Пермская школа №135 сейчас находится на передовой. Практически весь учебный процесс ребят здесь организован при помощи современных технологий. В школе есть свой технопарк. С первого класса дети погружаются в робототехнику: собирают сначала простые модели роботов, а к 11 классу уже создают собственные IT-проекты, с которыми побеждают в региональных и всероссийских конкурсах. Но робототехника не единственная «фишка» учебного заведения.  Мы встретились с директором инновационной школы Алексеем Сергеевичем Куляпиным, чтобы поговорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения и о том, как школа №135 справилась с дистантом.

— Алексей Сергеевич, как прошла приёмка школы к новому учебному году?

— Довольно успешно. Команда школы работала слаженно, дружно. У нас не было пожарных предписаний. Обновили мебель, на нескольких этажах установили стеклопакеты. В некоторых классах изменили дизайн, сделали пространство шире. Всё-таки сейчас, в новых условиях, когда важна социальная дистанция между учениками, это необходимо было сделать. Ещё обновили Музей истории кино и телевидения: поставили там большой овальный стол. В помещении музея у нас еще базируется юнармейский отряд и ведётся работа медиа-центра.

— Расскажите подробнее, что это за юнармейский отряд? Чем занимаются ребята?

— В прошлом году ученики создали первый в Перми школьный юнармейский отряд «Феникс»: принесли клятву, носят форму, всё как полагается. Направлений деятельности у них достаточно много. В частности, это экология. Прямо сейчас в школьном дворе можно увидеть ящики с цветочной рассадой. Они приобретены на средства «ЛУКОЙЛ», а высаживать их будут наши ученики на экотропе на Ивинской. Уже несколько лет занимаемся облагораживанием этой тропы вместе с активистами: членами ТОС, ветеранами, спортсменами. И когда работаем все вместе, виден результат!

— А кто занимается медиа-центром?

— Тоже юнармейцы. Они участвуют в мероприятиях и попутно освещают их: выкладывают новости в соцсети и на сайт. Даже сейчас, во время каникул, ребята продолжают творить по собственной воле.

— Пригождается ли юнармейцам работа с технологиями?

— Безусловно. Мы понимаем, что интеграция робототехники и юнармейства требует от школы определённых ресурсов, поэтому стараемся сотрудничать с ветеранскими организациями, заручились поддержкой краевого Военного Комиссариата. С юнармейскими проектами мы выиграли уже несколько губернаторских грантов, которые помогают нам развивать это направление.

На эти средства мы закупаем новую технику и оборудование для ребят: например, очки виртуальной реальности. Такой уровень подготовки позволил нам стать опорной школой федерального проекта «Билет в будущее» по компетенциям «Виртуальная реальность», «3D-моделирование» и «Управление станками с ЧПУ».

Один из плодов интеграции юнармейства и технологий — проект «Сыны России». Мы приурочили его к 11 марта — дню рождения Уральского добровольческого танкового корпуса. В рамках проекта мы организовали соревнования «Робототехнический танковый биатлон». Здесь нашим ребятам и пригодилось знание робототехники: танки ведь нужно запрограммировать, чтобы они двигались по полю. VR-очки тоже использовали на соревнованиях: надев их, ребята ощущали себя как будто в настоящем танке.

Финал «Танкового биатлона» проходил в детском технопарке «Кванториум». Там присутствовали офицеры того самого добровольческого танкового корпуса, последние оставшиеся в живых. И у них слёзы выступили на глазах, когда они увидели, как вся эта малышня возится со своими танками. Ребята подхватили их традиции, но уже с применением современных технологий. Мы организовали эти соревнования не только в школе, но и на краевом и всероссийском уровне. В итоге убедились, что это мощная форма патриотического воспитания.

— Алексей Сергеевич, такая мощная технологическая подготовка помогла вам в период дистанта? Как справились с новым форматом обучения?

— Мы обошлись малой кровью. 135-я школа ведь уже не первый год работает в непрерывном процессе цифровизации. Бумажных журналов у нас нет уже два года. К тому же, мы вошли в список школ для пилотного запуска платформы ЭПОС.

Как только стало понятно, что дистанта не избежать, педагогический коллектив оперативно мобилизовался и начал подготовку. В итоге, к тому моменту, когда школьники вышли с весенних каникул, у нас на сайте появилась отдельная страничка «Дистанционное обучение». Она до сих пор активна, можно посмотреть.

Там есть моё видеообращение к ученикам, памятки для ребят и для родителей, учебные материалы по каждому предмету, а ещё вкладка с обязательной утренней зарядкой для всех.

Ученики сами составляли своё недельное расписание. А физкультурой и музыкой для видеоотчетов занимались целыми семьями. В итоге каждый смог поучаствовать в процессе, при этом без особых трудностей.

— Алексей Сергеевич, как вам кажется, в чём была основная ошибка школ, которые справились с дистантом менее удачно?

— На мой взгляд, это могло быть связано с составлением расписания. Некоторые школы просто взяли стандартный график уроков и перенесли его на дистант, без каких-либо корректировок. Но как ученик должен справиться со всем этим объёмом нагрузки самостоятельно? Ему и 45 минут с учителем в школе иногда не хватает, чтобы освоить тему, а тут за то же время нужно разбираться самостоятельно! Мы поступили иначе: давали ребятам определённый объём заданий и материалов на неделю, а своё индивидуальное расписание каждый составлял сам.

Второе упущение некоторых школ в том, что они до сих пор боятся цифры. Знаете, ведь где-то в классах даже устанавливали специальные полочки, чтобы перед началом урока ученики складывали туда смартфоны и не отвлекались. А затем начался дистант, им объявили: «Теперь, ребята, вы учитесь с телефонами!». А откуда они знают, как с телефонами учиться, если кроме ручки и тетрадки на уроках ничего в руках не держали?

Поэтому я всегда говорю: «Либо ты будешь управлять роботами, либо они – тобой!»

Беседовала Евгения Плюснина

Источник: Пермская школьная газета "Перемена"