Участники Образовательного форума "Воспитание в образовательном процессе: развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей Отечества" поздравляют учителей и школьников МАОУ СОШ №135 с наступающим новым учебным годом, с Днём Знаний!

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» 

Участники форума:

  • призёры конкурса «За нравственный подвиг учителя», проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе;
  • организаторы регионального этапа в Пермском крае - Министерство образования и науки Пермского края совместно с Отделом образования Пермской епархии, сопредседатели конкурсной комиссии – Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий и министр образования и науки Пермского края Р.А.Кассина;
  • протоиерей Игорь Ануфриев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии; 
  • эксперты: зав. кафедрой педагогики ПГНИУ, доктор педагогических наук, профессор Л.А.Косолапова; ведущий научный сотрудник Института развития образования Пермского края», кандидат психологических наук Т.И.Порошина; проректор Пермской духовной семинарии, кандидат исторических наук А.В. Вертинский, доцент кафедры гуманитарного образования в начальной школе ПГГПУ, кандидат педагогических наук В.А.Захарова; 
  • методист Отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии, учитель СОШ № 2 им. В.Н.Татищева» г. Перми Л.Е.Бобкова, Зам. руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии Маринина Елена Геннадьевна;
  • лауреат – победитель в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»    коллектив СОШ № 15 г. Соликамска (Л.П.Гартвик, Е.Д.Тупицына, И.В.Чуклинова), представивший на конкурс дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Вдохновение»;
  • главный специалист отдела общего и дополнительного образования Управления образования г. Чайковского Святковская Людмила Георгиевна,
  • учитель истории СОШ №1 г. Чайковский Саламатова Татьяна Владимировна и др.

«Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». Народная мудрость.

В этой народной мудрости учитель воспринимает - воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных , духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Статья 2 ФЗ Об образовании от 21.12.2012г. 

Общество нуждается в подготовке высоко нравственных людей Ребенок живет и развивается, окруженный множеством источников позитивного и негативного воздействия. Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Вооружение нравственными знаниями дает представление о последствиях нарушения норм или последствиях проступков для окружающих людей. 

 «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо» - А.Ф.Романова, последняя русская императрица. 

«Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы школа давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни, карьерного роста и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии» - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

Духовно-нравственное воспитание школьники получают и в процессе реализации курса ОРКСЭ «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур» «Основы светской этики». 

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» - И.Ф.Свадковский. 

Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития России.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках обучающиеся  могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. 

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем: 

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. 

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В настоящее время становится иной современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная, духовная и этнокультурная.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках обучающиеся  могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знания не повлияли на саму личность, не изменили ее, остались «мертвым капиталом»? Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Учитель не должен передавать готовый опыт, он должен обогатить нравственный опыт учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, таких как: системно-деятельный подход и личностно-ориентированный.

Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным  учеником, он готовит из него не математика или художника, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других учебных предметов.

Чтобы увидеть ученика в процессе образования, его надо повернуть к себе, включить в совместную деятельность. Любой человек включается в  деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Создавая благоприятные условия для самореализации личности учащегося в условиях современного образования, приходится воздействовать и на его эмоциональную сферу. В первую очередь, этому способствуют предметы художественно-эстетического цикла. 

Искусство – важнейшее средство приобщения личности учащегося к духовным ценностям через собственный внутренний опыт. Через личное эмоциональное переживание. Искусство способно вводить ребенка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. Художественные дисциплины направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. 

Отбирая произведения искусства для уроков, учитель опирается на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия и слова, эстетическое переживание учащихся обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у обучающихся внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к прекрасному, духовному. Очень важно в старших классах обогатить обучающихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которае используются в литературе, музыке, изобразительном искусстве. В связи с важностью духовно-нравственного воспитания, развития у обучающихся художественных представлений, большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства. Вот почему на уроках изобразительного искусства необходимо использовать произведения литературы и музыка, и наоборот.

Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема пяти ролей: «художник», «критик», «историк», «дизайнер», «ремесленник». Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся.

В процессе изучения исторического или библейского жанра обучающиеся усваивают моральные нормы поведения через искусственно созданные проблемные ситуации. 

Знакомясь с народными промыслами, приобретают новые знания: о жизни, о труде людей, о ценностях народа, о понимании красоты. Ознакомление обучающихся с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет их увлечь национальным изобразительным искусством.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту обучающихся через моделирование жизненных ситуаций. При изучении темы «Пейзаж», каждый может рассказать и изобразить где он был, что видел. Иное дело – восприятие архитектуры. Архитектура не только зрима, но и слышима: гулкие шаги в Храме, поскрипывание половиц в деревянном доме, приглушенное эхо в просторном дворцовом зале.

Большое значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в процессе обучения имеют экскурсии в музей народной культуры, краеведческий музей, по району, городу, осмотр памятников истории и культуры. Продуктивными в плане воспитания подрастающего поколения являются тематические экскурсии в города России.

Изучая книжную графику, обучающиеся приобретают представления о славянской азбуке, рукописной книге; добре и зле; усваивают мудрость народа и его уважение к человеку. Знакомятся с былинными и родо-племянными героями, Святыми заступниками Руси.

На уроках изобразительного искусства, во время творческого задания часто используется русский фольклор. Например, восприятие смысла пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития обучающихся, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но главное в пословицах - забота о нравственном воспитании. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Невозможно воспитывать половинкой культуры, а именно свецкой половинкой. Поэтому православная культура, сопряженная со всей духовной культурой народа, занимает важное место в образовании. Изучение православной культуры подразумевает усвоение большого объема материала, исследовательскую деятельность обучающихся, обязательные экскурсии в Храм.

В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную (исследовательскую) деятельность для внеклассного мероприятия или полезную общественную работу (в виде акций, выставок рисунков).

На современном этапе развития необходимо обучать искусству «как средству межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными народами и человечеством в целом…».

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Участники форума совершили образовательное путешествие (а/экскурсию) по теме «Традиции милосердия на Пермской земле».

Сыромятников Олег Иванович, доктор филологических наук, председатель Пермского отделения Всероссийского общества любителей Ф.М. Достоевского провёл семинар: «Духовное и нравственное: сходство и различия».

Людмила Евгеньевна Бобкова, методист ОРОКПЕ, провела семинар-практикум: «Воспитывать, не назидая: внеурочные формы духовно-нравственного и патриотического воспитания». 

(Исп. М-лы СМИ, послания Федеральному собранию Российской Федерации, м-лы сб. «Организация воспитательной деятельности класса по духовно-нравственному воспитанию») 

См. фотоальбом

Участник форума,
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич