П.И. ЧайковскийОбраз Петра Ильича Чайковского и его музыка защищены непроницаемой стеной пафоса — она возникла сразу после кончины композитора, которого еще при жизни почитали великим. Сенсационные разоблачения его трудной судьбы и загадочной смерти вопреки намерениям разоблачителей эту стену лишь укрепляют — как и регулярно отмечаемые юбилеи Чайковского. 2020 год вновь озарен круглой датой: исполнилось 180 лет со дня рождения композитора (25 апреля).

Необходимое предисловие

Не будет большой натяжкой сказать, что мы крайне редко слушаем музыку Чайковского. Все ли помнят что наш Пермский театр оперы и балета носит его имя.

Особенность пермского театра оперы и балета

Творческий принцип театра — освоить все произведения Петра Чайковского. В театре были поставлены все произведения великого композитора, что и стало основанием для присвоения театру почетного звания им. Чайковского в 1965 г.

Фестиваль Дягилева. Чтобы возобновить замечательную традицию «русский сезон», созданную Сергем Дягилевым, Пермский театр был инициатором и организатором международного Дягилевского фестиваля, который с 2003 г. успешно проводиться в Перми.

Фестиваль – это целый комплекс творческих направлений, которые являют миру десятки премьер как российских, так и зарубежных. На этом мероприятии открываются новые имена, проводятся симпозиумы, а также происходит развитие музыкальной и театральной критики.
Концепция фестиваля, как и у знаменитого антрепренёра Дягилева — открывать и накапливать культурные жемчужины, которые станут классическими шедеврами, способными восхищать будущее поколение.

Куда чаще — слушаем миф о великом художнике-мученике и великой русской культуре, в лучшем случае — миф о конкретном сочинении. Многие ли из нас, сидя в театральных креслах, пытались понять устройство ЩЕЛКУНЧИКА, а не просто угадывали мелодии, знакомые по телерекламе? Помним ли мы, чтó происходит в Первом фортепианном концерте после первой минуты звучания? Наконец, насколько дальше трех балетов, «Детского альбома» и «Времен года» простираются наши знания о сочинениях Чайковского?

Чайковский в кино

«Чайковский». Режиссер Игорь Таланкин. «Мосфильм», 1970
«Любители музыки». Режиссер Кен Рассел. United Artists, 1971

«Чайковский», 1 серия

«Чайковский», 2 серия

         Оба фильма сняты к 130-летию со дня рождения Чайковского. Для съемок советской картины был приглашен Дмитрий Тёмкин — неожиданная для этой цели фигура. Воспитанник Петербургской консерватории, Тёмкин в первые советские годы уехал в Соединенные Штаты, где снискал славу главного голливудского композитора. На съемках «Чайковского» он фактически выступил продюсером картины — предварительно просмотрел все тогдашние новинки «Мосфильма» и настоял на том, чтобы сценарий писал Юрий Нагибин, прежде работавший над фильмом «Председатель». Для саундтрека Тёмкин не только составил коллаж из сочинений Чайковского, но и дописал несколько оркестровых фантазий на его темы: подобным образом он работал над фильмом «Большой вальс» об Иоганне Штраусе — Младшем, картина эта некогда имела успех и в Советском Союзе.

         В «Чайковском» занят блистательный актерский состав: Иннокентий Смоктуновский в титульной роли, Антонина Шуранова, Кирилл Лавров, Евгений Леонов. Певицу Дезире Арто, возлюбленную композитора, сыграла Майя Плисецкая. Исторический антураж выверен скрупулезно, биографические вольности сценаристов сравнительно невелики. Образ Чайковского достигает к концу двухсерийной картины монументальных масштабов, и мастерски загримированный Смоктуновский начинает напоминать не реального Чайковского поздних фотоснимков, но памятник работы Веры Мухиной, что стоит у главного входа в Московскую консерваторию.

         Каноны изображения героя строго соблюдены: фразы типа «Чайковский, твой концерт никогда и никто не будет играть» противопоставляют гения толпе и заставляют зрителей снисходительно улыбаться. Усилен мистико-трагический элемент, особенно в заключительных эпизодах.

         И, хотя критики жестоко напали на Кена Рассела и его «Любителей музыки», как раз он эту задачу решил с блеском. Те десять минут, что без единого слова (и без неловких склеек: над музыкальной частью фильма работал знаменитый дирижер Андре Превен) длится исполнение Первого фортепианного концерта, не вызывают никакого раздражения. Эта десятиминутная фантазия, которой открывается фильм, есть виртуозно снятый музыкальный клип, пускай в 1970-м такого жанра еще не существовало.

Главный балет: «Лебединое озеро»

Постановка Юрия Григоровича. Большой театр СССР, 1969
Постановка Мэтью Боурна. New Adventures, 1995

         Конечно, первый балет Чайковского, законченный им в 1876 году, не сравним с большинством балетных партитур того времени, исключение составляют разве что балеты Лео Делиба. При этом Чайковский соблюдает комильфо балетной музыки того времени. Ради эксперимента можно послушать аудиозапись, например, в исполнении Российского национального оркестра и Михаила Плетнева (см. ссылку в «карантинном списке»): там в отличие от театральных постановок сохранены авторские темпы и структура.

         Немногие зрители смогут, не подглядывая в программку, внятно объяснить, в чем суть происходящего в «Лебедином озере». Скорее всего, они приходят в театр, чтобы увидеть тот самый танец маленьких лебедей и тот самый балет, который крутили по Центральному телевидению во время путча.

         В августе 1991-го вся страна смотрела спектакль Большого театра СССР в постановке Юрия Григоровича. Он и поныне остается в репертуаре Большого, только уже с трагическим финалом, который в советское время Григоровичу показать не позволили. Именно тот, «путчистский» спектакль многие россияне считают канонической версией «Лебединого озера» — хотя, если всерьез иметь в виду постановочный канон, от него-то Григорович отошел довольно далеко. Он первым на отечественной сцене превратил сказочного злодея Ротбарта в Злого Гения — двойника принца Зигфрида, придал действию немецко-романтическую мрачную интонацию и обострил психологическую подоплеку действия. Вопрос лишь в том, что мы желаем увидеть, кроме танца маленьких лебедей.

Главная опера: «Евгений Онегин»

Фильм-опера. Дирижер Борис Хайкин, режиссер Роман Тихомиров. Ленфильм, 1958
Постановка Дмитрия Чернякова. Дирижер Александр Ведерников. Большой театр России, 2005

         По своей природе это камерная опера, и Чайковский недаром не желал отдавать ее на казенную сцену, предпочитая студенческое исполнение в Московской консерватории. (Хотя какой русский композитор XIX века не желал исполнения своих опер на Императорской сцене, с лучшими голосами и внушительными бюджетами).

         Уже в советское время «Онегин» превратился в большую оперу большого стиля (великий роман в стихах, великий композитор), и было трудно представить его на малой сцене, вне берез, исполинских березообразных колонн коринфского ордера и тазов с вареньем. Таким «Евгений Онегин» предстает и в фильме-опере: этот гибридный жанр, когда в кадре открывают рот одни артисты, а за кадром поют другие, расцвел в СССР в 1960-е. Сценарий экранного «Евгения Онегина» писал Александр Ивановский, еще до войны снимавший «Музыкальную историю» с Лемешевым и комедию «Антон Иванович сердится». Ставил картину Роман Тихомиров, ленинградский оперный режиссер, который снял затем еще несколько подобных фильмов-опер. На этой записи воспитано было не одно поколение учащихся музыкальных и балетных школ советской и постсоветской России.

         Примерно тот же визуальный строй царил во всех театральных постановках «Евгения Онегина» в стране. И, когда в 2005 году Большой театр показал новую постановку Дмитрия Чернякова, начался шумный скандал, в разгар которого оскорбленная Галина Вишневская покидала зрительный зал, а операманы требовали отставки генерального директора театра Анатолия Иксанова. Понадобилось десять лет, чтобы в спектакле Чернякова наконец увидели и традиции русского психологического театра, и необыкновенную чуткость к музыке, и виртуозную работу с многофигурной композицией.

Карантинный список

Поскольку очередной юбилей Чайковского пришелся на время вынужденных каникул, предлагаем вам — список аудио, видео и книг для изучения во время самоизоляции, а также после ее завершения.

1. Смотреть


2. Слушать


3. Читать

(Исп. М-лы СМИ)

Над выпуском работала военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО;
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич