Христос родился в далеком Вифлееме, чтобы принести нам мир и любовь. Воплотившийся Богочеловек озарил нашу жизнь Божественным светом, подарил нам радость и надежду, терпение и любовь. 

И как волхвы пришли к Младенцу с дарами богатыми и драгоценными, принося Ему самое лучшее, что было у них, так и нам следует принести Богу то, что мы ценим больше всего - чистое золото нашей любви, фимиам лучших наших чувств и драгоценную смирну наших лучших побуждений. 

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящего присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно. славословят: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. 

Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. 

У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. 

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. 

В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира. 

"Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона). 

Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2). 

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". 

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы - "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11). 

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. 

В Апостольских Постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца" (от марта). Там же, в другом месте сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру". 

Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. 

Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия,Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. 

Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. 

В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. 

В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII - Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX - преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события. 

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока - Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: "не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился". К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда "бе Иисус лет яко тридесять" (Лк. 3, 23). 

Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных - до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. 

Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков. 

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. 

"Се благовествую вам, - сказал Ангел вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша" (Лк. 2, 10 - 20). 

Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, "яко родися Спас", Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей. 

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. 

Рождественский сочельник

Строгий Пост 

Рождественский пост длится 40 дней, как и самый значимый пост церковного года – предпасхальный Великий пост, и в церковном уставе так же, как и Великий, именуется Четыредесятницей. 

Более того, как дни накануне Пасхи являются временем особой молитвы и особо строгого поста – Страстной седмицей, так и последние пять дней перед Рождеством в церковном календаре выделены как дни строгого поста и особых богослужений в храме (к сожалению, в наших реалиях для большинства это время постновогоднего похмелья со 2 по 6 января). 

Самый канун праздника – Рождественский сочельник (24 декабря / 6 января) – день необыкновенно торжественного и величественного богослужения и (по церковным канонам) полного голода, как и Великая пятница перед Пасхой. 

Само слово «Сочельник», а вернее – «Сочевник», происходит от «сочиво», что значит – «распаренное зерно, пшеница или полба», которое в этот день разрешается вкушать только поздним вечером, после появления на небе первой звезды. 

ПАРЕМИИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 

Паремии (или паримии, от греч. притча) – отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении). В паремиях должна быть преобразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты. 

Восемь паремий читается в навечерие праздника (Рождественский сочельник) - утром 6 января на великой вечерне, которой в этот день начинается Литургия. Рассмотрим некоторые из них. 

В первой паремии (Быт. 1, 1-13) повествуется о творении мира с первого по третий день. Этот фрагмент является прообразом, который несет в себе несколько символических смыслов. 

Во-первых, если творение есть начало бытия человека, дарование ему жизни от Бога, то Искупление человека от вечной смерти, начало которому полагается в Рождестве Иисуса Христа, есть дарование спасенному человеку жизни вечной в Боге. 

Во-вторых, в первые дни творения Богом определяются основы бытия, его законы, а с пришествием в мир Спасителя природа и мироздание получают новые, духовные, законы, способные снова соединить человека с Богом. 

Вторая паремия передает слова благословения Израилю от пророка Валаама (Числ. 24, 2 - 9,17,18). Он был призван царем моавитян Валаком, чтобы за определенные дары наслать на израильтян проклятие от Бога. Но Бог заградил проклинающие уста, и Валаам вместо проклятия произнес благословение Израилю. В частности, он произносит: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24, 17). По мнению многих исследователей, «звезда от Иакова» есть символ Мессии, который должен восстать из среды Израиля. И, конечно же, как не вспомнить ту чудесную звезду которая привела к Спасителю восточных мудрецов. 

Третья паремия раскрывает пророчество Михея о месте рождения Мессии (Мих. 4, 6, 7. 5, 2-4). Он указывает на древнейший город Палестины - Вифлеем. Некогда богатый, а ко времени Иисуса Христа пришедший в запустение, он был родиной царя Давида. Из этого же города Господь определил родиться и Своему Сыну. Об этом Он говорит устами пророка: «И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5, 2). 

В следующей паремии пророк Исайя возвещает, что Мессия произрастет из корня Иессеева, отца царя Давида. Он принесет новый закон для всего мира, который изменит и человека, и природу: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком … и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… И младенец будет играть над норою аспида... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,  - и покой его будет слава» (Ис. 11, 1-10). 

В шестой паремии снова звучат слова прообраза (Дан. 2, 34-36,44,45). В этом отрывке рассказывается об истолковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора. Здесь говорится о камне, который самостоятельно оторвался от горы и разбил великого истукана, символизирующего собой царства земли, существовавшие до Иисуса Христа. «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, и железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось … а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 34, 35). Символически здесь дается указание на Христа, который есть краеугольный камень Нового Царства, победившего все царства, бывшие до Него. Гора, от которой оторвался камень, есть прообраз Пресвятой Богородицы. 

Последняя паремия праздника Рождества Христова совмещает в себе и пророчество, и прообразование. Пророк Исайя говорит о чудесном знамении, которое даст Господь: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). В этих словах он и возвещает о грядущем чуде Рождества Спасителя (то есть рождение от девы), и указывает на духовный смысл этого рождения. 

Он говорит, что младенца назовут Еммануил, но его назвали Иисус. Казалось бы, пророчество не исполнилось, однако если перевести это имя, то оно будет означать - «С нами Бог». Таким образом, пророк, не собирался указывать конкретное имя чудесно родившегося Младенца. Этим именем он отразил духовное значение Рождества Мессии. Паремийный цикл Рождественского богослужения заканчивается словами пророчества: «Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис. 8, 10). Этим провозглашается незыблемость нового миропорядка, принесенного в мир Христом. 

Нужно ценить моменты чтения паремий за богослужением, стараться понимать их. Потому что, как и любое чтение Священного Писания, паремии дают нам возможность проникнуться смыслом богослужения, почувствовать духовный настрой праздника и приобрести пользу для души в молитвенном общении с Богом. 

Тропарь предпразднства 

глас 4

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ. 

Кондак предпразднства 

глас 3 

Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога. 

(Исп м-лы СМИ)

 
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса