21 и 23 мая военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова и юнкоры МС «Династия СОШ №135 совершили образовательное путешествие в Пермскую православную классическую гимназию г. Перми. Это был не «простой поход». Мы попали сразу на несколько событий. Первое — это чаепитие. Как только мы зашли в старинное здание, мы сразу попали в музей. После ознакомительной экскурсии по зданию и классам нас радушно пригласили «к чаю». Второе — это знакомство с православным театром «ВЕРА», которому исполнилось 10 лет. Третье — спектакль «Лабиринт».

Православный театр «Вера», действует при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре с октября 2009 года. Чем  сегодня живет театр? Какими постановками радует зрителей? Об этом мы узнали у руководителя театрального коллектива, почетного работника образования Российской Федерации — Веры  Васильевны Спиридоновой. 

Фотоальбом

Это было очень интересно узнать. Особенно познакомится с человеком интересным, талантливым, всё сделавшим своим неустанным трудом, самообразованием, профессиональными пробами...

В молодости В.В. Спиридонова работала на Пермском электроприбором заводе. Занималась в кружке самодеятельности сборочного цеха, а потом она занялась постановкой театральных композиций. Она не училась в театральном институте. Но ей  дали тему, на которую надо было поставить композицию, посвященную революции, комсомолу. Надо было написать сначала сценарий, а потом продумать концертную программу. В постановках участвовало по 100-150 человек, включая хор. Другие цеха  завода для постановок нанимали профессиональных актеров, режиссеров, но, несмотря на это, именно она занимала первые места в театральных конкурсах. Постановка всегда требует много времени и сил. Чтобы поставить один спектакль, она сначала месяц ходила по музеям, библиотекам, смотрела фильмы, читала книги – нарабатывала материал. Затем, полмесяца-месяц писала сценарий, который в дальнейшем утверждали. За месяц с небольшим, она его ставила. 

Какое-то время Вера Васильевна работала в детском театральном клубе «Бригантина». Ставила танцы. Танцы были сюжетные. Она всегда пыталась найти именно сюжет, какую-тодраматическую линию в танце. Ставила балетные постановки: «Доктор Айболит», «Чудеса продолжаются» и другие.  У неё по жизни была такая установка – не делать отбор детей. Если ребенок очень полный, если он без слуха, если у него нет гибкости, нет пластики, то многие хореографы не задействуют такого ребенка. А у неё все дети, переступившие порог, должны быть в спектакле. Она всегда «решала задачу», как педагога, прежде всего, вовлечь детей и оградить их через творчество от влияния улицы, занять их любимым делом. Не так важно, хорошо у ребенка получается играть в спектакле или нет. Важно, что он участвует, что он может себя реализовать. Так начиналась её театральная деятельность.

Потом в школе она работала, организовала два коллектива: драматический и танцевальный, готовила спектакли с танцевальной программой. Работая в школе, Вера Васильевна поняла, что драматическое искусство "голыми руками" не взять, надо учиться и заочно заканчила режиссерский факультет. С этого времени она стала профессионально заниматься драматическим искусством.

Она была  на праздновании 850-летия Москвы: представила написанную композицию. И ей предложили принять участие в Дне славянской письменности и культуры. Её коллектив выступал в сводном концерте, который проходил в Свято-Даниловом Ставропигиальном мужском монастыре. Там собралось очень много театральных коллективов из многих городов России. Когда на предварительном просмотре жюри увидело композицию, то ее почти полностью включили в программу, оставили все танцы и стихи. На этом концерте присутствовал Святейший Патриарх Алексий II. Он благословил её и коллектив, пообщался с детьми. Дети ему очень понравились. 

В 2009 году праздновался 100-летний юбилей Марфо-Мариинской обители милосердия. Вера Васильевна мало, что знала о ней. Ей пришло приглашение из Москвы от Русского духовного театра «Глас» принять участие в фестивале посвященному этому событию. Она узнала о Марфо-Мариинской обители, и о ее основательнице – Елисавете Феодоровне. Она сразу стала изучать историю вопроса, нашла огромное количество литературы. Для неё открылся целый мир Дома Романовых. Елисавета Феодоровна её просто потрясла своей деятельностью. Она необыкновенная подвижница. После она скажет, что ей очень многое пришлось узнать о ней  и теперь она считает, что такими людьми Россия должна гордиться. Теперь тема Дома Романовых стала очень близкой, тем более, что многие его представители мученически закончили свою жизнь на территории Пермской губернии. И вот она ставит быстро  спектакль. Спектакль оказался очень проникновенным. Знакомится с насельниками Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря. Через год она уже работает со школой им. Императрицы Александры Феодоровны, действующей при монастыре, где готовит бал. Вот так вот она оказалась в монастыре. 

Очень интересно как пишутся сценарии. Вера васильевна рассказала о процессе написания сценария.

Она берёт книги и пишет сценарий. Это очень трудно: - Я ни одной фразы не могу выдумать от себя. Все строится на исторических фактах. На моих спектаклях часто присутствуют историки различной идеологической направленности. Но никто не упрекнул меня, в исторической неправде. У меня всегда любая фраза документально обоснована, моя задача драматически изложить ее. Каждую фразу в сценарии я много раз взвешиваю на весах, чтобы она была объективной с точки зрения истории. Я не могу ее ни перевирать, ни выдумывать. Все должно быть основано на фактах, какими бы они не были.

Она привела пример из своих планов, своей мечты.

- Уже несколько лет у меня зреет идея о Ф. М. Достоевском, но это глубина без дна. У него все серьезно. Когда я окунулась в необыкновенную массу материала о нем как о человеке, я подумала, что это почти невозможно. Его "голыми руками" не возьмешь. А потом, надо многое изучать, надо как-то все исторические книжные фразы переложить в драматические диалоги, найти форму этого спектакля. Понять внутри, как донести то или иное переживание до зрителя, а это не так просто. Если ставить какой-то спектакль по произведению Достоевского, то все произведения уже экранизированы. По биографии Федора Михайловича тоже был снят сериал. Это зрителю уже не будет интересно. Значит, я должна найти и достать из огромного материала то, что действительно будет новым и интересным, в рамках монастыря. Надо найти что-то главное в его личности, что можно вытащить наружу и рассказать людям, чем я сейчас занимаюсь. Надо не забывать и о том, какие личности были рядом с ним, это и И. С. Тургенев, и В. Г. Белинский. Что происходило с Достоевским, когда он, общаясь с Белинским, отошел от веры? Как он рассуждал о вере? Как он трудно к ней шел? Надо показать его внутреннее состояние. Пока совершенно не знаю, как это сделать, но буду пробовать.

Спектакль «ЛАБИРИНТ» нам очень понравился. У каждого в жизни есть трудности и проблемы, которые надо решать и преодолевать. Но чтобы это получалось каждому из нас надо преодолеть себя в каждом поступке. Этот спектакль как маленький букварь-учебник, раскрывающий эту тему, свет и тень каждого дня - в котором автор хочет донести до зрителя и показать , как неустанно идет борьба добра и зла ... 

Жанна Ищук, юнкор, стажёр клуба редакции «ШН»,
Алина Сафиуллина, Юля Патрушева, Маша Лобанова, Лиза Лошкина, Яна Чепкасова, Федорец Эвелина — юнкоры, стажёры юнармейского отряда.