7 января в киноцентре  «Премьер» в 15-й раз  открылась Рождественская  неделя православного кино «Свет Христова Рождества». Организаторы  традиционного кинолектория:    Библиотека Духовного возрождения МБУК «ОМБ» г. Перми, КГАУК «Пермкино» и Пермская синематека при участии киноцентра  «Премьер», Регионального отделения  Всероссийской общественной организации «Ревнители просвещения". 

В первый день рождественских праздников  дети и их родители  посмотрели мультипликационные фильмы о светлом и радостном празднике: «Рождество Христово» режиссера Александра Дзюбина, о чудесах в Рождественский сочельник «Удивительный ужин в сочельник» режиссера Ирина Кодюковой, о чудотворной иконе Смоленской Божией Матери  «Побег» режиссера  Анастасия Панасовской. 

Фотоальбом

8 января в рамках  Рождественской недели православного кино «Свет Христова Рождества»  киноцентре  «Премьер»  прошел кинопоказ  документального фильма «Дары волхвов. Путь в Россию» режиссера Георгия Ананова. Фильм  повествует о величайшей святыне христианского мира –дарах, преподнесенных   Богомладенцу волхвами: золоте, ладане и смирне.  Участники  мероприятия смогли познакомиться с 2-х  тысячелетней историей этих святынь, хранящихся в Монастыре св. Павла на Афоне.   С чудесами и исцелениями, которые совершаются при поклонении  этой святыне. С историей  перенесения  даров  в Москву и Санкт Петербург в 2014 году. В обсуждении фильма в переполненном  зале принял участие преподаватель Пермской духовной семинарии, диакон Храма Державной Божией Матери отец Геннадий Вихарев, который с пермскими паломниками посетил за последние несколько лет более 20 монастырей святой горы Афон.  Он  рассказал об этих особенных поездках, о насельниках монастырей, духовных традициях  монастырей, современном состоянии обителей.   Этот рассказ  вызвал живой интерес, участники просмотра задали отцу Геннадию многочисленные вопросы и долго  не хотели отпускать.  

9 января  зрители Рождественской недели православного кино  посмотрели документальный фильм  «Лука. Излечить страх» режиссера Александра Пархоменко. Фильм о  враче,   художнике,  священнике, епископе Луке,  в миру Валентине Феликсовиче  Войно-Ясенецком (1877-1961) в советское время известном  как профессор, доктор медицинских наук, автор «Очерков гнойной хирургии»,  автор богословских трудов «Дух, душа и тело»,  «Наука и религия» и лауреат Сталинской премии. С другой стороны святитель Лука Крымский    — православный святой, жертва сталинских репрессий, 11 лет пробывший в ссылках за веру. 

Перед началом просмотра Л.П. Маркова рассказала о том, как  Пермь и Пермский край связан с именем этого подвижника и святого  ХХ века, о храмах и часовнях, носящих его имя.  Любовь Павловна  поделилась воспоминаниями о  многолетнем проведении Чтений  памяти свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в Перми. После завершения фильма к обсуждению подключился настоятель Храма-часовни свт. Луки (Войно-Ясенецкого) при Пермском  Институте сердца насельник Свято-Троицкого Стефанова Мужского монастыря иеромонах Александр (Усачев).  До вступления в сан он, имея высшее медицинское образование, как и сам свт. Лука, много лет проработал в медицине, а потом ушел в монастырь. С уходом в монастырь отец Александр не оставил своей лечебной миссии: будучи священнослужителем, он получил образование на факультете усовершенствования врачей по психиатрии и как психиатр-нарколог  активно работает с людьми, страдающими наркозависимостью.  Он также  окормляет больных в  Храме-Часовне в честь иконы Божией Матери  «Всецарица»  в отделении онкологии Пермской областной детской больницы.   Отец Александр рассказал духовном подвиге  этого современного святого,  о своей поездке в 2018 году в Симферополь, о посещении им первоначального места захоронения свт. Луки рядом с Храмом Всех Святых,  о поклонении мощам святителя в Свято-Троицком соборе при  женском монастыре. 

10 января  был продемонстрирован документальный фильм режиссера  Алексея  Денисова «Последние рыцари империи».  В фильме рассказывается о  дореволюционных  кадетских корпусах  и юнкерских училищах, воспитывающих  офицерские кадры для Российской Имперской Армии. Фильм о  судьбах  юнкеров и  кадет  после Октябрьской революции, одна из заповедей  кодекса чести которых  гласит «Жизнь Родине, честь – никому».  

После окончания фильма  участники просмотра совместно с  учащимися школы № 135, Пермского кадетского корпуса им. Генералиссимуса А.В. Суворова  размышляли о  понимании  современной молодежью  понятий «Честь», «Служение  Отечеству». «Патриотизм», «Верность Родине»  и других.  

В обсуждении фильма принял участие   автор многочисленных проектов по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию, реализуемых в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и Пермского края,  руководитель уникального музея, учитель технологии   школы №  135  Александр Сергеевич Куляпин. Как правило,  к обсуждению фильмов приглашаются известные и неординарные личности.  Так Александр Сергеевич,   участвуя в реализации   Проекта «Чукотка-Аляска» в 2013 году  переплыл Берингов пролив в составе 66 спортсменов холодового плавания.  И уж он точно знает, что такое сила духа.  Так же  в беседе со зрителями приняли участие  преподаватель  географии и курса  «Основы православной культуры»  Пермского кадетского корпуса имени генералиссимуса Александра Васильевича Суворова   Наталья Ивановна   Ифтоди,    руководитель библиотеки № 32 Любовь Павловна Маркова.

11 января  участники Рождественской недели православного кино посмотрели художественный фильм «Мой парень  - ангел», режиссера Веры Сторожевой.  

Фильм снят на основе  повести А. Марка «Рождественский ангел». Это рождественская сказка XXI  века, о том, как студентка  Саша Николаева встречает  настоящего  ангела  по имени Серафим.  Эта встреча и добрые дела милого и наивного ангела позволяют Саше по-иному посмотреть на мир и принять правильные решения.  Картина легкая, чистая, возвышенная, однако,   она позволяет   поразмышлять о  таких нравственных ценностях,  как   вера, жертвенная любовь, честность,  прощение и других. 

В  диалоге  приняли участие учащиеся    Пермской православной классической  гимназии,  школы № 9 им. А. Пушкина,  подростки образовательного учреждения  «Уральское подворье», взрослые зрители.   

О значении святок в жизни русского человека

Святками на Руси именуется светоносный и радостотворный период православного календаря от праздника Рождества Христова 25 декабря ст.ст. / 7 января н.ст. до торжества Крещения Господня 6 января ст.ст. / 19 января н.ст. 

Святки - простонародное, неуставное слово, коему в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. В сие время народ Божий, окончив Рождественский пост, веселится и ликует о явлении в мир Божественного Логоса, второй ипостаси Пресвятыя Троицы, воплощённой от пречистых кровей Девы Марии, именуемой посему Богородицею. 

Таким образом, история святок неразрывно связана с историей означенных празднеств, кои ограничивают Святые дни во временном отношении. Следовательно, до 4-5 вв., когда оформились и закрепились указанные церковные торжества, не было и Святых дней в календарном смысле. 

На протяжении первых трёх столетий христианской эры православный мир не имел единой, общей традиции празднования рождения и крещения Спасителя Иисуса. Это было обусловлено как тем, что с позиции гражданского календаря неизвестен день, в который воссиял человечеству свет вифлеемскаго Богомладенца, так и разобщённостью рассеянных по лику Земли поместных церквей, причина коей в безпредельно жестоких гонениях со стороны язычников и тех, кто кричали Пилату: "Распни, распни его!"

Своим Миланским эдиктом 312 года равноапостольный император Константин Великий провозгласил окончание гонений на христианство и тем благоприятствовал организации крупных церковных соборов, на которых выковывалось общее православное учение по самым различным вопросам духовной жизни. Так началась эпоха семи Вселенских соборов, длившаяся с 325 до 787 года. До сего же времени в христианской среде Римской империи было принято воспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января по старому стилю, то есть по юлианскому календарю, названному так по имени автора - римского цезаря Юлия (первый век до Р. Х.). День сей греками-христианами был наречён Феофанией, то есть Богоявлением, что указывало на явление воплощённого Божества в вифлеемском вертепе и на водах палестинского Иордана при Иоанне Крестителе. 

На рубеже 4-5 вв. патриарх константинопольский Иоанн Златоуст положил начало традиции торжествовать Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю. В этот день язычники Римской империи праздновали так называемые сатурналии, связанные с тем, что в сие время происходит солнцеворот и продолжительность светового дня начинает расти. Святитель наполнил сей день новым, христианским содержанием, именуя Христа Спасителя Солнцем правды и указывая, что всякий верующий в Него наследует Царство невечерняго света. Постепенно традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря распространилась по всей вселенной. Так было положено начало новому церковному явлению - Святым дням, оканчивающимся навечерием или сочельником Крещения Господня. 

Древнерусское слово навечерие означает канун или преддверие церковного торжества, а название дня сочельник или сочевник происходит от того, что предки наши вкушали в сие время сочево, то есть пшеничный взвар, смешанный с мёдом и изюмом. 

Точно такой же сочельник предшествует и Рождеству Христову. Вообще с точки зрения богослужебной структуры и устава о трапезах данные празднества ничем не отличаются друг от друга. Это обусловлено тем, что в древности, как уже было говорено выше, и рождение, и крещение Мессии торжествовались в единый день. 

Как Светлая седмица замыкает Великий пост, так святки указывают на окончание поста Рождественского. И на Светлой седмице, и в Святые дни Церковь Православная не совершает браковенчание и благочестивым христианским семействам рекомендуется уклоняться от супружеского соития. Причина этого в том, что Церковь-Мать заботится о психическом равновесии своих чад и даёт им некоторое время на то, чтобы подкрепиться после длительного воздержания в снедях и сне. 

Святки начинаются церковным торжеством в честь Девы Марии, именуемым Собором Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы. Термин собор указывает на собрание верующих в храмах Божиих для совместных молебствий. В сей день христианский люд прославляет и воспевает Ту, через Которую Сын Божий благоволил воплотиться, дабы добровольным страданием Своим на Кресте спасти род человеческий от насилия бесовскаго и вечных мучений в геенне огненной, уготовленной диаволу и ангелам его. 

По повелению императора Российского Петра Великого в 1700 году празднование Нового года было перенесено с 1 сентября на сей благословенный день. В 1918 году большевики перевели Россию на рельсы западного григорианского календаря, уставив встречать новолетие 1 января по данному стилю, что приходится на Рождественский пост и не соответствует вековым традициям русского народа. 

На Руси святочное время проходило шумно и весело. Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом. Самым популярным занятием в сие время были калядки, то есть народное прославление Спасителева Рождества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемскаго Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости. Шумная мелюзга лепила снежных баб, каталась с гор на санках, устраивала весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. 

Верни нам, Господи, радость сию! 

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова:
Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, нач. штаба отряда, киноклуба РО РВИО;
Анастасия Пономарёва, юнармеец, военкор, члена совета юнармейского отряда, нач. клуба «Тетрадки дружбы», поискового движения;
Рыков Павел, военкор, юнармеец,  командир отряда, нач.клуба музея;
Регина  Рахматуллина, юнкор МС «Династии» МЦ МАОУ СОШ 135, редактор клуба редакции «ШН».