В.С. ПикульВоенкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 в образовательном путешествии по школьному музею  представляют очередной выпуск,  посвящённый Дню МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ:

ВАЛЕНТИН САВВИЧ ПИКУЛЬ

(13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига) — русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Все его произведения учат мужеству, стойкости и преданности Родине.

Детские годы Вали Пикуля прошли в Ленинграде. В 1940 году Валя с матерью переехал из Ленинграда в город Молотовск, на место работы отца. В 1941 году Валя Пикуль сдав экзамены поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде. Отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск. Весной 1942 года Валя больной цингой и дистрофией, с матерью выехал из Ленинграда по «Дороге жизни» и эвакуировался в Архангельск.

Дистрофия и цинга едва не свела подростка в могилу. Поправившись, Валентин в свой 14-й день рождения сбежал из дома в школу юнг на Соловках (был юнгой первого набора). Там он узнал, что стал сиротой.

Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль С. М., состоявший в Политуправлении СФ, пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 года. Мать умерла.

Курсанты, приняв присягу, занимались по 10—12 часов в сутки. С них спрашивалось как с взрослых бойцов.

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах по специальности — «рулевой-сигнальщик». Все выпускные экзамены он сдал на пятерки и при распределении, как отличник боевой и политической подготовки, выбрал Северный флот и эсминец «Грозный», конвоировавший караваны с поставками по ленд-лизу и охотившийся за немецкими подлодками, где прослужил до конца войны.

На корабле юнга освоил профессию штурманского электрика, и в 1945 г. стал командиром боевого поста. На берег бравый моряк сошел в брюках клеш, с орденом Отечественной войны 2-й степени и тремя медалями: «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и с характеристикой: «Юнга В.С. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков».

После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. После первого курса он был демобилизован за «нехваткой знаний». С пятью классами ему угнаться за курсантами, имевшими образование 7—9 классов, было немыслимо.

Работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже тогда Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству.

Десять лет писатель искал свой «нерв» в литературе, работал как проклятый, без праздников, выходных и отпусков (он так работал всю жизнь), метался между стихами и рассказами, между историей русского Севера и историей России, которая, в конце концов, и стала главной темой его сочинений.

Исторических материалов писатель за свою жизнь собрал более 11 000 томов. Оставшиеся после его смерти архивы огромны.

Валентин Пикуль написал много. Есть даже 28-томные собрания сочинений! Именно собрания! Потому что изданий было четыре. 

История — вот что было интересно писателю. Он написал около 30 романов и повестей, среди которых "Реквием каравану PQ-17" (1970), "Моонзунд" (1970), "Пером и шпагой" (1972), "Слово и дело" (1974–1975), "Битва железных канцлеров" (1977), "Богатство" (1977), "Фаворит" (1984), "Крейсера" (1985)… 

Его читала вся страна. Книги Пикуля и сейчас трудно купить, а раньше это было сделать почти невозможно. Как невозможно и нравиться всем. Многие критиковали его, но по сравнению с миллионами тех, кто зачитывался его книгами, — их просто нет, этих критиков. 

А книги продолжают читать. И это — хорошие книги. Увлекательные, настоящие. Их написал человек, который любил. Любил жизнь, любил свою страну. Это — главное. Если и были какие-то недостатки, что из того? Кто без них? Результат — вот главное. 

Особняком в творчестве Валентина Пикуля стоят "Исторические миниатюры". Их — полторы сотни. Сочные, яркие. В основном посвящены истории России. 

Ныне имя В. С. Пикуля носят:

  • сухогруз «Валентин Пикуль» (порт приписки Санкт-Петербург)
  • тральщик Черноморского флота «Валентин Пикуль» (порт приписки Новороссийск)
  • пограничный сторожевой корабль ПСКР-924 «Валентин Пикуль» (пр. 10410, порт приписки Каспийск, Дагестан)
  • малая планета Пикулия (Т4174; открыта в 1982 году)
  • улицы в городах Балтийске и Североморске (с 1991 года)
  • библиотеки Балтийского и Тихоокеанского флотов

Награды

  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1978, 1988)
  • Орден Дружбы народов
  • Орден Отечественной войны II степени
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1988) — за роман «Крейсера» (передал пострадавшим от землетрясения в Армении)
  • Литературная премия Министерства обороны СССР (1988) — за роман «Из тупика» (отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы»)
  • Премия имени М. А. Шолохова (1993 — посмертно) — за роман «Нечистая сила».

 (Исп. М-лы СМИ, военные и литературные труды; )

 
Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО;
Анастасия Пономарёва, нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич