Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16-17 ноября военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, юнкоры и волонтёры студии «ДИНАСТИЯ» СОШ №135 приняли участие в Форуме музеев образовательных организаций Пермского края, посвященному 100-летию Комсомола, который проводился в Пермском химико-технологическом техникуме. 

Организаторы Форума: Министерство образования и науки Пермского края и государственное автономное учреждение «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе (ГАУ «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания»).

Цель Форума: формирование у обучающихся чувства патриотизма, активной гражданской позиции, любви к родному краю средствами музейной деятельности образовательных организаций.

Задачи форума:

  • совершенствовать деятельность музеев образовательных организаций;
  • выявить и распространить передовой опыт работы музеев образовательных организаций;
  • обучить руководителей и детский актив музеев образовательных организаций современным методам поисковой, экспозиционной, экскурсионной и культурно-образовательной деятельности;
  • улучшить систему взаимодействия музеев образовательных организаций.

Состав нашей делегации: 5 обучающихся (члены актива музея: Рыков Павел, Шестакова Анастасия, Пономарёва Анастасия; юнкоры: Рахматуллина Регина, Артёмов Антон; волонтёры: Аня Григорьева, Аня Морозова) и  руководитель музея Куляпин Александр Сергеевич.

Конкурс представления музеев образовательных организаций для нас не был новостью, но репетиций явно не хватило. Очень «большая занятость» некоторых наших товарищей - подвела. Тема конкурса: «100-летие Комсомола». Регламент выступления – до 7 минут. Надо было донести содержание, показать качество исполнения (вокал, стихи, проза), качество музыкального сопровождения (гитара и др. музыкальные инструменты), оформить номер (форма, костюмы, фонограмма, слайды и др.) проявить оригинальность.

Всё это мы сделали «на марше». «Оригинальность» проявили в том, что мы единственные, как нам показалось, «удивили» инновацией музея: «интерактивность и использование современных информационных технологий» в музейной экспозиции. Ведь у нас в музее работает медиа-студия «ДИНАСТИЯ» и юнармейский отряд. О своих героях, с которыми мы встречаемся,  мы снимаем видеоролики.

Но баллы ушли другим командам, которые громче и чётче «сработали» (спели, сплясали...) на сцене. Приоритет — за «провинцией»! Они больше сил отдали репетициям, а мы это недооценили!

Фотоальбом

Профессор Чагин Георгий НиколаевичК сожалению, на форуме была  минута настоящей печали. В ходе работы мы узнали, что не стало легенды пермской науки - профессора Георгия Николаевича  Чагина. Все участники Форума почтили память о нём минутой молчания.

Мы встречались с ним, слушали его замечательные лекции. Это было в Перми. Он потрясающий рассказчик. Его истинный талант, вся его глубина и человечность воплощаются в его устных рассказах. Мы счастливы, что из его уст узнали о Ныробе, о месте  где находилась могила боярина Михаила Никитича Романова, умершего в ссылке в 1601 году. Для  нас Георгий Николаевич Чагин открыл наш собственный край.

Знаменательно, что свою Строгановскую премию он потратил на издание эпохального труда «Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от древности до 1917 года». Это практически энциклопедия жизни русского севера Прикамья.

Мы должны были встретиться с профессором в Чердыни, он хотел для нас, поисковых формирований, провести экскурсию. Но автобус опоздал…

Мы могли с ним взобраться вверх по расселине Узкой Улочки в Искоре!

Напомним читателям:

Георгий Николаевич родился 24 апреля 1944 года на хуторе Бани Чердынского pайонa Пермской области. В 1967 году окончил исторический факультет Пермского госуниверситета. Работал директором Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина. С 1974 преподавал в ПГУ, с 1995 года — заведующий кафедрой древней и новой истории России. С 1997 года — профессор. Итоги его научных поисков отражены в многочисленных публикациях (свыше 500, в том числе 11 монографий и учебных пособий).

В 1997 году ему присвоено звание Почетный гражданин города Чердынь. Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2004), Заслуженный работник высшей школы РФ (2007). С 2010 года — член Общественной палаты Пермского края.

Мы посетили музей «Краевого многопрофильного техникума», где ознакомились с экспозициями «Наставничество», «Пермская судоверфь», «Посланец Камы — катер боевой» и посвящение 100-летию ВЛКСМ: «Мы этой памяти верны», «Воспитание мужества и патриотизма», Мемориал «Слава» (Водники), «Медаль за бой, медаль за труд».

Фотоальбом

Очень хорошо мы себя показали в «ДЕЛОВОЙ ИГРЕ: — СОЗДАЁМ МУЗЕЙ». Жюри отметило это при подведении итогов. Нам было очень приятно услышать, что мы умеем «творить чудеса». Наша команда-участница краевого форума получила сертификаты. Это очень большое достижение.

Итоги Форума будут размещены на официальном сайте ГАУ «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания» https://gaupatriot.ru.

В это же время прошла конференция руководителей музеев общеобразовательных организаций. На конференции руководителей музеев общеобразовательных организаций выступил наш руководитель — Александр Сергеевич.

100 лет ВЛКСМ — возможность появления новых направлений в музее истории Пермского кино и TVМАОУ СОШ №135. Сто лет назад был создан Коммунистический союз молодежи.

В нашем музее создана небольшая экспозиция, посвящённая этому событию. Открывается она книгой «Пермский комсомол» (Пермь-2018г.). Собраны книги из серии «ЖЗЛ». Разработана лекция о том, что к столетию ВЛКСМ «Молодая гвардия» подошла с уникальным итогом деятельности за 96 лет: три миллиарда книг, в том числе почти 2000 элитных томов «ЖЗЛ» общим тиражом 250 миллионов экземпляров.   Издательство не было государственным, а создано было как кооператив при ЦК РКСМ. В октябре 1920 года В.И. Ленин выступил на III съезде РКСМ с речью о роли и месте молодежи в современном мире. Он поставил задачу  Союзу молодежи — учиться. После победы революции, согласно его речи, первостепенным делом должна быть ликвидация неграмотности, а не борьба. Неграмотный человек — вне политики, вне созидательной жизни. Таков главный смысл этого материала.

Следующая полка-экспозиция называется «Святые воины».

В «ЖЗЛ», временно переименованной в серию «Великие люди русского народа», выходили биографии Александра Невского, Михаила Кутузова, Александра Суворова, Ивана Павлова... Скромные брошюры, тиражом 25–30 тысяч экземпляров, поставляли на фронт наравне с боевым оружием. После войны вышли книги о героях-комсомольцах Николае Гастелло, Зое и Александре Космодемьянских, Александре Матросове, подпольщиках-краснодонцев (организация «Молодая гвардия») и других героях.

В лекции обращено внимание на воспоминания ныне живущих ветеранов, участниках парада 1941 года, которым всем  уже  за девяносто лет. Они слышали речь И.В.Сталина и хорошо знают его слова: «"Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!" И ведь солдаты, слушавшие Сталина, в большинстве своём крестьяне, колхозники и рабочие, хорошо знали названные им имена: перед войной об этих великих предках были написаны книги, сняты фильмы, поставлены спектакли. И солдаты это читали, смотрели, слушали…  Очень важно обратить внимание на воспоминания о Ленине и Сталине, которых эти старцы видели в лицо и слушали здесь, на Красной площади…

История Великой Отечественной войны — одно из ведущих направлений в работе нашего музея и сегодня. Как известно, в серии «ЖЗЛ» вышли биографии маршалов Жукова и Рокоссовского Александра Василевского, Кирилла Мерецкова, адмирала Николая Кузнецова. К 75-летию Сталинградской битвы увидели свет книги «Максим Загорулько» и «Герои Сталинградской битвы». Николай Долгополов, Александр Бондаренко, Владимир Антонов создали целую библиотеку, посвященную разведчикам. Но у нас пока есть издания 70-80гг. Нами собраны книги И.А.Кондаурова, Героя Советского Союза: «Золотые звёзды Прикамья» (1974, 1978гг.), «Боевая доблесть коммунистов и комсомольцев Урала 1941-45гг.» и другие.

Развитие темы продолжается в экспонировании выставочных проектов «Курская дуга» и «Горячий снег Сталинграда» передвижной выставки музея «ПОБЕДА». Экскурсии проводят Куляпин АлександрСергеевич, руководитель музея и ученик 9 класса — Павел Рыков, готовят экскурсии и другие ученики-волонтёры.

Главная идея этой экспозции: каждый советский человек – герой. Отсюда возникали проявления массового героизма. В войну это было. Возрождали народное хозяйство, строили фабрики, заводы – опять-таки через проявления массового героизма. Человека славили как героя, но и спрашивали с него как с героя. А герой не может себе позволить жить только ради себя. Потому что он – герой в глазах других людей.

Комсомол – это сотни флажков ударных комсомольских строек на карте нашей страны. Тысячи юношей и девушек посвятили самые лучшие годы своей жизни восстановлению Родины после самой кровопролитной и самой страшной разрушительной войны.

 Комсомольцы внесли неоценимый вклад в создание и развитие промышленности Прикамья. Пермские студенческие отряды в комсомольские времена насчитывали более 10 тысяч бойцов. Их руками построена одна из крупнейших в России Пермская ГРЭС, Соликамский ЦБК, Березниковский калийный комбинат, возведены несколько городов Пермского края. Эти предприятия остаются флагманами экономики России.

Главная инновация музея: «интерактивность и использование современных информационных технологий» в музейной экспозиции. В музее работает медиа-студия «ДИНАСТИЯ» и юнармейский отряд. О своих героях, с которыми дети встречаются, они снимают ролики. Например, сделан фильм  «Г.Н.Зайцев — наш герой». Это рассказ о командире легендарного подразделения «Альфа», о человеке, который посвятил свою жизнь защите национальных интересов Родины. Дети ищут своего героя и находят на этой встрече сильного, крепкого духом человека, настоящего патриота, которым всегда будет гордится Россия.

В музее проводится киноклуб РО РВИО. Материалы публикуются на школьном сайте в электронной газете «НОВОСТИ». Фильмы также используются на уроках и в ходе экскурсий. Фотографии с экспозиций Пермского госархива социально-политической истории можно посмотреть выставку «ПЕРМСКИЙ КОМСОМОЛ» и представить недавнюю историю нашей страны через призму дня сегодняшнего и ещё раз осознать, что многое из того, что нас окружает, появилось благодаря комсомольцам, их кипучей энергии молодости и стремлению сделать жизнь лучше.

На примере этих экспозиций проводится работа за сохранение памяти о героических событиях Великой отечественной войны, по противодействию фальсификации истории, развитию музея, играющего роль в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Создание юнармейского отряда также играет важную роль в формировании у молодёжи профессиональных качеств, активной жизненной позиции.

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова
Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, нач. штаба отряда, киноклуба РО РВИО;
Анастасия Пономарёва, юнармеец, военкор, члена совета юнармейского отряда, нач. клуба «Тетрадки дружбы», поискового движения.