«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены». 
Aнглийский адмирал Поррис

20 октября в юнармейском отряде прошёл киноклуб РО РВИО (руководитель И.А. Гладнев) совместно с РО ОО ДПФ (руководитель капитан I ранга А.С. Гониченко). Руководители Правления Общероссийского Движения Поддержки Флота — ДПФ прислали приветственное письмо нашему юнармейскому отряду военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова. В музее школы был организован киноклуб  РО РВИО, посвящённый строительству Российского флота.

См. фотоальбом

1696. Петр Первый. Рождение флота - «Военная приёмка. След в истории»

Новая Интернет выставка РГА ВМФ:

https://rgavmf.ru/novosti-rgavmf/internet-vystavka-k-yubileyu-admirala-gi-butakova

В музее школы собрались юнармейцы, которые служат в юнармии ровно год. Они пригласили новичков — кандидатов для вступления  в юнармию. Вели заседание командир отряда Анастасия Шестакова и Алина Сафиуллина, нач. морского клуба. Они подготовили киноклуб и сообщения об истории такого события. Юнармейцев поздравил куратор отряда Александр Куляпин, член совета РО ОО ДПФ. Алину Сафиуллину поздравили с днём рождения, пожелали ей самого крепкого здоровья и много добрых дел.

Алина  Сафиуллина, -  нач. морского клуба, эколог-доброволец, военкор:

По решению Петра Первого, известного как "Морским судам быть!", 20 октября 1696 года начато строительство регулярного Российского Флота, которое было поддержано боярской Думой. 

20 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». Этот день и принято считать днем рождения Российского военно-морского флота. В это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, позже – Тихоокеанский и Северный.

«Морским судам быть» — эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

В связи с этим интересна статья Виталия Доценко под названием «1696 г. — начало русского флота»:

«Россияне терялись в догадках: какую дату следует считать днем возникновения Российского регулярного флота? Одни полагали, что отсчет надо вести с того дня, когда Петр I в амбаре своего двоюродного деда Никиты Ивановича Романова обнаружил ботик, названный им «дедушкой русского флота». Другие утверждали, что флот появился на Плещеевом озере. Некоторые считали, что он возник в период выхода Петра I в Белое море. Однако никто не сомневался в том, что образование регулярного флота связано с именем Петра Великого.

Бояре решили переселить в отвоеванную у турок крепость семьи из Казанского уезда, а финансировать эту акцию из средств «большой казны», то есть из государственного бюджета. Далее Петр I писал: «И аще потребно есть сия, то ничто же лутче мню быть, еже воевать морем, понеже зело блиско есть и удобно много крат паче, нежели сухим путем, о чем пространно писати оставляю многих ради честных искуснейших лиц, иже сами свидетели есть оному. К сему же потребен есть флот, или караван морской, в 40 или вяще судов состоящий». Запись в документе Боярской думы от 20 октября: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить». 

С этого времени началась подготовка флотских кадров и стали закладываться основы судостроения. С прибытием в Воронеж Петр I создал Государев шатер — своего рода управление зарождавшимся флотом. В мае 1696 г. царь подписал первый морской законодательный документ — «Указ по галерам». На основании вышеизложенного можно прийти к такому выводу: 20 октября 1696 г. Боярская дума подтвердила, что флот нужен России как регулярная военная сила, поскольку защитить свои интересы на приморских направлениях с помощью одних сухопутных войск было невозможно. В связи с этим стали считать 20 октября днем зарождения Российского флота. Однако специального указа Петра I, о чем пишут многие исследователи, по всей видимости, не существовало.» 

В 1-й половине XVIII в. русские моряки сделали много важных географических открытий. В 1740 г. В.Беринг и А.Чириков основали Петропавловск-Камчатский, в 1741 г. открыли пролив и достигли западного побережья Северной Америки. В дальнейшем значительные географические открытия, кругосветные путешествия совершили замечательные русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен, В.М.Головнин, М.П.Лазарев, Е.В.Путятин.

Во 2-й половине XVIII – начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А.Спиридова, Ф.Ф.Ушакова, Д.Н.Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И.Истомина, В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, С.О.Макарова.

В годы Великой Отечественной войны наш флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше. Моряки-подводники, морские летчики и воины частей морской пехоты вписали новые страницы в историю морской славы Отечества. В 1941-1945 гг. умело руководили боевыми действиями на морских театрах войны адмиралы Н.Г.Кузнецов, И.С.Исаков, А.Г.Головко, В.Ф.Трибуц, Ф.С.Октябрьский, Л.А.Владимирский, С.Г.Горшков, И.С.Юмашев.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже 300-летнюю историю.

Ботик Петра

В 1688 году в город Переславль приехал юный царь Петр (в возрасте 16 лет). Вид просторного Плещеева озера подал ему идею устроить здесь свою «потешную» флотилию. Строительство началось безотлагательно, в июле-августе 1688 года, под руководством голландского корабельного мастера Карштена Брандта, в устье Трубежа. К 1689 году почти вся флотилия, за исключением главного судна, была готова. Петр лично принимал участие в строительстве яхт и ботов. Однако флотилии не суждено было немедленно пуститься в плавание по озеру – Петр вынужден был уехать из Переславля в Москву, где происходили серьезные политические события. Вспомнил он о своем «потешном» флоте только в 1691 году. За несколько месяцев близ села Веськова был выстроен целый городок: деревянный дворец, хозяйственные постройки и даже походная церковь. Возобновилось строительство судов – на этот раз уже крупных, в том числе был выстроен 30-пушечный фрегат «Марс», названный в честь античного бога войны. Первая флотилия Петра была, конечно, главным образом учебной – как для русских кораблестроителей, так и для будущих моряков.

В 1693 году Петр I уехал в Архангельск – строить новую флотилию, уже не «потешную».

Яхта “Cвятой Петр” – первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан.

Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода. По “приговору” Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота “кумпанствами”, в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство – от 10 тыс. дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора. 11 декабря 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле “Крепость”, Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е. И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 мирного договора с Турцией.

К 1700 для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и гребные суда. По указу от 20 апреля 1700 строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца, Углича, Архангельска и Твери.

За 30 лет (1696-1725) был создан регулярный флот России.  По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли, строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.

Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин и К. И. Крюйс, а по снабжению судов – Франц Тиммерман и казначей С. И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились “мастер добрых пропорций” Ф. М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф. С. Салтыков, Г. А. Меншиков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф. П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

К 1718 большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В 1696-1725 были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.

Гангутское сражение — морское сражение Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Г.Ватранга.

Пётр I применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала и погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — фрегат «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику.

Петр I обожал море. По злой иронии оно стало одной из причин смерти императора. В ноябре 1724 года недалеко от Лахты сел на мель бот с солдатами и матросами. Петр как раз проезжал неподалеку, направляясь на оружейный завод в Сестрорецке. Судно захлестывали высокие волны, оно было на грани гибели. Несмотря серьезную хворь, император бросился в ледяную кашу. Находясь по пояс в воде, он руководил спасением людей. Все были спасены, но Петр сильно простудился и спустя два месяца скончался в возрасте 52 лет.

Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор, ЮНАРМЕЕЦ-ЭКСКУРСОВОД:

Адмирал Ушаков Федор Федорович.

Ушаков Федор Федорович – выдающийся российский флотоводец. Родился 13 (24) февраля 1744 в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в семье небогатого помещика Ф.И. Ушакова. В шестнадцатилетнем возрасте Федор Ушаков был зачислен в Морской шляхетский кадетский корпус. По окончании его в 1766 получил чин мичмана и был направлен на Балтийский флот на корвет «Нарген»; на его борту совершил в 1766–1767 плавание из Кронштадта в Архангельск и обратно; в 1768 служил на линейном корабле «Три иерарха» под командованием одного из лучших капитанов флота С.К. Грейга. В январе 1769, после начала Русско-турецкой войны 1768–1774, Федор Ушаков направлен в Воронеж на старые Петровские верфи на Дону, где участвовал в воссоздании Донской (Азовской) флотилии; за свои усилия по ремонту и достройке прамов (плавучих батарей) в июле 1769 произведен в лейтенанты. В 1772 Федор Ушаков назначен капитаном небольшого палубного бота «Курьер»; вместе с другими кораблями Азовской флотилии прикрывал устье Дона от нападения турецкой эскадры, а затем защищал берега Крыма, занятого русскими войсками. Осенью 1773 получил под начало военный корабль «Модон»; участвовал в обороне Балаклавы. По окончании войны Федор Ушаков пожалован чином капитан-лейтенанта (август 1775). Отозван на Балтийский флот; служил на фрегате «Белый орел». В 1776–1779 в составе эскадры Т.Г.Козлянинова совершил плавание из Кронштадта в Средиземное море; по прибытии в Ливорно (Италия) в сентябре 1776 назначен командиром фрегата «Св. Павел». В 1780 некоторое время возглавлял придворную флотилию, а затем перешел в распоряжение Адмиралтейств-коллегии. В мае 1781 стал капитаном 66-пушечного линейного корабля «Виктор». В 1781–1782, после провозглашения Россией в феврале 1780 Декларации о вооруженном нейтралитете в войне Англии с Францией и Испанией, охранял в составе эскадры адмирала Я.Ф.Сухотина на Средиземном море торговые суда нейтральных стран от нападений английского флота; произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1783 Федор Ушаков послан в Херсон, где создавался Черноморский флот, в качестве командира заложенного 66-пушечного корабля «Св. Павел»; умело организовал его строительством; в январе 1784 получил чин капитана 1-го ранга. Федор Ушаков принял активные меры для борьбы с эпидемией чумы в Херсоне, создав изолированный лагерь для здоровых матросов и приостановив на несколько месяцев строительные работы; награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1785 Федор Ушаков руководил возведением портовых сооружений в Севастополе. В мае 1787 произведен в капитаны бригадирского ранга.

В начале Русско-турецкой войны 1787–1791 Федор Ушаков участвовал в неудачном походе Черноморского флота против Варны (осень 1787). В октябре 1787 – январе 1788 командовал лиманской парусно-гребной флотилией. Возглавив авангард Черноморского флота, сыграл решающую роль в сражении у о. Фидониси 3 (14) июля 1788, где применил необычные тактические приемы и проявил большое личное мужество; награжден орденами Св. Владимира 3-й степени и Св. Георгия 4-й степени. Резко осуждал командующего флотом М.И.Войновича за пассивность. В апреле 1789 произведен в контр-адмиралы. В марте 1790 после отстранения М.И. Войновича Федор Ушаков взял на себя по распоряжению главнокомандующего Г.А. Потемкина фактическое руководство Черноморским флотом. В мае-июне 1790 Федор Ушаков совершил рейд вдоль восточного берега Черного моря от Синопа до Анапы; уничтожил около двадцати турецких транспортных кораблей. 8 (19) июля нанес поражение турецкой эскадре в Керченском проливе, помешав ей высадить десант на побережье Крыма; награжден орденом Св. Владимира 2-й степени. 28–29 августа (8–9 сентября) разгромил турецкий флот между Хаджи-Беем (совр. Одесса) и о.Тендра; удостоин орденов Св. Владимира 1-й степени и Св. Георгия 2-й степени. 31 июля (11 августа) 1791 у м. Калиакрия (Северная Болгария) Федор Ушаков одержал победу над имевшим двойное превосходство турецким флотом, смелым маневром отрезав его от берега и лишив поддержки береговых батарей. Эта победа, создавшая непосредственную угрозу Стамбулу с моря, заставила султана пойти на заключение 29 декабря 1791 (9 января 1792) выгодного для России Ясского мира, закрепившего за ней все северное побережье Черного моря от Днестра до Кубани. Награжден орденом Св. Александра Невского. По окончании войны Федор Ушаков активно занимался обустройством Севастополя как главной базы Черноморского флота, подготовкой флотского командного состава и укреплением дисциплины; Федор Ушаков проводил эскадренные и одиночные учения кораблей. В сентябре 1793 возведен в вице-адмиралы.

После образования Второй антифранцузской коалиции (Россия, Турция, Англия, Австрия) по приказу Павла I Федор Ушаков привел в августе 1798 Черноморский флот в Стамбул, где к нему присоединилась турецкая эскадра. Под его руководством союзный русско-турецкий флот освободил от французов Ионические острова (Цериго, Занте, Кафеллония, Св. Мавра); за занятие о. Занте получил командорский крест Св. Иоанна Иерусалимского. 20 февраля (3 марта) 1799 захватил крепость Корфу, главный опорный пункт Франции на Адриатике; произведен в полные адмиралы. По его инициативе на Ионических островах было создано Свободное государство семи островов под временным протекторатом России и Турции. Летом 1799 Федор Ушаков привел русско-турецкий флот к берегам Южной Италии, где соединился с Балтийской эскадрой контр-адмирала П.К. Карцова. Федор Ушаков cпособствовал изгнанию французов из Неаполитанского королевства и Папской области. В связи с выходом России из Второй коалиции отвел корабли в Севастополь (июль – октябрь 1800).

Вступивший в 1801 на российский престол Александр I не жаловал Ф.Ф. Ушакова; в мае 1802 он назначил его на второстепенную должность главнокомандующего Балтийского гребного флота и начальником флотских экипажей в Петербурге. В январе 1807 Ф.Ф. Ушаков подал в отставку по причине болезни.

Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

Во время Отечественной войны 1812 по состоянию здоровья Федор Ушаков отказался от предложения возглавить губернское ополчение. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага».

Скончался 2 (14) октября 1817 в своем имении. Похоронен в основанном его дедом Синаксарском монастыре близ г.Темников.

Имя Ф.Ф. Ушакова носят остров на севере Карского моря, бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на северном побережье Охотского моря. В честь его был назван броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», спущенный на воду в 1893 и погибший 15 (28) мая 1905 в Цусимском сражении. Во время Великой Отечественной войны советское правительство учредило 3 марта 1944 медаль Ушакова и орден Ушакова 1-й и 2-й степени.

В декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. А в августе 2006 года в Саранске был освящен единственный в мире храм, посвященный святому моряку.

Федор Ушаков внес большой вклад в развитие военного искусства. Он разработал новую тактику морских сражений – применение единых походно-боевых порядков, сближение с противником на короткую дистанцию без перестройки походного строя в боевой, нанесение сосредоточенного огневого удара по флагманскому кораблю, сочетание прицельного огня и маневра, создание резерва (эскадра кайзер-флага), преследование противника до полного его разгрома. Придавал огромное значение формированию у матросов и офицеров боевых навыков; решительно выступал против муштры, стремился внедрить на флоте суворовские методы обучения личного состава.

Тьютор  Куляпин Александр Сергеевич: 

Общероссийское Движение Поддержки Флота – ДПФ - по установившейся традиции, 20 октября, в общенациональном масштабе, совместно с флотскими, государственными, общественными структурами, организовал воздание должного нашим героическим предкам в честь Дня создания регулярного Российского Флота и в интересах стимулирования поддержки современного Флота.

И в этом году, в честь 324-ой годовщины со Дня создания Российского Флота, в Москве, в Измайлово, у памятника Петру Великому, с учётом ограничений из-за пандемии короновируса, мы проводим, ставший традиционным, Торжественный сбор. В Москве мы, естественно, по-особому отмечаем День начала строительства регулярного Российского Флота, потому что в столице нашей Родины принималось историческое решение о его создании. 

Общественные акции  прошли и в регионах России, организованные   региональными, местными отделениями Общероссийского Движения Поддержки Флота во взаимодействии с флотскими, государственными, общественными структурами.

И хотя день — 20-е октября указан по старому стилю и различные историки с учетом смены календарей называют разные числа появления «Морского указа» по новому стилю, эта дата наиболее принята в российском обществе и на Флоте — военном, гражданском.

Общероссийское Движение Поддержки Флота по установившейся традиции, 20 октября, в общенациональном масштабе, совместно с государственными, общественными структурами, организовало воздание должного нашим героическим предкам в честь Дня создания регулярного Российского Флота и в интересах стимулирования поддержки современного Флота.

И в этом году, в честь 323-ой годовщины со Дня создания Российского Флота, в Москве, в Измайлово, у памятника Петру Великому, совместно с представителями общероссийских государственных, столичных структур, общественных организаций Москвы, Московской области, других регионов России, проведён, ставший традиционным, Торжественный сбор.

В Москве, естественно, по-особому отмечался День начала строительства регулярного Российского Флота, потому что в столице нашей Родины принималось историческое решение о его создании.

20 октября Торжественный сбор начался в 1200 у памятника Петру Великому в Измайлово.

В 1330 состоялось возложение цветов к Памятному Знаку в честь 300-летия Российского Флота на столичной Сухаревской площади.

В 1400 прошёл Благодарственный молебен во здравие моряков Российского Флота в Адмиралтейском Храме — Храме Живоначальной Троицы в Листах: Сухаревская площадь — ул. Сретенка, 27/29 — Москва.

Общероссийское Движение Поддержки Флота возглавило торжественные акции, посвященные 323-му Дню рождения регулярного Российского Флота

Общероссийское Движение Поддержки Флота — ДПФ — по установленной десятилетиями традиции 20 октября возглавило торжественные акции по всей стране, посвященные 323-му дню рождения регулярного Российского Флота. В этот день 1696 года боярская дума одобрила указ молодого государя Петра Первого, известный как «Морским судам быть!».

В Москве праздничные мероприятия начались с митинга активистов столичной и подмосковной региональных организаций ДПФ с участием представителей Тульской, Воронежской, Мурманской, Смоленской, Сахалинской и ряда других региональных структур Движения у памятника Петру Великому, установленного в середине 90-х на территории бывшей царской усадьбы в Измайлово. В митинге, который начался с возложения цветов к подножью монумента Петра Великого работы Льва Кербеля, также приняли участие курсанты Московской академии водного транспорта и совсем юные кадеты одной из кадетских школ столицы.

Председатель ДПФ, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев отметил особую, неуклонно возрастающую, в том числе, интеллектуальную, одухотворяющую роль флота, как военного, так и гражданского, для движения России вперед, подчеркнув, что многие великие свершения и победы нашей страны обязаны ее морякам, речникам и корабелам. Как отмечали выступающие — главный завет Петра Великого новым поколениям россиян — преодолевать любые трудности не только мужеством, но усердным трудом, постоянным учением, верой в справедливую мощь нашей страны, талант и созидательную энергию ее народа.

Активная работа морского сообщества с молодежью по передаче веками и морем отшлифованных ценностей профессионализма, мужества, оптимизма, самодисциплины и самопожертвования, коллективизма и уверенности в возможностях своей страны сегодня востребована как никогда. Это подтвердил и результат мини-опроса среди молодёжи, проведенного главой ДПФ: на его простой вопрос, где родился Петр 1, из курсантских рядов мгновенно прозвучал бойкий ответ — «В Петербурге». «Видите, коллеги,- подчеркнул М.Ненашев, — вот реальная цена не только современному образованию, штампующему „иванов, родства не помнящих“, но и воспитательно-патриотической работе, на которую выделяются немалые бюджетные средства. ДПФ, которое за 28 лет своей деятельности никогда не обременяло госбюджет, считает, что существующее положение точно не вина, но беда современной молодежи, а на беду на Руси всегда принято откликаться всем миром без церемоний, специальных приглашений и ожидания благодарности».

В тот же день участники торжеств возложили цветы к Памятному Знаку в честь 300-летия Российского Флота на Сухаревской площади, установленному на месте первого образовательного учреждения петровской России — Навигацкой школы, которая располагалась в Сухаревой башне.

Общественные акции в столице были также традиционно завершены благодарственным молебном во здравие моряков Российского Флота, который был отслужен в Адмиралтейском Храме — Храме Живоначальной Троицы в Листах на Сретенке.

Торжественные акции, приуроченные к очередной годовщине учреждения царем-подвижником регулярного Российского Флота, состоялись во многих субъектах РФ, где действуют региональные организации ДПФ — от Петербурга и Калининграда, до Мурманска и крупных центров Дальнего Востока.

Общероссийское Движение Поддержки Флота — ДПФ — провели праздничные мероприятия, посвященные Дню рождения регулярного Российского Флота в ряде регионов страны — от Петербурга и Калининграда, до Мурманска и центров Дальнего Востока. Об этом сообщает пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта.

323 года назад в этот день боярская дума одобрила указ молодого государя Петра Первого, известный как «Морским судам быть!». В Москве праздничную дату встретили митингом у памятника Петру Великому, где собрались курсанты Московской академии водного транспорта и совсем юные кадеты одной из кадетских школ столицы, активисты столичной и подмосковной региональных организаций ДПФ с участием представителей Тульской, Воронежской, Мурманской, Смоленской, Сахалинской и ряда других региональных структур.

Председатель ДПФ, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев отметил, что российский флот играет особую, неуклонно возрастающую, в том числе, интеллектуальную, одухотворяющую роль для движения России вперед, подчеркнув, что многие великие свершения и победы нашей страны обязаны ее морякам, речникам и корабелам.

«Главный завет Петра Великого новым поколениям россиян — преодолевать любые трудности не только мужеством, но усердным трудом, постоянным учением, верой в справедливую мощь нашей страны, талант и созидательную энергию ее народа», — подчеркнул Ненашев, призвав возложить цветы к памятнику царю.

Цветы возлагали и к Памятному Знаку в честь 300-летия Российского Флота на Сухаревской площади, установленному на месте первого образовательного учреждения петровской России — Навигацкой школы, которая располагалась в Сухаревой башне.

В завершение праздника кадеты и активисты приняли участие в благодарственном молебном во здравие моряков Российского Флота, прошедшем в Адмиралтейском Храме — Храме Живоначальной Троицы в Листах на Сретенке.

В Москве праздничные мероприятия начались с митинга активистов столичной и подмосковной региональных организаций ДПФ с участием представителей Тульской, Воронежской, Мурманской, Смоленской, Сахалинской и ряда других региональных структур Движения у памятника Петру Великому, установленного в середине 90-х на территории бывшей царской усадьбы в Измайлово. В митинге, который начался с возложения цветов к подножью монумента Петра Великого работы Льва Кербеля, также приняли участие курсанты Московской академии водного транспорта и совсем юные кадеты одной из кадетских школ столицы.

Председатель ДПФ, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев отметил особую, неуклонно возрастающую, в том числе, интеллектуальную, одухотворяющую роль флота, как военного, так и гражданского, для движения России вперед, подчеркнув, что многие великие свершения и победы нашей страны обязаны ее морякам, речникам и корабелам. Как отмечали выступающие — главный завет Петра Великого новым поколениям россиян — преодолевать любые трудности не только мужеством, но усердным трудом, постоянным учением, верой в справедливую мощь нашей страны, талант и созидательную энергию ее народа.

В тот же день участники торжеств возложили цветы к Памятному Знаку в честь 300-летия Российского Флота на Сухаревской площади, установленному на месте первого образовательного учреждения петровской России — Навигацкой школы, которая располагалась в Сухаревой башне.

Мероприятия в столице были также традиционно завершены благодарственным молебном во здравие моряков Российского Флота, который был отслужен в Адмиралтейском Храме — Храме Живоначальной Троицы в Листах на Сретенке.

Торжественные акции, приуроченные к очередной годовщине учреждения царем-подвижником регулярного Российского Флота, состоялись во многих из 63 субъектов РФ, где действуют региональные организации ДПФ — от Петербурга и Калининграда, до Мурманска и центров Дальнего Востока.

«Морским судам быть!» — этот приказ Петра первого положил начало

всему русскому флоту

С тех пор прошло более трёхсот лет, однако инициативная группа под руководством капитана 1 ранга Михаила Ненашева продолжает объединять тех, кому дорога историческая память и небезразлична судьба русского флота.

20 октября в Москве в районе Измайлово состоялся торжественный сбор, посвящённый Дню начала строительства регулярного Российского Флота.

На мероприятии собрались представители ВМФ России, Морского транспортного и Речного флота, Морской Пограничной береговой охраны и Рыбопромыслового флота, Судостроительной и судоремонтной промышленности, Морской науки, Общероссийского Движения Поддержки Флота, а также других государственных и общественных структур.

На празднование пригласили представителей городского округа Луховицы, поскольку наше Дединово является родиной первого российского корабля «Орёл». Именно здесь, на нашей земле, с дединовской верфи начал свой путь флот, которому исполнилось уже более трёхсот лет.

В день 323-летия важнейшего исторического события курсанты МГАВТ под руководством командира роты курсантов организационно-строевого отдела Ярового Владимира Степановича приняли участие в торжественном митинге, проведенном Общероссийском Движением Поддержки Флота.

В Москве, в Измайлово, у памятника Петру Великому, собрались руководители, представители общероссийских государственных, столичных структур, общественных организаций Москвы, Московской области, других регионов России.

«Памятник Петру Первому, Великому царю, в Измайловском парке особенный. Он здесь представлен перед нами не в короне, не на троне, но в работе!» — отметил Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитан 1 ранга запаса Ненашев Михаил Петрович.

Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО:

Историческая справка

По решению Петра Первого, известного как «Морским судам быть!», 20 октября 1696 года начато строительство регулярного Российского Флота, которое было поддержано боярской Думой. И хотя день — 20-е октября указан по старому стилю и различные историки с учетом смены календарей называют разные числа появления «Морского указа» по новому стилю, эта дата наиболее принята в российском обществе и на Флоте — военном, гражданском.

Морской, общенациональный юбилей страны — 300-летие Российского Флота завершился на заседании Государственной Думы 18 октября 1996 года. О чем принято соответствующее заявление. 19 октября того же года в Правительстве России окончательно подведены итоги этой общенациональной кампании, в которой принимали участие: ВМФ России, Морской транспортный и Речной флота, Морская Пограничная береговая охрана и Рыбопромысловой флот, Судостроительная и судоремонтная промышленность, Морская наука, Общероссийское Движение Поддержки Флота, представители других государственных, общественных структур.

И начиналось само общенародное движение в честь 300-летия Российского Флота 20 октября 1991 года на Сухаревской площади г. Москвы с собрания представителей российской общественности и морских организаций нашего государства по инициативе Общероссийского Движения Поддержки Флота. Об этом общественно-государственном событии есть сообщение ТАСС. В 1996 году, в это же время, с участием представителей Главного командования ВМФ России, Общероссийского Движения Поддержки Флота, руководителей других морских, речных, судостроительных структур, Правительства Москвы был установлен Памятный знак в честь великого юбилея России на этой исторической, столичной Сухаревской площади.

Ежегодно — 20 октября — в этот великий День российской истории в нашем Отечестве проходят торжественные, памятные акции, посвященные началу создания регулярного Российского Флота.

Развитие нашего Отечества, международное позиционирование Государства Российского опирается на экономические, научные, оборонные, культурные, морские, водные и другие базисные основы, стержнем которых является духовный, интеллектуальный, физический потенциал всего народа России. Объединение общественных, государственных, индивидуальных человеческих ресурсов для реализации общенациональных, региональных, местных программ и проектов в нашей стране возможно с опорой на опыт, историю предков, старших поколений.

Большое литературное, публицистическое наследие выдающегося писателя, историка, публициста России Карема Багировича Раша              служит осмыслению истории нашего Отечества, современных вызовов и наших перспектив.

В неизменно ярких, глубоких и полемически острых литературных, исторических трудах К.Б. Раша интересно и значимо представлены - флот, армия, оборонно-промышленный комплекс, отечественная дипломатия, наука, образование, казачество, пограничники, другие важнейшие темы. Тиражи печатных произведений государственной и военно-публицистической направленности К.Б. Раша в разные времена достигали нескольких миллионов экземпляров. Его и ранее, и сейчас читают в обществе, на флотах, в округах, в регионах России. Краткая информация о биографии К.Б.Раша прилагается.

Общероссийское Движение Поддержки Флота - ДПФ - во взаимодействии с Дипломатической Академией МИД России организуют Всероссийские чтения по темам литературно-публицистического наследия    К. Б. Раша.

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Алина  Сафиуллина, -  нач. морского клуба, эколог-доброволец, военкор;
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор, юнармеец-экскурсовод;
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Эвелина  Федорец, нач. клуба экологов-добровольцев, военкор
Мария  Лобанова, нач.  клуба Ф.Г. Старцева, эколог-доброволец, военкор;
Юлия  Патрушева, нач. клуба Героев Великой Победы, военкор, эколог-доброволец;
Анастасия Мартынова — военкор, эколог-доброволец;
Анжелика Табурца — военкор, эколог-доброволец;
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич