В праздник Казанской иконы Божией Матери в главный Воинский Храм Преображения Господня Сухопутных Войск Вооруженных Сил России и для 154 отдельного комендантского преображенского полка исполнители программы «Духовное укрепление Российского воинства», благотворительный фонд св. мученика Вонифатия и общественная организация «Московские суворовцы», передали в дар воинский походный ковчег с частицами мощей святых покровителей воинства - св. Иоанна воина, св. Иоанна Русского и св. Георгия Победоносца. 

Перед началом церемонии помощник командира по работе с верующими военнослужащими 154-го отдельного комендантского Преображенского полка, настоятель Храма протоиерей Борис Потапов отслужил божественную литургию. В своей проповеди священнослужитель поздравил всех с праздником Казанской иконы Божией матери и днём народного единства. 

«Символично, что именно в этот день произошло столь значимое событие. В нашем храме появились одним Богу верным путём мощи святых угодников Божьих, воинов Христовых. Святыни здесь для того, чтобы вдохновить нас, чтобы каждый из нас выбрал в своём чине, в своём достоинстве свой путь ко Христу», - отметил протоиерей Борис Потапов. 

В свою очередь президент благотворительного фонда св. мученика Вонифатия Наталья Мезенцева рассказала, что частицу мощей св. Иоанна воина привезли из Европы, а частицу св. Георгия Победоносца доставили со Святой Земли. 

«Особенно радостным событием стало принесение мощей в ковчеге частицы св. праведного исповедника Иоанна Русского. Он был воином-кавалеристом Преображенского полка. Его взяли в плен и, находясь в окружении иноплеменников, он сохранил и исповедовал веру во Христа. Турецкий паша, у кого был в плену св. воин Иоанн Русский, прислушивался к его советам и почитал святого воина. Впоследствии турецкий паша умирает, а местность, где располагалась его войско, была захвачено враждебными племенами. Святой воин Иоанн Русский был замучен и сожжён, но веру сохранил и исповедовал мужественно, как воин и христианин. Сейчас мощи св. Иоанна Русского находятся на греческом острове Эвбея и многочисленные паломники стекаются к раке с мощами св. воина-исповедника!» - подчеркнула Наталья Мезенцева. 

Общее руководство подготовкой и проведением мероприятий и церемоний программы «Духовное укрепление Российского воинства» осуществляет Всемирный русский народный собор, Главой которого является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ответственными исполнителями программы являются Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, общественная организация «Московские суворовцы» и Благотворительный фонд Святого мученика Вонифатия. Информационную поддержку программы осуществляет Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ 

154 отдельный комендантский полк, часто именуемый «кремлёвским полком», сформировали в декабре 1979 года. 5 апреля 2013 года Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении 154 отдельному комендантскому полку почётного наименования «Преображенский». Батальон почётного караула полка несёт гарнизонную и караульную службы, проводит ритуалы встреч и проводы официальных государственных и военных делегаций. Военнослужащие полка возлагают венки к Вечному огню мемориального комплекса «Могила Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены» и участвуют в военных парадах в Москве. 154 отдельный комендантский Преображенский полк размещён в военном городке «Лефортово». 

Димитриевская родительская Суббота 

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. 

ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ 

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. 

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. 

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан. 

ТРАДИЦИИ 

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. 

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. 

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: 

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ 

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. 

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. 

ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ 

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. 

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). 

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки. 

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ 

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. 

(Исп м-лы СМИ)

МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич