11 февраля в МИА "Россия сегодня" министр просвещения РФ Ольга Васильева встретилась с представителями родительского сообщества и рассказала присутствовавшим на встрече и наблюдавшим за ее ходом в прямом эфире о реализации национального проекта "Образование" и входящих в него федеральных проектах, адресованных не только педагогам и учащимся, но и родителям.

 
"Чего только я не услышала за последние полтора месяца! Что я уберу педагогов из школы, что вместо педагогов будут роботы, что "Васильева уберет правописание и чистописание"… Дальше можно перечислять очень долго, что я еще сделаю, — сказала министр. — Но я хочу авторитетно здесь заявить, пользуясь тем, что меня слышите все вы, что меня слышат многие другие родители, и я надеюсь, что всем это будет интересно: мое глубочайшее убеждение, что никогда, ни в этой жизни, ни в жизни следующего поколения не случится такого, чтобы учитель был заменен. Такого не может быть по определению. Потому что в этом объеме информации, который у нас есть, в том числе в сети, должен быть человек, который всегда подскажет, где ее искать, какая это информация, поможет ее проанализировать и самое главное – поможет правильно ее использовать. И это может и будет всегда делать только учитель". 
 
Учитель будущего
 
Чтобы педагоги могли решать эти задачи, в рамках федерального проекта "Учитель будущего", входящего в состав национального проекта "Образование", к 2024 году более половины учителей пройдут повышение квалификации. По последним данным, сегодня в школе работают 2 млн 400 тысяч человек.
 
Речь, по словам министра, идет не только о предметной, но и психолого-педагогической переподготовке. Кроме того, планируется усилить коммуникативное направление, и придать педагогам то самое главное, чего многие пока не имеют – легкость обращения с современными технологиями. "Конечно мы должны быть честны с собой: той легкости, которой обладают в этом отношении дети, мы не достигнем никогда, — признала Ольга Васильева, — но то, что мы должны уметь пользоваться всем тем, что нас сегодня окружает, и то, что мы называем словом "гаджеты" – это тоже входит в понятие повышения квалификации".
 
В рамках федерального проекта "Учитель будущего", как рассказала министр, создаются центры непрерывного развития и повышения квалификации педагогов ("Учительская газета" обсуждала эту тему с экспертами в номере от 5 февраля 2019 г.).
 
Коснутся новшества и руководителей школ: кроме специальных программ повышения квалификации будут разработаны и новые подходы к процедуре аттестации управленцев в образовании. "Нам надо знать, что каждый занимает то место, которое он должен занимать", — подчеркнула Ольга Васильева.
 
Не обойдут вниманием, по словам министра, и молодых учителей: "Вы знаете, что сейчас все регионы практически без исключения помогают им первые три года. Сумма надбавок разнится по регионам, но мы будем включаться в эту помощь с учетом специфики каждого региона".
 
Впрочем, забота об учителе не может сводиться только к решению материальных вопросов. В этом Ольга Васильева совершенно убеждена: 
 
— Уважаемые коллеги, вы, наверное, со мной согласитесь, что отношение к учителю – это важнейший элемент воспитания. И я, и вы нередко становимся свидетелями того, что где-то происходят конфликтные ситуации среди родителей и учителей. Что особенно прискорбно и для меня, и для вас – в эти конфликты вовлекаются наши дети. Это подрывает в первую очередь авторитет учителей и дает неправильные, я подчеркиваю это, примеры для ребенка. В моей семье обсуждение учителя было невозможно. Свою учительницу Анну Александровну Прусихину я помню всегда… Мне казалось, что более красивых людей на свете не бывает. Я даже представить себе не могла, что Анна Александровна завтракает, пьет чай, что делает то же самое, что делают обычные люди. Почему я это говорю? Мы должны четко понимать, что между родителями и школой должно быть глубочайшее взаимопонимание, но должны быть и четкие линии, куда каждая из сторон не может заходить. Я убеждена в том, что каждая сторона должна хорошо знать свои обязанности и права, и тогда у нас будет, действительно, складываться тот самый диалог и тот самый союз, без которого нельзя, как говорил Сухомлинский, сделать ребенка счастливым.
 
Всего, по словам Ольги Васильевой, в ведении Министерства просвещения — 7 из 10 федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование". Один проект реализуется совместно с Министерством науки и высшего образования, один данное ведомство курирует самостоятельно. Еще один проект – в ведении Росмолодежи.
 
Но все они, по словам министра, нацелены на достижение двух "великих, без преувеличения, целей", которые сформулированы в майском указе президента РФ: с одной стороны, это повышение конкурентоспособности отечественного образования на мировом уровне и вхождение России в число десяти стран-лидеров по качеству общего образования, а с другой стороны, это воспитание гармоничной и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценности и традиций.

Все начинается с семьи
 
Помимо выступления Ольги Васильевой мероприятие предполагало диалог с родителями, которые смогли задать главе профильного ведомства интересующие их вопросы. В частности, Сергей Сорокин из Вологодской области обеспокоен частыми проявлениями подростковой жестокости и конфликтами между обучающимися друг с другом и педагогами. 
 
"К сожалению, эта ситуация не сбавляет обороты. С вашей точки зрения, насколько ситуация решаема, можно ли скорректировать такую статистику, есть ли какие-либо эффективные практики или решения по преодолению этой проблемы?", — обратился участник встречи к министру.
 
По мнению Ольги Васильевой, эту проблему можно решить только совместными усилиями школы и родителей.
 
— Я считаю, что все начинается с семьи, ничего другое ниоткуда не берется. Если ваш ребенок по какой-то причине жесток по отношению к учителям, родителям, то кроется все-таки все в семье. Я, конечно, понимаю, что 
каждая мама может справиться, особенно с ребенком, который вступает в сложный подростковый период, — констатировала министр.
 
Ольга Васильева убеждена, что к решению проблемы нужно привлекать психологов.
 
— Наличие психологов в школе сейчас необходимо, — заявила глава Минпросвещения России. — Не всегда подросток расскажет дома, что происходит. Он расскажет незнакомому человеку, что творится у него на душе. Нужно возвращать в полном объеме то, что ушло: и детскую физиологию, и психологию, — заявила министр, добавив, что сегодня молодые учителя боятся приходить в школу, потому что "они не научены".
 
 
"Без труда с обеих сторон ничего не получится. Педагогов надо учить, помогать педагогам, и родителям надо помогать и тоже учить их", — убеждена министр. Она напомнила, что национальный проект "Образование" включает в себя федеральные проекты "Учитель будущего", предусматривающий переподготовку учителей, и "Поддержка семей, имеющих детей", предполагающий создание центров скорой психолого-педагогической помощи родителям.
 
В заключение министр заметила: "Это проблема, которая захлестнула весь мир".
 
В этот же день тема подростковой агрессии всколыхнула общество в очередной раз. Утром стало известно о том, что в белорусском городе Столбцы подросток с ножом напал на педагога и учеников школы №2. Учитель и один из школьников от полученных ранений скончались, еще двое детей госпитализированы.
 
Ликвидировать третью смену
 
Во встрече приняли участие представители Чеченской Республики. Они сообщили о проблеме трехсменного обучения в школах региона.
 
​"Мы приходим каждый раз с одним и тем же вопросом", — посетовали представительницы Чечни. Они рассказали, что в ходе предыдущей встречи с министром также обсуждалась проблема третьей смены в школах республики, но тогда речь шла о 43 образовательных организациях.
 
"К сожалению, на сегодняшний день это 73 школы или 15% от общего количества, — рассказала участница встречи. — Если идет по возрастающей третья смена, значит, где-то у нас провал? Что вы планируете?"
 
Ольга Васильева сообщила, что в рамках федерального проекта "Современная школа", входящего в состав нацпроекта "Образование", предусмотрено финансирование на "уничтожение" третьей смены в проблемных регионах, в том числе в Чечне, к концу 2021 года.
 
"Три года, услышьте меня. У нас пять регионов [с трехсменным режимом обучения], кроме вас еще четыре. У вас — больше всего", — обратилась к родителям министр.
 
Наука и школа
 
В ходе встречи Ольга Васильева также прокомментировала ситуацию, связанную с реакцией на предложение президента Российской академии наук (РАН) Александра Сергеева о необходимости присвоить ряду лучших школ страны статус опорных школ РАН для того, чтобы учащиеся уже за партой могли выбрать для себя карьеру именно в научной сфере. "Здесь тоже было большое мифотворчество", — сразу отметила Ольга Васильева.​
 
— Академия сама предложила нам отобрать школы, — подчеркнула глава ведомства. – Они отбирали их по самому простому показателю. Вы знаете, что у нас есть – я не очень люблю это слово – рейтинги: 500 лучших школ, 200 лучших сельских школ… РАН отбирала эти школы с учетом того, чтобы в этих регионах были научно-исследовательские институты, федеральные, либо национальные исследовательские университеты, для того чтобы дети с ранних лет были ориентированы на то, чтобы уйти в науку. Поэтому планируется не только оснащение этих школ, а на это закладывается больше 1 миллиарда [рублей], и из них половину даст частный бизнес, — прокомментировала министр.
 
Она добавила, что вообще весь проект будет выстроен на основе принципов частно-государственного партнерства. 
 
"Но и это не самое главное, главное – люди. Сейчас готовится сетка – кто будет работать из ученых с этими детьми, по каким программам… Конечно, учиться по таким программам не сможет вся школа, сразу, например, все 1700 человек. Но ситуация такова, что нам ежегодно нужно, чтобы в науку приходили 10 тысяч человек; это нужно, чтобы наука развивалась, чтобы мы могли двигаться вперед. Это большая цифра, и понятно, что детей готовить к этому надо", — считает министр. 
 
Напомним, недавно президент РАН Александр Сергеев предложил изменить статус сотни лучших российских школ, чтобы они "максимально эффективно готовили детей к университету и дальше в науку". Эксперты "Учительской газеты", в свою очередь, ответили на вопрос, не приведет ли это разделение к увеличению пропасти между элитарным и массовым образованием, а в конечном итоге к ухудшению качества последнего.