Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
Михаил Дудин

СОШ №135 - победитель XVI городского конкурса «Эколето-2018». В этом году в очередной раз  «МАОУ СОШ №135» приняла участие в конкурсе «Эколето-2018»: наш проект называется «Тропа в будушее».

Путина Евгения, ученица 10 кл СОШ №135, эко-волонтёр:

 - 12 сентября экологический отряд волонтёров нашей школы N135 «десантировался» на нашу подопечную экологическую тропу "Ивинская". Эта тропа стала для нас уже родной, главным природным ориентиром нашей малой родины — ведь она имеет вдоль реки Ива протяжённость более 10 км!

На берегах реки Ивы растет много растений, деревьев и все они нуждаются в нашей защите. Кроме того, обитает много птиц. Обо всех зелёных объектах - травах, деревьях и животных можно узнать из информации на установленных стендах.

Рядом с ними установлены скамеечки, на которых можно отдохнуть. Нужно уметь видеть красоту природы и тогда каждому посетителю откроются замечательные пейзажи, лёгкие наполнит чистый воздух, каждый обретёт душевный покой — и всё это на тропе «Ивинской».

Но портят такую картину невежественные и мало воспитанные люди, которые оставляют здесь мусор. Мы так понимаем, что оставляют или бросают «хлам» - люди равнодушные не только к экологии, но и ко всему, даже к жизни. Ведь наш «мк Садовый» - это наш родной дом, наша планета, на которой надо каждый день прибираться. Поэтому учащиеся нашей школы пришли исправить это безобразие. После того как они дружно прошли тропу и прослушали не большые лекции на «станциях» о растительном и животном мире, экологическом воспитании, они разделились на команды, и принялась за уборку территории и русла реки Ива.

Подобные мероприятия помогают развить экологическое воспитание в подрастающем поколении, поэтому должны быть на постоянной основе.

Мы очень надеемся, что все параллели классов, будущее поколение нашей школы, жители нашего города будут культурными и экологически образованны, не будут загрязнять наш Дом - планету Земля, нашу малую родину — речку Иву.

"Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека." - Вольтер.

См. фотоальбом

Даниил Булдаков, юнармеец, военкор, зам.нач.штаба, нач. клуба экологов-добровольцев:

 - Как нас учит наш наставник Куляпин Александр Сергеевич — проект чаще всего появляется — если есть какая-то проблема. На этот раз все участники этого проекта считали главной проблемой - создание условий для ознакомления с природными комплексами, проведение мониторинга состояния природной среды, планирование учебных и познавательных тематических экскурсий. (приобретения посетителями тропы минимума знаний о природе, природных процессах и явлениях; обучение умению наблюдать за природой и ее изменениями под влиянием человеческой деятельности; обучение экологически ответственному поведению по отношению к окружающей природе), но по ходу действия и реализации проекта проблем выявилось больше, особенно с мусором.

Вера Аркадьевна Родыгина,  руководитель одного из предыдущих экологических проектов:

 - Люди сюда ходят не только за водой, но и просто отдохнуть с детьми или домашними питомцами, наслаждаются пением птиц, занимаются спортом, а зимой катаются на лыжах…

Е.М. Плотникова, руководитель проекта:

 - Наш проект посвящен реке Иве, одной из малых рек города Перми, берущей начало в микрорайоне Южный и протекающей по территории Мотовилихинского района. Долина реки отличается разнообразной растительностью и является местом обитания множества птиц, в том числе соловьев и кряквы обыкновенной. Водоток реки образуют родники. На склонах Ивы их около десяти и ими охотно пользуются местные жители.   

Мне, да и всем людям, уставшим от городской суеты, от пыли и шума необходимо место, где бы они могли быть ближе к природе: насладиться тихим журчаньем воды, пением птиц, шелестом травы неторопливо прогуливаться или совершать пробежку , отдыхать с семьёй устраивать романтические свидания или подарить себе тихий отдых. Именно с этой целью была создана по инициативе жителей микрорайона «Садовый» экологическая тропа «Ивинская».

Впервые об этой тропе я узнала именно от Радыгиной Веры Аркадьевны. После того ,как  наша школа выиграли экологический проект «Эколето – 2018». Мы вместе с директором нашей школы Алексеем Сергеевичем Куляпиным в конце мая пошли познакомиться с тропой «Ивинской» Она находится в черте города, в 10 минутах ходьбы от школы. После городской суеты здесь царят спокойствие и умиротворение.  Вот в кустах промелькнула трясогузка. Это маленькие стройные певчие птички. Во время охоты за пищей, трясогузка быстро передвигается по земле в разных направлениях и при этом динамически качают вверх и вниз своим хвостом (трясут гузкой).

Пройдя несколько метров от начала тропы , мы ощутили замечательный аромат – это цвела черемуха.  Растение в народе ласково называют красавицей-невестой, это связано с тем, что черемуха тоже надевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.  Тут наш взгляд привлекла протекающая здесь река с одноименным названием , где плавали пара уточек.

По всей тропе информационные стенды , рассказывающие о растениях и животных , встречающиеся здесь. Нам не удалось увидеть щегла , но информацию о нем  на стенде прочли. Щегол относится к птицам, которые помогают природе тем, что убивают мелких насекомых, которые портят деревья, и также благодаря им не распространяются вредные семена растений, так как он их ест. Черный стриж – единственная птица, способная есть и спать в полете. Кроме того, черные стрижи могут проводить в небе по нескольку лет, совершенно не садясь на землю. Одной из отличительных особенностей стрижей является то, что в полете они довольно сильно кричат. Черные стрижи самые быстрые птицы – скорость их полета достигает 120 км/ч.

А какое разнообразие растений : купальница, иван-чай, лапчатка, вишня, душица, кровохлебка, валериана , клевер белый, мелиса, береза , мать –и – мачеха, ну и конечно же растение которое встречается здесь чаще всех – ива. Наше знакомство с тропой продолжалось и за кустами мы увидели красавицу – рябину. На Руси веточками рябины украшали столы, она подавалась с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Раньше на Украине готовили рябиновую пасту, для чего мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой. Наши предки писали о том, что ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом и испеченные в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшали даже столы богачей.

Так мы познакомились с удивительным уголком нашего города. Единственное,  что нас огорчило – это разбросанный мусор. После посещения тропы , заряженные свежим воздухом и увиденным , мы решили , что все ученики нашей школы обязательно должны побывать на эко- тропе. Так началась реализации проекта. Ученики   принимали участие в экологических десантах, сбору семян растений, посадке деревьев, цветов. Проводили и участвовали в экологических викторинах, раздавали листовки жителям микрорайона «Садовый».

Завершением этого проекта стало очередное посещение тропы «Ивинской». 12 сентября учащиеся школы совершили экскурсию - экодесант по тропе. 

Экскурсия учащиеся на экологическом десанте началась традиционно с изучения ТБ:      

  1. Пользуйтесь проложенной тропой, не отклоняйтесь от маршрута.
  2. Не уничтожайте растения;
  3. Не оставляйте мусор.
  4. Оставляйте после себя места стоянок в чистоте.
  5. Избегайте шумовых эффектов.

На этот раз была не только очередная экскурсия по экологической тропе «Ивинская», но и настоящий «субботник», выражаясь по-современному  - «Чистые игры».

Анастасия Пономарёва, юнаррмеец, военко, член совета юнармейского отряда, нач. клуба «Тетрадки дружбы», поискового движения:

- Как-то я прочитала:    Я создал экологическую тропу. Пройдя по ней, вы увидите и узнаете как живет и чувствует окружающая нас природа. Пусть каждый из вас почувствует желание сохранить эту первозданную красоту, защитить её от неразумного вмешательства в её экосистему. Дорога интересна и занимательна, здесь мало увидеть –здесь надо всмотреться, здесь мало услышать –здесь вслушаться нужно!!! Если вы настоящие друзья природы – добро пожаловать по моей экологической тропе..

И у меня появилась ясность о  творческих, неравнодушных людях, которым приходит идея, особенно экологическая, потом они создают проект и и реализовывают свою идею. Так нас учит Куляпин Александр Сергеевич.

Видимо так и пришла идея обустроить экологический маршрут вдоль реки Ива в микрорайоне «Садовый», которая вынашивалась с 2011 года. Активисты микрорайона вместе с образовательными учреждениями организовали конкурс эскизных проектов. В 2014 году управление по экологии и природопользованию администрации города совместно с министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края провели очистку береговых полос и русла реки Ива.

А в 2016 году на экологическом маршруте были установлены пять информационных стендов и обустроена входная группа. Теперь задача состоит в том, чтобы сохранить этот природный уголок на берегу родной реки.    

В чём особенность этой тропы?

По статусу экологическая тропа – это маршрут в лесу, который проходит через различные экологические системы,где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.Это место диалога человека с природой.

В нашем природном уголке мы проходим вдоль речки. Ива беззащитная, но журчит по-настоящему, разговаривает с нами. Но человек порой не слышит её просьбы и поступает с ней беспощадно: бросает мусор, стекла, протекторы…  Её журчанье превращается в «плач Ярославны», ожидающей экологов-добровольцев. И такие есть в нашей школе.

Завершением этого проекта стало очередное посещение тропы «Ивинской».

Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, нач. штаба отряда, киноклуба РО РВИО:

 - 12 сентября учащиеся школы совершили экскурсию  по тропе:   экскурсоводы Созинова Полина и Путина Евгения рассказали ребятам о растениях и птицах, встречающимися на данной территории. На мероприятие приезжала сотрудник управления по экологии и природопользованию администрации города Валерия. Она выступила эко-спикером на своеобразном «митинге» и рассказала ребятам о важности охраны малых рек на территории города. После экскурсии учащиеся приняли участие в экологическом десанте: собрали много мешков мусора и вытянули верёвкой протекторы из русла реки. 

Но всё по-порядку о нашем походе: (какие мы ставили задачи)

1. У здания школы: Мы знакомили посетителей с паспортом учебно-экологической тропы. Рассказывали о целях и задачах экскурсии, давали инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе. В нескольких словах описывали предстоящий маршрут.

2. Берег реки.

«Вода – это жизнь!»: -  задача познакомить с водоемом и его обитателями. Способствовать развитию наблюдательности и исследовательских навыков. Воспитывать бережное отношение к воде и ее обитателям.

«Птицы - наши друзья!»: - задача побудить интерес к изучению птиц. Способствовать развитию наблюдательности и исследовательских навыков. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

«Войди в лес другом»: -  задача познакомить с растительностью леса, продолжить формирование навыков правильного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

3. Завершение маршрута: Мини-заповедник

«Заповедное место»:  - Сформировать представления посетителей площадки об особо охраняемых территориях, познакомить с растениями, занесенными в Красную книгу.

Даниил Булдаков:

1. Ежегодно 7 апреля по народному календарю празднуется День Птиц. Я всех поздравляю  с этим праздником. Разве можно представить жизнь лесов, лугов и полей без птиц? А сколько пользы приносят птицы человеку. Их веселое щебетание, звонкое пение, яркое оперение - оживляет природу. Без птиц природа мертва. В нашей школе есть дендрарий, куда прилетают и где живут  птицы,  в том числе вороны - их еще называют городскими санитарами , т.к. они питаются отходами, которые уже начинают разлагаться, следовательно могут стать источником инфекции для окружающих.

1.1. Каждый год мы строим птицам кормушки и развешиваем их на деревьях и кустарниках, чтобы в суровые зимние месяцы птицам было что покушать. Ведь если не принимать меры, то птицы могут исчезнуть не только из нашего м/р «Садовый», но и с лица земли.

1.2. Леса называют зелеными легкими нашей планеты. В лесу легко дышится. Ведь растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева своеобразный фильтр. Она задерживает пыль, копоть и грязь. Листья выделяют особые летучие вещества, убивающие бактерии.. Зеленые насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма в 2 раза, снижают шум, регулируют температуру воздуха, защищают от ветра.

Приходя в лес каждый должен соблюдать определенные правила поведения в лесу:

  1. Собирая ягоды и грибы, не уничтожайте, что породило их – деревья, кустарники и грибницы. Ведь наследующий год вы вновь приедете в лес за дарами природы.
  2. Собирайте прекрасные воспоминания, но не рвите цветов.
  3. Если вам повстречается в лесу зверек, не пугайте его, отнеситесь к нему как старший брат.
  4. Не шумите в лесу, послушайте голос леса.
  5. Не оставляйте в лесу ничего, кроме следов ног.
  6. В лесу следует ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения и не уплотнять почву. Уплотнение почвы затрудняет появление новых всходов, ведет к вытаптыванию молодых неокрепших растений. Поэтому необходимо передвигаться по тропинкам, дорогам, отдыхать в специально отведенных местах, регулировать выпас скота.

На остановке «Войди в лес другом» можно наблюдать участок, похожий на лес (даже выделить ярусы). Первый-(условно: С, Е, К); второй – березы, осины, третий-ольха, ива, багульник, четвертый – травяной покров и ягодные кустарнички. Все они способствуют накоплению снега и повышению влажности воздуха, кроме этого  выделяют в воздух вещества, губительные для микроорганизмов. Но и такие вещества, которые благоприятно воздействуют на организм человека. (Как известно здесь посажены хвойные породы! А Сосны устойчивы к повреждениям и рекреационным нагрузкам).

Здесь можно поучиться определять чистоту воздуха по хвои и коре.

Берег реки.  «Вода-это жизнь! Жизнь-это вода! И без воды никуда!»

Цель: Познакомить с водоемом и его обитателями. Способствовать развитию наблюдательности и исследовательских навыков. Воспитывать бережное отношение к воде и ее обитателям.

  1. Для начала знакомим с правилами поведения и работы у воды.
  2. Перед вами река Ива.  Как известно, река проводит большую работу: разрушительную и созидательную.
  3. Река используется населением (возможно, для ловли рыбы и как источник воды).
  4. Создание легенды и сказки о реке  Ива.

Мини-заповедник.  «Заповедное место».

Цель: сформировать представления посетителей площадки об особо охраняемых территориях, познакомить с растениями, занесенными в Красную книгу.

  1. Заповедник – это участок где оберегаются редкие ценные растения и животные. Старейший заповедник России- Баргузинский, о нём мы рассказывали в нашей школьной газете по поводу его юбилея -100-летия, создан для сохранения и увеличения численности соболя. В нашем  Пермском крае 2 заповедника - «Вишерский» и «Басеги», 283 региональных и 104 местных ООПТ, в нашем районе есть «Мотовилихинский пруд».
  2. Наша школа решила взять под охрану небольшой участок на реке Ива (возможно будущего леса) где растут исчезающие растения и постоянно наблюдаем за этим экологически когда-то чистым местом, бываем там на экскурсиях и проводим там экологические и биологические акции.

Можно провести мастер-классы.

Е.М. Плотникова, учитель, руководитель проекта:

 - Теперь людям, уставшим от городской суеты, от пыли и шума это место, где бы они могли быть ближе к природе покажется чище. Работы здесь ещё много. Но пусть все видят волонтёров, экологов-добровольцев СОШ №135 и наслаждаются тихим журчаньем воды, пением птиц, шелестом травы, неторопливо прогуливаются или совершают пробежку, отдыхают  семьёй, устраивают романтические свидания или подарят себе тихий отдых, созерцая прекрасные виды, которые открывает река и очищенный ландшафт данной территории. Именно поэтому необходимо и дальше, ежегодно, благоустраивать долину реки Ива с максимальным сохранением естественного прибрежного ландшафта с характерными элементами рельефа, выходами подземных вод, растительными комплексами, имеющими, большое значение для формирования микроклимата.

Куляпин Александр, учитель, участник проекта:

 - Организация экологической тропы «Ивинская» - имеет важное значение, так как позволяет контролировать поток посетителей, уменьшить площадное вытаптывание для  сохранения растительного покрова территории. Мы убедились, найдя не затушенный костёр, что здесь надо контролировать количество кострищ, зажжённых  от рук посетителей. Конечно надо продолжить установку информационных  аншлагов  экологического содержания, информационных стендов для решения проблемы экологического образования населения.

О.А. Красных, учитель, зам. директора, участник проекта:

 - Во время движения по экологической тропе обучаемые нашей школы получили информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Каждый учитель, который участвовал в проекте участвовал в экскурсиях по экотропе. Такое сочетание познания, труда и отдыха, наслаждения красотой природы - также является методом формирования нравственного отношения к ней.

На экотропе можно рассмотреть и изучить различные виды природных и антропогенных биогеоценозов.

Практически мы расширили разработку форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологической культуры, рациональное использование и сохранение природного ландшафта.

Теперь каждый участник наших походов и десантов знает, что отправной точкой  маршрута является входная группа, оформленная в виде своеобразных «ворот» с размещенными информационными стендами. Именно здесь наши обучаемые получали общую информацию о форме и длине маршрута, об основных природных и культурных достопримечательностях и правилах поведения на тропе.

Куляпин Александр, учитель, участник проекта:

В перспективе рядом с входной группой необходимо иметь (надо соорудить) мониторинговую площадку (например, в форме беседки), на которой разместить информационные стенды, посвященные экологическому мониторингу на экотропе. На базе мониторинговой площадки можно будет проводить экспресс-анализы для экскурсантов на наличие загрязняющих веществ в почве, воде и атмосферном воздухе.

Главное, что в ходе организованных экскурсий учителями СОШ №135 давались пояснения и предлагались обучаемым нашей школы необходимые сведения о природных и других достопримечательностях экотропы, все экскурсоводы  разъясняли им правила поведения на ее отдельных объектах и контролировали соблюдение этих правил.

Вся информация, которую можно было увидеть на информационных стендах, установленных на остановочных «станциях» и других участках маршрута — тщательно изучалась, а потом комментировалась экскурсоводами-учениками.

Нами установлено, что на стендах размещён лаконичный текст с рисунками или фотографиями.  Но и есть случаи вандализма. Установлены  факты «стоянок машин», которые владельцами при гоняются для помывки; попытка самовольного строительства.

Отмечаем, что для информационного насыщения тропы требуются дополнительные проектные материалы, предлагающие оптимальное решение для организации экологического просвещения на экотропе. В рамках проекта были разработаны малые архитектурные формы. Основной материал изделий – обработанная древесина. Все изделия разработаны в единой стилистике. Их нужно больше, потому что экскурсантам необходимо предоставить возможность узнать об индикаторных видах растений, животных и грибов, которые встречаются на территории экологической тропы.

Необходимы станции типа:

 «Мир под ногами» («Редкие и охраняемые виды насекомых»; «Осторожно, клещи!»);
«Легенды и мифы в мире растений» («Сказки леса» );
«Обитатели почвы под микроскопом»  («Почвенная микрофауна как показатель здоровья экосистемы»);
«Почвы экотропы»  («Почвенный покров экотропы и его экологическое значение»);
«Смиренная охота»  («Съедобные и ядовитые грибы» «Микообъекты экотропы») и др.

О.А.Красных, учитель, зам. директора по науке - участник проекта:

 - К числу основных задач маршрута относится вопрос о негативном антропогенном влиянии на природную среду.

Экологическая тропа «Ивинская» выполняет многие функции. Важнейшая из них – воспитательная. Посетители не только выполняют определенную исследовательскую работу, но и участвуют в пропаганде экологических знаний среди тех, кто оказался в районе тропы. Основными формами просветительской деятельности в районе экологической тропы стали экскурсии, полевые практики  обучаемых.

 Обучаемые СОШ №135 не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. На тропе они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих одноклассников. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие обучаемых в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Информационные стенды, экскурсии, беседы, мастер-классы – все это оказывает определенное влияние на сознание людей, заставляет задуматься о правильности своего поведения в природе, повышает экологическую грамотность.

Все компоненты флоры и фауны связаны настолько тесно, что, если изменится хотя бы один из них, рано или поздно это скажется на всех остальных. Последствием этого является исчезновение некоторых их разновидностей. Поэтому требуется создавать должную защиту всем растениям и животным, живущим на экологической тропе, и уделять особое внимание редким видам.

Выводы: Таким образом, на протяжении маршрутов, разработанных на экологической тропе, можно показать посетителям много на первый взгляд простых, но очень важных объектов и явлений. Необходимо вовлечь их в активную оценку экологической ситуации своего места жительства, выработать активную жизненную позицию, привить нормы экологической культуры и нравственного отношения к природе.

В процессе общения с природой вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.

Экологическая тропа «Ивинская» не только формирует экологическую культуру, но и позволяет сохранить и рационально использовать природную территорию, отведенную под экотропу.   

Необходимо продолжение создания условий для ознакомления с природными комплексами экотропы «Ивинской», проведение мониторинга состояния природной среды, планирование учебных и познавательных тематических экскурсий. (приобретения посетителями тропы минимума знаний о природе, природных процессах и явлениях; обучение умению наблюдать за природой и ее изменениями под влиянием человеческой деятельности; обучение экологически ответственному поведению по отношению к окружающей природе).

Заключение.

Вот и закончилась наша экскурсия. Мы, участники проекта, думаем, что наша экологическая тропа «Ивинская» поможет учащимся нашей школы приобрести минимум знаний о природе, природных процессах и явлениях; научиться наблюдать за природой и ее изменениями под влиянием человеческой деятельности; экологически ответственно будут вести себя обучаемые СОШ №135 и жители м/р «Садовый», г.Перми - по отношению к окружающей природе.

После чего мы провели рефлексию.

А.Шестакова, А.Пономарёва:

Вспомните свои впечатления. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Что интересного узнали на экскурсии?

- Что понравилось?

- Что поразило или удивило?

- Что не понравилось?

- Что бы вы предложили организаторам экскурсии?

- Придете ли вы сюда еще раз? С какой целью?

Как вам понравились «Чистые игры СОШ №135»?

Тетерина Алина 8-б:

- 12 сентября мы посетили Ивинскую тропу. Мне там очень понравилось, свежий воздух, растения, птицы. Чувствуется  свобода и спокойствие. Позже, когда нам провели небольшую экскурсию, мы убирали территорию. Это было весело,  хоть и не очень просто. Я обязательно приду туда снова.

 Яковлева Алина. 8-а:

 - Мы посетили экологическую тропу «Ивинская» там очень здорово,  но к сожалению - там очень много мусора, мы собрали вдвоем , аж три мешка! Мне очень понравилось проведенное время, ведь я его провела с пользой.

Богомолова Женя 8-а:

 - Мы были на экологической тропе «Ивинской». Мы там провели экологический десант и после уборки мусора , там стало очень чисто. Приняв участие в десанте, мы спасли природу. Это было очень увлекательно!

Соснина Настя 8-а:

- 12 сентября  мы ходили на экскурсию по экологической тропе Ивинской. Девочки – старшеклассницы - Путина Женя и Созинова Полина познакомили нас с особенностями тропы, растениями и животными, которые там встречаются. Очень понравилось. Спасибо Елене Михайловне, осталось только хорошее впечатление.

Чикунова Лиза 8-а:

 - Меня зовут Чикунова Лиза. Я из 8-а. На экологической тропе мне все очень понравилось. Там было давольно весело и интересно. Мы ухаживали за природой и узнавали новое. Спасибо Елене Михайловне.

Арсений Щукин:

 - К проведённому времени отношусь нейтрально.

Денис Толчков:

  - Я хорошо провёл время, и считаю, что работать на благо, это отличная и хорошая трата времени.

Костарев Александр:  

  - Я хорошо провёл время, и мне понравилось делать добрые дела во благо общества;

Орлов Владимир:   

 - Я хорошо провёл время, мне понравилось работать во благо.

Выпуск и репортаж готовили:
Учителя: Елена Плотникова, Ольга Красных, Александр Куляпин;
военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова:
Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, нач. штаба отряда, киноклуба РВИО;
Анастасия Пономарёва, юнармеец, военкор, член совета юнармейского отряда, нач. клуба «Тетрадки дружбы», поискового движения.
Даниил Булдаков, юнармеец, военкор, зам.нач.штаба, нач. клуба экологов-добровольцев.