В СОШ №135 25 - 29 января 2021 года проходила Всероссийская неделя истории обороны и блокады Ленинграда.  Как и в Санкт-Петербурге,  в Перми  открылись выставки в музеях, а в нашей школе прошли уроки мужества, которые организовывали учителя и военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, ребята разных классов. В храмах священники отслужили панихиды по жертвам блокады и павшим защитникам города. 

Непридуманная война, которую мы находим в окопах, в блиндажах, в раскопах, - это война, о которой мы не знали, а сейчас узнаём всё больше и больше, - говорит юнармеец-экскурсовод Илья Блинов. Юнармейцы Настя Мартынова, Анжелика Табурца и Сергей Зайцев пригласили его на урок мужества в 3-х классах.

Илья всегда старается рассказать  что-нибудь интересное, например,  что в кармане гимнастерки солдат поисковики всегда находят - билет красноармейца, а в сапогах, между стелькой и подошвой - нательный крест. Поисковики видят это часто. Открыто крест носить было нельзя, поэтому прятали. Скрывали и маленькие иконы. А сделанные из металла образки святых солдаты иногда специально стачивали в кругляки и прятали под видом монет в кошельки. В окопах и траншеях неверующих нет.

Если в городе на Неве, например, музей "Невская застава" проводил необычную акцию, в которой горожане смогли пройти по дорогам жителей блокадного Ленинграда (маршруты воссозданы по дневниковым записям, книгам, архивным документам и воспоминаниям самих блокадников, протяженность маршрутов - от 14 до 32 километров. Столько и не каждый современный человек пройдет. А ленинградцы преодолевали их в условиях холода, голода, артобстрелов;  среди них есть маршрут Ольги Берггольц, поэтессы, диктора ленинградского радио. Она, чтобы навестить отца, в начале февраля 1942 года прошла по заснеженному городу от Дома радио на Итальянской улице (центр города) до комбината имени Тельмана, где он работал в амбулатории. А самый протяженный путь в 32 километра посвящен ленинградскому художнику Василию Власову и называется "1942. Игра ва-банк". Василию Власову было дано задание создать колоду карт с карикатурными изображениями немецких военачальников для деморализации противника. Карты должны были подкидываться партизанами в распоряжение немецких частей. Сам Власов жил на Васильевском острове, а технологию изготовления карт изучал на бывшей карточной фабрике, которая располагалась на другом конце города. Во время долгого пути художник неоднократно попадал под обстрелы.

Основная идея акции - возможность физически прочувствовать и попытаться "пережить" историю конкретного ленинградца). 

В нашей школе юнармейцы подготовили доклады, презентацию, киноклуб. 

Главное, что хотелось донести до ребят — подвиг ленинградцев, особенно женщин, ведь им пришлось тогда стать сильными, чтобы сохранить веру, любовь и жизнь. Такими были они — ленинградки. Оптимизм и вера в лучшее победили. "Мы не умрем, даже если нас и не станет. Почему-то так кажется" — слова девушки блокадницы.

Всероссийская неделя истории обороны и блокады Ленинграда завершила свою работу. Партнеры ИПКиПП на основе своих экспозиций, выставок и архивов рассказали школьникам об обороне города, жизни в блокадном Ленинграде, героях защитниках и других исторических фактах.

Все видео материалы музеев партнеров опубликованы на официальном сайте проекта world-history.net 

Все видео материалы музеев останутся на сайте и доступны Вам для подготовки и проведения уроков. 

Партнерами недели являются: 

1. Музей истории подводных сил Маринеско,

2. Зоологический музей Российской Академии Наук, 

3. Мемориальный музей Разночинный Петербург, 

4. Музей железных дорог России, 

5. Историко-литературный музей города Пушкина, 

6. Государственный литературный музей XX век, 

7. Музей истории профессионального образования.

Исторический клуб школьного музея продолжает изучать и обсуждать тему Великой Победы.

См. фотоальбом

Как постичь сущность такого планетарного явления, как Великая Победа 1945 года? Наши предки уже осмыслили войну, а значит, и Победу сквозь призму категории сакральности, что в русском языке можно прекрасно объединить в семантике слов "священность" и "святость". И, как Ветхий Завет (в смысле — древний, от праотцов), передали это нам, своим потомкам, которые в последние годы в победной поступи "Бессмертного полка" устремляются в едином порыве к "горним смыслам". Уже в песне "Священная война" противник метафорический сравнивается с "нечистью", "силой чёрной", то есть инфернальными силами. В истории религии (и мировой литературы) существует прекрасный образ (почти платоновский "правдоподобный миф"), закреплённый в ближневосточных культах и рукописях, исторически предшествующих христианству, который благодаря феноменологическому методу способен нам прояснить сакральный смысл Победы. Не нужно обращаться к социально-экономическому или социально-политическому анализу причин войны, об этом сказано достаточно, надо только ещё раз напомнить о провидческой работе В.И. Вернадского, в которой перелом в войне и успехи РККА понимаются как утверждение принципа жизни и вступление планеты на новый виток эволюции биосферы — ноосферы.

Таким образом, противостояние в великой войне — это не только противостояние РККА и немецко-фашистских захватчиков, советской и нацистской идеологий, о чём обычно говорят (это только видимая часть великого противостояния). Речь идёт о глубинном (в онтологическом смысле) противоборстве, которое, на наш взгляд, не прекращается до сих пор, сынов света (РККА) и сынов тьмы (немецко-фашистских захватчиков), сил света, добра и сил зла. Неслучайно Лебедев-Кумач употребляет по отношению к захватчикам эпитет "чёрный", и самая "удачная" эсэсовская форма, пошитая фирмой "Хьюго Босс", была чёрного цвета, символа инфернальных сил, обрушившихся из преисподней на землю и готовых уничтожить всё живое. Но на пути тёмных сил, как некогда в мифические времена кумранских рукописей, восстали сыны света (доблестные воины РККА) и остановили, обратили их в бегство, сломали хребет фашистской нечисти. И утвердили на долгие четыре десятилетия мир в Европе и баланс сил во всём мире, построенном на верных априорных принципах — советских. 

Такой подход побуждает по-новому взглянуть на историю Великой Отечественной и Второй мировой войны. Есть такая страшная цифра в статистике — 97%. Столько родившихся в 1922 году, то есть тех, кому в июне 1941 года было 18-19 лет, своими костьми легли на священный алтарь Победы. Когда "чёрная чума" пробудилась и за двадцать лет постепенно охватила всю Европу, то словно по божественному провидению на землю с небес спустилось красное воинство, вставшее на пути "чёрной нечисти" в её движении "на восток", и своею (97%!) "смертию смерть поправ", красное воинство ушло в вечность. А миру это небесное воинство явило чудо, которое мы ещё не осознали и не осмыслили: ведь если Бог существует, и если он как всемогущий (παντο-κράτως) явил себя миру в чуде Боговоплощения — Иисуса Христа, то неужели он не мог явить чудо коллективного Боговоплощения и воплотиться в целом поколении советских людей, дабы предотвратить падение мира (космоса) в бездну (хаос)? Таким образом, теологически становится понятен смысл русской революции и Великого Октября: это была подготовка к предстоящей мировой битве двух противоположных космических сил — добра и зла, света и тьмы. И совершенно по-новому предстаёт образ провозвестника и пророка русской революции, чей 150-летний юбилей так предательски (по отношению к собственной и мировой истории) избегает отмечать действующая российская власть или, как они себя называют, "элита".

Образ прошлого может меняться на противоположный даже в сознании одного и того же историка. При этом историк остаётся учёным и не порывает с исторической наукой. 

Во-вторых, этот образ зависит не столько от фактов, сколько от теории, которой руководствуется учёный. При смене теории историк легко находит факты, подтверждающие новую концепцию. Знание исторических фактов и даже личный опыт, противоречащие теории, не опровергают её в глазах историка, на каждый из них он всегда найдёт иной факт и опыт. 

В-третьих, смена образа прошлого происходит вследствие смены господствующего мировоззрения. Учёный живёт в обществе, и при трансформации мировоззрения в обществе меняется образ прошлого, составляющий важную часть картины мира, что приводит к обесцениванию исторических трудов, написанных с позиций предыдущего мировосприятия. В этот период многие историки меняют свой взгляд на мир, некоторые остаются на прежних позициях и зачастую вынуждены «работать в стол» в надежде на реставрацию прежнего мировоззрения. Именно так произошло с теми историками, которые после перестройки остались на ортодоксальных коммунистических позициях. Сегодня эта участь грозит сменившим их либералам. 

В-четвёртых, образ прошлого остаётся истинным только в рамках того мировоззрения, с позиций которого его создавал историк. В иных мировоззренческих парадигмах он считается ложным или идеологизированным. Достижение абсолютной истины в истории невозможно. 

В-пятых, объективного образа прошлого, т.е. независимого от той мировоззренческой концепции, с позиций которой он создаётся, не может быть. 

Все эти положения непосредственно связаны с доктриной, предлагаемой В. Мединским, и теоретически обосновывают её. 

Если в обществе существует несколько образов прошлого и научных теорий, которые их создают, то государство вправе выбирать такой, который будет наиболее соответствовать его интересам. Оно может индифферентно относиться к нейтральным образам и теориям прошедшего, но обязано бороться с деструктивными историями. Для этого государство должно определиться с тем, какое прошлое наиболее приемлемо для общества, и поддерживать его теми силами и средствами, которые в данный момент наиболее целесообразны. Этот процесс составляет суть и содержание исторической политики. 

Поскольку в современном обществе существуют различные идеи, формирующие разные картины мира и образы прошлого, то государство должно имеющимися у него средствами обеспечить господство прошлого, наиболее соответствующего интересам государства и общества. Способность и возможность добиться этого характеризует наличие у государства исторического суверенитета. 

Исторический суверенитет обеспечивается прежде всего наличием у отечественного исторического сообщества теории, на основе которой можно создать положительную историю современного государства. Сегодня наши историки теоретически окормляются Западом. На основе его теорий невозможно создать приемлемое для государства и общества прошлое. Тот образ прошедшего, который создаётся при помощи господствующих ныне либеральных теорий, формирует негативную историю России и противоречит её сегодняшним интересам. В ХХ столетии Россия и СССР дважды пытались построить либеральное общество, и оба раза страна разваливалась без каких-либо перспектив на лучшую жизнь. Ещё один эксперимент по либерализации наш народ не выдержит и сойдёт с исторической арены. 

Для того чтобы обеспечить исторический суверенитет, нам нужна собственная, а не заимствованная западная теория исторического развития. Именно на её основе можно будет создать положительную историю народа, своим беспримерным историческим творчеством создавшего великое многонациональное государство, освоившего и цивилизовавшего гигантское евразийское пространство. 

В отличие от Запада русский народ творил свою историю не ради свободы. Не эта ценность сформировала наше православное, а затем и коммунистическое мировоззрение, но идеи справедливости, правды, коллективизма, формировавшие историческое движение России и СССР. На их основе можно и нужно создавать новую положительную историю нашей страны. Именно для этого нам нужны исторический суверенитет и историческая политика. 

(исп м-лы СМИ, д.и.н. Г.Герасимова, доц. Д.Канакова)

 
Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, дважды лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба  РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва, нач. клуба «Юный военкор», гл. редактор, лауреат конкурса «Гордость Пермского края»; 
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор, ЮНАРМЕЕЦ-ЭКСКУРСОВОД, лауреат  конкурса «Гордость Пермского края» ;
Эвелина  Федорец, нач. клуба экологов-добровольцев, военкор, лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;
Анастасия Мартынова — военкор, эколог-доброволец, лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;
Анжелика Табурца — военкор, эколог-доброволец;
Сергей Зайцев - военкор, эколог-доброволец;
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса