Военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135  поздравляют тружеников Российской Культуры с профессиональным праздником! 

Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. В переводе с латинского «культура» означает «возделывание», как бы указывая на праведный труд по формированию мировоззрения человека и общества. 

Искусство, литература, музыка, поэзия, историческая память, кино, телевидение, интернет, наука, образование, туризм и весь окружающий нас мир – настолько велико поле труда работников культуры.

И на всем этом поприще вы бережете и приумножаете традиции нашего Отечества, укрепляете в обществе высокие духовно-нравственные ценности, обеспечиваете надежную связь поколений, воспитываете у молодежи любовь и уважение к Родине, ее великой истории. 

Проходят столетия и сменяются эпохи, но наша Культура живет, крепнет и продолжается благодаря вам – людям талантливым, одухотворенным, неравнодушным и увлеченным своим высоким призванием. 

От всей души желаем вам здравия, благополучия в семьях, творческих успехов, вдохновения, осуществления добрых идей и проектов, веры и успехов в праведном труде на благо нашего Отечества! 

С праздником, с Днем работника Российской Культуры! 

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА 

День работника культуры России является профессиональным праздником работников культуры в Российской Федерации, учрежденный Указом Президента от 27 августа 2007 года № 1111 «О Дне работника культуры» и отмечаемый ежегодно 25 марта. 

История образования этого дня берет свое начало весной того же 2007 года, когда министру культуры удалось убедить высшее руководство страны в необходимости объединения всех ранее действующих праздников в области искусства и творчества в один профессиональный, придав ему государственный статус. 

День работника культуры празднуется всеми людьми творческих профессий, занятых в областях кинематографии, книгоиздании, искусстве, полиграфии, туризме, спорте и средствах массовой информации – всеми теми, кто вносит неоценимых вклад в духовное развитие общества и популяризацию культурного наследия страны. 

В нашем школьном музее военкоры и юнкоры трудятся над своими проектами профессионального самоопределения и профориентации на творческие профессии. Быть человеком проекта — это актуально и значимо.

Анастасия Шестакова выбрала тему, связанную с медиакультурой. Медиакультура — важный фактор информационной эпохи. Благодаря формированию медиакультуры в КИНОКЛУБЕ, которым она руководит, — становится возможным накопление и умножение информации, а это « подразумевает сохранение предшествующего опыта»,  то есть сохранение генетической памяти общества. Ибо, по мнению Ю.Лотмана, «культура есть память».

КИНОКЛУБ несёт и идеологическую функцию. В школе происходит процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов… Очень важны ценностные ориентации. Мы живем в постсоветской России: речь идет о разгуле криминальности, наркобизнесе, проституции, бессмысленной жестокости, аморальности, маргинализации / в противовес социализации ЛИЧНОСТИ/. И это наглядно проявляется в жизни определённой части российской молодёжи. 

КИНОКЛУБ несёт идеологическую функцию: актуально поднять престиж духовной культуры (сегодня на первый план вышла культура материальная) в противовес обесценивания нравственных традиций и идеалов, коммерциализации средств массовой коммуникации (СМК), пропаганде антикультуры, негативного социокультурного опыта.

Отсюда актуальность и значимость идеологической функции КИНОКЛУБА.

Искусство  медиа способно, как писал Л.С. Выготский, «вовлекать в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа». В основе этого эффекта лежит механизм «сопереживания»: индивид адаптируется в современной жизни, окружающей среде, получает ответы на многие вопросы.

КИНОКЛУБ  «включается» в процесс воспитания и обучения, способствует формированию самосознания ЛИЧНОСТИ, её способности жить и созидать.

Анастасия Пономарёва в своём проекте клуба «ШКОЛЬНЫЙ ВОЕНКОР»  наиглавнейшей задачей считает патриотическое воспитание граждан – молодёжи и их подготовка к защите Родины. Но защищать Родину можно не только на войне. Сохранять русский язык, культуру, природу, честно трудиться — всё это тоже формы защиты Родины.А.С. Пушкин создал могучий, гибкий русский язык, важнейшее средство дальнейшего культурного роста и развития миллионов трудящихся нашей великой Родины. 

Пушкин - наша гордость, наша слава и наше величайшее художественное и языковое наследие.

Фокус в том, что культура базовая, как ни странно, не передается генетически, и если не провести знакомство последующих поколений с Пушкиным — Чайковским — Эйзенштейном, то лет через 10-20 дети просто перестанут воспринимать, даже забудут эти фамилии. Классики — это азбука и букварь нашей культуры, их забвение одновременно означает забвение всего русского культурного языка как такового, и никаким артхаусом и постмодерном их не заменить. 

Поэтому реализация её проекта  способствует раскрытию понятия «патриотизм» не только со стороны военной и физической подготовки, но и со стороны духовно-нравственной: сохранению истории, культуры, традиций, памяти о национальных героях, а самое главное - достоверности журналистского слова. Военкоры моего клуба следуют тому, что завещали наши предки – никогда не предавать Родину и всегда быть честными. В своих текстах они отражают ценность военно-патриотического воспитания так, что эта  информация заостряет внимание читателя и  заставляет  задуматься о Родине и её героях, которые являются для молодёжи образцом мужества.

Рахматуллина Регина считает, что её проект «клуб «КУЛЬТУРА» служит воспитанию детей в разновозрастной группе в урочное и внеурочное время в условиях музейного пространства, где трудится Илья Блинов, автор проекта «музейного клуба». 

Илья Блинов считает, что минуют годы, десятилетия, века, а героические подвиги советских воинов, совершенные в годы Великой Отечественной войны, не померкнут никогда. Они будут вечно сверкать вершинами недосягаемой боевой славы.

Культура и образование формируют ЛИЧНОСТЬ.

Создавать свои проекты нас учит сам Президент РФ В.В. Путин.  Он вооружил государство Российское, создал армию нового типа, где ракетно-ядерное оружие нового поколения обеспечивает безопасность ещё столь молодой и столь несовершенной России. 

Духовная пустота, которая разверзлась в стране после крушения СССР, была заполнена им православной церковью, для воссоздания которой он сделал не меньше, чем апостол Павел, проведя вторую христианизацию России, восстановив христовые обители, сделав Россию страной алтарей и оборонных заводов. 

Теперь перед В.В. Путиным, как в своё время перед Сталиным, стоит завершающая задача — венец путинского проекта: наградить русский народ за все великие труды и траты, которые он перенёс в ХХ и ХХI веках. Сделать жизнь народа обильной и благодатной, нравственно осмысленной и творческой. И этот период наступил. Наступил он в тяжелейшие, смутные времена мирового кризиса, глобальных обострений, чудовищных экспромтов, которые приготовила нам загадочная биосфера. 

В интервью газете Financial Times В.В. Путин рассказал о том, что либеральная идея изжила себя, а набор ключевых идеалов западного общества: мультикультурализм, уход от религиозных основ этики и отказ от традиционных ценностей, — несовместим с действительностью. 

Есть такая восточная мудрость: хочешь победить врага — воспитай его детей. Происходящее в наши дни в сфере культуры и образования является следствием применения этой древней установки. 

В условиях народной власти то, что раньше было доступно достаточно узкому кругу лиц,  стало применяться в широком масштабе — для всего народа, что позволило назвать такую школу советской. Была создана уникальная система просвещения.

Американский адмирал Хайман Риковер, основоположник атомного американского флота, уже после запуска нашего спутника в 1957 году, написал: "Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам системой образования". 

Сегодня  хаос:  под видом "детоцентризма" вновь продвигают "свободную школу".

Сегодня человека постулируют как киборга, механический объект либо цифровой аватар. 

Активность новаторов зашкаливает, но их идеология и практика оказались чужды русской культуре, русскому обществу. 

Сегодня мы часто видим и слышим: "элитные школы", "элитные учреждения", "элитный подход" и так далее. Нам старательно вбивают в голову, что есть две касты, два разряда людей. 

Благодаря сочетанию социальных достижений нового строя с традициями русской гимназии, сложилась советская школа, которая воспитывала людей с широким кругозором, людей с внутренним достоинством. Во время Великой Отечественной войны это хорошо проявилось. В боевой обстановке, (Сергей Кара-Мурза), отчётливо выявилась суть общеобразовательной школы, которая не делила людей на массу и элиту. 

Именно на этой основе, заложенной в 30-е годы, и были сформированы все лучшие черты, которые отличали в дальнейшем советское образование.

Именно в годы войны. Почему это произошло и как? В первые годы, понятно, все силы были брошены на то, чтобы остановить наступление нацистов, поэтому на фронт были мобилизованы выпускники, учителя, весь руководящий состав просвещения. Во многих районах: не только примыкающих к фронту, но и в глубоком тылу, — стали закрываться учреждения Наркомпроса. В феврале 1942 года на нужды промышленности и строительства мобилизовали 1,8 млн. подростков. В 1941-42 гг. четверть учеников уже не посещали занятия. Резко уменьшилось число учащихся старших классов, а значит, возникла угроза недостатка рабочих кадров со средним образованием.

И в этой экстремальной ситуации в середине 1942 года были приняты два правительственных постановления, которые содержали новую концепцию народного образования в условиях военного времени. Речь шла о том, чтобы привлечь в школы всё население школьного возраста. При этом школьные предметы, дававшие серьёзные теоретические знания, должны быть связаны с военной жизнью, носить практический характер.

Учебный план 1942/43 года был нацелен на подготовку учащихся к обороне страны. В программу был введён предмет "Военное дело". Он включал в себя строевую, лыжную, огневую, противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, технику рукопашного боя и военно-санитарное дело — всё, что потом оставалось на долгие годы в арсенале советской школы.

И, главное, создавались учебно-производственные мастерские для практической деятельности. Поэтому всё, что ребята изучали теоретически, они могли тут же применить на практике. 

К середине 1943 года воссоздание традиционной русской школы было практически завершено. Уже летом нужды детей и подростков были приравнены к нуждам фронта. Это стало серьёзным шагом на пути к дальнейшим преобразованиям, что принесло свои плоды уже в 50-е годы. Речь идёт о введении обязательного (повсеместного) семилетнего обучения для ребят с восьми до пятнадцати лет. Было введено и обучение работающих подростков в вечерних школах рабочей молодёжи. Что касается раздельного обучения, то оно появилось в 82-х городах Советского Союза. 

Особое внимание было уделено военному обучению мальчиков. В августе 1943-го в соответствии с постановлением Совнаркома создаётся Суворовское училище, названное так по инициативе Сталина. К 1944 году уже существовало 17 таких заведений. Одновременно создаются два Нахимовских военно-морских училища в Ленинграде и Риге. Там воспитывали и обучали сыновей военных моряков — в основном, конечно, детей-сирот.

Поскольку многие учителя ушли на фронт, встал вопрос о подготовке новых кадров. Это невозможно было сделать без развития педагогической науки, поэтому в том же 1943 году появляется Академия педагогических наук РСФСР под руководством академика Владимира Потёмкина. Она была призвана изучать теоретические вопросы педагогики, повышать качество педагогического образования.

Чтобы поднять авторитет учителя, в августе 1943 года был принят закон о повышении заработной платы, в результате чего фонд зарплаты в ассигнованиях на школу вырос почти в два раза. Это произошло буквально за год, во время войны! 

Главной государственной задачей, которую перед учителями и управленцами ставил академик Потёмкин, было повышение качества преподавания и воспитания. Привычные для нас слова, но, обратите внимание: сегодня чаще говорят не о качестве образования, а об инновациях, карьерном росте, креативности, поиске так называемых одарённых детей… 

Если в 1941 году ассигнования на народное просвещение составляли 5,961 млрд. рублей, то в 1945-м — более 9 млрд. Денег на образование не жалели! Одновременно с этим сильно поменялось отношение к науке. Это проявилось не только в повышении оплаты учёных, но и в росте престижа научных сообществ.

Всё это были инициативы Сталина, который хорошо разбирался в вопросах образования. Не будем забывать, что семинарии в годы юности Иосифа Виссарионовича давали хорошее образование, но, главное, Сталин всю жизнь самообразовывался.

Заложенная в эти годы система образования стала тем фундаментом, на котором стали возможны все достижения СССР в промышленном и научно-техническом развитии. И именно она представляла главную угрозу для нашего геополитического противника, который поставил задачу её разрушить. Он это делал и продолжает делать.

Сегодня перед нами стоит проблема поиска путей возрождения системы образования, и многие говорят, что нужна некая абсолютно новая программа. На самом деле у нас уже всё есть — есть наследие классической русской гимназии и советской школы. Поэтому наша текущая задача — добиться законодательного закрепления не только права на традиционную образовательную систему, но и механизма его реализации. Этого надо не просить, а требовать.

 Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда   «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич