Юнармейский отряд Феникс имени адмирала П.C.Нахимова СОШ №135 поздравил  с праздником Моряков-подводников Пермского края. Многие из них являются наставниками отряда и награждены сертификатом «Друг школьного музея». 19 марта в Совете ветеранов Мотовилихи  состоялся традиционный сбор ветеранов флота по случаю этого праздника. 

 

 

См. фотоальбом

Открыл праздничное мероприятие председатель регионального отделения общественной организации Движения поддержки флота России бывший командир субмарины, капитан I ранга Андрей Савельевич Гониченко:

- Уважаемые моряки-подводники, ветераны подплава, дорогие наши друзья-наставники! Мы выражаем Вам благодарность за высочайший профессионализм, сплоченность и взаимовыручку, храбрость и героизм, за постоянную готовность решать поставленные задачи любой сложности.

Приветствуем и поздравляем всех моряков-подводников ВМФ РФ и, обязательно, членов экипажей, несущих свою нелегкую службу на просторах  морей и океанов.

Низко кланяемся Вашим верным подругам, родным и близким за преданность и верность.

Дорогие моряки-подводники и ветераны подплава, желаем Вам крепкого здоровья и удачи в Вашем нелегком ратном труде, счастья и благополучия, веры и надежды Вашим родным и близким.

От имени отряда поздравление зачитал куратор отряда, член совета РО ОО ДПФ, заместитель по воспитательной работе, ст. лейтенант запаса Александр Сергеевич Куляпин:

- Дорогие моряки-подводники! Примите от нас, юнармейцев отряда Феникс имени адмирала П.C.Нахимова, самые добрые пожелания в 114-ю годовщину Подводных Сил Военно-Морского Флота России! 

Желаем здравия, стойкости, мужества, благополучия в семьях, мира, добра и веры. Успехов вам в боевой и политической подготовке, во всех праведных трудах на благо нашего Отечества! 

Бывший командир, капитан I ранга, Александр Иванович Лобанов рассказал о истории подводного флота:

- 19 (6) марта 1906 г. по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены первые десять подводных лодок. Первая отечественная подлодка «Дельфин» была построена в 1904 году. 

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. В октябре 1904 года четыре подводные лодки были доставлены по железной дороге во Владивосток, что позволило уже к концу лета 1905 года сформировать из них отряд численностью в 10 единиц под командованием лейтенанта А.В. Плотто. 

Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы. 

Формирование первого соединения подводных сил — бригады подводных лодок в составе Балтийского флота — относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве и состояла из 11 подлодок, плавучих баз «Хабаровск» и «Европа». 

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род Флота — Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера. 

С 1930 по 1939 год флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. В начале Великой Отечественной войны четыре флота включали 212 подводных лодок. Все подводные лодки были сведены в бригады, дивизионы и группы. Управление ими возлагалось на командующего флота, руководство же боевой и повседневной деятельностью осуществлялось подводным отделом флота. Военный совет флота определял задачи подводных лодок и районы их боевых действий. 

Процесс внедрения на подлодки в 50-е годы прошлого столетия ядерных энергетических установок стал важным переломным событием в истории советского ВМФ — была достигнута неограниченная автономность плавания. 

17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъема Военно-морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке К-3, а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. 

В 1960 году началось серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, первые из которых вошли в состав ВМФ в 1967 году. 

В конце 1950-х годов началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удаленных районах Мирового океана. Первоначально в Средиземное море была направлена группа из четырех подводных лодок, через год их количество выросло в 3 раза. Начиная с июля 1967 года, эскадра кораблей ВМФ СССР стала действовать в этом районе на постоянной основе. 

Одновременно советскими подлодками осваивались и другие районы Мирового океана. Так, летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие. В 1963 году арктические подледные переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот выполнили торпедные и ракетные атомные подводные лодки. Одновременно советские подлодки осваивали районы Атлантики, Тихого океана, а также Филиппинское и Южно-Китайское моря. 

Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, необходимо отметить большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, в ходе учения «Океан-80» в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения. 

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. 

Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России. 

Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране продолжается и сегодня. 

Председатель регионального отделения общественной организации Движения поддержки флота России бывший командир субмарины, капитан I ранга Андрей Савельевич Гониченко предложил поздравить именнинков:

17 марта — день рождения Сергея Геннадьевича Козаря, бывшего командира субмарины «Пермь», капитана I ранга;

18 марта — день рождения Ненашева Михаила Петровича, председателя Российского Движения Поддержки Флота, депутата Государственной Думы ФС РФ пятого созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ",  Члена Комитета ГД по обороне, Члена Общественного совета при Минобороны РФ, капитана 1-го ранга, кандидата политических наук, Члена Общественного совета при Минобороны России. 

18 марта — день рождения Куляпина Александра Сергеевича, члена совета РО ДПФ, куратора юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, ст. лейтенанта запаса.

Для именниников в зале прозвучали здравицы. стихи и песни с просмотром роликов о подводном флоте:

                                      Моряков — с днём ПФ !
                                      Вам не нужен разогрев,
                                      Чтобы шторма не боятся 
                                      И с морской волной сражаться.
 
                                      Здоровье будет пусть отменным,
                                      Любое море — по колено,
                                      И девятый вал, и цунами 
                                      Пускай уймутся перед вами.
                                    
                                      Пусть приносит вам вода 
                                      Только пользу на года .
                                      Водой друг друга обливайте,
                                      Веселитесь, не скучайте !

 Во время проведения праздника всем ветеранам были вручены календари с символикой ДПФ. Были произнесены здравицы.

Председатель Совета ветеранов Мотовилихи, капитан III ранга Александр Викторович Кукушкин зачитал приветствие от экипажа АПРК «Тверь»:

Экипаж АПРК «Тверь» поздравляет пермских моряков с Днём моряка-подводника!

Дорогие пермяки! Командование, личный состав атомного подводного ракетного крейсера К-456 «ТВЕРЬ» поздравляют Вас с Днём Моряка-Подводника России!

За годы своего существования, подводные силы России прошли славный боевой путь: от первых подводных лодок, участвовавших в боевых операциях на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны, до современных атомных подводных ракетоносцев, стоящих на защите национальных интересов России на океанских рубежах Отечества. Российские подводники вписали немало славных страниц в боевую летопись Военно-Морского Флота!

Экипаж крейсера с гордостью несет почетное имя «Тверь» и готов с честью выполнить любые задачи, поставленные Родиной!

От всей души желаем Вам крепкого флотского здоровья, семейного счастья и благополучия, жизненной энергии и оптимизма. Больших успехов в любых делах и начинаниях!

Командир атомного подводного крейсера К-456 «Тверь» капитан 1 ранга Е.Зорин

Дорогие друзья, телеканал «Звезда» разместил на  канале YouTube замечательный фильм о российской военно-морской базе подводных лодок Тихоокеанского флота на Камчатке. В фильме много кадров снятых на АПРК «Тверь». Советуем посмотреть: 

На торжественной церемонии  были зачитаны приветствия и доклад капитана 1 ранга Сергея Александровича Спиридонова и капитана I ранга  Адамова Олега Евстахиевича - наставников нашего отряда, почетных «Друзей  музея СОШ №135». 

БИТВА ЗА АРКТИКУ ПОКА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Выступление капитана 1 ранга С.А.Спиридонова на вечере «Духовные сокровища Русского Севера и наша стратегия в Арктике». 

Первый раз о Севере, как месте будущей службы, узнал в 1971 году при поступлении в Каспийское высшее военно-морское училище. И хотя в Баку, где мы учились тогда, бытовала пословица «по мне лучше Северный Кавказ, чем Южный Сахалин», уже со второго курса я был уверен, что служить пойду на Северный флот. В тот же год мне довелось попасть в Североморск на практику в первый раз, потом второй, третий… Диплом с отличием, а он назывался соответственно «Плавание во льдах и подо льдами», давал возможность молодому корабельному офицеру выбрать место службы самостоятельно. В 1976 году наиболее привлекательной мне представлялась должность командира БЧ 1-4 (штурмана) на дизельной подводной лодке 613 проекта Балтийского флота. Командиром такого корабля можно было стать всего за несколько лет и вернуться на Север уже помощником, а если повезет, то и старпомом атомного ракетного подводного крейсера. О чем и мечталось.

Командир корабля – главная фигура на флоте. И относились к ней с достоинством и уважением всегда. С появлением подводных лодок, где служба на порядок сложнее и опаснее чем на надводных кораблях, это отношение стало еще более внимательным, я бы сказал, даже, несколько трепетным, несмотря на большое количество соленых слов в морском лексиконе. Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков с командирами кораблей, будь то командир атомохода капитан 1 ранга или командир торпедолова мичман, всегда здоровался за руку. А уж командиров атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения знал поименно. Однако так было на флоте. В обществе, к сожалению, ни в Советском Союзе, по всей видимости, из-за секретности, ни в России не был создан ареал уважения к этой невероятно сложной военной профессии, как например у космонавтов. Хотя командиры подводных лодок отличались даже в офицерской среде исключительной преданностью Отечеству, почти энциклопедическими знаниями и личными качествами, достойными настоящих героев. В странах, традиционно обладающих Подводными Силами, как США, Великобритания, Франция и Германия – образ командира подводной лодки почти легендарный.

В 2003 году в ходе подготовки к празднованию 100-летней годовщины Отечественного Подводного флота по рекомендации Главнокомандующего ВМФ (1985–1993) адмирала флота, Героя Советского Союза В.Н.Чернавина, ко мне обратилась творческая группа в составе М.Г.Калатозишвили и А.Б.Бондаренко, работавшая над созданием художественного фильма о подводнике Советского Военно-Морского Флота № 1 Александре Ивановиче Маринеско. Рабочее название кинокартины на начальном этапе звучало как «Командир подводной лодки». После трехчасовой, прямо скажем, мужской беседы, участником которой явился Ю.Ф.Бекетов, в прошлом командир печально известного атомного ракетного подводного крейсера «К-19», они уехали с названием «Первый после Бога».

Да, «Первый после Бога», именно таким авторитетом, по нашему мнению, пользуется командир подводной лодки в боевой обстановке, да и обычная на этих кораблях почти боевая. И это не случайно, Вера в Бога, а точнее, упование на Господа, и сейчас незримо является точкой опоры наших флотских традиций. А в советское время в условиях господствующего атеизма эта надежда возлагалась на командира, возводя его в разряд первого защитника и спасителя. Помните поморскую поговорку «кто на море не бывал, тот досыта Богу не маливался»? Так вот, даже в то время моряки молились, только молились своему командиру. Именно от его боевого духа, знаний, навыков, и умений зависела и результативность выполнения боевых задач, и жизнь всего экипажа. И еще, исключительно в Подводных Силах, по сравнению со всеми другими родами сил ВМФ, при назначении на должность командира подводной лодки, учитывалась его личная удачливость и везучесть. Когда Лев Петрович Ефременков, бывший в годы Великой Отечественной войны старпомом А.И.Маринеско (С-13), поздравлял меня с назначением на должность старшего помощника командира подводной лодки С-191 «Псковский комсомолец» задал вопрос: «А ты Серега парень фортовый, или как? И немного задумчиво помолчав, добавил: «Без удачи командиру лодки нельзя никак». Поэтому он и «Первый после Бога».

Выход наших подводных крейсеров в Арктику с ее бескрайними полями многовековых льдов сделал поиск, обнаружение и уничтожение подводной лодки существующими средствами противолодочной борьбы, кроме как с помощью такой же мощной атомной субмарины, невероятно сложным. Правда, и спасение, в случае необходимости, представляется крайне проблематичным.

Именно здесь командир становится дирижером, именно здесь экипаж – оркестр сливается с ним в одно целое. Поэтому от ошибки последней флейты вся музыка гармонии и совершенства подводной стихии превращается в ад борьбы за живучесть, с очень небольшой вероятностью на счастливый конец. Цена ошибочной ноты партитуры – срыв выполнения боевой задачи и гибель экипажа.

Сложность подводного и тем более подледного боевого патрулирования характеризуется еще и тем, что у подводников нет системы обнаружения «свой – чужой». Любая цель – противник. Любой под водой и над водой – цель, подлежащая немедленному уничтожению. Подводное плавание в боевой обстановке осуществляется с открытыми торпедными аппаратами и каждый, появившийся на экране гидролокатора, сначала атакуется, а уж потом объявляется «Боевая тревога» и осуществляется маневр уклонения. При этом для нанесения ракетно-ядерного удара по заранее заданным целям из подо льда требуется всего несколько минут. В этих условиях роль командира возрастает невероятно, делая эту профессию не только исключительно сложной, но и самой творческой среди всех военных специальностей. Поэтому и рвались мы, мечтавшие об океанах, под паковые льды в безмолвные и бескрайние глубины арктических морей. Надеюсь и сегодня те, кто идет за нами, так же стремятся к телеграфам подводных крейсеров Северного и Тихоокеанского флотов, для стяжения славы легендарных командиров-подводников Великой Отечественной и так называемой «Холодной» войн.

Начиная с 60-х годов Северо-Ледовитый океан стал ареной жесткого противостояния с американскими подводниками и оно, в отличие от других «фронтов» ядерного сдерживания, «холодным» считалось достаточно условно. В период мирного сосуществования мы потеряли более 1000 молодых и прекрасных жизней, о чем свидетельствуют многочисленные памятники, установленные практически во всех базах и пунктах базирования Подводного флота, а также местах постоянного проживания ветеранов подводников.

Непредсказуема судьба офицера флота. В какой-то точке собственной бифуркации, выбрал еще более интересную, требующую максимального напряжения всех интеллектуальных, духовных, моральных и физических сил, профессию. Стратегическая разведка. Это даже не творчество. Искусство Раза – умение предвидеть будущее или его элементы на основе анализа малоприметных, да еще и специально скрываемых, разведпризнаков. И даже толком не постояв у перископов, я стал специалистом по подводным лодкам и системам противолодочного оружия ВМС США, но и тогда командировки в Вашингтон чередовались с поездками в Ведяево, Гаджиево, Западную Лицу.

Да, и много лет спустя сохранил любовь к Подводным Силам Флота. С 2003 года по поручению адмирала флота В.Н.Чернавина я возглавил Фонд 100-летия Подводного флота России. Выступил одним из организаторов мероприятий по празднованию 100-летия Подводного Флота и 43-го Международного конгресса моряков подводников в 2006 году. Приятно осознавать, что задача поставленная Владимиром Николаевичем – изменить общественное мнение России в пользу строительства Подводного флота, в какой-то степени и с нашей помощью, была выполнена.

По моему мнению, офицера Российского Генштаба – сегодня Арктика имеет, прежде всего, огромное военно-стратегическое значение. Это единственное место, где мы – Россия, несмотря на катастрофическое ослабление Флота за годы горбачевских перестроек и ельцинского периода правления, еще сохраняем возможность достойно противостоять агрессивным устремлением англосаксов и их союзников. Что касается великого соседа, с учетом протяженности наших сухопутных границ с Китаем более 4200 км, возможности Российских Подводных Сил его особо не пугают, но, тем не менее, являются серьезным стимулом развития добрососедских отношений.

Арктика – это и место укрытия готовых к ответному или превентивному удару атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, и самый короткий путь для подлета крылатых ракет, стартовавших с носителей находящихся в зонах прикрытия наших сил ПВО. Кроме того, это кладовая мировых запасов самого различного сырья, и еще лаборатория новейших климатических технологий, или войн, в зависимости кто и как будет использовать, и, конечно, кратчайший трансконтинентальный вернее «трансмировой», если так можно выразиться, путь из Европы в Азию, затем в Америку и опять в Европу. Ну и, наверное, самое главное это последний духовный бастион, стратегический рубеж обороны Русской истории и Русского Мира.

И если мы по окончанию Холодной войны списали половину флота в утиль и, размазывая сопли, ушли на пенсию по гаражам и дачам, американцы и их союзники этого делать не собираются. Они активно осваивают арктические просторы, постоянно наращивая здесь группировки боевых кораблей и научно-исследовательских судов. Да и Китай, мечтая обладать сырьевыми ресурсами Севера, без которых, кстати, состязание за мировое господство с США представляется малоперспективным, ускоренными темпами разрабатывает программы освоения полярных широт и строит мощные ледоколы. Поэтому Битва за Арктику пока только откладывается. И, если Россия не хочет потерять Сибирь и Северный океан, чем и должна, по версии М.В.Ломоносова, прирастать – исконные русские территории, нанесенные на карту мира сотни лет назад, она должна обеспечить их безопасность.

Арктику необходимо закрепить за собой, защитить, заселить и обустроить. Задача нашего вечера – придать динамику формирования общественного мнения в пользу исторической необходимости современного, полномасштабного и системного освоения Арктики.

Выступление капитана 1 ранга О.Е. Адамова:

Как известно, президент России, Верховный главнокомандующий В.В.Путин уже неоднократно заявлял, что сейчас и на перспективу ближайших 10-15 лет в собственно военном смысле Россия неуязвима для любого потенциального противника и для любой коалиции потенциальных противников. 

И эти его слова пока что полностью подтверждаются практикой современных международных отношений.

Тем не менее, мы видим, что так называемая гибридная война со стороны "коллективного Запада" против России не только продолжается, но и усиливается, уровень конфронтации растёт, охватывая всё новые и новые сферы: космос, киберпространство, торговлю, экономику и финансы…

Современная армия - новые технологические решения, но на основе «человеческого измерения», то есть – на понимании исторического типа и предназначения армии, определения ее задач во внешней и внутренней сферах существования России, ее генетики и идеологии, корпоративной этики, духа армии и ее идеальной моде, и, главное, на качественной подготовке профессиональных военных кадров и всего населения страны, а также на создании достойных условий жизни и службы постоянного состава Армии;  

- нами достигнуто определенное технологическое опережение наших противников в области основных классов вооружений; 

- снижено стратегическое значение и эффективность авианосных ударных группировок США и их баз;

- развёрнута стратегическая система боевого дежурства наших СЯС;

- войска полноценно учатся, то есть получают практику ведения боевых действий, в том числе и в решении задач стратегического (межтеатрового) уровня;

- вопросы управления войной выходят на новый качественных уровень возможностей. (например, была сделана ставка на опережающее развитие и развертывание систем управления войсками во всех звеньях, и я своими глазами видел, как наш наводчик вследствие изменения оперативной обстановки, прямо «из песочницы» дал другую цель уже поднятому в воздух звену вертолётов, и те сразу по ней отработали. Перенацеливание уже в ходе боевого вылета — этого пока нет нигде, ни в одной армии мира);

- наше высшее военное руководство получает боевой опыт действий в Сирии, а боевая техника проходит там испытания в условиях реальных боевых действий и постоянно совершенствуется;

- создан единый план обороны страны, согласованный на федеральном и на региональном уровне, с «естественными монополиями» и крупными частными компаниями. (например, с теми же РЖД все вопросы решены, всё работает, как часы, даже новые «поезда-призраки» «Баргузин» с ракетами «Ярс» стоят на «запасном пути»);

- нет проблем с финансированием программ вооружения Вооруженных Сил, научно-технические заделы реализуются и — немыслимое дело! — уже не мы американцев догоняем в сфере военной техники, а они думают, как нас догнать…

- в области обеспечения достойной жизни и службы офицеров и солдат Российской армии.

В этой важнейшей области боеспособности Армии и впервые в истории России, задачи жизни, быта и жизнеобеспечения постоянного состава Вооруженных Сил России успешно решаются на высшем государственном уровне.

Сегодня даже быт в армии налажен, чего у нас вообще никогда не было. Проблемы с жильём для военнослужащих, служебным и постоянным, практически решены;

- за все послевоенное время мы имеем сегодня объективно лучших – Верховного Главнокомандующего, Министра обороны России и Начальника Генерального штаба ВС РФ.

Мы все видим те серьезные усилия Президента и правительства России по развитию Армии и радуемся их и нашим успехам во внешней сфере и сфере вооружений.

Запрягалов Александр Александрович, бывший командир, капитан II ранга:

- А внутренняя сфера Армии и национальной обороны – пуста!!! 

Государственной Идеологии воинской службы нет. 

Национальной стратегии развития и безопасности нет, а значит не определен образ будущего России, ее основные стратегические цели, и мы по-прежнему не знаем куда и зачем идем, будем воевать и умирать. 

Патриотическое воспитание в стране бесхозно и неэффективно, попытка все вопросы воспитания решить через Юнармию и парк Патриот, мягко говоря, недостаточны. 

На флоте призывников заставляют весь срок службы сидеть и ни к чему не прикасаться, и они ничего не умеют. 

За год службы по призыву солдат не способен овладеть даже своей военно-учетной специальностью, но призывники не получают необходимой и плановой подготовки по ВУС в ходе допризывной подготовки на объектах ДОСААФ России. 

Возможности ДОСААФ России эффективно не используются, государственный заказ на подготовку граждан по ВУС минимален (порядка 30 тыс. по нескольким ВУС, при возможности готовить 300 тыс. граждан по 50 ВУС). 

Младший командный состав (сержанты) как таковой не готовится и как профессиональный слой и хребет Армии, практически отсутствует. 

Государственного заказа на подготовку граждан к защите Отечества (кроме ограниченного числа специалистов) практически не существует. 

Система образования принципиально не готовит граждан к защите Отечества. 

Системы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих нет. 

Информационная сфера и Блогосфера пораженческая и антинациональна, и находится вне влияния государства и здоровых сил общества, а контроля государства над Интернетом и социальными сетями нет. 

Надо много работать и работать. 

Капитан I ранга А.С. Гониченко:

Из доклада Юрия МИХАЙЛОВА, вице-адмирала, президента Союза моряков-подводников ВМФ:

- немного  военно-морской соли.

Современное экономическое состояние в мире оценивают следующим образом: сформировался монопольный капитал, обеспечивающий планомерное развитие транснациональных корпораций. Возникает вопрос, а как это — планомерное? Значит — по плану?! А где же постулируемые нашими либералами свободные рыночные отношения, где "рынок сам всё решит"? И близко не было такого, и до сих пор нет! Весь мир сегодня живёт, вообще-то, по плану, по-другому не выходит. Ярчайший пример — экономическая система Китая, сочетающая рыночные отношения и жёсткий государственный план с партийным контролем.

Ладно, это Китай, который строит социализм с китайским лицом, а как в мире капитализма? Продемонстрируем это на примере американской корпорации "Боинг", созданной ещё в 1916 году. Там выстроили строгую вертикально интегрированную систему полного цикла производства авиационной техники: под жесточайшим контролем и по единому многолетнему плану, без какой-либо внутренней конкуренции. И такая производственная модель — во всём мире! Спрашивается — это какая модель развития? Ответ — плановая! А мы уже почти 30 лет пытаемся изобрести велосипед с квадратными колёсами, какие-то "рыночные отношения", которых нигде в мире нет, не было и не будет. А потом удивляемся: почему это, имея такие ресурсы и такие доходы от их экспорта, уже 30 лет не можем достичь уровня ВВП РСФСР 1990 года в 2 трлн. долларов США.

Все эти азбучные истины повторены здесь для того, чтобы стало ясно состояние и перспективы нашего Военно-морского флота, который, в силу своей материально-технической части, должен строиться долго и планомерно. Любая кораблестроительная программа — это не менее чем 10-летний период, включающий в себя НИОКРы и создание макетных образцов; строительство опытных кораблей и программу их испытания; создание головного корабля в серии и, опять же, его полные испытания — только тогда, после устранения всех выявленных недостатков, запускается серия… Сейчас ничего подобного нет.

С развалом Советского Союза и ликвидацией Госплана СССР, во всех сферах производства, включая "оборонку" начался настоящий бардак. Руководство страны было этим озабочено и решило пустить промышленное производство по новому пути, но, опять же, — без плана. Оно начало создавать государственные корпорации: Ростех, Росатом, Росгидро, Роскосмос, ОСК, ОДК, ОАК и др., которым поставили задачу — создать новые кооперационные связи каждый в своём секторе производства. Результат? За два десятилетия возникла гигантская чиновничья рать, которая хорошо научилась только "пилить" громадные бюджетные средства. Все прекрасно об этом знают, всё это на виду и на слуху… 

Что делают эти госкорпорации сейчас? 

— во-первых, они все мероприятия по выстраиванию надёжных кооперационных связей, возложили на заводы, верфи, фабрики и др., которые выпускали конечный продукт;

— во-вторых, эти заводы и т.д. вынуждены создавать, каждый для себя, новые учреждения: коммерческие отделы, маркетинговые отделы и т.д. и т.п., т.е. нести дополнительные расходы;

— в-третьих, на них возложили обязанность проводить тендеры (конкурсы) между предприятиями, производящими продукцию, нужную для сборки конечного продукта, т.е. опять допрасходы;

— в-четвертых, т.к. не на всех конкурсных предприятиях был необходимый набор качеств продукции, то начались подлоги, пошёл фальсификат и даже брак, ярчайшие примеры — БР "Булава", космические ракеты "Прогресс" и др.;

— в-пятых, всё это породило дикую коррупцию от самых верхов и до низов.

В нашей Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) всё это имеется в полном комплекте:

— есть деньги, есть мощности, есть рабочая сила, нет комплектующих;

— из-за этого строительство кораблей и судов для ВМФ затягивается на годы;

— ситуация крайне тяжёлая ещё и из-за того, что участвующие в кооперации предприятия имеют старые технологии и старое производство и не имеют возможностей по изготовлению изделий нужного качества.

Ярчайший пример — система "Борей". По Государственной военной программе, принятой в 2000 году, к 2020 году РПКСН типа "Борей" в составе ВМФ должно быть 8 единиц, на сегодняшний день флоту передано всего 4! Когда и как будут достроены остальные, если износ производственных мощностей достигает уже 70%, одному Богу известно.

То же самое — и в танкостроении, и в авиации и в космосе. И всё по одной причине — нет долгосрочных программ с комплексным планом у нас в ВМФ и во всей "оборонке", призванной обеспечить безопасность нашего государства.

Как результат, наша судостроительная промышленность не способна строить корабли 1-го ранга: крейсера, эсминцы и большие противолодочные корабли. Строительство подлодок тоже дышит на ладан. Строим только прибрежный флот: фрегаты, корветы, малые ракетные корабли.

Сейчас развернулась новая дискуссия: нужны нам авианосцы или нет? Даже Президенту РФ показали макет нового атомного авианосца, но при этом никто не спросил: а есть где его строить и из чего? Судостроительной базы нет, был раньше Николаев, но он уже давно не наш и в руинах. Где изготавливать спецметаллы? У нас в советское время в Волгограде был большой металлургический завод "Красный Октябрь" и его филиал, завод "Баррикада". На "Красном Октябре" делали три вида брони, а на "Баррикаде" — ядерные реакторы для "Борея" и "Ясеня". Сейчас оба завода еле дышат, пришлось производство брони и реакторов налаживать в других местах, а это дополнительные деньги и время. По этой причине мы не можем серийно строить танки "Армата" и наши "Бореи" и "Ясени". И кто согласится создавать целый комплекс производств для строительства одного авианосца? Видите сколько простых вопросов, на которые нет ответа. Кроме того, для авианосца нужно корабельное охранение, а это — всё те же океанские эсминцы и противолодочные корабли, которые мы с нынешней базой тоже не в состоянии построить.

Вопрос: для чего тогда эта шумиха и возня, если строительства в ближайшее десятилетие и близко не будет, даже на стадии НИОКР?

Не может быть у государства сильной армии, сильного флота без сильной экономики, без полного спектра производств и технологий!

То, что мы называем научно-технической революцией в военном деле, случилось давным-давно, ещё в 30-е—60-е годы ХХ века. Именно тогда были разработаны принципиальные основы всего современного вооружения, включая ядерное, космические технологии, лазеры, компьютеры и так далее. Ничего принципиально нового в сфере вооружений с тех пор создано не было. Никакого оружия на новых физических принципах, на мой взгляд, нет и быть не может. Почему? Да потому, что никаких новых физических принципов, по сравнению с теми, которые были описаны в десятитомнике "Курс теоретической физики" Ландау и Лифшица, не открыто. Все физики мира, используя суперкомпьютеры, многие десятилетия морщат лбы, но ничего больше не открыли. 

Капитан I ранга А.И. Лобанов, к.э.н.:

- Давайте посмотрим на такие основополагающие документы, как перечни приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в области обороны и безопасности страны, а также стратегических, критических и военных технологий, базовых и критичных промышленных технологий на 10 лет, плюс основные направления развития вооружений и специальной техники на 15 лет. Уже из этих документов вытекают Госпрограмма вооружений, программа развития Вооруженных сил, пятилетний план обороны, президентский список, конкретные заказы и так далее.

Каков объём этой базы? В первом перечне — 11 научных направлений, 56 разделов и 772 пункта. А во втором перечне — 9 базовых, 48 критических и 330 военных технологий. Объём, надо сказать, солидный. И в нём можно выделить три главных направления: разведывательно-информационное обеспечение войск, расширение физико-психологических возможностей военнослужащего и повышение управляемости боевых действий. Всё, никакого оружия на новых физических принципах там нет, никакого "вундерваффе" — только системное, на всех уровнях, повышение эффективности использования уже имеющихся систем вооружения.

В чём тут главная проблема? Как раз в том, что именно в этих направлениях наша наука и наша промышленность резко отстают от уровня, достигнутого нашими, как говорит президент, "западными партнёрами". Там первое место по затратам на НИОКР занимают сейчас информационные и компьютерные технологии, второе — фармакология и биотехнологии, третье — автомобильная промышленность и только четвёртое — аэрокосмическая, которая в 12 раз уступает "ай-ти" по данному показателю. Поэтому когда некоторые наши руководители в ранге вице-премьера заявляли, что российская "оборонка" станет локомотивом технологического и экономического развития, это был чистой воды "пиар", чтобы не сказать жёстче.

Весь наш оборонно-промышленный комплекс сегодня — это 14-15% от российской промышленности. И он не имеет внутри себя каких-то инновационных технологий, которые делали бы его главным драйвером развития всей промышленности, всей экономики.

В массе нынешней российской "элиты" наблюдается полное равнодушие к защите национальных интересов при обострённом внимании к защите своих личных и групповых интересов, которые сводятся к передаче фактически за бесплатно российских ресурсов хозяевам "глобального рынка". 

Куляпин Александр Сергеевич, член совета РО ДПФ, куратор юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, ст. лейтенанта запаса:

- Сегодня наша армия — это концентрат всего самого нового и современного. Прекрасное вооружение, отличная экипировка, надёжные средства защиты, "ночники" и тепловизоры, беспилотники и автоматизированные системы управления. Современная Российская армия — это "Арматы" и "Коалиции", "Аллигаторы" и "Ночные охотники", "Триумфы" и "Балы", Су-57 и "Белые лебеди". Сегодня наша армия — сплав самого совершенного оружия и мастерства. Наши военачальники прошли через горячие точки, закалены Сирией, Крымом и теми войнами, о которых пока не настало время говорить. Сегодня большинство наших солдат — это опытные профессиональные бойцы, выбравшие военную службу главным делом своей жизни. Сегодня наши лётчики проводят в воздухе сотни часов, а моряки верны завету адмирала Макарова: "В море — дома!"

Сегодня у России  — по-настоящему современная и высокопрофессиональная армия.

Но в славе сегодняшних наших побед, в шёлке наших знамён золотыми нитями вплетены подвиги и победы тех, кто прикрыл собой Россию, когда казалось, что её история уже закончена. Кто служил в Вооружённых Силах, кто сражался за Россию в "незнаменитых" войнах 90-х, кто хранил её все эти годы.

Героизм, самопожертвование, духовность — вот лучшие черты нашего солдата. И самым парадоксальным образом, именно армия, в конечном итоге и спасла страну! Ведь армия — это же не только мундиры, батальоны и ревущие моторы. Это, прежде всего, идеология! И главной идеологией нашей армии была идеология Победы. В перестройку и ельцинское безвременье были уничтожены все ценности, на которых держалось государство, кроме одной — Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне! И эта Победа была перенесена и через 1991 год, и через 1993 год в наше время. А победа — это всегда тема армии. Не конкретной армии, не конной, не танковой армии, не космической, а священной небесной армии России.

Именно идеология Победы, 75-летие которой мы отмечаем в 2020 году, должна стать основой современного воспитания солдат и офицеров, идеология преемственности, соединения русской военной истории в один поток, венчает который наша Победа в Великой Отечественной войне. Именно армия как никакой другой институт нашего государства способна сформулировать эту национальную идеологию.

Российским Вооруженным Силам необходимо по-новому и с большим вниманием подходить к политическим процессам как в приграничных государствах, так и внутри своей страны. Именно это очерчивает новую роль Вооруженных Сил РФ. 

Устойчивость и боеспособность Вооруженных Сил неразрывно связана с их идеологией, которая создаётся государством и обществом. Сегодня эта сфера практически полностью отдана на откуп тем силам, которые именуются "иностранными агентами", что де-факто разрушает всю систему национальной безопасности. Если целью вашей жизни является богатство, вилла с яхтой на Лазурном берегу и счёт в швейцарском банке, то зачем нужна Россия?

Армия  должна знать, за какие цели и ценности она должна сражаться. 

Вряд ли такими ценностями могут служить богатства наших олигархов и чиновников. Такие конфликты, как в Сирии, ещё можно пройти без адекватного идеологического обеспечения, но уже, например, в конфликте с бандеровской Украиной это становится невозможным.

Необходимо создание вертикально интегрированной системы ОПК—Вооруженные Силы с мобилизационным резервом промышленных мощностей на случай полномасштабной войны. Что, в свою очередь, требует отказа от нынешней концепции "рынка без берегов", которой продолжает придерживаться правительство России.

Александр Васильевич Попов, заместитель председателя краевого комитета подразделений особого риска, бывший главстаршина, старшина (1963г.) команды электриков БЧ-5 подлодки К-8(проект 627А):

- В этом году исполняется 50 лет первому крупнейшему послевоенному учению ВМФ СССР в водах мирового океана - «Океан».  Западные стратеги отметили после учений — советский флот стал главным соперником ВМФ НАТО. В ходе тех учений ВМФ СССР в Северной Атлантике потерял одну из первых атомных подводных лодок К-8. 

31 декабря 1959 года на ней, третьей АПЛ ВМФ СССР, был поднят военно-морской флаг, субмарина была передана в состав Северного флота.

А.В. Попов был призван на флот в сентябре 1959 года и служил до конца 1963-го. На флот брали образованных и очень здоровых ребят.  Он очень был горд, что попал служить на атомную субмарину. Особенно когда узнал, что попадает в поход подо льдом на Северный полюс. Вышли 13 октября, на борту 132 человека. И именно 13 октября 1960 года на лодке произошла авария. Авария на насосе питательной воды на турбине превратилась в радиационную. Личный состав пяти отсеков получил облучение до 180 бэр. Покорения полюса  не получилось. Через два года эту задачу выполнил атомоход «Ленинский комсомол». Только через 40 лет Александр Васильевич был награжден орденом Мужества за участие в ликвидации этой аварии.

Далее произошли ещё две аварии, схожие с первой. Но летом 1965 года её отправляют в боевой поход в воды Атлантики. Где она «напоролась» на американский «Скорпион». Лодка  К-8 провела стрельбы, но торпеда пошла назад на свою лодку, благодаря командиру за секунды удалось «увернуться», а у «Скорпиона» произошла аналогичная ситуация, но спастись от своей «больной» торпеды не удалось:  90 американских моряков ушли на глубину более 4000м.

С 15-16 февраля 1970 года К-8 вышла в Атлантику. Из люка для погрузки аккумуляторов вырвало прокладку, что удалось устранить;  на электрон-кабелях был обнаружен «блуждающий нуль», выяснить причины не удалось. 1 апреля должны были возвращаться на базу. Но начались учения «Океан». Лодка «развернулась» для выполнения новой задачи. Был обнаружен дым в районе гидроакустической рубки, открытый огонь в носовой части; лодка оказалась без связи. Надежд на спасение не было. Подвиг совершили офицеры В.Хаславский, А. Чудинов, А. Поликарпов, Г. Чугунов, Г.Шостаковский: они оставались у управления ядерными реакторами и сделали всё, чтобы их заглушить. Они погибли первыми, предотвратив настоящую ядерную катастрофу. Лодка всплыла на поверхность и вела героическую борьбу с огнем более 3-х суток. Рядом оказался болгарский сухогруз «Авиор», который помог сообщить в главный штаб флота. Главком адмирал Горшков приказал спасать лодку, потом людей… 11-12 апреля разыгрался сильнейший шторм, атомоход утратил продольную устойчивость, опрокинулся на корму и ушёл на дно, унеся с собой уже погибших и ещё живых — всего 52 подводника. Погиб и командир. Остальные были переведены на спасательные корабли. Гибель К-8 была полностью засекречена.

В Пермскую область поступило шесть соболезнований от командования дивизией. Считается, что души погибших в море моряков превращаются в белых чаек, тоскливый крик которых обращен к оставшимся в живых — не забывайте нас…

Собравшиеся моряки отдали дань памяти минутой молчания и традиционным «за тех кто в море».

 Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Алина  Сафиуллина,  - нач. морского клуба, военкор;
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич