Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему обнаружить это внутри себя».
Г. Галилей

Под   исследовательской деятельностью  учащихся обычно понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

В начальной школе  в современной образовательной практике исследовательская деятельность рассматривается и как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком, который обеспечивает развитие мотивации учащихся и формирует познавательные УУД, что прописано в ФГОС.

Однако в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями. Решить данную проблему возможно применяя технологию тьюторского сопровождения.

Кто же такой тьютор? Тьютор – это наставник, консультант. Его задача – помочь ребенку найти собственные познавательные интересы, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать. Главной задачей тьютора является сопровождение, а основной инструмент – вопрос.

Тьюторская деятельность отличается от деятельности учителя. Учитель занимается задачами учебно-воспитательного процесса, тьютор-учитель  же является одновременно организатором, консультантом и наставником.  Он решает широкий круг задач, первостепенной которой является оказание помощи в построении индивидуального образовательного маршрута. Он помогает выстраивать и реализовать образовательную траекторию, где обучающийся получает опыт постановки цели и ее достижения, формирует компетентности, обеспечивающие главную цель начального образования - умения учиться.

Тьюторское сопровождение школьника можно представить в виде нескольких последовательных и  взаимосвязанных этапов:

Первый этап можно назвать мотивационный.На этом этапе ученик выбирает тему исследования, если он точно знает, что его интересует в данный момент. Определить тему помогают такие вопросы: Что тебе интересно больше всего?  Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, что ты хотел бы проверить, провести эксперимент? На этом этапе ученик представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса: «Вред или польза Кока-колы», «Существуют ли Русалки?», «Как определить настоящий мед?», «Как можно сохранить зрение?» и другое. Тьютор фиксирует образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На данном этапе тьюторского сопровождения необходимо создать ситуацию «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у учащихся мотивации к дальнейшей исследовательской образовательной деятельности.

Второй этап – проектировочный. На этом этапе основным является организация сбора информации, составление карты индивидуального образовательного маршрута. Тьютору важно правильно  направить деятельность ребёнка, чтобы его познавательный интерес не угас. «Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? К каким источникам знаний  можно обратиться?»

Третий этап – реализационный,  непосредственно исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения учащихся. Учитель оказывает помощь в формировании вопросов, касающихся темы исследования. Основной задачей тьютора является поддержка самостоятельности и активности. Деятельность учащихся осуществляется по определенным этапам: постановка вопросов в процессе исследования; выдвижение гипотез; использование различной информации для построения доказательства гипотезы; составление плана исследований; обработка данных; оформление работы; презентация результатов. Задача тьютора заключается в оказании помощи на каждом из этих этапов. «Подумай над целями и задачами своей работы. Ответь на вопросы:

зачем ты проводишь исследование?

запиши гипотезу, используя слова: предположим, допустим;

запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования;

подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений и эксперимента;

продумай план эксперимента, запиши его, а затем и результаты своих экспериментов».

Четвертый этап – аналитический,  использование полученного опыта для повышения уровня исследовательской компетентности, анализ, презентация опыта и достижений исследовательской деятельности,  планирование будущей работы. Создание «портфолио» достижений учащихся. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы учащихся. Анализируются трудности, возникшие во время защиты исследовательской работы или проекта, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи. Завершается этот этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы.

Технология тьюторского сопровождения имеет богатую историю, однако в нашей стране и регионе ещё не получила широкого распространения;

Изученные и апробированные механизмы тьюторского сопровождения показали свою эффективность на практике;

Определились следующие результаты применения технологии тьюторского сопровождения:

результаты

плюсы

минусы

по отношению к школьникам

развитие

- познавательных интересов

- культуры выбора

- коммуникативных и творческих компетенций

не все могут получать тьюторскую поддержку в рамках индивидуальных проектов

по отношению к учителю начальных классов

- повышение функциональной грамотности в результате овладения технологией тьюторского сопровождения

- мотивация ведения тьюторского взаимодействия, направленного на развитие познавательного интереса.

- отсутствие в штатном расписании специальной должности;

- дефицит времени учителя - тьютора

Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь

Алешкина Татьяна Васильевна, учитель начальной школы
МАОУ СОШ № 135 г. Перми