Поиск на сайте

В каждой школе есть возможность поговорить о космосе. Но особенно в нашей. Мы провели киноклуб в 4-х классах. На предыдущем киноклубе мы подробно остановились на теме о тех 108 минутах, за которые облетел Землю на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин. Макет этого корабля мы храним в музее СОШ №135 истории Пермского кино и TV. Значение этого первого полёта всё зримей и весомей, и служит вдохновляющим примером для тех, кто поныне осваивает космос. Все они в своей работе равняются на подвиг Ю.А. Гагарина. Его жизнь поныне служит нам всем, особенно робототехникам нашего школьного технопарка, наглядным примером.

Сегодня мы с гордостью рассказали школьникам, что учредителем нашего кинфестиваля «Карьера молодых» является ПАО ПРОТОН- ПМ, а его бывший руководитель Игорь Арбузов - вручал нам Дипломы и Кубок! А в наше время  И.А. Арбузов - Генеральный директор НПО «Энергомаш». Именно здесь рождаются новейшие российские  разработки космической техники.

Ученикам мы задали вопросы: Как высоко может взлететь Россия в космосе? Почему у нового российского двигателя РД-171МВ нет конкурентов? Отчего американцы делают свои моторы, но не отказываются от наших? 

Конечно на такие вопросы может ответить только сам И.А. Арбузов.

Так вот - на "Энергомаше" собран самый мощный ракетный двигатель в мире - РД-171МВ. При весе в 10 тонн - тяга 800 тонн! 

Куда на нем можно долететь? 

Долететь можно хоть куда. Двигатель РД-171МВ разработан для новой российской ракеты-носителя среднего класса "Союз-5" ("Иртыш") и в перспективе для сверхтяжелого носителя. Надо понимать: реализация миссии на Луну, к дальним планетам сопряжена с необходимостью выведения серьезных грузов на орбиту. Естественно, мощность двигателя, его энергетические параметры тут определяющие. 

Образно говоря, именно на двигателях лежит самая тяжелая работа: они обеспечивают отрыв ракеты-носителя от Земли. Несут всю нагрузку, которая запускается. Помимо этого предъявляются очень серьезные требования по качеству, поскольку выведение - наиболее ответственный участок полета любой ракеты. На котором в том числе обеспечивается и сохранность стартового комплекса. 

Впервые вся конструкторская документация не в бумаге, а в цифре. При сборке используются новейшие технологии. 

Что даёт переход на создание двигателя в цифровом формате? 

Внедрение процессов цифровой трансформации - это не самоцель, а вопрос нашей конкурентоспособности на российском и международном рынках. Это скорость создания двигателя, вывод его на рынок, обеспечение необходимых стоимостных параметров. Цифровая трансформация - это современный и эффективный инструмент для управления бизнесом, который требует изменения самих принципов ведения бизнеса. Что касается РД-171МВ - это первый ракетный двигатель, который в нашей стране вообще будет создан в цифровом формате. 

Раньше от разработки конструкторской документации и до опытного образца, включая объем испытаний, тратилось примерно 5-7 лет. Иногда - десять. Сегодня рынок не может так долго ждать. Поэтому инженеры «Энергомаша» поставили себе цель: максимум от 3 до 5 лет. От начала создания до готового изделия. 

Двигатель - самая дорогая часть ракеты? 

Игорь Арбузов: Самая дорогая часть в любом двигателе - это мозги наших конструкторов.

Базовая версия РД-171МВ - РД-170 была разработана для системы "Энергия-Буран". Уже тогда к двигателю было предъявлено требование, чтобы он был многоразовым. И наши конструкторы во главе с Валентином Петровичем Глушко это сделали: двигатель сертифицирован на 10-кратное использование. Кроме того, двигатель еще сертифицирован на пилотируемые пуски, так как система "Энергия-Буран" предполагалась для пилотируемых миссий. Поэтому если будет задача РД-171МВ обеспечить для многоразового использования, у нас есть все возможности для этого и научно-технический задел. 

В этом году исполнится 23 года с начала сотрудничества между Россией и США в области ракетного двигателестроения. В 1996 году проект двигателя РД-180 стал победителем в конкурсе, проводимом фирмой Lockheed Martin, обойдя проекты таких компаний, как Rocketdyne, Aerojet. В 2000 году состоялся первый пуск американской ракеты-носителя "Атлас-3" с двигателем РД-180 в составе первой ступени. На сегодняшний день состоялось уже 85 пусков ракет семейства "Атлас", укомплектованных РД-180, и все они были успешными. Так что американцы не ошиблись: именно специалистам НПО "Энергомаш" удалось обеспечить этот баланс "цена-качество", но при этом сделать двигатель быстро, эффективно и с нужными техническими характеристиками. 

Сегодня компания Blue Origin ведет разработку метанового двигателя BE-4 для ракеты-носителя "Вулкан", которая в перспективе должна заменить "Атлас-5". Но вместе с тем полеты на своем новом пилотируемом корабле Starliner (CST-100), который разработан компанией Boeing под "Атлас-5", американцы предполагают осуществить именно на надежных РД-180. И они уже сертифицированы под пилотируемые пуски. 

Сейчас создали целую линейку двигателей, работающих на компонентах кислород-водород. В частности, есть двигатель, который создавался для разгонного блока "Ангара-А5" - РД0146. Сегодня он прошел полный цикл испытаний. В ближайшее время есть проект, который предполагает запуск РН "Ангара-А5" с космодрома "Восточный". 

Сегодня в НПО "Энергомаш" создана линейка двигателей, которая является нашим интеллектуальным запасом, и мы готовы к любым вызовам. Но что самое важное, создана уникальная научно-конструкторская школа ракетного двигателестроения, возможно, лучшая в мире, которую мы должны развивать дальше. 

В рамках интегрированной структуры, которая объединит ведущие российские предприятия ракетного двигателестроения во главе с НПО "Энергомаш", представлена линейка двигателей от самых маленьких, нескольких граммов, до 800 тонн. Это вся палитра тяговых характеристик. И вся палитра различных компонентов: кислород-керосин, гептил-амил, кислород-водород. В перспективе - кислород-метан, электроракетные двигатели. 

В России создается холдинг ракетного двигателестроения. 

Необходимо объединять существующий конструкторский потенциал, но при этом очень важно  сохранение и дальнейшее развитие конструкторских школ КБХМ, АО "НПО Энергомаш", АО КБХА, АО НИИМаш, ОКБ "Факел". Также на большинстве предприятий требуется активное внедрение современных информационных технологий. 

Так что наши школьные робототехники! Дерзайте! Аэрокосмический факультет вас ждёт!

(использованы материалы СМИ)

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова:
Анастасия Шестакова, Анастасия Пономарёва.