Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В МАОУ СОШ №135 прошёл заключительный этап проекта-фестиваля «Содружество культур». Наш куратор и автор проекта Полина Боринских  и учитель литературы Рябова Елена  в очередной раз стали  главными организаторами такого праздника культур. Участниками фестиваля стали учащиеся 9-х классов. А гостями фестиваля на этот раз были руководитель общественной организации «Азербайджанское молодежное общество России» («АМОР») Парвин Ордухан, директор азербайджанской школы Парвана Гулиева, региональный представитель организации «АМОР» Фатима Салманзаде и председатель татарской молодежной организации «Чак-Чак» Анжелика Мукминова. Наш учитель литературы Рябова Елена Владимировна в очередной раз стала организатором такого праздника культур.

Для того, чтобы погрузить ребят в атмосферу проекта, мы,  ученики и члены студии «ДИНАСТИЯ» показали фильм, снятый участниками медиа-студии и юнармейского отряда «ФЕНИКС» МАОУ СОШ №135. Фильм повествует о том, как прошла неделя «Содружества культур» в нашей школе в течении нескольких месяцев. Мы с удовольствием узнавали на кадрах себя и своих одноклассников. Им представилась возможность проверить свою интуицию, подыскав азербайджанским, татарским и узбекским пословицам русские аналоги.

Гости из Азербайджана рассказали ребятам об особенностях традиционного костюма и сказали важные слова о преданности Родине, уважении к памяти предков, любви к матери, а также продемонстрировали видео ролик с национальным свадебным танцем «Узундара». Анжелика рассказала о необходимости знать свои корни, культуру и традиции своего народа, посоветовала школьникам обратиться к родителям с вопросом: «А кто были мои предки?» А в завершении порадовала всех национальной татарской пляской, вовлекши в нее зрителей.

См. фотоальбом

Недавно в Баку прошёл IX Российско-Азербайджанский межрегиональный форум, в котором приняли участие президенты Владимир Путин и Ильхам Алиев. Здесь работают более 700 компаний с совместным участием. Мы поставляем в Азербайджан сельхозсырьё, машины, оборудование, металлы, древесину, продукцию химпрома; к нам ввозят продукты, металлы, текстиль. В Азербайджане действует 341 школа с обучением на русском языке. Но как-то так сложилось, что мы больше знаем о Нью-Йорке или Париже, а о Баку вспоминаем, только покупая спелые помидоры, пахлаву или ранний картофель.

В городе Исмаиллы есть указатель на Ивановку. Очень примечательное село местных молокан (духоборов), они проживают здесь 200 лет в мире и согласии с местным населением, потому что не воруют, не едят свинину и колбасу, заповеди чтут и, как ни странно, сохранили колхоз, клуб, школу. «Духовное христианство» в том, что молокане отрицают обряды и церковные постановления, как и большинство других протестантов. В молитвах и при исполнении религиозных треб они не прибегают к внешним атрибутам, не признают святых мест, церковной иерархии, священства. Они даже не ставят свечей перед иконами, которых вовсе не имеют. Молитвенные дома у них без украшений и колоколен. При Иване Грозном таких вероотступников казнили. Да и позже всячески притесняли. Вот и разбрелись они кто куда.

Три тысячи человек, самая крупная община в мире, сохранившая язык и веру свою. У общины имеется свой  бренд «Ивановка». А солярка в Азербайджане почему-то дешевле в два раза  чем  на «ЛУКОЙЛе»!

В Баку на площади перед дворцом водных видов спорта стоит одна из первых качалок, этакий музей под открытым небом, ноу-хау XIX века. Здесь чтут память русских инженеров, приложивших к этому свои мозги и руки. Почитают академика Менделеева, предложившего способ получения топлива из сырой нефти. В сквере – памятник Пушкину и свежие гвоздики у постамента, улица Лермонтова, а гид непременно напомнит о том, как тут привечали Есенина. Здесь помнят, что прах поэта Низами перенёс на эту землю и захоронил Грибоедов.

В Азербайджане более ста тысяч русских. Кто побывает там — рассказали нам - приятно окунёться в местную речь с бесконечными «якши, саол, салам…». Всплывают забытые тюркские слова.  

Елена Владимировна отметила, что  американские учёные, например, утверждают, что языки исчезают быстрее, чем редкие растения. Ежегодно в мире исчезает около четырёхсот языков. Недавно на языковую проблему обратил внимание и Президент России Владимир Путин, который отметил, что в советские времена были специальные программы по сохранению национальных языков. Глава государства также заявил: «Сейчас, конечно, нужно это всё возрождать, причём на современной, новой основе».

Действительно,  язык – не этнографический экспонат из бабушкиного сундука, а живая, национально жизнетворная материя.

Не может многонациональная Россия укрепляться, не защищая культурное достоинство каждого своего народа, не создавая все возможные условия для сохранения родных языков. И улучшать культурное и духовное самочувствие россиян важно не только и не столько на помпезных этнокультурных фестивалях, но и просто — как в нашей школе, прямо на сцене и в классах.

Вряд ли и татарином можно быть без знания татарского языка. Часто говорят о существовании некоего «национального самосознания» у людей, даже не владеющих родным языком. Вроде как знание языка в национальной жизни – уже и не самое главное. Всё-таки владение языком очень важно, если хочешь остаться народом. Костюмы могут меняться и ветшать, но без постоянного живого языкотворчества не бывает национальной жизни народа.

Поэт К. Тангалычев так сказал: - без языка не может быть истинной цивилизованности, полноценного национального самосознания. Язык – основа народной самобытности и суверенитета в истории. Без знания языка очень трудно ощутить себя частью своего народа, в котором нас родила история. Человек редко чувствует личную ответственность за весь народ. Но если даже быть ответственным только за самого себя, то язык и отдельного человека делает крепче, духовно здоровее. Язык укрепляет наши человеческие основы. Язык каждому народу природой и историей дан не для того, чтобы что-то скрывать от других народов, но для того, чтобы открывать себе только тебе предписанный секрет мировой истории. Можно сказать и так: родной язык помогает природе творить уникального человека по её изначальному плану.

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов в стихотворении «Родной язык» писал: «Если завтра мой язык исчезнет, то готов сегодня умереть». Но у него есть и другое стихотворение – «Русский язык», где он пишет о том, что на русском языке Россия подарила ему не только русскую литературу, но и Шекспира, Мольера, Гёте, Шевченко. У Гамзатова в связи с этим спросили – разве можно одному и тому же человеку одновременно сесть на двух коней? Поэт ответил: «Это невозможно. Но две лошади можно запрячь в одну телегу».

Вот так и нас, народы России, стремительно несут по жизни родной и русский языки, как две лошади, впряжённые в одну телегу. Нашей многонациональной стране, стремящейся сохранить и укрепить себя, необходимо постоянно помнить о том, как она устроена, из кого она состоит. Только на таком искреннем понимании своей сущности самой Россией может основываться качественная государственная национальная политика. Если за многие века никакой из российских народов не постигла участь американских индейцев, то значит, национальная политика в России всегда была в целом здоровой и основательной. Важно – чтобы она и оставалась такой в современном взрывоопасном мире…

В деревенском детстве не только друг с другом, но и со своими коровами, лошадьми, овцами, гусями, курами, собаками мы разговариваем каждый на своём языке. Они будто слышат, будто понимают  родной язык людей любой национальности. Будто и деревья, ещё не занесённые в Красную книгу, возле русских, татарских... сёл шелестят по-татарски. Возле мордовских сёл – по-мордовски, возле чувашских сёл – по-чувашски. Природа создала народы и языки для устойчивости, многогранности мира. Потому мир становится неустойчивым, когда исчезают языки. Они, оказывается, вымирают быстрее, чем растения…

Конечно хотелось бы на такой  фестиваль пригласить поэтов, писателей... разных республик. Мы бы и им организовали посещение нашего музея Пермского кино и TV, фотокинотехники, просмотр фильма в нашем киноклубе РО РВИО, посвящённого 75-летию освобождения Сталинграда и Курска, от немецко-фашистских захватчиков, УДТК.

Но главное, что наша школа, мкр «Садовый» - стали родником дружбы. Все участники имели возможность читать стихи, дарить угощения и  свои произведения, исполнять песни, танцы, отвечать на многочисленные вопросы, давать автографы, делать коллективные фотографии.

Завершился фестиваль общим фото гостей фестиваля со школьниками и учителями, дегустацией национальных сладостей в школьных классах. За чаепитием ребята смогли ближе познакомиться с гостями, задать им вопросы, узнать больше о культуре и обычаях их народа. В общении школьники проявили обширные знания истории и литературы.

Завершился второй фестиваль дружеским прощанием. До новых встреч!

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова:
Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, нач. штаба отряда, киноклуба РВИО;
Анастасия Пономарёва, юнармеец, военкор, член совета юнармейского отряда, нач. клуба «Тетрадки дружбы», поискового движения.