Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональные пробы являются обязательным элементом вариативной части учебного плана ОУ основного общего образования. Профессиональная проба является системообразующим фактором формирования готовности школьников к выбору профессии и практико-ориентированным средством развития у них способности к технологическому мышлению. Проба является интегративным методом, обеспечивающим моделирование профессиональной деятельности и профессионально важных качеств, предъявляемых к специалисту.

Для прохождения профессиональных проб учащиеся школы №135 приглашены в одно из самых известных образовательных учреждений города: Пермский политехнический колледж имени Н.Г. Славянова.

Пермский политехнический колледж имени Н.Г. Славянова рождён знаменитой Мотовилихой. Он был открыт 19 октября 1919 года как народный политехникум при Мотовилихинском заводе. За годы существования учебное заведение неоднократно меняло статус: 

  • в 1920 году становится вечерним техникумом при заводе; 
  • в 1937 году – дневным техникумом с вечерним отделением и называется механическим техникумом; 
  • с 1941-1945 – в здании техникума разместились учреждения, эвакуированные из Москвы, и Ленинградский механический институт; 
  • с 7 сентября 1944 года – Молотовский военно-механический техникум.

В июне 1969 года техникуму присвоено имя учёного и изобретателя электродуговой сварки Николая Гавриловича Славянова.

В 1992 году решением Министерства оборонной промышленности (приказ №782 от 29.11.91 г.) техникум преобразован в политехнический колледж имени Н.Г. Славянова. В учебном заведении сложился коллектив высококвалифицированных преподавателей, увлеченных, постоянно нацеленных на поиски новых форм работы.

Колледж совместно с ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Пермский завод Машиностроитель», ОАО «Новомет», ОАО «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов» и с другими предприятиями осуществляет контрактную целевую подготовку специалистов. В октябре 2012 года к Пермскому политехническому колледжу им.Н.Г. Славянова присоединено другое учебное заведение – Профессиональный лицей №3 имени П.М.Непряхина.

Задачи реализации профессиональных проб

  • создать условия для формирования у обучающихся способности к осознанному выбору образовательной траектории и готовности к профессиональному самоопределению;
  • создать условия для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающегося;
  • создать условия для освоения обучающимися способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании;
  • предоставить обучающимся основной школы возможности выбора образовательных траекторий на основе учебных проб;
  • создать условия для повышения познавательной мотивации обучающихся основной школы.
  •  

Что предложили учащимся

Учащимся предлагается пройти профессиональные пробы в рамках предмета «Технология» по направлениям:

  • Технологическое творчество: основы производства (4 ч.), общая технология и средства производства (4 ч.), техника (4 ч.) – «Робототехника».
  • Культура дома: технология сельского хозяйства (5 ч.) – «флористика, ландшафтный дизайн», «Животноводство»; технология обработки пищевых продуктов (8ч.) – «Искусство работы на предприятиях общественного питания»; социально-экономические технологии (4 ч.) – «Менеджмент и предпринимательство».
  • Основы проектной деятельности: проектирование в СМИ (видеосюжет, как проект);
  • История техники: производство на машиностроительном комплексе.
  • Черчение: 3-д моделирование.

Каждый ученик из 8-х и 9-х классов перед собой чётко представил:

  1. Конструируя роботов – я учусь конструировать своё будущее, развивая свои профессиональные компетенции. Я собираю модели станков, на которых после беседы с тьютором, я буду усложнять свои будущие профессиональные пробы.
  2. Если я юнкор — то на ОРТ пройдут мои профессиональные пробы, и благодаря этому я сам смонтирую фильм и научу своих товарищей.
  3. Соберём свои высказывания о профессиональных пробах в колледже.

Вот как будет выглядеть модель ПП:

Модель организации профессиональных проб в основной школе

инновационные образовательные практики профессионального самоопределения в зависимости от степени активности самого ученика.

  1. 5 – 6 – 7 классы

Информационно-обучающие инновационные образовательные практики

Цель:

получение учеником информации для принятия решения, формирование у него личностного отношения.

Результат:

появление у ученика рациональных оснований для принятия решения о выборе профильного, профессионального направления, предварительное решение, основанное на полученной информации, в т.ч. на опыте (мнении) других людей, понимание необходимости дополнительных образовательных ресурсов, для развития в выбранном профессиональном направлении.

Формы:

экскурсия на предприятие, интервьюирование представителя интересующей профессии,

ролевая игра,

посещение выставки «Образование и карьера», классные часы, КСК, ПГМО

 

Объекты оценивания:

отчет,

маршрутный лист, эссе,

электронная презентация,

доклад, рефлексивная анкета

       8 – 9 классы

Информационно-обучающие инновационные образовательные практики

Цель: получение учеником информации для принятия решения.

Результат:

появление рациональных оснований у ученика для принятия решения о выборе профильного, профессионального направления

Формы:

посещение выставки «Образование и карьера», классные часы

Объекты оценивания:

маршрутный лист, эссе, инженерный дневник

Профессиональные пробы

 

Цель: апробация учеником специфичных профессиональных способов деятельности и коммуникации.

Результат:

получение опыта профессиональной деятельности, понимание своих предпочтений и ограничений в отношении профессионального будущего, решение, основанное на опыте пробного действия.

Формы:

проба на рабочем месте,

самостоятельная квазипрофессиональная деятельность с представлением результатов профессиональным экспертам,

ролевая игра,

пресс-конференция с представителями службы занятости.

Объекты оценивания:

Защита профессиональной пробы «Я в профессии».

Первые рефлексии

Блинова Лиза:

Я посетила удивительное место - политехнический колледж имени Н.Г.Славянова. Для 8-х классов провели интересную экскурсию и даже показали настоящие рабочие линии, а так же ученикам удалось попробовать варить металл на учебной сварке, это очень удивительный и интересный процесс, а так же в колледже есть компьютерные тренажеры, они похожи на шлем виртуальной реальности, сварка на нем выглядит как компьютерная игра с полным погружением. Мне очень понравилось, и все ученики еще хотят пойти в колледж на профессиональные пробы. Возможно одна из специальностей станет у каждого будущей профессией.

Пендуров Виталий, 8 класс:

Когда я решил попробовать себя в роли сварщика с помощью виртуального сварочного аппарата, я понял, что работа очень ответственная и сложная. Нужно быть очень внимательным, чтобы ровно и крепко сварить металл. Так же нужно крайне внимательно следить за техникой безопасности, так как эта работа опасна для здоровья. Профессия сварщика является одной из самых высокооплачиваемых работ, потому что нужно приложить много усилий чтобы научиться сваривать металл. Она очень востребована, так как без сварки у нас бы не было машин, мостов, зданий и других построек из метала. Из экскурсии я узнал, что сварщик - очень трудная и опасная работа, но при этом высокооплачиваемая и востребованная.

Фадеева Света, 8 класс:

Когда я надела маску и взяла в руки сварочный прибор, когда проводила сваркой по металлу, я почувствовала, что свариваю железнодорожный путь; почувствовала ответственность, волнение. Это было здорово.

Князев Иван, 8 класс:

Вчера я посетил с классом Славянский Колледж. Там мы были в мастерской «Тяжелой артиллерии, автомеханики, электроники и сварки». Узнали условия поступления и процесс обучения; Увидели настоящие пушки, множество разных двигателей от машин; узнали, что Н.Г.Славянов изобрел сварочный аппарат; увидели процесс сварки труб; попробовали себя на симуляторе разных рабочих процессов.

Пермяков Максим и Сибайтис Виктор, 8 класс: 

Там были представлены высокооплачеваемые професиии, трудящиеся денно и нощно МОГУТ РАБОТАТЬ собственными руками! Там было множество профессий: токарь, сварщик, металлообработчик, автослесарь, инженер. Мы сделали пробу каждой профессии из представленных нам, пофотографировались, и увидели, что профессии пусть и трудны, но ученики в колледже имени Н.Г.Славянова всеми силами преодолевают трудности, стараясь во что бы то ни стало получить квалификацию. Я видел как разбирали двигатель, как сваривали детали. В аудитории зам. Директора колледжа рассказывал нам кто такой Славянов. В лаборатории, где производили орудие, снаряды, пушки, было здорово. Как только мы туда зашли, то тут же увидели, что там стоят две пушки , около одной из которых мы сфотографировались, а у вторую же разрядили специально для нас. Мы с Виктором подняли снаряд и сфотографировались вместе с ним (снаряд весил около тридцати килограмм!).

Баталов Михаил, 8 класс:

Сварка требует внимания и концентрации, чтобы удерживать сварочный аппарат на одной уровне. Сложно сваривать равномерно и ровно по шву. Мне понравилось сваривать. Я очень удивился, когда сам смог придать форму металлу! Сварка является очень ответственной работой. Без сварщиков не было бы крепких и длинных мостов, не было бы высоких башен и небоскребов их железобетона и арматуры.

Кошелев Святослав, 8 класс:

Во время сварки я почувствовал некую свободу. Было ощущение чего-то нового, загадочного, необыкновенного. Когда я сваривал, у меня дергалась рука, потому что сваривал я впервые в своей жизни. Но, если человек очень долго будет сваривать, тренироваться в этой сфере, то он перестанет бояться и вскоре будет делать эту работу идеально. Сваривать мне понравилось. Может быть в будущем я свяжу свою судьбу именно с этой профессией.

Репортаж. юнкор Елизавета Блинова;
Фото-видео: юнкоры Алексеев Яков, Кристина Лёвина.