19 апреля на Краевом конкурсе "Юный техники и изобретатели Пермского Края" приняли участие наши самые опытные школьные робототехники. Жужгов Роман и Баталов Михаил представили на конкурс свой инновационный проект "Облачная автоматизированная система "SmartHouse"

Их разработка была признана лучшей в номинации "Промышленные технологии и робототехника". У ребят богатый опыт и портфолио, накопленные за годы обучения в школе. Они постоянные участники всех олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей, связанных с робототехникой, цифровыми технологиями и другими инновациями. Именно они представляют Пермский край на всероссийском фестивале "ProFest" в г. Москва. Три последних года ребята работают в учебно- творческой мастерской "Робототехника", руководит которой Алексей Дмитриевич Терёхин. Под руководством этого же педагога ребята разрабатывают проекты в школьном технопарке, регулярно посещая занятия школьного клуба "РобоLand". А ещё они активные участники городского проекта "Золотой Резерв", который объединяет усилия работников образования, промышленности, бизнеса, науки и создает условия для успешного продвижения к цели. 

Поздравляем с победой ребят и Алексея Дмитриевича!

Когда узнаёшь об успешной миссии штатовского марсохода или китайского лунохода, запуске нового европейского, японского, израильского научного аппарата, сразу начинаешь задумываться, а как наши инженеры, чем занимаются. И первая мысль о нашем технопарке. Ведь в нашем понимании это кузница инженерных кадров России.

Мы только что побывали на конкурсе «Выбор». Там руководители предприятий  ключевым вопросом в любом случае считают - кадровый. Кто пойдет в отрасль.

Что может привлечь ребят на тот же аэрокосмический факультет?  Даже наши «Школьные новости» «помнят» как только поднялась волна марсианского и лунного планирования, было зафиксировано заметное повышение интереса школьников к учебе в «космических» вузах. К этому добавились строительство новой ракеты «Ангара», возведение космодрома Восточный, запуск в производство многоразового космического корабля «Федерация», план создания сверхтяжелого носителя для лунной программы. Однако последовавшая невнятица и постоянное перенесение сроков, а главное — отсутствие долгосрочного целеполагания государства в космонавтике, не прибавляют энтузиазма молодежи, рискуют свести на нет поднявшееся вроде бы оживление умов в этой сфере. 

Когда мы беседуем с ребятами на таких мероприятиях как робототехнические и технические соревнования, есть реальная тенденция: чем старше ребята тем ответ ближе к тому, что первым делом задумываются не о том «что я буду делать», а «сколько буду получать». Это нас губит. Ментальный разрыв между поколениями огромный. Когда встречались с ветеранами космической отрасли — инженеры прошлого, те что с мечтой, отвечали с точностью наоборот. Они увлекались фантастикой, вообще книгами, а сейчас это практически ушло. Другой строй? Но каким бы он ни был, без мечты не сможет выжить никакая отрасль, а тем более наша космическая. Без этого все попытки привлечь новую смену в космонавтику окажутся тщетными. Если мы через школу, телевидение, СМИ, интернет не приучим молодых людей к стремлению заглядывать за горизонт сегодняшних знаний и материальных благ, то все рассыплется, словно песочный замок... Идейные, мечтающие ребята есть, но они, увы, скорее исключение. Да,  ветераны раньше стремились к коммунизму, который шутники определяли как «невидимая черта горизонта». Но в этом стремлении они делали страну богаче, сильнее, сами постоянно напитывались знаниями. 

Как переломить циничные и упаднические настроения, которые охватили слишком многих наших соотечественников всех возрастов. Когда будут поставлены большие задачи, сразу найдутся и те, кто захочет и сможет их решать. 

Положительные подвижки в отрасли, в том числе кадровые, по сравнению с лихими 90-ми годами налицо — слова «инженер» и «конструктор» перестали быть ругательствами, хотя и не поднялись еще до пределов эпохи «высокого космоса». 

В нашей школе №135, например, детей продолжают настраивать на авиакосмическую и вообще инженерную стезю с ранних лет, даже кинофестиваль «Карьера молодых» есть. Более того, взамен канувшим в небытие многочисленным техническим кружкам при Домах пионеров пришли отнюдь не бесполезные технопарки «Кванториумы», срисованные на Западе лет несколько назад Агентством стратегических инициатив (АСИ) и адаптированные к нашим реалиям и задачам. 

Но школьный технопарк ничем не заменишь. Он прямо в школе.

У учителей есть «базис». Но надо возродить  институт наставничества. Главная же задача — вовлечь детей в проектную деятельность, научить работать в команде в нашей школе решается. Теперь надо, как и Кванториумы, привлекать к работе профильные предприятия, чтобы на занятия приходили специалисты и, наоборот, чтобы они водили ребят к себе на экскурсии.

Но главную работоспособность школьному технопарку могут придать действующие в городе космические предприятия, с которыми у школы должен быть неразрывной  союз. 

Суммарный вектор в допобразовании должен быть четко определен: в него входят точка приложения, направление и величина воздействия.

В НАСА, например, целых два департамента, связанных с образованием. Первый занимается «доводкой» нового персонала, а второй — ранним «выращиванием» будущих кадров на уровне средних и высших учебных заведений. У нас же этого почему-то нет. 

Чтобы решать проблему системы подготовки инженерных кадров надо знать и помнить, что инженер — это не только знания, умения и навыки, как записано в федеральном образовательном стандарте, но и трудолюбие, ответственность, общая культура. Их, как и действенный патриотизм, нужно воспитывать с детского сада. 

В нашем школьном музее мы проводим киноклуб «12 апреля — День космонавтики». Ученикам надо хорошо знать историю отечественной космонавтики и ракетостроения. Мы убедились, что  плохо знают не только школьники, но и многие работники системы. А без передачи этого знания новым поколениям не будет той преемственности, что одухотворяет любое дело. 

В нашей школе был организован конкурс-выставка детского рисунка и научно-технического творчества, призванные подключить всех к популяризации космической мечты. 

Но, как и везде,  современная молодежь  живет в соцсетях и гаджетах. 

Поэтому мы придумываем новые формы пропаганды технических знаний и инженерных профессий, которые включены в концепцию нацпроекта «Образование». У нас в школе есть свой молодежный образовательный форум социально-инновационного развития - "Аукцион инновационных проектов", «Сделай мир лучше и начни с себя!», «Танковый биатлон» и другие.  Это и смотр проектов, и ранняя профориентация, в том числе.

Да, сегодня молодежь сильно материально ориентирована -  всем хочется жить в собственной квартире и ездить на автомобиле, отдыхать. И без удовлетворения этой мотивации одной лишь мечтой, пусть высокой и амбициозной, юношей и девушек уже никуда, наверное, не привлечь. 

Что ж, с подобными доводами трудно не согласиться. Как и с тем, что сами «системы координат» в мировосприятии прошлого — советского — поколения и нынешних молодых сильно различны. Не «конгруэнтны» и контуры мышления инженеров-ракетчиков, госчиновников, бизнесменов. Однако нет альтернативы поиску точек соприкосновения этих систем и воззрений, ведь страна у нас, как ни крути, одна, а без космонавтики, без Большого Проекта, она перестанет быть самой собой, да и вообще вряд ли сможет сохраниться в будущем.

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова:
Анастасия Шестакова, 
Анастасия Пономарёва,
А.Г. Буянова, А.С. Куляпин