Поиск на сайте

6 апреля, к 210-й годовщине со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя, на сцене Актового зала школы №135 был показан спектакль "Мертвые души". Все роли в этом спектакле исполнили учащиеся 9 "В" класса: Никита Бауэр, Бахарев Даниил, Богданов Никита, Бурдина Алёна, Ягодин Марк, Ильчишина Ксения, Норов Дима, Зверев Евгений, Лядов Матвей, Нелюбин Иван, Тостоган Анна, Полойникова Анна, Нецветаева Дарья. Постановка: учитель литературы Рябова Елена Владимировна. Видеосъёмка: Шестакова Анастасия и Пономарёва Анастасия.

Буянова Алла Геннадьевна, завуч по ВР:

- Коллектив 9 "В" класса - один из самых творческих в школе. каждый год этот коллектив показывает для школьников новые спектакли: "Двенадцать месяцев", "Снежная королева", "Щелкунчик", "Алые паруса", "А зори здесь тихие..." И вот, наконец, перед самым выпуском класса - "Мертвые души". Ребята исполнили  свои роли с большим желанием, старались вжиться в образ и передать характер героев произведения Гоголя. Приобщает учащихся к театральному искусству, конечно же, Елена Владимировна Рябова, учитель русского языка и литературы, режиссёр всех театральных постановок этого коллектива и классный руководитель. 

Рябова Елена Владимировна, учитель литературы:

- Юные зрители, учителя и родители  громкими аплодисментами благодарили актёров. Они остались довольны результатом работы над спектаклем, которому посвятили все своё свободное от уроков время. Мне важно, чтобы каждый мой воспитанник имел возможность реализовать себя не только в учёбе, но и в творчестве, так как литература, искусство и активная позиция учащегося способствуют становлению духовности юных граждан.

Наш год театра в России не даёт  покоя «уснувшей» молодёжи с гаджетами. Особенно учителю литературы Е.В. Рябовой, нашему классному руководителю, и нам, её подопечным. Новая постановка — это важный путь к тому, что не увидишь, а только почувствуешь сердцем. Нам всем сегодня не хватает обострённого стремления к прекрасному.

А в нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её… на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем…- читаем у Константина Васильевича Мочульского, русского критика и литературоведа.

На наших уроках Николай Васильевич Гоголь – писатель, драматург, публицист, актер, историк, преподаватель, чиновник, духовный наставник, монах в миру. 

Уроки и интернет нам всегда расскажут, что Гоголь как писатель, автор произведений «Ночь перед рождеством», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Мертвые души», «Ревизор». Этим он известен всем, кто учится или когда-то учился в российской школе. С повестями из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» мы знакомимся в средней школе, а позже обращаемся к поэме «Мертвые души». Гоголь – выдающийся русский писатель. И это известно практически всем. Однако… многогранность его личности не исчерпывалась литературным творчеством. 

Унаследовав от своего отца, Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, любовь к театру, Николай Васильевич с увлечением участвовал в сценических постановках Нежинской гимназии, в основном он исполнял комические роли. В гимназии Гоголь учился с 1821 по 1828 год, и этот период стал очень важным для формирования его писательского и драматургического таланта. Именно в эти годы будущим писателем были созданы первые литературные произведения. На сценические опыты именно этого времени Николай Васильевич будет опираться позже. Юный Гоголь – актер и начинающий писатель (хотя самые ранние, ученические его творения не сохранились).

Актерские успехи в гимназическом театре, отзывы товарищей, говоривших о замечательном актерском даровании, вдохновляли… и, уезжая по окончании гимназического обучения в Петербург, Гоголь решает связать свою жизнь с театром, став актером. Он предпринимает попытку вступить в русскую труппу Императорских театров. «Я желал бы поступить в театр», – произносит Гоголь, обращаясь к секретарю при директоре Императорских театров (из воспоминаний Н. П. Мундта). Но профессиональным актером Николай Васильевич не стал: не был принят. Начинается новый жизненный этап. Гоголь становится чиновником.

В 1829 году писатель начинает службу: поступает помощником столоначальника (столоначальник – чиновник, возглавляющий стол – низшую структурную часть центрального или местного государственного учреждения) в департамент уделов. И, хотя чиновником Гоголь пробыл недолго, опыт службы был настолько полезен, что отзывался во многих последующих его произведениях. Достаточно вспомнить визит Чичикова и Манилова в «присутственное место»: Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом… 

Литература никого ничему не учит – особенно в нынешнем мире, когда и сама-то она смотрится архаикой.

Сверкает гоголевский язык: роскошный, несколько не правильный, с самоцветами драгоценных слов, с немыслимыми сочетаниями; хлёсткий, кипящий, точно из бездн своих производящий новых и новых персонажей…

Грустно смотрит столь многому учивший нас Гоголь: и через образный строй своих книг, и через «Выбранные места…», каковые, в сущности, и являются третьей – райской – частью «Мёртвых душ»; и через пример истовой и истинной веры своей – недоступной нам, непостижимой в дебрях тайны своей…

Многому учил – да разве нас научишь?

…и вертятся современные Чичиковы, выгадывая и выкраивая, и брешут Хлестаковы, не остановить, и новые господа обижают новых Башмачкиных.

Ибо, как было сказано – «Скучно на этом свете, господа». 

Но не нам. Елена Владимировна так всех «встряхнула», что многие из нас, как и Гоголь решили стать актёрами, хотя бы сейчас, в школе.

И получилось! Зал смотрел, слушал, аплодировал!

Фотоальбом

Почему всем было интересно?

Совпадение с современной жизнью. Чичиков в «Мёртвых душах» также манипулирует мнимыми ценностями – купчими бумагами, удостоверяющими окружающих в том, что их владелец имеет в своём распоряжении реальные ценности – крепостных людей. Намереваясь воспользоваться возникшей к тому времени банковской системой, т.е. заложить эти бумаги в казну, Чичиков надеется получить под них вполне «реальные» деньги, т.е., как в карточной игре, «сорвать куш». Однако почва для этого мошенничества была создана не Чичиковым: она возникла в первой половине XIX века в России с созданием банковского капитала и банковских бумаг – часто имеющих ценность лишь в воображении вкладчиков. 

Неизбежный «дефолт» вообразительных, мнимых ценностей (а не только наказание, хоть и по заслугам, одного из мошенников) и составляет главную «мораль» гоголевского произведения. Гоголь показывает, как игнорирование европеизированным государством подлинных, духовных идеалов, ориентация общества лишь на «техническое» изучение всех возможных тонкостей дела неизбежно приводят к краху, саморазрушению, к полному исчерпанию кредита доверия – «credo» между людьми, без которого существование любого общественного института невозможно. 

Разоблачением вообразительных ценностей завершается и главная гоголевская комедия – «Ревизор». Здесь, по замыслу писателя, Сам Бог попускает искусному в обманах Городничему быть обманутым – и даже не шайкой искусных в своём ремесле «игроков»-мошенников, но «пустышкой» Хлестаковым. Так же, по убеждению Гоголя, будет попущено в конце времён прельщение живущих вне христианских заповедей людей «ничтожной» (по своей духовной сущности) фигурой антихриста: «…за то, что они не приняли любви истины для своего спасения… пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи…» (2 Фес. 2, 9–11) — пишет в своих трудах доктор филологии И.Виноградов. 

Почему нам нужен театр, сцена уже в школе?

Русский, гоголевский Театр противостоит  плодам дивного цифрового мира – удобного и комфортного, не требующего особого умственного усилия. Когда-то машины заменили мускульный труд, а теперь и мозгами шевелить не требуется. И с ними происходит ровно то, что и с мышцами, которые не тренируют: они атрофируются от неупотребления. Раньше, чтобы узнать, положим, формулу серной кислоты, нужно было понимать, что это относится к химии, что к неорганической химии и что речь о кислотах… Теперь набил в поисковике – и готовенькая формула на экране… 

Информацию не надо добывать, она даётся даром. Отсюда вывод: в голове держать ничего не требуется. Всё есть в интернете. Педагогический портал «Мел» так и пишет: это, мол, в репрессивном совке заставляли зубрить наизусть, а теперь нечего загрязнять голову. Главное – уметь воспользоваться надлежащим гаджетом. 

Пустая голова очень полезна современным хозяевам мира: в неё можно закачать что угодно. Современные манипулятивные технологии позволяют производить кастомизацию информации, т.е. скоро каждому будут присылать то, что наилучшим образом соответствует его миропониманию и легчайшим образом ведёт его в сторону, нужную манипулятору. Так действовала знаменитая «Кембридж Аналитика», приведшая к победе Трампа. Так что готовьтесь, дети: учиться скоро будет ещё веселее... 

Только вот своих детей хозяева жизни, похоже, будут учить и уже учат по старинке: с текстом, по книжке, без гаджетов. Ведь в мире глобальной манипуляции кто-то должен стать манипулятором. А им с пустой головой не станешь. 

Поэтому у нас в школе работает театр, работает студия, медиа-технологии. Чтобы головы наши были не пустыми.

(использованы материалы и источники СМИ)

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова:
Анастасия Пономарёва, Анастасия Шестакова,