, проспектам, по стране. Шагают в ряд с портретами в руках потомки победителей в войне. На старых фото вечно молодые, свою, оставив вахту в небесах. Шагают предки с нами, как живые. Течёт река бессмертного полка...

Учитель русского языка и литературы, 8 «А» класс, Шмыкова Елена Ивановна:

Конец учебного года – жаркий сезон. Но педагоги и ученики не перестают удивлять, вдохновлять и радовать нас вновь и вновь своими талантами!

12 и 13 мая в школе состоялись премьерные показы очередного спектакля, поставленного руководителем школьного театра "ЛиК", Рябовой Еленой Владимировной. В этот раз школьники увидели драматическую постановку по произведению советского писателя Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." Главными исполнителями ролей в спектакле стали учащиеся восьмых классов.

На премьере спектакля побывали старшеклассники, их классные руководители и учителя-предметники. Ребята из 8 «А» класса под руководством учителя литературы, Шмыковой Елены Ивановны, также активно поддержали своих сверстников. Ребята с удовольствием делятся впечатлениями от просмотра спектакля с читателями школьной газеты:

Дрокова Диана: «Мы с классом посетили премьеру спектакля "А зори здесь тихие" по мотивам повести Бориса Васильева. Была рада посетить школьный театр "ЛиК". Невероятные, талантливые, наши сверстники здорово показали свои театральные способности. Это было незабываемо, браво всем! Спасибо за прекрасные эмоции».

Ершов Алексей: «В целом, этот спектакль мне очень понравился. Многое у ребят не вышло так, как хотелось, ведь они выступали на сцене в первый раз. Но у них всё получилось! В данном спектакле очень хорошо показаны образы девушек-солдаток и их старшины. Декораций в данном спектакле было не очень много, но они были. Они посвящены празднику "День Победы". Сходив на этот спектакль, я освежил в памяти события данного произведения. Спасибо за спектакль школьному театру " Лик"!»

Ваганов Владислав: «Мы с классом сходили на премьеру спектакля по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Выступление было рассчитано на один урок. Внешне актеры соответствовали произведению. Актеры хорошо показали свои таланты. Мой хороший друг Слава играл старшину боевой группы. Я считаю, что он лучше всех отыграл свою роль. Мне понравился этот спектакль, и я рад, что у нас в школе есть такие театральные группы».

Пархоменко Павел: «Мы с классом сходили на премьеру спектакля "А зори здесь тихие", в школьный театр. В целом, спектакль мне понравился, но ребятам ещё есть, куда стремиться. Эмоции были переданы неплохо. Хочу сказать им спасибо за спектакль и пожелать уверенности в себе!»

Поминова Полина: «Я могу сказать, что все актеры справились со своей ролью, несмотря на то что это было их первое выступление. Каждый смог показать свои таланты. На меня произвел впечатление вальс ребят. Это было изумительно. Вся музыка была подобрана по стилистике повести. Спасибо за такой интересный спектакль!»

Хабибуллина Екатерина: «Ребята очень хорошо выступили, и каждый сумел передать свою роль. Этот спектакль мне понравился тем, что в нем был трогательный и интересный сюжет».

Подгорнов Григорий: «Мы с классом сходили на спектакль "А зори здесь тихие...", поставленный школьным театром "Лик". Мне очень понравилась игра наших сверстников. Ребята очень старались. Каждый актер был одет в соответствующую форму. Все ребята, участвующие в спектакле, показали себя с лучшей стороны. Огромное им за это спасибо!»

Алтынцев Сергей: «Актёрами спектакля были восьмиклассники из нашей школы. В общем, спектакль не плохой, ведь ребята выступали первый раз. Особое впечатление на меня произвёл мальчик в роли сержанта. Он отлично сумел показать свои сценические навыки».

Косков Александр: «Мне очень понравился спектакль. Сержант отлично отыграл свою роль. В военной форме, с ружьём. Было интересно наблюдать, как Сержант показывал свои эмоции. Все еще не забываю фразу «Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!» Спектакль подарил всем нам незабываемые эмоции! Браво!»

Захарова Мария: «Моё общее впечатление от постановки положительное. Особенно понравились декорации и костюмы. Всё было связано с прошедшим праздником, Днем Победы. Мне запомнились стихи, которая читала Дана, то, как проникновенно она их читала, а ведь в то время совсем не до стихов было… В общем, постановка замечательная, эксклюзивная. Спасибо ребятам!»

Баяндина Елена: «Мы с классом сходили на премьеру спектакля по произведению Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Могу отметить, что были очень красивые костюмы и декорации. Также порадовало, что ребята очень хорошо прочувствовали свои образы и вжились в них. Спектакль мне очень понравился, мы с классом с удовольствием сходили и не пожалели!»

Сычев Семен: «Все ребята, выступившие в спектакле, показали себя довольно хорошо и им можно и нужно улучшать свои навыки, они все молодцы!»

Баранова Ульяна: «Спасибо артистам. Есть над чем задуматься, в финале даже слезы подступили! Их творчество никого не оставило равнодушным. Все большие молодцы, но есть над чем работать и к чему стремиться».

Куканиев Амирджон: «Мы с моим классом сходили на премьеру спектакля "А зори здесь тихие" по повести Бориса Васильева. Данный спектакль мне понравился тем, что юноши и девушки хорошо отыграли свои роли. Хотел бы сказать всем учащимся спасибо, и хотелось бы сказать, что все огромные молодцы».

Мехоношина Кира: «Спектакль поставлен хорошо. Были места, где пробирали мурашки. Про оформление сцены организаторы тоже не забыли. Декорации здорово передавали военную атмосферу».

Куликова Екатерина: «Данная постановка была очень-таки необычная. В Трудные для понимания подростками вещи выражались с помощью простых, доступных слов. Хочу выделить пару участников, которые, на мой взгляд, хорошо вжились в роль и отыграли весьма положительно.
А эти участники Евгений Савастеев и Дана Волегова. Женя не смущался и хорошо исполнил на сцене танец, а Дана четко проговаривала свои реплики, как говорится, «с чувством, с толком, с расстановкой». В целом, мне понравилась данная подача сложной темы Великой Отечественной войны». 

Постникова Александра: «Мне понравились все актеры, но больше всех мне понравилась Дана Волегова. Огромные слова благодарности выражаю за прекрасную постановку и исполнение. Все очень постарались, все большие молодцы».

Ильиных Анна: «Мне понравилось, как проникновенно играли свои роли девочки-восьмиклассницы, видно было, что они старались. Музыкальное сопровождение было отличное. Девочки очень хорошо передали характеры своих персонажей. Было очень интересно наблюдать за всем происходящим на сцене». 

Новожилова Анастасия: «Мы с классом сходили на постановку, сыгранную ребятами из нашей школы. Мне очень понравилась игра актеров. Хочу отметить сценическое мастерство Даны Волеговой. Она очень хорошо передала характер своего персонажа. Было очень интересно наблюдать за тем, как ребята показывают свои эмоции. К тому же это был их первый раз на сцене, и они очень хорошо справились!»

Абдинова Сунай: «Было очень трогательно. Это так необычно, когда девушки воюют за Родину. Я была восхищена всем происходящим, спасибо за положительные эмоции!»

Устинович Алёна: «Актеры сумели передать переживания и страхи своих героев и в то же время гордость за девушек, которые пожертвовали своими юными жизнями ради мира во всем мире. Спасибо ребятам, постановщикам и костюмерам!»

И мы с радостью присоединяемся к положительным отзывам ребят. Нельзя забыть, как зал буквально разрывался от бурных аплодисментов благодарных зрителей. Конечно же, уважаемые организаторы и наши юные талантливые актёры были награждены почетными грамотами. Так держать! Мы с нетерпением ждем новых премьер! 

Спектакль «А зори здесь тихие» Б.Васильев

Действующие лица:

Ведущая

Могильни кова Анна

Ведущая

Кожевникова Ирина

Ведущая

Куфонина Валентина

Васков Федот Евграфыч 

8В 

Мандрыгин Вячеслав

Рита Осянина

Ковина Екатерина

Лиза Бричкина

Волкова Алёна

Соня Гурвич

Волегова Дана

Женя Комелькова

Соловьёва Анастасия

Галя Четветрак

Волкова Ольга

Танцевальная группа «Рио-Рита»

Суворов Роман

 

Севастьянов Данила

 

Болотов Ярослав

 

Савастеев Евгений

 

Танцевальная группа «А зори здесь тихие»

Бунеску Марина

 

Галкина Ульяна

 

Высоцкая Анастасия

 

Лялина Варвара

 

Никонова дарья

 

Смирнова Софья

 

Холкин Семён

 

Толстиков Максим

 

Созыкин Григорий

 

Цареградцев Иван

 

Торопов Данил

 

Фёдоров Макар

 

Музыкальное оформление

Ширяев Савелий

 

 (исп м-лы СМИ; И.Вирабова)

Над выпуском работали:
Шмыкова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы;
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».