Военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 в образовательном путешествии по школьному музею останавились у экспозиции «К-19», «Святые воины и полководцы»: национальные герои, родная история, культура, великая литература; киноклуб  РО РВИО П.к. 

Очередной выпуск посвящён памяти героев АПЛ К-19.

«К-19» - первая в СССР атомная подводная лодка, способная нести на борту три ядерные баллистические ракеты. Она была построена в рекордно короткие сроки и стала ответом Советского Союза на появление у американцев атомной субмарины «Джордж Вашингтон». 

Со строительством «К-19» спешили. Из-за спешки, еще до спуска подлодки на воду, произошло несколько ЧП, 10 человек погибло до выхода лодки в море…

В состав экипажа отбирали самых крепких, идейно надежных. Средний возраст матросов - 20 лет. Среди 129 человек экипажа - русские, казахи, узбеки, украинцы, литовцы, чуваши, татары и восемь белорусов.

4 июля 1961-го в водах Северной Атлантики, примерно в 100 километрах от военно-морской базы США, произошла авария атомного реактора на «К-19».

Экспозицию торжественно открыл восемь лет назад последний командир АПЛ К-19, капитан I ранга Олег Евстахиевич Адамов.

Он рассказал, что 4 июля 1961 года во время учений в Северной Атлантике на субмарине на глубине 180 метров произошла первая в истории отечественного подводного флота авария ядерного реактора, которая могла привести и к взрыву лодки, а впоследствии - к глобальной экологической катастрофе - радиоактивному отравлению вод Мирового океана и к началу третьей мировой войны.

Куратор нашего юнармейского отряда Куляпин Александр Сергеевич в прошлом году побывал в г.Москве на кладбище в «Кузьминках», где на мемориале героев собираются моряки, юнармейцы-нахимовцы - почтить память героев, возложить венки и цветы. Он рассказал:

Цель поездки была таковой: почтить память моряков-подводников "К-19". В этот день вспомнить о их трагической гибели, побывать на Кузьминском кладбище в г. Москве и частном музее «К-19» В. Романова.

С тех пор прошло уже не мало времени, но боль утраты не проходит. Моряки ценой своей жизни спасли первый советский атомный ракетоносец "К-19" от ядерного теплового взрыва реактора. Суть в том , что система охлаждения реактора была не совершенна и дала течь. Реактор работал, температура поднималась, а съёма температуры не было, и в такой ситуации мог произойти тепловой взрыв. Подводники-специалисты, оценив ситуацию, придумали новую, временную схему охлаждения реактора, и осуществили её. Надо понимать, что все работы по монтажу проводились на работающем реакторе, на первом контуре, при высокой температуре и давлении, а значит и радиации. Все утечки радиоактивной воды убирались обыкновенными тряпками. Подводники были хоть и в защитных костюмах, но все равно получили запредельные дозы облучения. Свой служебный долг они все равно выполнили, но ценой своей жизни.

В Перми на школе №1 есть мемориальная доска посвящённая Геннадию Андреевичу Старкову (1940-1996), который служил на этой лодке и участвовал в ликвидации аварии. (Александр Сергеевич — участник создания этого мемориала Г. Старкову).

Один из организаторов встречи — В.Д. Стрелец подарил нашему музею свою книгу «Автономка «ПОЛЯРНЫЙ КРУГ».

О.Е. Адамов подарил все  предметы экспозиции, среди которых копия крейсерского флага, альбомы, вымпелы и др. 

Он всегда поднимает проблемный вопрос о награждении участников того героического похода:

Безусловно ОНИ ГЕРОИ !!!!!

1. Они спасли корабль!!!.

2. Они спасли экипаж.

3. В результате всех этих ГЕРОИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ была предотвращена третья мировая война. Случись взрыв на борту, это значит и взорвались бы и ракеты с ядерными боеголовками и торпеды и реакторы.… и всё это в Северной атлантике, в морских течениях, которые омывают ВСЮ ЕВРОПУ !!!

Последствия трудно просчитать, эта трагедия была-бы похлеще "Чернобыльской". 

Вот поэтому 04.07.2019г. я поехал в Москву по приглашению участника тех событий СТРЕЛЬЦА ВИКТРА ДМИТРИЕВИЧА. Он на тот период служил электриком на К-19 и был участником тех героических событий, его боевой номер 5-2-3. Сегодня Виктор Дмитриевич работает в Сельскохозяйственной академии им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА, он успешно защитил кандидатскую диссертацию, докторскую диссертацию, ему присвоено звание ПРОФЕССОР !!!! Виктор Дмитриевич награждён орденом "МУЖЕСТВА", орденом "АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО", многими ведомственными наградами, сейчас моему другу и «ДРУГУ нашего музея»  80 лет, он продолжает трудиться на благо любимой "ТИМИРЯЗЕВКИ" и России. Я очень уважаю и горжусь им. 

Член экипажа, на момент аварии старшина 2-й статьи, Виктор Стрелец:

«В реакторный отсек для устранения аварии моряки заходили полные сил, а выходили полуживыми. У них начиналась рвота, из-под корней волос сочилась сукровица. Лица распухали. С трудом стояли на ногах».

Николай Затеев понимал, что все прошедшие реакторный отсек обречены. Задачей командира стало спасение остальных 100 с лишним подводников - радиация на лодке нарастала каждую секунду, а до базы в Североморске было 1500 миль.

Это значило, что при ходе 10 узлов корабль доберётся домой через 6-7 суток... с мёртвой командой на борту. При этом Затеев не мог связаться с берегом и запросить помощь - антенна главного передатчика вышла из строя. 

Находясь в океане без связи, за тысячи километров от родного берега, на борту корабля, где радиацией отравлено всё, вплоть до еды и запасов пресной воды, ситуацию можно было бы считать безнадёжной. И тут, словно фотовспышка, в памяти Н.Затеева мелькнула карта, которую он видел в кабинете главкома флота. На ней южнее места, где дрейфовала «К-19», должны были быть позиции советских дизельных подлодок. «Один шанс на миллион, но другого нет», - решает Затеев. «К-19» начинает двигаться на юг, а радист по запасному маломощному приёмнику с радиусом действия около 50 миль передавать сигнал бедствия. Это продолжалось 10 часов.

Десять часов надежды и яростного ожидания.

Как выяснилось, несколько советских субмарин, находящихся поблизости, слышали «К-19», но откликнулись только два командира - Жан Свербилов и Григорий Вассер. Направив свои дизельные лодки на выручку «К-19», они совершили самоотверженный поступок, потому что нарушение регламента учений могло стоить им военной карьеры.

С корабля Свербилова Затеев передаёт на командный пункт ВМФ шифровку с объяснением ситуации и просьбой разрешить эвакуацию экипажа. В ответ гробовое молчание, длившееся 5 (!) часов. Лишь однажды оно было прервано советом кормить облучённых моряков... свежими фруктами, коих на подлодке, разумеется, не оказалось.

Взяв на себя ответственость, Затеев эвакуировал экипаж. Тяжело поражённых радиацией переправляли на другую подлодку на носилках. Одежда подводников с «К-19» так фонила, что им пришлось полностью раздеться, сбрасывая с себя всё за борт. Затеев, которому также пришлось оставить одежду, сильно жалел, что не уберёг иконку Николая Чудотворца, подаренную мамой. Лодку он покинул последним. «К-19» взяли на буксир.

Кроме того, не стоит забывать, что «К-19» несла баллистические ракеты Р-13, оснащённые 1,4-мегатонными боеголовками, каждая из которых могла бы разрушить часть большого города. Страшно представить, что могло произойти, если бы аварию на лодке не удалось взять под контроль. Да и сам день происшествия был символичным - 4 июля, День независимости США. В реалиях холодной войны американцы могли возомнить всё что угодно. А если бы они решили ответить?..

После аварии лодку хотели списать, но обновлённый экипаж не дал это сделать - рискуя здоровьем, моряки по сантиметру отмывали субмарину от радиоактивной пыли. И «К-19» вновь вышла в море, хотя без ЧП не обошлось: в 1969 г. она столкнулась с американской подлодкой, а в 1972 г. пожар на её борту унёс жизни 28 подводников. Однако, когда о «К-19» говорят как о несчастливой, подводники возражают: «Она выходила из таких ситуаций, при которых другие субмарины тонули». Всего «К-19» прошла 332 тысячи миль - больше, чем расстояние от Земли до Луны.

Утилизировали лодку в 2003г. Энтузиасты успели спасти рубку в надежде, что будет создан музей «К-19», ведь такими историями не разбрасываются. Владимир Романов сумел спасти рубку на территории своей усадьбы.

В первые две недели после аварии от последствий сильной дозы облучения погибли 8 подводников: капитан-лейтенант Юрий Повстьев, лейтенант Борис Корчилов, главный старшина Борис Рыжиков, старшина 1-ой статьи Юрий Ордочкин, старшина 2-ой статьи Евгений Кошенков, матрос Семён Пеньков, матрос Николай Савкин, матрос Валерий Харитонов. А 1 августа 1970 г. ушел из жизни капитан 3 ранга Анатолий Козырев. Остальные члены экипажа, также получившие дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, много месяцев проходили лечение от лучевой болезни.

В.Д. Стрелец посвятил свои воспоминания сослуживцам — первому экипажу АПЛ К-19, ветеранам-подводникам СССР. Среди них  Василий Павлович Лузин, с которым мы встречаемся в Совете ветеранов Мотовилихи и ДПФ.

См. Фотоальбом

PS. О фильме «К-19»

В разгар ядерного противостояния «холодной войны» Советский Союз спускает на воду новейшую подводную лодку, вооружённую ядерным оружием и оснащённую атомным реактором. Командование кораблём поручено капитану Алексею Вострикову. Волевой и энергичный Востриков решает проверить, на что способны корабль и команда, заставляя всех работать в экстремальных условиях, что вызывает недовольство команды. 

Согласно плану похода К-19 всплывает на северном полюсе и производит испытательный пуск баллистической ракеты. Во время дальнейшего похода происходит авария системы охлаждения реактора на не ремонтируемом участке, температура активной зоны начинает расти. Возникает угроза расплавления реактора, возможно это приведёт к взрыву. На совещании офицеры решают смонтировать резервный водопровод и пустить по нему холодную воду для охлаждения. Шестеро моряков, разбившись на три пары, проводят ремонт, получая смертельные дозы облучения. Стармех Горелов заменяет струсившего командира реакторного отсека Радченко и заканчивает ремонт. 

На корабле начинается утечка радиации и заражение отсеков, антенна дальней связи повреждена, связь с Родиной невозможна. На горизонте появляется американский эсминец, но Востриков отвергает предложение о помощи. Тем временем разведка КГБ узнаёт о происшедшем через источники в США. Замполит отстраняет Вострикова от командования, но старпом Поленин неожиданно встаёт на сторону капитана и разоружает мятежников. 

Резервная система охлаждения даёт течь, температура активной зоны снова начинает расти. Радченко заходит в реакторный отсек и исправляет повреждение. Востриков вытаскивает ослепшего Радченко и решает перевести команду на американский эсминец, а самому затопить лодку. На помощь приходит советская подлодка С-270. Экипаж К-19 связывается со штабом ВМФ и докладывает обстановку. 

Трибунал оправдывает Вострикова, но он больше никогда не будет командовать подводной лодкой. Семеро моряков, производивших ремонт, умерли через неделю, впоследствии умерло ещё 20. Спустя 28 лет члены команды собираются зимой на кладбище и поминают погибших товарищей. 

Создатели фильма провели обширные консультации с участниками тех давних событий, в том числе и с О.Е. Адамовым. Но только один эпизод в фильме достоверен — когда моряки монтируют аварийную систему охлаждения. 

 
Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор;
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО;
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич