Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XX и XXI в.в. – время, в которое мы с вами постоянно погружаемся, чтобы отметить знатные юбилеи. 100 лет отпраздновал наш  Пермский классический университет. 85 лет исполнилось естественнонаучному факультету педагогического университета. В нашей школе работают 6 учителей, которые его закончили. Мы решили встретиться с ними и поговорить, почему нам так важно возрождать педагогическое образование, какие принципы работы педагогического университета и перспективы его выпускников.

Куляпин Алексей Сергеевич, директор МАОУ СОШ № 135Куляпин Алексей Сергеевич, директор МАОУ СОШ № 135Куляпин Алексей Сергеевич, директор школы №135:

Тенденция современной цивилизации, прежде всего, учиться и получать знания. Мы хотели учиться и  шли в этот ВУЗ на этот факультет, потому что ещё в школе определили своё призвание. Сегодня умение учиться самому, умение учить других – это не только важнейшие умения XXIвека, это незыблемые традиции нашего педагогического университета, биолого-химического факультета. Все выпускники биохимфака, на примере нашей школы, уверены в себе и в своих силах, делают ежедневно важное, святое и благородное дело, применяют информационные технологии.

Наш факультет всегда готовил хороших педагогов, мы хорошо были знакомы с когнитивными исследованиями Л.Выготского. И сейчас для нас очень большую важность имеет понятие зоны ближайшего развития ребёнка, анализ влияния межличнстного взаимодействия на процесс учения, изменений в психических процессах, диктуемых развитием информационно-коммуникационных технологий.              

Между нашей школой и университетом – тесное сотрудничество. Особенно это касается погружения в информационную  среду, робототехники и пр.

Куляпин Александр Сергеевич, руководитель МЦКуляпин Александр Сергеевич, руководитель МЦКуляпин Александр Сергеевич, учитель, руководитель МЦ:

Сегодня власть желает опоры прежде всего на учителей. Именно учителя являются неформальным авторитетом в стране. Наш биофак всегда был в институте «магистралью», на которой все двигались вперёд и добавляли ВУЗу славу. На факультете была хорошая среда. Каждый день, каждую минуту в нас вливали удивительный эликсир знаний, это была маленькая ноосфера. В практике - выпускники биологи-химики настоящие трудяги. При всех сомнениях - работают, работают, работают… Сегодня что-то получилось, а завтра нет. Но чтобы было всегда как сегодня надо просто работать. Если такой процесс постоянный – вдохновение приходит и следует за процессом.

Кокшарова Ирина Дмитриевна, учитель химииКокшарова Ирина Дмитриевна, учитель химииКокшарова Ирина Дмитриевна, учитель химии:

Мне наверное повезло, потому что я пришла работать в школу по приглашению директора, во время вступления в должность нового министра образования, который открыто говорит о тех проблемах, которые стоят перед школой. Главная из них – это то, что без активного участия родителей ребёнка не сделать умным, образованным, счастливым. Родители должны общаться с детьми. Между ними должны быть человеческие отношения. С объктом для воспитания общаться невозможно, а с личностью, наоборот, невозможно не общаться. Нашим детям не хватает общения. Родители должны помочь ребёнку найти своё призвание. Это прежде всего желание делать что-то. Именно родители должны помочь ребёнку его разглядеть. Ребёнок, который обрёл призвание, принципиально отличается от того, у кого не получилось это сделать. Ребёнок должен быть занят любимым делом. Он уважает себя потому, что при деле. Ему интересно жить.

И.Песталоцци считал, что человек должен обрести призвание в пять-семь лет. В 16 ребёнок уже выбирает с родителями ВУЗ, но не призвание. Мы, билоги, обращаем внимание на Песталоцци, т.к. он придумал свой метод воспитания – «метод природосоответствия»: ребёнка надо учить тому, к чему у него самого лежит душа.

Научные школы нашего факультета и университета незыблимо сохраняют традиции, которые передаются всем студентам.

Красных Ольга Аркадьевна, учитель биологииКрасных Ольга Аркадьевна, учитель биологииКрасных Ольга Аркадьевна, учитель биологии, зам директора по науке:

Когда я заканчивала школу, передо мной не стояла проблема, куда пойти учится. Уже тогда 40 лет назад решение было принято твердо и навсегда – буду учителем биологии. 35 лет педагогической деятельности пролетели незаметно, потому, что работать учителем всегда было интересно и увлекательно. Сейчас наша профессия не является привлекательной для молодежи: надо иметь желание и призвание передать знания и опыт ученикам, учить их так, чтобы было интересно, много знать и уметь на практике – возиться с цветами, определять растения, ходить на экскурсии, организовывать природоохранные субботники.

Многому я научилась в пермском педагогическом – ПГПИ, такое название он имел раньше. Сегодня Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет – это один из старейших вузов Урала (основан в 1921 году).  Скоро университет будет праздновать вековой юбилей. Сегодня ПГГПУ – это  образовательный, культурный и научный центр Пермского края. Здесь обучается свыше 7000 студентов и работает более 500 преподавателей и научных сотрудников.

Кочева Светлана Геннадьевна, учитель биологииКочева Светлана  Геннадьевна, учитель биологии

А начиналось все в далеком прошлом…

15 октября 1930 года педагогический факультет был выделен в самостоятельный педагогический институт. С 1 марта 1931 г. он получил статус самостоятельного вуза. На тот момент в нем обучалось 643 студента. В 1932 пединституту отдали здание по ул. К. Маркса (в настоящее время – ул. Сибирская, 24), это здание стало визитной карточкой университета.

В 1932 году было открыто биологическое отделение, а в 1934 году отделение биологии и химии было переименовано в естественное отделение. В 1941-ом, в год своего двадцатилетия, Пермский государственный педагогический институт имел в своем штате 103 преподавателя, в том числе 10 профессоров, на шести отделениях обучалось 1085 студентов. Факультет естествознания существует с момента организации педагогического университета в 1921 году. Студенты учились у таких крупных ученых, как профессора А. Г. Генкель, А. А. Рихтер, Д. А. Сабинин, В. М. Баранов, В. Н. Беклемышев.

В годы Великой Отечественной войны главный корпус ПГПИ выполнял функцию госпиталя для раненых, в институте осуществлялась подготовка медицинских сестер. Наш факультет химико – биологический был закрыт в 1955 году, в связи с реорганизацией, и вновь открыт в 1961 году. Факультет имеет большую историю и славные традиции и отмечает в этом году 85 лет своего существования.  Тысячи его выпускников трудятся в школах области и за ее пределами. Школы, основанные профессорами А. М. Болотниковым, И. А. Селивановым, Н. С. Козловым, относятся к школам российского уровня и продолжают плодотворную работу.

В мои студенческие годы нас учили замечательные профессора, известные в России ученые.

Шилкова Татьяна Аркадьевна, учитель биологииШилкова Татьяна Аркадьевна, учитель биологииКафедру зоологии возглавлял  профессор, ученый – зоолог, Антон Михайлович Болотников.  Студенты и аспиранты, соискатели ездили в экспедиции, выводили птенцов в инкубаторе, писали статьи, выступали на конференциях по научно- исследовательской теме кафедры - экология размножения и раннего онтогенеза птиц.  Ученица А.М. БолотниковаГалина Ивановна Дубась– сейчас декан родного биолого-химического (ныне, естественнонаучного) факультета.

С 1963 года на кафедре зоологии работала доцент Августа Матвеевна Бурылова. Её научные интересы касались изучения фауны и экологии двукрылых кровососущих – мокрецов. Лекции Августы Матвеевны по зоологии беспозвоночных животных всегда отличались глубокой научностью и чётким изложением.

Сагдия Мугиновна Хазиева, доцент кафедры, долгое время читала нам курс лекций по зоологии позвоночных животных и животноводству. Сагдия Мугиновна была разносторонним зоологом. Её научная деятельность касалась экологии размножения птиц, их видового состава, герпетологии.

Кафедру ботаники возглавлял профессор Иван Александрович Селиванов. Он возглавил научные исследования  по биогеоценологии леса, направление работы было связано с изучением взаимосвязи грибов(агарикоидных базидиомицетов) с высшими растениями (микориза). Студенты и ученые изучали орхидеи Пермского края, микоризу, на практических занятиях мы делали срезы через корневую систему и наблюдали в микроскоп эту самую микоризу. Важным этапом изучения ботанических дисциплин являются полевые практики, которые проводились у нас, студентов, на протяжении 4 лет  на биологической станции «Верх-Кважва». На практике мы ходили на экскурсии, учились определять растения, собирать гербарии, выращивали цветковые растения открытого грунта, работали и выращивали огурцы, помидоры. В ходе практики планировали, организовывали и проводили  воспитательные мероприятия во внеклассной работе по биологии. В прямом смысле слова пахали и сеяли, т.к. это была практика по сельскому хозяйству, слушали голоса птиц, вылавливали из болотца тритонов, рассматривали их и отпускали обратно. Именно такие активные практики позволяли более глубоко изучить природу, общаться с друзьями, заниматься наукой и отдыхать.

Сегодня на факультете именные стипендии выдающихся ученых -  стипендия имени профессора А.М. Болотникова и стипендия имени профессора И.А. Селиванова назначаются лучшим студентам, занимающимся исследовательской работой.

На факультете были созданы зоологический и ботанический музеи. Зоологический музей начал создаваться в 60-е годы XX века по инициативе профессора А. М. Болотникова. Основные сборы для его организации были сделаны в экспедициях на Черное (1963), Японское (1965), Белое (1971) моря и в тундре (1969). Многообразие животного мира на практических работах мы изучали именно в нем. В музее находится около 2000 экспонатов. Среди них: 41 коллекция беспозвоночных и более 140 видов, принадлежащих к разным типам: рыб - 120, земноводных - 13, пресмыкающихся - 50, птиц - 157, млекопитающих - 40 видов. Ежегодно мы посещаем его с нашими учениками.

В институте важным направлением обучения была педагогика и методика преподавания биологии. Студентов на курсе было 75 и все проходили практику в школе, разрабатывали конспекты уроков, внеклассных мероприятий, ездили на практику в производственные отряды школьников – было такое движение в 80 – х годах. Кроме научных знаний, которые прививались на теоретических курсах и практиках, большое значение имела методика. Как преподавать? Ставить опыты? Как проводить опрос школьников? Как заинтересовать? Как подготовить к олимпиаде? Какие растения выращивать на пришкольном участке и в теплице? Всему этому нас учили прекрасные методисты. Ершова Валентина Александровна преподавала методику ботаники. Многому нас научила по этому предмету. На старших курсах методику общей биологии вела Куляпина Татьяна Иосифовна – педагог с огромным стажем, она сама активно предавала свой опыт, а на практике мы создавали свой. Именно тогда мы выучили всех динозавров, отлично знали, как преподавать сложную тему «Обмен веществ в организме», как изготовить динамические наглядные пособия для того, чтобы сложное биологическое понятие стало понятным школьнику (ведь тогда в школе не было ни одного компьютера). Мы писали дипломы по методики, которые можно было считать диссертациями, так широко и всесторонне они рассматривали проблему и  выбранную тему. В школу мы шли подготовленные по всем направлениям: хорошо знали основы наук, методику преподавания, имели практические навыки работы на пришкольном участке, в лаборатории, могли организовать мероприятия, экскурсии. Практически все выпускники курса пошли работать в школу и работают в ней до сих пор. В нашей школе работают учителя, окончившие факультет в разнее годы – это Куляпин Алексей Сергеевич, Куляпин Александр Сергеевич, Кочева Светлана Геннадьевна, Красных Ольга Аркадьевна, Шилкова Татьяна Аркадьевна, Кокшарова Ирина Дмитриевна.

Традиции учительства: хорошо знать предмет, заинтересовать ученика, быть верным своей профессии продолжают они педагоги биологи. И неважно, какие должности они занимают – главное, дело, выбранное по душе стало делом всей их жизни!

Репортаж подготовили юнкоры МЦ СОШ№135 Блинова Елизавета, Гордеева Елизавета, Ильчишина Ксения, Шамрицкая Василиса, Михалев Денис, и учителя: О.А. Красных и А.С. Куляпин.