Об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать - в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого - освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: универсальных инструкций к Великому посту нет - каждый из нас принимает решение сам… 

Протоиерей Андрей Ткачев о Великом Посте

Великий покаянный канон святого Андрея Критского 

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. 

Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). 

Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. 

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. 

Текст Великого Канона Cвятого Андрея Критского 

ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Слушать: http://www.pravoslavie.ru/podcasta/kanon-prp-andreja-1-02fbe9.mp3
Читать: https://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon316.htm

ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Слушать: http://www.pravoslavie.ru/podcasta/kanon-prp-andreja-2-f44e82.mp3
Читать: https://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon332.htm

СРЕДА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Слушать: http://www.pravoslavie.ru/podcasta/kanon-prp-andreja-3-e0d5d5.mp3
Читать: https://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon333.htm

ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Слушать: http://www.pravoslavie.ru/podcasta/kanon-prp-andreja-4-fd4324.mp3
Читать: https://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon.htm

О ВЕЛИКОМ КАНОНЕ СВЯТИТЕЛЯ АНДРЕЯ КРИТСКОГО 

Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф. 

О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля. 

Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов. Вопреки мнению М. Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, (есть более ранние каноны VI–VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке. 

Он начал свою гимнографическую деятельность с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы; раньше они пелись на утрени от понедельника до пятницы, потом к ним присоединились трипеснцы, составленные святителем Космой Маиумским, а потом произведения Космы вытеснили трипеснцы святителя Андрея на повечерие. Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Им созданы также ныне не употребляемые каноны на неделю ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму (23 июля), мученикам Маккавеям (1 августа). Особенность всех упомянутых канонов – наличие второй песни канона, основанной на скорбной и грозной песни Моисея из Второзакония (гл. 32), большое количество тропарей, а в конце Троичен (тропарь, посвященный Святой Троице) и Богородичен (тропарь Пресвятой Богородице). 

Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши (Великий канон, песнь 4); его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу. 

Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном. Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна. Великий канон изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской (хотя, судя по житию, написанному святителем Софронием Иерусалимским, ее память могла праздноваться достаточно рано), все остальное принадлежит святому Андрею. Самая ранняя рукопись, в которой засвидетельствован Великий канон (с несколько иным порядком тропарей и более кратким их составом), – исследованная нами Студийская Триодь середины – второй половины IX века, Р.A.И.К. 109, хранящаяся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи канон присутствует на своем первоначальном месте в богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста (так называемее Стояние Марии Египетской). Лишь позднее он появляется еще и на повечерии первых четырех дней 1-й седмицы. 

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца». 

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1). 

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1). Или другой пример: «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2: «Видите, видите»). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в «Амбигвах» (вопрос 49): «И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его». 

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5). 

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества. 

Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне. 

Иногда в околоцерковных кругах можно услышать мнение, что якобы святитель Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убедительностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения! Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на деле; посещения Божественной благодати делают самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него, и самые малые свои проступки он оплакивает как великие грехопадения. А приведенное выше околоцерковное мнение – это своеобразное отражение пошленькой житейской псевдо-мудрости: «Надо все испытать самому, чтобы понять». Отнюдь не обязательно… 

То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки. 

Со скипетром и державой 

Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта (15 марта – по н.ст.) 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. Мы знаем из описания обретения иконы, как крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». 

После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую черную икону Божией Матери. В этой подробности, может быть, еще одно напоминание, что великая катастрофа 1917 года была попущена Богом в первую очередь за невнимание и небрежение к святыне многих православных людей. Но Господь и Божия Матерь никогда не оставляют нас в наших бедах и предваряют нас Своей милостью. Когда икону отмыли, то увидели изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. 

Весть об обретении иконы быстро распространилась среди православных. Смысл этого духовного события был очевиден. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона. 

Неудивительно, что вскоре обрушились жесточайшие гонения на молящихся перед «Державной» иконой Божией Матери. Из всех храмов были изъяты списки этой иконы, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя ее изображение, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. 

Не для того Божия Матерь совершила чудо, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом, и Господь принимает все наши беззакония. А для того, чтобы Ее заступничеством мы принесли истинное покаяние. 

Божия Матерь может предстательствовать за нас, потому что Ее любовь к Богу делает Ее смиренной, внимательной к другим, желающей увидеть их возрастание в истинной жизни. И оттого что Она находит в этом полноту Своего Богоматеринства, мы можем исполняться доверия к Ней. Она такова в каждый момент Ее жизни, и особенно у Креста, как Матерь Господня и наша Матерь. В Кане Галилейской Она просто представляет Христу то, что Она увидела, не прося ни о чем, не ожидая ответа, не связывая его ни со Своим желанием, ни с нуждами присутствующих на браке. Она не требует ответа Бога, Она предает Ему все. Она принимает нужды других и вверяет их Господу. 

И еще одна сторона поражает в этом заступничестве — очень важная для нас, когда мы молимся. Эта вторая часть Ее слов: «Что скажет Он вам, то сделайте». Мы часто забываем об этой стороне заступничества, ограничиваясь только просьбами. Обретя способность видеть, различать подлинные нужды — свои и других, — мы приносим их Богу и думаем, что мы исполнили все, что нужно. Мы говорим: «Господи, если Тебе угодно». И Божия Матерь заступается за нас, если мы приносим Ей свои нужды. 

Божия Матерь не ограничивается просьбой и молитвой к Своему Сыну, представляя Ему наши нужды. Она поворачивает нас к Нему. Она обращает нас к Его воле. Иначе говоря, не существует молитвы без покаяния, без истинного обращения к Богу, или это будут только слова. Так, например, в молитве «Отче наш», когда мы просим прощения у Бога, мы одновременно говорим: «как и мы прощаем должникам нашим». Мы просим прощения у Бога, но мы получим прощение у Бога, только если у нас есть покаяние. Существует нерасторжимая связь между тем, что мы просим у Бога, и нашим покаянием. Бог не услышит того, кто имеет ненависть к своему брату. Пусть Бог простит меня, что я ненавижу своего брата? Пусть Бог услышит меня, пусть Он любит меня, в то время как я ненавижу своего брата? Все Евангелие говорит о противоположном: «Что скажет Он вам, то сделайте». Не потому ли было явлено чудо Державной иконы, что молился в тот день за своих врагов святой царь Николай? 

Или такой пример. Молиться сегодня за нашу молодежь, за детей, чтобы Бог сохранил их от нравственной гибели, просить Божию Матерь ходатайствовать об утверждении правды и справедливости на нашей земле — неужели вы думаете, что это ничего не стоит? Когда мы начинаем произносить слова молитвы, Божия Матерь немедленно поворачивает нас к Своему Божественному Сыну и говорит нам: «Вначале сделайте, что Он скажет вам». Сделайте это, приведите себя в согласие с Его волей в том, о чем вы молитесь. Как вы ведете себя по отношению к другим, прося о справедливости и защите других? Вы молитесь, чтобы не было разделения в нашей Церкви, и создаете разделение там, где вы находитесь, своим равнодушием, грубостью, презрительным, самодовольным отношением к кому-то, своим злоречием, своим расчетом — тысячью вещей. Мы должны молиться, чтобы благовестие Христово распространялось в мире, чтобы Церковь умножалась и крепла, чтобы власть, построенная на христианских началах, вернулась в нашу страну, — но что это значит? «Что скажет Он вам, то сделайте». Сделайте то, что Он вам сказал. 

Эта сторона ходатайства за других — самая важная в наших молитвенных прошениях. Если мы молимся, чтобы мир примирился с Церковью, с Богом, самое лучшее, что мы можем сделать, — примириться самим с Богом. Вместо того чтобы без конца говорить, что Россия — Дом Пресвятой Богородицы, что за православие Бог помилует Россию, и Россия непременно возродится — это всегда возможно, и об этом мы должны просить, — попросим Бога и Божию Матерь, чтобы христиане были всегда подлинно христианами. Так чтобы не оставалось ни у кого никаких причин находиться во вражде с Церковью, кроме тех, кто сознательно избирает путь вражды. 

Божия Матерь молится с нами, заступается за нас, вводя нас в истинные отношения с Богом и друг с другом, чтобы мы были услышаны. С одной стороны, Она передает Своему Сыну наши нужды — потому законно, что мы передаем их Ей. А с другой, Она хочет ввести нас в такие отношения со Своим Сыном, что, может быть, дано нам будет однажды быть услышанными, благодаря Ее смирению, вниманию, внутренней нищете. Но не будем никогда забывать этой тайны: мы должны также понуждать себя войти в волю Господню. «Что скажет Он вам, то сделайте». 

Державная икона Божией Матери есть в некотором роде продолжение чуда в Кане Галилейской, являющем образ брака Сына Божия с человечеством. Здесь начинается общественное служение Господа со всеми чудесами, которые непрестанно свидетельствуют о Его Божестве и Его призыве всех к вере. 

Как не изумиться перед силой предстательства Божией Матери, Которая, даже не прося об этом явно, несомненно приближает для нас «этот час». И дает, как самая первая Ученица Своего Божественного Сына, великий пример доверия и веры, надежды и пламенеющей любви. Этот таинственный час достигает Крестных Страданий Господа и нашего искупления. Святой царь Николай и все наши новомученики и исповедники, пережившие русскую Голгофу, сподобились стоять у Креста Господня вместе с Божией Матерью и апостолом любви Иоанном Богословом. Мы должны всегда помнить об этом часе второго рождения Божией Матери, когда Господь на Кресте даровал Ее каждому из нас как нашу Мать. Она окружает нас материнской царственной заботой, не имеющей конца и границ. И потому с такой надеждой и смелостью мы сугубо обращаемся к Ней, прославляя святых царственных страстотерпцев. 

Православный праздник Прощеное воскресенье

ПРОСТИТЕ НАС ЗА ВСЕ 

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших...» 

Завтра начинается святой Великий пост. Перед постом все православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы достойно пройти путь Великого поста. 

Отряд военкоров испрашивает у всех прощения. 

Простите нас, Христа ради, всечестные отцы, дорогие братья и сестры. 

Простите нас, братья юнармейцы и кадеты, дорогие воины и ветераны, УЧИТЕЛЯ. 

Простите нас, кого обидели неловким или злым словом, кого огорчили своей иронией или насмешкой, кому досадили своей критикой или навязчивостью. 

Простите нас, за невнимательность, за ошибки, за обещания, которые мы давали, но не выполнили. 

Особо просим прощения у всех, кто считает нас своими врагами. Простите нас, что не смогли правильно выразить нашу мысль, что ввели вас в искушение считать нас своими недругами. 

И мы вас от всей души прощаем. 

Простим друг друга, и Господь простит нас, и сможем мы с чистой совестью приступить к Великому Посту и достойно подготовиться к Светлому Христову Воскресению! 

Военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова 

КАК ПРОЩАЛ ХРИСТОС? 

Мы вступаем сегодня вечером в Великий пост, испросив друг у друга прощение. Если мы не прощаем, то и Бог нам не простит. Мы будем подходить друг ко другу и говорить: «Простите меня». И в ответ услышим: «Бог простит. И меня простите». Свят этот чин, и святы эти слова. Но мы сильно ошибаемся, если думаем, что исполнили все как надо, и теперь можем смело вместе с Церковью идти весь путь. Не случайно, и сегодняшнее богослужение и все вечерние богослужения Великого поста будут заканчиваться этим испрашиванием прощения друг у друга. Как легко, думаем мы, и как красиво повторять эти, может быть, самые прекрасные на свете слова. Но все ли понимают, что это ― страшная красота. И на самом деле ради нее, ради того, чтобы хотя бы в самой малой степени приобщиться ей, отважились мы начать сорокадневный пост. Хорошо, когда Церковь помогает нам в этом, направляя одного к другому. Когда обидчик просит прощения, все становится проще. 

Но Христос не говорит, что мы должны прощать только тогда, когда у нас попросят прощения. Мы призваны прощать всегда, вне зависимости — просят или не просят у нас прощения. Мы должны прощать, не ожидая ничего в ответ от обидчика ни до, ни после. Господь говорит: «Делайте добро, не ожидая ничего» (Лк. 6, 35). Очень часто, когда приходит момент прощать, перед лицом другого стоят в ожидании. Не ждать ничего в ответ ― труднее, но в этом все христианство. Мы должны прощать, не выясняя, кто прав и кто виноват (когда начинают это выяснять, из ситуации прощения переходят в ситуацию осуждения). 

Но как дать узнать, что мы прощаем, когда у нас не просят прощения? Когда просят прощения, если мы уже простили в нашем сердце, легко ответить: «Бог простит. И я прощаю». Или «Ну что ты, не стоит больше об этом говорить». Но там, где не просят прощения, подойти к обидчику и сказать ему: «Я тебя прощаю» ― это не прощение, а обвинение: «Ты негодяй, но я тебя прощаю». 

Как прощал Христос? На какое мы можем рассчитывать от Христа прощение и как нам у Христа ему изо дня в день учиться? Прежде чем исцелить расслабленного, Господь говорит ему: «прощаются тебе твои грехи». Блуднице, изливающей на Его ноги драгоценное миро, Он не говорит ничего. Он обращается (в ее присутствии) к хозяину дома Симону: «Ты видишь, как она переживает о своих прежних грехах и потому любовь ее велика». Он не говорит этой женщине «Я тебя прощаю». Он говорит, что она уже прощена. Он говорит ей в то же время, что ее любовь узнана и принята. Фарисеям, которые приводят к Нему жену, взятую в любодеянии, Он не отвечает ничего. Как если бы один только взгляд Его мог быть воспринят как осуждение, Он не поднимает глаз на нее. Он чертит на земле и молчит. И поскольку от Него продолжают требовать ответа, по-прежнему не глядя ни на обвинителей, ни на женщину, Он произносит всем нам известные слова, которые заставляют обвинителей уйти один за другим. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Он не поднимает взора ни на уходящих, ни на женщину. Затем, когда женщина не уходит, несмотря на то, что ее обвинители исчезли, Он поднимает, наконец, глаза и смотрит на нее ― может быть так, как Он смотрел на богатого юношу ― с любовью. «Никто не обвиняет тебя?» — говорит Он. Как если бы Он сказал: «Ты видишь, ты не единственная грешница». И затем добавляет: «И Я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши». 

Закхей был такой же грешник, как блудница. И он тоже не мог первый бросить камень: он занимался вымогательством у народа и воровал у правительства, набивая карманы. Но ему очень хотелось увидеть Человека, о Котором столько все говорили и Который совершал чудеса. Он не стыдился своей жизни, своих поступков, не испытывал никаких угрызений совести, ни страха показаться смешным. Этот важный человек, всем известный, налоговый инспектор, бежит перед толпой и вскарабкивается на дерево, потому что он хочет видеть Христа, и единственная для него возможность увидеть Его, поскольку он маленького роста, взобраться на дерево. И Господь видит его там, наверху, свесившегося со своего дерева. Господь смотрит на него. Он знает все о Закхее. Все, что он когда-либо сделал. Он смотрит на него. Он не говорит: «Я тебя прощаю». Он говорит ему: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Только потом, позднее, когда Закхей в своем доме засвидетельствует свое покаяние и свою решимость воздать вчетверо тем, кого он обидел и половину своего имения раздать нищим, ― только после этого Господь произносит слова прощения: «Ныне пришло спасение дому сему». 

На Кресте Господь не говорит разбойнику: «Я тебя прощаю», но «ныне со Мною будешь в раю». А как Он простил Петра? Он не сказал ему: «Ты жалкий трус, ты, на которого Я рассчитывал, думал, что ты будешь камнем, основанием Моей Церкви». Он не говорит ему: «Не досаждай Мне. Ты трижды предал Меня, но Я тебя прощаю». Он не говорит ему ничего относительно того, что произошло во дворе претории. Когда после Воскресения Он встречается с некоторыми Своими учениками на берегу Тивериадского озера, Он по-прежнему ничего не говорит ему. Но после трапезы Он отводит его в сторону и говорит: «Любишь ли Меня?» И Петр отвечает: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Но разве Господь не учил, что любить значит быть способным отдать жизнь за того, кого любишь? И разве Он уже не испытал его любовь? Господь повторяет: «Любишь ли Меня?» Петр отвечает второй раз: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». И в третий раз Господь говорит: «Любишь ли Меня?» И Петр может ответить: «Да, я люблю Тебя». И Господь прощает его, доверяя ему заботу о Своих овцах: «Паси овцы Моя» (Ин. 21, 15—17). 

А мы, когда мы обретаем прощение в нашем сердце, как можем мы явить это прощение, когда у нас его не спрашивают? Я знаю историю о двух сестрах-близнецах, как молодая мать оставила их, чтобы легче устроить свою личную жизнь, и они воспитывались в детдоме. Через сорок лет она, ни разу не видевшая их в течение этого времени, не проявлявшая никакой заботы о них, случайно узнала, где находятся ее дети. И внезапно пережила глубокое раскаяние. Она послала им письмо, приглашая их с нею встретиться. Обе сестры были верующими, одна — мать большого семейства, другая ― незамужняя, трудилась в Церкви. Они молились, чтобы Бог помог им найти способ выразить свое прощение матери так, чтобы не обидеть ее. Они ответили своей матери, что были бы счастливы встретиться с нею и заключили свое письмо такими словами: «Мы благодарим тебя за то, что ты дала нам жизнь». 

Прощение может быть выражено без всяких слов, одним отношением, в котором присутствуют примирение, любовь, радость, мир, приятие. Такое отношение невозможно иметь к тем, кто нам «нежеланный». Мы не можем иногда даже посмотреть им в лицо. (И они часто тоже не могут смотреть нам в лицо). Слишком очевидно бывает, что мы не испытываем радости, встречая их, мы далеки от принятия их в свою жизнь. Это отношение, то, как мы говорим, глядим, встречаем взгляд другого, интонация голоса, жест, готовность легко и непринужденно вести себя с ним, засмеяться на его шутку, разделенная с ним трапеза, за которой можно говорить обо всем и ни о чем, благодарное пожатие руки, искренняя радость, что есть возможность оказать этому человеку услугу. Все это должно совершаться в терпении, потому что знаки прощения не обязательно тотчас же будут восприняты как прощение, не обязательно тотчас же будут приняты. Потребуется иногда много дней или много месяцев, по крайней мере, может быть, целый Великий пост, прежде чем даром Христа, нашим покаянием и нашей молитвой, нашим усилием исполнять главную заповедь Господню, другой сделается способным увидеть наше искреннее и глубокое желание примириться и принять это, как полноту любви, причастную Пасхе Христовой. И может быть войти вместе с нами в мир всякий ум превосходящий, без которого не может быть нашего подлинного примирения друг с другом, и ради которого Господь наш был распят на Кресте и воскрес из мертвых. 

Простим друг друга, и Господь простит нас, и сможем мы с чистой совестью приступить к Великому Посту и достойно подготовиться к Светлому Христову Воскресению! 

*Борис ПАСТЕРНАК*

 
Умей прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай святым лучом добра,
Иди без колебанья в стан прощающих,
Пока горит Голгофская заря.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена.
Ты вспомни, как прощал людей Христос.
 
Умей прощать. Прощенье - это сила,
А месть - бессилья признак роковой.
И камни непрощения в могилу,
Мой друг и брат не уноси с собой.
Учись прощать естественно, как дышишь,
Как воду пьешь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.
 
Умей прощать. Прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В борениях молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощенье радость скрыта,
Великодушие лечит, как бальзам.
Кровь на кресте за всех была пролита;
Умей прощать, чтоб ты прощен был сам.
 
1952 г. 
 
(Исп м-лы СМИ; Протоиерея А. Шаргунова, наст. храма свт. Николая в Пыжах, члена Союза писателей России) 
 
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса