Военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ», МЦ МАОУ СОШ 135 и учителя школы поздравляют воинов-танкистов и работников предприятий оборонно-промышленного комплекса с Днем Танкиста! Желаем вам крепкого здоровья, мужества, отваги, суворовской мудрости и смекалки, мира, добра, веры и успехов в служении Отечеству!

День танкиста, считающийся, по традиции, одной из самых знаменательных дат в Сухопутных войсках России, традиционно отмечается во второе воскресенье сентября.

Этот праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 г. в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, а также заслуг танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой.

Танковые соединения и части Сухопутных войск и танкостроители нашей страны имеют славную историю, наиболее яркой страницей которой является период Великой Отечественной войны, когда мировую славу снискала грозная машина Победы — танк Т-34.

В Сухопутных войсках танковые соединения, как и прежде, остаются их важнейшим компонентом. В настоящее время Сухопутные войска оснащены мощными танками Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациями. Идет полным ходом серийная поставка для Сухопутных войск принципиально нового танка «Армата» и его модификаций. С каждым годом увеличивается количество учений различного уровня и боевых стрельб танковыми подразделениями Сухопутных войск.

Успехов вам, дорогие танкисты, в боевой и политической подготовке!

Отечественному танкостроению 31 августа исполнилось 100 лет! 

Юбилей отметила вся страна. Истинный масштаб недавних событий оценить порой сложнее, чем удаленных на более протяженную временную перспективу. Всего два десятилетия назад российский танкопром переживал серьезный кризис, и вопрос стоял о выживании целой отрасли. Судьбоносным для него стал тогда межгосударственный контракт, предусматривающий продажу Индии 310 танков Т-90С, а реализоваться этому соглашению помогла новая силовая установка, созданная на тракторном заводе в Челябинске.

Татьяна Исааковна Штанько,  заслуженный изобретатель,   информированный свидетель эпохи бурного развития отечественного танкостроения:

- Без людей не было бы и танковой промышленности, и это ей хорошо известно. Панорама отечественного танкостроения на протяжении самых судьбоносных для страны лет разворачивалась перед ее глазами, потому что в центре этих событий был ее отец - возглавлявший танковые комбинаты в Ленинграде, Челябинске и Нижнем Тагиле, назначенный наркомом танковой промышленности - генерал инженерно-танковой службы Исаак Зальцман.

Взлет его был стремителен и высок. Через шесть лет после окончания Одесского индустриального института он уже возглавил в Ленинграде Кировский, ранее Путиловский, завод, выпускавший тяжелые танки КВ. Здесь под его руководством была впервые организована их конвейерная сборка. За это ему и главному конструктору Жозефу Котину в сентябре 41-го были вручены звезды Героев Социалистического труда под номерами 17 и 18. Но враг уже подступал к городу на Неве, кольцо блокады сжималось, и эвакуация производства стала неизбежна.

Маршал Г.К. Жуков сравнивал эвакуацию заводов на Урал с лучшими войсковыми операциями…

Да, 1200 рабочих-кировцев в течение нескольких суток переправили через кольцо блокады самолетами. Им разрешили взять с собой только сеточки с минимумом вещей. Потом этих классных специалистов по железной дороге отправили в Челябинск. Они привезли с собой запчасти, инструмент и сразу смогли приступить к работе.

Когда бои шли на подступах к Москве, продолжает моя собеседница, передовым частям катастрофически не хватало танков, а смежники головного производства в Челябинске подвели, не успев доставить стартеры для боевых машин из Кирова. Тогда директор распорядился грузить недоукомплектованную технику на платформы, вместе с нею отправил к линии фронта и заводских сборщиков. Когда эшелон проезжал через Киров, к нему подвезли стартеры. Рабочие устанавливали их прямо на ходу, поэтому танки передали военным в полной боевой готовности.

Между тем сборка боевых машин забуксовала в Нижнем Тагиле. Директором танкового завода № 183 имени Коминтерна был Юрий Максарев - кировец, как и Зальцман.

- Папа уважал его, считал блестящим инженером и большим профессионалом, хотя отмечал: по характеру он был человеком медлительным. Так же медленно и тяжело шла перестройка вагоностроительного производства на военный лад. В конце 41-го папе позвонил Сталин и сказал: "Исаак Моисеевич, Нижний Тагил не справляется с переходом на производство танков. Поезжайте туда и решите этот вопрос".

Максарева могли не просто снять - расстрелять, но отец фактически спас его, предложив назначить главным инженером. Сталин это предложение принял.

В Тагиле заводские склады ломились от переизбытка артиллерийских передков, и Зальцман распорядился временно прекратить их выпуск, чтобы высвободить мощности и рабочие руки. Об этом узнал курировавший производство нарком НКВД Лаврентий Берия и направил специальную команду на завод. Но вместо того, чтобы признать "ошибку", новый руководитель заявил: он получил большие права, чтобы делать танки, и пообещал выпроводить гостей за проходную под конвоем, если те будут мешать этому.

В октябре 41-го Тагил делал два Т-34 в сутки, в июне 42-го - уже 24. В журнале "Огонек" того времени есть фотография Зальцмана и Максарева на балконе гостиницы "Москва": генерала вызвали в Кремль по делам наркомата, а Юрий Евгеньевич получал награду. В августе 42-го он стал Героем Cоцтруда, а в 46-м - лауреатом Сталинской премии.

И благодарность своему спасителю пронес через всю жизнь. Татьяна Исааковна призналась, что воспользовалась его помощью, когда в Индию продавалась советская подлодка, в которой было реализовано ее изобретение. Требовалось срочно оформить патент. Бумаги были готовы, но ответ запаздывал. Максарев тогда возглавлял Госкомитет СССР по открытиям и изобретениям. С разрешения отца она позвонила ему, и Юрий Евгеньевич без промедления помог.

Не забыли Зальцмана и в самом Нижнем Тагиле, уже после войны пригласив на юбилей предприятия. На торжественном собрании он вышел к трибуне, но ему долго не давали говорить, аплодируя стоя. Присутствующие заметили, как по щеке у него скатилась слеза.

- Однажды Сталин поинтересовался у отца, сколько в тылу ежесуточно нужно собирать танков, чтобы противостоять фашистам?

- Папа высказал свое мнение: сто и более машин. Верховный спросил, знает ли он, как это сделать, и отец ответил утвердительно. В июле 42-го его назначили наркомом танковой промышленности, однако куратор оборонпрома Лаврентий Берия не забыл историю в Тагиле. Отец понимал, что работать в Москве он ему не даст, поэтому попросился на прежнее место, в Челябинск.

В ответ на сигналы в адрес строптивого руководителя хозяин Кремля якобы повторял жалобщикам: вы забываете еще об одном его недостатке - он умеет делать танки.

- Я слышала разговоры в окружении отца.

- Тогда соперничали два подхода, две технологические школы. Танк погибал быстро. Его средняя жизнь - около ста километров пробега. И поэтому было принято решение технологически не вылизывать машины, как немцы вылизывали. И на этом очень сильно количество наращивали. Это был рациональный подход к производству в условиях войны.

Впрочем, к изучению вражеских машин и их уязвимых сторон, подчеркивает рассказчица, отношение было самое серьезное. В Челябинск доставили подбитую вражескую технику. Инженеры рассматривали ее "на просвет", чтобы создать более грозных конкурентов.

- Отец сам регулярно принимал участие в испытаниях, садился за рычаги. Хорошо помню его больные глаза после этого. У него как у инженера была потребность все оценить самому, и к другим так же относился. Просто ставил их в ситуацию, которая позволяла сделать нужные выводы. Если не шла технология, мог перевести технолога в рабочие, чтобы он с другой позиции увидел весь процесс.

Танк Победы

Последним танком, выпущенным в военное время под руководством Зальцмана, был тяжелый ИС-3. На Челябинском тракторном (бывшем Кировском) заводе до сих пор вспоминают такую историю: автор проекта самого мощного "Иосифа Сталина" Михаил Балжи отдыхал в санатории предприятия. Умываясь утром, уронил крышку от мыльницы. Попытался поднять, но не смог - она все время выскальзывала из рук. И тут его осенило, какой должна быть танковая башня. С этой идеей примчался к главному конструктору Николаю Духову…

Документацию нового танка на стол Зальцману положили в конце 44-го, говорит Штанько. В воспоминаниях точно описано его психологическое состояние: генерал, не проронив ни слова, полтора часа сидел и думал, а конструкторы ждали его решения.

- Только представьте,  бои уже в Европе. Конечно, папа взвешивал все "за" и "против". Освоение новой модели связано и с временным фактором, и с экономическими затратами, да и вообще с большой ответственностью. Но он решил…

Серийное производство ИС-3 началось ближе к лету 45-го, на штурм гитлеровской столицы он не успел, бои в городе вел его предшественник - ИС-2. Но в параде Победы союзных войск в сентябре того же года он участвовал: 52 танка прорыва прошли колонной по Берлину, оставив сильное впечатление у союзников. Эту машину Зальцман назвал танком Победы. Она определила и принципы отечественного танкостроения на долгие годы. Рациональные углы наклона башни стали отличительной особенностью советских броненосцев.

Много лет танковый министр был в опале. Но Юрий Максарев, в ту пору уже замминистра, помог своему коллеге перебраться в Орел, на завод "Трансмаш".

- В Орле нас прекрасно встретили, очень уважительно.

- Однако отец все время рвался в Питер: мой брат, поступивший в институт, уже жил там. Однажды папу встретил на улице Николай Смирнов, который после войны был директором Кировского завода, а на тот момент возглавлял Ленинградский совнархоз. Он ехал на машине и увидел отца, который шел по тротуару. Остановился и, побеседовав с ним, предложил на голом месте в районе Витебской железной дороги создать механический завод. Тогда шло большое строительство - людей "поднимали" из подвалов, нужны были краны, радиаторы отопления, другие комплектующие. И папа, конечно, справился. Он всегда говорил: "Я люблю любую работу. Вот туалеты придется мыть - буду мыть туалеты. Камни надо носить - буду носить камни". Тагильчане выпустили о нем книгу - "Сын века своего". Очень правильное название.

Одно из свидетельств того времени рассказывает, как в середине 70-х годов представитель школы рабочей молодежи оказался на том самом построенном с нуля механическом заводе, чтобы вербовать учеников. Во время его разговора с ними вдруг выскочил какой-то пожилой человек и страшным голосом с еврейским акцентом начал кричать: "Вы отвлекаете рабочих, надо выполнять производственные планы!". Гость опешил, но все-таки спросил: "Кто это такой?". Ему сказали: человек, которого союзники в войну называли танковым королем.

Проект «Сыны России — 2020» имеет особую значимость в год  75-летия  Великой Победы. 

Технопарк МАОУ СОШ №135 в г. Перми проводит соревнования «ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН», которые стали важной традицией города Перми и Пермского края. Всем участникам надо хорошо представлять развитие танкостроения в нашей стране.

Наш школьный кинклуб  РВИО РО П.к. предлагает посмотреть ролики:

(Напоминаем, что в КВЦ «Патриот» в этом году были представлены новейшие и перспективные образцы вооружения и военной техники. Такие как Танк Т-14 «Армата»; боевая машина поддержки танков БМПТ-72; Танк Т-90М; БМП Т-15 с боевым модулем «Кинжал»; 152-мм МАК 2С35 «Коалиция-СВ»; СЗАК 2С38 «Деривация-ПВО»; самоходный миномет «Дрок» на базе автомобиля «Тайфун-ВДВ»; Танк Т-80БВМ; БТР «Бумеранг» К-16 с боевым модулем БМП К-17; зенитный ракетный комплекс 9К317М «Бук-М3»).  

С Днем Танкиста!!!

Т-80. Летающий. Арктический. Часть-1

Т-80. Летающий танк. Часть 2

Гонки танков разных эпох

Самые Быстрые Танки в Мире

Военная приемка. Т-90М. Прорыв

- В нашей школе №135 традиционно встречаем 11 МАРТА  -  памятную дату боевого и героического прошлого г.Перми и Пермского Края, установленную Указом губернатора Пермского края  №6 от 06.02. 2018 года.

Наша школа №135 имеет технопарк, который проводит соревнования «ТАНКОВЫЙ  БИАТЛОН». Все участники робототехнических соревнований демонстрируют своим участием историческую память в среде молодежи -  День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны. Поэтому все участники таких событий имеют возможность участвовать в важном событии программы — КИНОКЛУБЕ, посвящённом «ДНЮ ТАНКИСТА», 100-ЛЕТИЮ ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 

 
Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор;
Вероника Кайзер — юнкор.
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич