Военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 в образовательном путешествии по школьному музею останавливаются у экспозиции «Святые воины и полководцы»: национальные герои, родная история, культура, великая литература; киноклуб РО РВИО  П.к.

Очередной, выпуск №47, посвящён

         -      смыслы Великой Победы: поговорим о хорошем и правильном!
БИТВА ЗА РУССКУЮ ИСТОРИЮ
Т-34: Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34
«ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН»:
Нужна сельхознаука: постановка задачи – средства – спрос за результат.
ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ БОЕВОЙ МАШИНЫ;
3D– МОДЕЛИРУЕМ;
3D– ПРИНТЕР = ГОТОВИМ ДЕТАЛИ!
        -     Национальные герои Великой Победы:
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ РОДИОНОВА
        -     КИНОКЛУБ РО РВИОП.к.:
Главное о танках;
Для молодых патриотов ПермГАСПИ подготовлен мультимедиапроект "Время Героев" - 72 видеоролика.
          -      Мобилизация:
ДЕНЬ ВОЕННОГО ПЕРЕВОДЧИКА
        -      Тайна поэтического слова:
Стихотворение "Спасибо Вам". Автор Гаврилова Екатерина, выпускница школы № 135. Руководитель: Яблокова Л. С.

         Указ Президента России Владимира Путина: «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в РФ Год памяти и славы». 

         В этом году наша страна отмечает 75-ю годовщину Великой Победы, победы в Великой Отечественной войне. Эта война все дальше от нас, но память о ней - в сердце каждого человека, кто чтит историю и великий подвиг воина-освободителя, великий подвиг народа. Эта память необходима, чтобы не допустить новых трагедий, чтобы защитить и сохранить мир.

Смыслы Великой Победы

БИТВА ЗА РУССКУЮ ИСТОРИЮ    

         Невежество Запада подняло и сплотило всех тех, кто не протестовать против намеренного извращения истории, сноса памятников не мог.       И всесумасшедшие или мерзавцы превратились в маленькое чёрное пятнышко.

         Мы проявили своё достоинство и считаем себя наследниками Великой Победы. В сегодняшнем выпуске новостей мы «уходим» от новостей только неприятных и оскорбительных для нас.

         А давайте поговорим о хорошем и правильном!

         Глава МИД Германии Хайко Маас вместе с историком Андреасом Виршингом в журнале Spiegel, в статье «Нет политики без истории», требуют отказаться от поиска новых виновников начала Второй мировой войны. Ибо ответственность за неё уже взяла на себя Германия: «Тот, кто пытается посеять сомнения по этому поводу и пытается назначить другие народы преступниками, ведёт себя неправильно по отношению к жертвам войны. Он эксплуатирует историю и раскалывает Европу». Вот правильный ответ прибалтам, полякам и тем, кто провёл в Европарламенте в прошлом году позорную резолюцию, приравнявшую Третий рейх и Советский Союз.

         Накануне Дня Победы Общественная палата РФ запустила международный портал «В честь Победы», www.victory75.org.

         Видные политические и общественные деятели – экс-президенты, министры иностранных дел и обороны, послы, историки и профессора университетов – от Вьетнама и Австралии через Европу до Аргентины и Канады – заявляют свои позиции, которые совпадают с нашими. Они рассказывают о бедах и страданиях, которые несли нацизм и фашизм. Говорят, что неприемлемы попытки пересмотра роли СССР в Победе.

         Маттиас Платцек, председатель Германо-российского форума: «Нам нельзя оставаться равнодушными, если сегодня Европейский парламент пересматривает германскую ответственность за прошлое… В истории минувшего столетия Германия оставила катастрофический, зловещий след, и никому не должно быть дано право скрывать его».

         Французский дипломат Жан де Глиниасти, ранее посол в России, объясняет шокирующее отсутствие знаний слабостью преподавания истории во Франции и тем, что историю молодёжь черпает из фильмов вроде «Спасти рядового Райана». Замечает, что в однополярном мире общественное мнение воспринимало историю глазами Соединённых Штатов: «Те, кто выдавал себя за «победителей холодной войны», становились подспудно победителями Второй мировой войны».

         Константинос Исихос, экс-замминистра обороны Греции, считает: «Со времён антикоммунизма холодной войны до сегодняшней русофобии главная цель остаётся прежней – переписать историю… На Западе нацизм рассматривался как шанс вернуть то, что было потеряно в связи с началом социалистического пути в СССР».

         Пино Арлакки из Италии, ранее заместитель генсека ООН, подчёркивает: сегодня «европейцам предлагается увеличить свои военные расходы, чтобы быть готовыми к встрече с «врагом, надвигающимся из-за угла», который не собирается нападать».

         Есть много других ярких признаний. Они показывают: гораздо больше людей в мире разделяют наши оценки – как истории, так и сегодняшних угроз.       Наша крепость – не в осаде.

 «ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН»:

Танковый биатлон развивает инженерное мышление.

Нужна сельхознаука: постановка задачи – средства – спрос за результат.

ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ БОЕВОЙ МАШИНЫ;

3D– МОДЕЛИРУЕМ;

3D– ПРИНТЕР = ГОТОВИМ ДЕТАЛИ!

            Проект «Сыны России» приобрел особую значимость в год  75-ой годовщины Великой Победы. Он выстроил связи, соединяющие боевые, трудовые, учебные подвиги поколений от исторического «Т-34» до современного «Танкового биатлона».

         Технопарк МАОУ СОШ №135 в г. Перми проводит такие соревнования, которые стали важной традицией города и Пермского края. 

         Танковый биатлон развивает инженерное мышление. Со старых времён сохранился НИИ семеноводства (ФГБНУ «ФНЦО»). Поучительна история его возникновения. Он был создан в 1918 году, в разгар Гражданской войны, когда средняя полоса была отрезана от южных губерний и поставка семян стала невозможна. И в ситуации, прямо сказать, аховой решались тогда вопросы самообеспечения продовольствием. 

         Можно порадоваться, что семена зерновых у нас сейчас полностью российской селекции, и, надо сказать, неплохие. А вот агрохимия – импортная. Тут надо смотреть не на буквы на упаковке, а откуда берётся действующее вещество.

         Импортные в РФ ветеринарные препараты, белково-витаминные добавки в корм скоту. Как, впрочем, и его, скота, породы. При этом отчасти имелись и ещё есть свои породы, но очень мешает укоренённое представление, что-де наша наука – это вроде художественной самодеятельности, а при подлинной надобности – купим за границей. Там же покупают яйца мясных кур, что крайне опасно. Пора менять отношение к делу. Нужны свои сорта, свои породы, своя агрохимия, своя сельхозтехника. Она вообще-то есть, но качество порой удручающее – это прямо связано с упадком индустриальной традиции. А потому едва заведутся у сельхозпроизводителя денежки – старается купить иностранную технику, хоть и цена на неё растёт. Но ещё в XVIII веке люди поняли, что не может быть передового сельского хозяйства в стране, где нет передовой промышленности.

         Нужна сельхознаука: постановка задачи – средства – спрос за результат. Эта работа должна стать привлекательной для молодёжи – и по деньгам, и по жизненным перспективам. 

         В нашей школе №135 традиционно встречаем 11 МАРТА  -  памятную дату боевого и героического прошлого г.Перми и Пермского Края, установленную Указом губернатора Пермского края  №6 от 06.02. 2018 года.   

         Проводим соревнования, которые закрепили историческую память в среде молодежи  - это День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны.

         Все участники таких событий  имеют возможность участвовать в важном событии программы «ТАНКОВОГО БИАТЛОНА»: 

-  посещение передвижной выставки ПермГАСПИ школьного музея:  «МОЛОТОВСКАЯ ТАНКОВАЯ БРИГАДА» - к 75-летию формирования УДТК;

 - участвовать в юнармейском медиаотряде "Феникс" им.Адмирала П.С.Нахимова, который находится на базе медиа-студии "Династия" школьного музея (МАОУ СОШ №135 г.Перми) истории Пермского кино и TV. -  можно стать военным корреспондентом, освещать военно-патриотические мероприятия, события города, края и публиковать их на электронном сайте и в группе ВК (https://vk.com/unarmia_fenix_135);

Спешим сообщить, что проект "Сыны России" продолжается и дальше в 2020-21гг.!

          Мы рады видеть всех на наших соревнованиях по танковому биатлону, в студии «Династия», юнармейском отряде "Феникс" им.Адмирала П.С.Нахимова. 

Впереди ещё много проектных событий!

Будьте активными: изучайте историю Отечества и улучшайте Россию!

Михаил Ильич КошкинТрагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34

         Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, даже служил на бронепоезде.

         Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.

         В 1929 году Кошкину было уже больше 30 лет, казалось, его мечта стать военным инженером от него уплыла. Но характер у Михаила Ильича был не такой, чтобы сдаваться. Он написал Сергею Кирову – известному партийному лидеру, с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные специалисты, и он был рекомендован в число парттысячи, для учебы в Ленинградском технологическом институте. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения. Впереди было знаковое направление в Харьков на паровозостроительный завод.

         В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова. Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.

         Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка.

         В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!

         Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.        

КИНОКЛУБ РО РВИО П.к.:ПОБЕДА

Танки - история создания и развития боевых машин!

Как развивалось танковое орудие? Главное о танках

Танк Т-34-85. Заглянем в настоящий танк! Часть 1. В командирской рубке [World of Tanks]

Танк Т-34-85. Заглянем в настоящий танк! Часть 2. В командирской рубке [World of Tanks]

Для молодых патриотов  ПермГАСПИ подготовил мультимедиапроект "Время Героев" - 72 видеоролика. Фронтовики и труженики тыла рассказывают о годах войны.

Национальные герои Великой Победы

                 СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ РОДИОНОВА

24 года назад 23 мая 1996 года, воин - пограничник Евгений Родионов прославился мученическим подвигом в Чечне...

Евгений Александрович Родионов призван на действительную военную службу в 1995 году. После учебного подразделения был отправлен для дальнейшего прохождения службы на пограничную заставу на границе Ингушетии и Чечни.

13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым Евгений заступил на дежурство на контрольно – ревизионный пункт, что находился в 200 – ах метрах от отряда. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением полевого командира боевиков «Чеченской Республики Ичкерия» Руслана Хайхороева. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен

Личный состав отряда в эту ночь отмечал День Святого Валентина. Наблюдатель за КРП видел случившееся и даже слышал крики о помощи, но мер никаких принято не было. Праздник все-таки…

Утром смена не обнаружила солдат. Видя признаки борьбы и следы крови, мер по розыску принято не было. Позже факт пленения скрывался. Командир отряда полковник Буланичев сообщил матери Евгения, что ее сын дезертир (и даже по прибытию Любови Васильевны в часть и установлении факта пленения ребят, никто даже не извинился).

Пленников жестоко избивали, истязали. Требовали, чтобы они предали Православие, перешли в Ислам и начали воевать против своих. У ребят была возможность остановить побои и издевательства, остаться в живых. Нужно было только отречься от Христа. Не снявший нательного креста с груди, вопреки требованиям озверевших бандитов, молодой пограничник Евгений Родионов и три его сослуживца, выстояли, не отреклись от Православной веры. Русские солдаты выстояли. Остались верными земле русской, Присяге и Православию.

23 мая 1996 года, после 100 дней плена и жестоких пыток, отказа снять нательный крестик и принять ислам, Евгений Родионов был обезглавлен. Та же участь постигла и Андрея Трусова. Игоря Яковлева и Александра Железнова расстреляли.

Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова.

Родина — обычный крест нательный,
Снять его с себя – страшнее смерти.
За Христову правду бой смертельный
В яростной военной круговерти.
Солнца умирающего лучик
На ладонь упал свечой возженной.
Иноверцами за крест замучен
Православный Родионов Женя.
Смерти — нет. Венец Христов прекрасен.
И вострепещите, человеки!
Ведь отныне, смерти неподвластен,
Он в Небесном воинстве навеки.

Мобилизация:

ДЕНЬ ВОЕННОГО ПЕРЕВОДЧИКА

         Ежегодно 21 мая в России отмечается День военного переводчика. В нашей стране этот праздник появился сравнительно недавно. Первый раз его отмечали 21 мая 2000 года. Инициаторами внедрения данного праздника стали выпускники ВИИЯ – Военного института иностранных языков. Эта дата была выбрана неслучайно. Еще 21 мая 1929 года заместитель руководителя народного комиссара по военным и морским делам Иосиф Уншлихт подписал приказ «Об установлении звания для начальственного состава РККА «военный переводчик». Данный приказ наконец-то узаконил профессию, которая существовала в русской армии на протяжении нескольких веков.

         Важность и востребованность профессии военного переводчика в любое время и в любой армии мира не поддается сомнению. В этом нет ничего удивительно, если принять во внимание очевидный факт – большинство войн на нашей планете велось между народами, которые говорили на разных языках. Основной задачей обыкновенных переводчиков – было объединять людей и народы, но у военных переводчиков всегда была своя особая специфика.

         Первое учреждение, которое ведало международными отношениями и имело в своем штате переводчиков, появилось в России еще в XVI веке. Тогда это учреждение носило название Посольский приказ (основан в 1549 году), он занимался военными и дипломатическими переводами. Его персонал, состоявший из 17 толмачей и 22 переводчиков, работал с английским, армянским, греческим, голландским, итальянским, латинским, монгольским, персидским, татарским, шведским и другими языками. Для России, которая находилась на перепутье между Европой и Азией, профессия переводчика всегда имела особое значение.

         До определенного момента времени подобная практика была единой, не имея никаких существенных отличий. Изменения были связаны с расширение границ Российской империи. Выход к Балтийскому и Черному морям, на территорию Средней Азии и Дальнего Востока привел к тому, что в 1885 году при отделении восточных языков Азиатского департамента МИД России были открыты специальные курсы, которые занимались подготовкой переводчиков именно для военной службы. Данные офицерские курсы очень быстро обрели популярность. Конкурс среди российских офицеров, которые желали поступить на них, превышал 10 человек на одно место. Прошедшие обучение на курсах российские офицеры несли службу в странах Азии, на Кавказе, а также во вновь присоединенных территориях азиатских военных округов, где они были приставами, офицерами пограничной стражи, начальниками уездов.

Еще одной памятной вехой, которая способствовала формированию полноценного кадрового резерва военных переводчиков для русской армии, в 1899 году стало открытие во Владивостоке Восточного института. В этом учебном заведении кроме обязательных французского и английского языка программа подготовки студентов-востоковедов предполагала изучение корейского, японского и китайского языков. Языки выбирались в соответствии с выбранной студентом страновой специализации. Не меньший вклад в дело языковой подготовки офицеров в интересах армии вносили также курсы иностранных языков, которые открывались непосредственно при штабах военных округов.

         Военные переводчики всегда активно занимались сбором различной информации об обстановке в странах ближнего и дальнего зарубежья, использовались в качестве консулов и военных агентов, осуществляли разведывательные действия. Практически весь высший офицерский состав российской армии в XIX – начале XX века хорошо владел иностранными языками, поэтому мог самостоятельно проводить допросы военнопленных. К примеру, так было в годы Первой мировой войны.

         Во время гражданской войны в Испании вместе с советскими инструкторами и добровольцами в ней приняли участие более 200 военных переводчиков. При этом среди них были не только военные, в переводчики тогда активно набирали и граждан, живших в испано-язычных странах мира, для многих из них испанский язык всегда являлся родным языком. Недостаток профессионалов среди военных переводчиков остро ощущался и перед началом Второй мировой войны. Да, многие кадровые офицеры Красной Армии могли осуществить первичный допрос пленного, но их знания языка часто ограничивались небольшим набором узкоспециальных терминов или знанием языка на уровне школьного.

         В связи с началом Великой Отечественной войны при подготовке военных переводчиков к процессу преподавания было привлечено большое количество иностранцев, которые обучали студентов всем тонкостям диалектов, а также военной терминологии. В годы войны работа военных переводчиков была сопряжена со значительным риском. Но чаще всего переводчики работали в тылу, в относительной безопасности, они находились в штабах соединений, где вели работу с военными документами и участвовали в допросе пленных. В то же время нередко им приходилось принимать участие в разведывательных поисках, так как при захвате в плен «языка» нужно было сразу на месте провести его допрос, чтобы получить первичные сведения и убедиться в его ценности. Часто это было необходимо, так как довести пленного до расположения советских войск было просто невозможно. Всего в годы Второй мировой войны задания разной степени сложности выполняли более 5 тысяч военных переводчиков, многие из них погибли в боях с фашистами.

         Стоит отметить, что при обыске захваченных в плен солдат противника, а также убитых на полях сражений, часто находилась их корреспонденция. Она представляла собой очень важный источник информации, из которого можно было почерпнуть немало разведывательных сведений. Домой немецкие солдаты любили отправлять содержательные письма, в которых описывалось все, что происходит вокруг них. Также они указывали и на свое психологическое состояние – когда они были уверены в предстоящей победе, а когда, напротив, были близки к состоянию паники.

         При работе на фронте и в немецком тылу перед военными переводчикам стояла очень важная задача – психологически раздавить своего врага. Часто военных переводчиков привлекали для воздействия на солдат противника на передовой при помощи громкоговорителя. При участии переводчиков в допросе пленных гитлеровцев психология также играла очень важную роль – солдат и офицеров противника необходимо было подавить морально, чтобы «развязать их языки» или вызвать на откровенный разговор, найдя свой особенный подход к военнопленным.

         Приняли участие военные переводчики и в опознании в самом конце войны трупов нацистских лидеров – Гитлера и Геббельса. В бункере имперской канцелярии в Берлине советские солдаты нашли письмо, которое было подписано Борманом и Геббельсом. В этом письме говорилось о том, что Гитлер покончил жизнь самоубийством. По установленной в нацистском окружении привычке, причиной которой называли плохое зрение фюрера, письмо было написано достаточно крупным шрифтом. Советским военным переводчикам довелось пообщаться с ассистентами Гитлера, обслуживающим и медицинским персоналом бункера, в результате чего удалось собрать достаточное количество свидетельств очевидцев, которые помогли идентифицировать останки Гитлера и его ближайшего помощника.

         После завершения Второй мировой войны перед военными переводчиками все еще было огромное поле работы. На планете всегда были, есть и будут так называемые горячие точки, постоянно вспыхивают новые военные конфликты разной степени интенсивности. Все они требуют в той или иной мере привлечения военных переводчиков. Военные переводчики работали в Корее, Вьетнаме и Афганистане, то есть везде, где были востребованы их услуги и хорошее знание иностранных языков.

         В наши дни военный переводчик – это по-прежнему востребованная и непростая в освоении профессия. Помимо свободного владения различными иностранными языками, специалисты данной профессии должны уметь хорошо переводить инструкции к боевой технике, различную документацию, а также досконально разбираться в военной терминологии. Во время боевых действий они могут привлекаться к разведывательной работе, участвовать в допросах пленных военнослужащих, включаться в состав групп, совершающих рейды в тыл противника.

         Сегодня, для того чтобы получить специальность военного переводчика, абитуриентам необходимо поступать в Военный университет Министерства обороны РФ. Непосредственно подготовкой военных переводчиков занимается ВИИЯ – Военный институт иностранных языков, который сегодня организационно входит в структуру данного университета.

Тайна поэтического слова

Поздравление ветеранам с 75-ей годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Письмо прадеду

Спасибо Вам

Спасибо Вам
За то, что Вы боролись,
За тяжкий труд
И выдержку в бою.
За то, что закрывали Вы собою
Наш край, нашу великую страну.
 
Я не был там, но знаю это точно,
Что все бойцы, прошедшие войну,
На самом деле были в пекле и в аду
И видели вживую сатану.
 
Вам было страшно, больно и непросто,
Но каждый шедший добровольцем был
И Родину свою он не забыл!
 
Никто не преклонил колен,
Никто ни разу сдаться в плен не захотел.
Вы верили, боролись, воевали,
Вы убивали, сами умирали…
 
И в эти страшные суровые года
Ужасно плакала российская земля,
Как плачет мать, терявшая дитя.
 
Хочу сказать  и повторяюсь снова –
СПАСИБО ВАМ…
 
 
Автор: Гаврилова Екатерина, выпускница МАОУ «СОШ № 135» г. Перми.
Руководитель: Яблокова Л. С.

Великая Отечественная война и Победа в ней – слава и гордость России. Эта Победа – величайшее событие двадцатого столетия, поэтому День Победы мы отмечаем как главный праздник страны. Никогда не будет забыт подвиг тех, кто отстоял в боях нашу Родину!

(Исп. М-лы СМИ, военные и литературные труды;)

 

Надвыпуском работали обучаемые 10 «А» кл., военкоры юнармейского отряда   «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор;
Регина Рахматуллина – нач. клуба «Культура»;
Жанна Ищук – нач. клуба спортивных обозревателей;
Влада Лепихина – юнкор МС «Династия»;
 
Эвелина Федорец, нач. клуба экологов-добровольцев
Алина Сафиуллина, нач. морского клуба
Маша Лобанова, военкор, эколог-доброволец
Патрушева Юлия, военкор, эколог-доброволец
Артёмов Антон, нач. клуба юнкоров
Данил Глухов, военкор технопарка
 
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич