Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13 июля исполнилось 90 лет со дня рождения Валенти́на Са́ввича Пи́куля (13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига), великого русского советский писателя, автора многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. 

Киноклуб школы № 135 провел заседание, посвященное этой дате, в работе которого приняли участие ветераны ВС и ВМФ: ЧЛЕНЫ Пермского отделения Российского военно-исторического общества С.Г. Козарь, А.С. Куляпин, члены совета ПРГО ООО ветеранов «РСВ» и ДПФ  В.А. Артюх, А.С. Гониченко, Д.И. Горобец, М.Е. Тулупов, А.М. Францев и другие моряки-ветераны. Юнармейцы и моряки сделали доклады и посмотрели и обсудили видеоматериалы.

Д.И. Горобец, ветеран флота, делегат Iсъезда маринистов:

            А.И. Пикуль (жена В.С. Пикуля) так писала о своём супруге:

«Валентин Пикуль так и остался — юнгой в жизни, адмиралом в исторической маринистике,
который умел связывать прошлое с настоящим прочным морским узлом,
так крепко, что пока ещё не удалось развязать никому…»

            Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. В 60–80-х гг. XX века не было в советской литературе более популярного автора, посвятившего свой талант, подкрепленный не часто встречающимся у писателей знанием документов, исторической теме, преимущественно российской. Но он затрагивал и мировые проблемы. Весьма интересны были его книги по военно-морской тематике. А роман «У Последней черты», раскрывающий судьбу зловещей личности Распутина и тех людей, которые за ним стояли, вызвал критику со стороны определенной категории историков и литераторов.

В свое время Константин Симонов писал, что «главное отличие человека образованного от необразованного в том, что первый никогда не считает свое образование законченным». В.С. Пикуль был в этом смысле человеком весьма и весьма образованным. Многие свои открытия и предварительные соображения о ряде исторических личностей и событий он публиковал в сборниках очерков «Исторические миниатюры». Некоторые из «миниатюр» становились потом повестями и романами.

Книги Пикуля переведены на 32 языка мира тиражом более 20 млн. экземпляров, продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами.

С.Г.Козарь, капитан Iранга, бывший командир АПЛ «Пермь»,  председатель ПРО ДПФ, наставник ВОЕНКОРОВ юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - обучаемых  школы №135:

- Представляю всем присутствующим и читателям «Новостей» СОШ №135 доклад Михаила Петровича Ненашева, Председателя Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитана 1 ранга запаса, который на наш адрес прислал статью из книги «Живет страна Пикулия».

             «Осмысливая обширное творчество Валентина Саввича Пикуля, его сохраняющееся влияние на современность, мы хорошо чувствуем через историческое, психологическое, философское измерения неделимость нашей жизни. Физически его давно с нами нет, а общаемся мы (интересующиеся, думающие и ответственные) с ним постоянно, как с живым, и поныне. Пикуль – художник, исследователь, обстоятельно зная и понимая нашу историю, хорошие и плохие нравы, обычаи в российском обществе, неизменно доброжелателен. Он всегда вместе со всем народом, каким бы наш народ ни был в разные эпохи. Пикуль стремится быть искренним в оценках. Истоки его искренности в колоссальном желании правдой, примером предков повлиять на русского человека, государственную, военную, военно-морскую систему в лучшую сторону. Пикуль в национальной истории «находит» целые гигантские пласты, в которых восхищается действительным умом, характером соотечественников, которые, любя Россию, жертвенно служат ей, а не жалуются на обстоятельства или отгораживаются от жизни страны равнодушием.

             Книги Валентина Саввича обладают главным – их читают, образно говоря, на одном душеполезном дыхании.

            Эта статья написана мной не только для литературоведческого и политологического анализа сторон пикулианы или вызывающих другие эмоции и оценки в ходе знакомства с творчеством писателя. Нам интересен, прежде всего, развивающийся феномен Пикуля, его воздействие на сегодняшние общественно-политические процессы. Творческая и гражданская позиция Пикуля, по моему глубокому убеждению, своего рода ориентир для всех непритворных интеллектуалов.
Для меня, моих товарищей принципиальнейшее значение имеет убедительное раскрытие Пикулем жизненно-важных тем, актуальность которых сегодня только увеличивается. Вот они, основополагающие пикулевские вопросы – ответы, и лучше всего их выразить собственными словами писателя. (Которые сказаны им в 80-е годы 20 века).
«В романе «Крейсера» я хотел высветить любовь к Отечеству в такое трудное для Родины время, показать героизм русского матроса и его верность воинскому долгу. А эти качества всегда современны».

«Тысячелетний ход истории России сознательно и нагло перечеркнут врагами России – ради отсчета времени с 1917 года, когда, по трафаретной фразе, началась «новая эра».

            Оскорбительно для русского человека переименование старинных русских городов именами вождей, которые трудно совместить с былой исторической ценностью города: Тверь для меня навсегда останется Тверью, а при чем тут Калинин – неясно. Если раньше главные улицы городов, как правило, назывались Дворянскими, ибо их заселяли дворяне, то теперь они стали проспектами Ленина, хотя Ленин там и не жил…»
«На учебниках пишут: «История СССР», хотя речь в книге идет о временах Бытия или Ивана Грозного… Все это производит неприятное впечатление!
Почему не называть вещи своими именами и почему мы должны стыдиться гордого имени Россия?»

            «В нынешнем Волгограде, бывшем Сталинграде (и бывшем Царицыне – по реке Царица), экскурсоводы говорят туристам, что их город славен не только знаменитой битвой, но и тем, что в нем больше всего поставлено памятников Ленину: можете посчитать – их ровно тридцать».
«Интернациональные взгляды – это очень удобная маскировка для всяческих проходимцев и ротозеев. В самом деле, если ты будешь говорить о своем патриотизме, о своей любви к русскому народу, то тебя тут же сделают черносотенцем или в лучшем случае националистом…»
«Начальство уважает свои монологи, но оно не терпит чужих диалогов».
«Карьеру, как правило, делают не те люди, которые имеют свои, самостоятельные мысли. Карьеру, как правило, делают люди, своих мыслей не имеющие, а лишь повторяющие мысли своих начальников…»
Естественно, в тридцати своих романах и повестях, большом количестве статей, интервью, в литературно-публистических миниатюрах Пикуль отразил и другие базовые ценности.

            В ходе общения в разных уголках нашего Отечества я регулярно в размышлениях: «Что для вас Пикуль?», слышу от большинства характерное людское мнение: он естественно патриотичен. Герои пикулевских книг – совестливы и, несмотря на различные статусы, имеют принципы, поэтому они помогают человеку ориентироваться в сложном житейском море. От его книг исходит светлая, мощная энергетика духовной поддержки, потому что личностями он признает тех, кто приносит общественную пользу, а не живет только для себя. Само творчество Валентина Саввича способствует развитию достойного житья-бытья, побуждает нашего человека быть памятливым и существовать, имея высокую моральную цель. В этой связи очень верно высказался его земляк, настоящий питерец, великий русский композитор Г.В. Свиридов: «В чем сила русского искусства, русской литературы. Я думаю, она – в чувстве совести».

            У меня сложилось стойкое впечатление – за последние сто лет равного Пикулю нет по писательской силе и масштабу вовлечения российского народа в события родной и мировой истории, истории отечественного флота, армии. Без преувеличения, он не только массы молодежи, но и зрелых людей сделал любознательными и сопричастными к русской истории, к морской теме. А ведь кто не знает – творил Пикуль (с 1961-1990 год – время выхода основных книг) в обстановке, когда существовали жесткие, непреодолимые ограничения на правдивое описание современного ему государства, да и не только современного. Но в эти же годы в нашей стране по одобрению «сверху» (иначе тогда не было) буквально раскручивали, к примеру, моду на «правду» во французской истории через книжки М. Дрюона с его королями, маркизами и прочими персонажами. Насколько мне известно, даже во Франции этого интересного и плодовитого французского писателя не издавали такими огромными тиражами, как у нас. Из этой же серии заоблачные тиражи других парижских литераторов – А.Дюма, В. Гюго… Также «трудилось», только на чье теперь видно благо, центральное телевидение, театры и прочие, мастеря храбрые и оригинальные образы симпатяг из французских мушкетеров. Не из русской истории эти «творцы», казалось бы, отечественной культуры и их начальники создавали героев, личностей для подражания с такими потенциалом привлекательности, а из заграничной.
            Конечно, мощнейшему таланту Пикуля, его гражданской позиции в литературе и истории противодействовали не «людовики», а как очень часто складывается, к сожалению, на Руси – свои же «старались», из-за зависти и многого чего другого. А Валентин Саввич продолжал ревностно и с большой любовью служить восстановлению памяти, тому, что и сегодня архиважно.
…Будучи матросом-североморцем, курсантом Высшего военно-морского политического училища, офицером Северного флота, максимум, на что я рассчитывал, так это на личную встречу с Валентином Саввичем – не удалось, он ушел из жизни в 1990 году. Но я прочитал почти все его труды, а многие произведения Валентина Саввича по собственной, естественно, инициативе конспектировал. Как тогда, так и ныне Пикуля не включают в учебные программы. Во время службы, сейчас, в период общественной деятельности, я постоянно находил и нахожу в его книгах опору и источник для оптимизма.
            С Пикуля началась для меня настоящая литературная маринистика. Практически одновременно со знакомством с творчеством Пикуля, в курсантские времена, я открыл для себя жизнеутверждающие, талантливо написанные рассказы и повести другого писателя-моряка из Питера – Виктора Викторовича Конецкого. С Конецким я был дружен более десяти лет до его ухода в мир иной. По мере своих сил он работал в составе нашего Движения начиная с сентября 1991, когда я впервые пообщался с Виктором Викторовичем по телефону и получил его согласие на совместные действия по подготовке и проведению 300-летия Российского флота.
Одной из отправных точек развертывания нами в 1991 году работы по подготовке и проведению в общенациональном масштабе кампании в честь 300-летия флота послужила блистательная и глубокая публицистика писателя, историка Карема Багировича Раша. Капитан первого ранга Раш и ныне идущими от ума и сердца словами стремится вдохновлять в первую очередь офицеров, интеллигенцию, чиновников служить России с реально-значимой пользой.
            В момент создания нашего Движения в сентябре 91-го я позвонил на квартиру Пикуля в Ригу, его вдове Антонине Ильиничне. Разумеется, мне было известно, что более года как Валентина Саввича не было на этом свете, но я надеялся на одобрение Антониной Ильиничной нашей инициативы. Относительно долго мы беседовали с ней по телефону, о том, что с товарищами-единомышленниками собираемся делать, организуя работу по поддержке отечественного флота. Помню, Антонина Ильинична сильно удивилась и, может, мне показалось, она немного обрадовалась, что в такое стремительное, тревожное, переменчивое время есть люди, настроенные активно действовать в интересах флота и государства. Она поблагодарила за звонок и выразила готовность участвовать в наших делах.
Знаю, Антонина Ильинична больше всего ценит Движение Поддержки Флота за то – в каких сложнейших условиях с 1994 по 1998 год мы боролись за достройку тральщика «Валентин Пикуль» на Средне-Невском судостроительном заводе, потому что хотели равнодушные в погонах и без них чиновники в различных ведомствах пустить корабль с таким именем на металлолом…
            Читаешь, перечитываешь пикулевские вещи, труды других русских подвижников и в очередной раз убеждаешься – каких только сложных, кризисных этапов в своем развитии не переживала Россия, но непременно побеждала и двигалась по своему пути. И чтобы жить дальше своим умом, а не блуждать саморазрушительно в мировоззренческом, политическом, экономическом и культурном поиске, жизненно необходимо ориентироваться на свою историю.

            Мы, граждане России, должны быть людьми своей национальной истории, а не колючками без корней, которые случайный ветер выгоды носит словно по пустыни. Тем и ценен для ныне живущих и для потомков удостоверенный временем талант Пикуля, который является ярким и мощным носителем воли к достойной жизни в нашем Отечестве.

А.С.Гониченко, капитан Iранга, бывший командир АПЛ:

            Воздавая должное выдающемуся писателю, популяризируя книги В.С. Пикуля, наше Движение в сотрудничестве с действующими в интересах России организациями и гражданами двадцать седьмой год работает с целью развития отечественного морского, военного и гражданского потенциала, с пользой для общенациональной поддержки Российского Флота.

         Произведения В.С. Пикуля посвящены огромной и уникальной истории России, отечественного флота, армии, культуре, геополитике, дипломатии, другим базовым сферам жизни человека и общества. Книги В.С. Пикуля массово читали ранее, читают и сегодня. По произведениям писателя ставятся спектакли, снимается кино, они служат основой для других творческих проектов.

На Всероссийскую Литературно-историческую Пикулевскую кают-компанию приглашены представители региональных организаций ДПФ, Федерального агенства морского и речного транспорта, Военно-Морского Флота России, Объединённой Судостроительной корпорации, Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта, Морской Пограничной береговой охраны, представители Рыбопромыслового флота, Морской науки, Народного флота — яхтинга, приглашены представители власти, ведомств, общественных объединений, науки, предпринимательских организаций, творческих союзов, вузов, школ, представители других организаций России.

         В Собрании принимает участие биограф, вдова В.С. Пикуля Антонина Ильинична Пикуль.

А.М. Францев:

            В.Пикуль написал 30 романов и повестей, более сотни исторических миниатюр.

            Валентин Пикуль говорил о себе: «Я мерил жизнь томами книг». А общий тираж его книг составил 20 миллионов экземпляров, и они продолжают переиздаваться и находят благодарного читателя.

         Популярнейший советский прозаик родился в Ленинграде, в 1943 году закончил школу юнг на Соловках и до конца войны прослужил на миноносце, но позже был отчислен из военно-морского училища и всю жизнь занимался самообразованием. С 1962 года жил в Риге, там и написана большая часть его произведений.

         Его называли «Русским Дюма». Поклонники Валентина Пикуля писали ему письма с адресом: «Рига, Пикулю». Удивительно, но все они доходили. В 70-80-е годы более дефицитного отечественного писателя в СССР, пожалуй, не было. Ради заветного томика собирали и сдавали макулатуру. Спорили, как правильно звучит фамилия: ПИкуль или ПикУль?

Писатель Сергей Шаргунов:

         «Пикуль, прежде всего, - занимательный рассказчик. Он увлекает. Пикуль писал ярко. И несмотря на то, что у него всегда было огромное количество недоброжелателей, как слева, так и справа, он умел главное: внушить некую страстную заинтересованность в истории».

         Романы Пикуля заполнили вакуум в историко-художественной литературе, вернули интерес поколения к событиям давно минувших дней. В середине 70-х годов герои его произведений шагнули на киноэкраны. Однако многие современники критиковали писателя за слишком вольное обращение с фактами, за неточности и слишком эмоциональную оценку.

Историк Олег Айрапетов:

«Мне кажется, причина такой острой критики Пикуля была в том, что он был популярен. И писал он о том, о чем не писали другие. Его творческой особенностью было то, что он брал публикацию в «Русской старине» о каких-то событиях XVIII-XIX веков, творчески перерабатывал и получалось «Пером и шпагой». Это обычная историческая литература и подходить к ней с мерками серьезного исторического исследования, конечно, нельзя».

Валентин Саввич говорил: «Пикуля Пикулем сделало постоянное самообразование и невероятная трудоспособность».

         Пять классов школы, в 16 – командир боевого поста на Северном флоте. Войну прошел без единой царапины, считал себя необыкновенно везучим. Из страстного увлечения литература превратилась в дело жизни. Писал Пикуль по ночам, проговаривал будущий роман за каждого из героев, вслух проигрывал сцены и диалоги. Кроме книг, очень любил живопись, особенно портретную. Говорил: «Пока не посмотрю в лицо своему герою – ничего о нем не могу написать». Ел раз в день: «На сытый желудок много не напишешь».

         Пятна чернил, тысячи книг, генеалогические таблицы, которые Пикуль чертил сам. И его знаменитая картотека – галерея портретов исторических персонажей. На каждого он заводил специальную биографическую карточку. За жизнь – почти 50 тысяч.

         Главной удачей в своей литературной биографии Пикуль считал роман «Нечистая сила», посвященный агонии императорской власти в России и личности Григория Распутина. Но именно за него писателю больше всего досталось: его упрекали в искажении морального облика императора и его семьи, в демонизации Распутина. Даже жестоко избили. Тем не менее, роман востребован и сегодня. Совсем недавно режиссер Николай Губенко поставил по скандальному роману Пикуля спектакль.

Народный артист РСФСР Николай Губенко:

         «Роман не понравился идеологам ЦК. И надо отдать должное его мужеству, он не перередактивовал, не переработал, не сократил, он оставил его в том виде, в котором он считал необходимым, как все, что он писал с юношеских еще проб своих в литературе», - рассказал худрук театра «Содружество актёров Таганки».

         Очень внятный и последовательный в своих исторических симпатиях и антипатиях, Пикуль лучшим другом считал собаку-дворняжку, которую звал Гришкой – в честь Распутина. А на особо хлесткие выпады в свой адрес отвечал: «Пусть другие напишут лучше».

В.А. Артюх:

            Валентин Саввич Пикуль (1928-1990) - русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Общий тираж книг, изданных при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания), превысил 20 млн экз. На сегодняшний день Пикуль – один из самых издаваемых в мире отечественных писателей. Общий тираж его книг, изданных в России и десятках зарубежных стран, перевалил за 500 млн экз.

         Валентин Пикуль - абсолютно уникальное и неповторимое явление в русской литературе. Самородок, войной лишенный возможности получения полноценного традиционного образования, величайший патриот, силой своего таланта и гражданской энергии вдохнувший новую жизнь в интереснейшие страницы русской истории. Блестящий популяризатор истории он вернул историческую память целым поколениям русских людей.

            «Судьба отмерила Валентину Пикулю только 62 года жизни. С отроческих лет и до последнего вздоха он служил Отечеству и воспевал его величие. Валентин Пикуль был счастивым человеком. Он сумел прожить мостик к сердцу читателя, осторожно стирая с реликвии пыль, чтобы можно было разглядеть это сокровище – принадлежащую народу его историю. И народ оценил это, еще при жизни признав его своим писателем», отмечает она.

         13 июля, в день 90-летия В.С.Пикуля, в Москве на Пушкинской площади состоится Всероссийская литературно-историческая кают-компания, посвященная выдающемуся русскому писателю, патриоту, моряку и его творческому наследию. В мероприятии, организованном Общероссийским  движением поддержки флота (ДПФ) во взаимодействии с Федеральным агентством морского и речного транспорта, другими отраслевыми и общественными организациями, примет участие вдова писателя А.И.Пикуль, приглашены представители институтов федеральной власти, в том числе, Министерства обороны РФ, Минтранса РФ, Росморречфлота, других государственных ведомств, творческих, ветеранских и профессиональных организаций, образовательных учреждений, волонтерского и поискового движений.

         ДПФ активно, творчески работает над укреплением морского, речного, океанского вектора национального развития, системно ведет просветительскую патриотическую работу с молодежью. История ДПФ тесными узами связано с крупнейшими отечественными писателями, посвятившими творчество отечественному Флоту, его истории и русскому моряку, среди которых В.С.Пикуль занимает особое место. В конце «лихих 90-х» ДПФ возглавило всероссийскую акцию по сбору средств на достройку кораблей для ВМФ и морской пограничной охраны. На собранные средства были достроены три боевых корабля, в том числе, морский тральщик «Валентин Пикуль», ныне несущий службу на Черноморском флоте.

         По инициативе ДПФ в 2013 году к 85-летию В.С.Пикуля был открыт памятник писателю, в годы войны юнгой проходившего службу на эсминце Северного флота.

         «Вопреки непростым обстоятельствам своего времени, на всем широчайшем по тематическому охвату литературном пути Пикуль стремится быть предельно искренним в своих оценках. Истоки этой искренности и мощь его творческого метода - в колоссальном желании правдой, примером предков повлиять на русского человека, государственную, военную, военно-морскую систему в лучшую сторону. Книги Валентина Саввича обладают главным – их читают, образно говоря, на одном душеполезном дыхании»,- отмечает председатель ДПФ, кап.1 ранга запаса, кандидат политически наук Михаил Ненашев.

М.Е. Тулупов:

К  Дню кораблестроителя

            О Валентине Пикуле говорят, что он подарил читателям нешаблонный подход к русской истории. За сорок лет творчества он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр. Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В своих произведениях он был не отстраненным автором, а эмоциональным рассказчиком, который симпатизирует одним и безжалостен к другим. В свои книги писатель всегда вкладывал личное отношение, рисовал объемные образы героев, показывал их эмоции и переживания. Главными героями его книг часто становились не выдуманные персонажи, а реальные исторические личности. Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, приковывал пристальное внимание чиновников и вызывал ужас у профессиональных историков, которые отмечали, что в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.

         Пользуясь сегодняшним совещанием-киноклубом — хочу напомнить о Дне кораблестроителей, которым В.Пикуль посвятил не мало важных исторических моментов в своих произведениях.

         Второй год подряд в конце июня в России отмечается День кораблестроителя. То, что раньше подобного праздника не было, удивительно для страны, в которой регулярный военный флот существует более 350 лет, а судостроение и мореплавание уходят корнями в глубокую древность.

         Благодаря Петру I ногою твердой встав при море, наше Отечество не раз с тех пор доказывало свое право зваться великой морской державой — не только в сражениях, но и в географических открытиях, и в океанологии. Хочется отправиться в село Дединово Луховицкого района Московской области, где в 1667 году был заложен, а в 1669-м спущен на воду первый русский военный фрегат «Орел». На мачтах ставшего знаменитым корабля тогда взвился национальный триколор. Здесь же, на изгибе Оки, дединовские плотники испокон веков мастерили маломерные гражданские суда, ставшие по воле Петра I общероссийским стандартом.

         В мае 2018 года в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония спуска на воду точной копии деревянного 54-пушечного трехмачтового корабля «Полтава», первого линейного судна Балтийского флота.

         Название корабль получил, разумеется, в честь победы России в Полтавской битве. Петр I принимал личное участие в проектировании судна. Строительство шло в период Северной войны со Швецией за возвращение России выхода к Балтийскому морю. После войны завершилась и история парусника. В 1725 году он был выведен из состава флота, а в середине 1730-х разобран.

            Михаил НЕНАШЕВ, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), капитан Iранга запаса:

            - Россия уже тысячу лет является речной, озерной, морской, а соответственно — кораблестроительной державой. Нашу землю омывают воды трех океанов. Делать суда у предков было «в крови» — от долбленок, однопалубных челнов и лодий к новгородским шитикам, многопарусным шнякам, кочмарам. Поморы на своих кочах издревле доходили сквозь льды до высоких арктических широт, а на юге наши предки спокойно преодолевали Русское (Черное море).

         Но как государственная система кораблестроительство началось во времена царя Алексея Михайловича с парусно-гребного пушечного фрегата «Орел». Подобно ребенку из чрева матери, первый русский военный корабль вышел из самой «срединной» России — села Дединово на Оке. А первая русская военная эскадра родилась в Воронеже. Именно с ее помощью Петр I взял турецкую крепость Азов. Говоря о будущем российского флота, мы должны смотреть в корни... Поэтому история отечественного кораблестроения всегда была для нашего движения ключевой.

         С нашей подачи и при непосредственном участии были воссозданы два исторических судна: четыре года назад в Воронеже — реплика первого российского линейного корабля «Гото Предестинация», а в мае этого года — полноразмерная копия первого линкора Балтийского флота «Полтава», в строительстве которых Петр Великий принимал участие и как проектировщик, и как плотник. Это впечатляющее достижение стало результатом объединения усилий многих энтузиастов — историков и мастеров-корабелов.

         Наше движение последовательно боролось против утилизации заслуженного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»: к этой идее склонялись некоторые беспамятные горе-начальники. Спасибо Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), поддержавшей нас в этом, так же как и в ходатайстве за установление государственного профессионального праздника.

         В советское время кораблестроение было развито очень хорошо. Но праздника корабела все равно не было, в отличие от Дня химика или Дня рыбака. Почему? Просто в нашем деле трудятся очень скромные люди. Двадцать последних лет мы писали во все инстанции о восстановлении справедливости и наконец добились: в прошлом году было издано постановление правительства. Хотя новый праздник именуется Днем кораблестроителя, мы считаем, что это такое же торжество и создателей гражданского флота, 45 регионов РФ и миллионов сограждан, занятых прямо или косвенно в этой сфере.

Что сказать о сегодняшнем состоянии отрасли? Наши верфи загружены на 90 процентов и военными кораблями, и гражданскими судами. Это касается не только таких гигантов, как ОСК, но и небольших предприятий. Хотя присутствует и определенный дисбаланс: на крупных верфях очередь из заказов на годы вперед, в то время как ряд их малых собратьев простаивает. Скачок в кораблестроении происходит в последние 5–7 лет благодаря повышенному вниманию руководства страны. Огромную роль здесь, безусловно, играет военный заказ.

Однако и гражданский флот тоже «подтягивается», хотя и более медленными темпами. Там мы пока имеем дело не с новыми разработками, а с активным ремонтом и обновлением старых судов. Допустим, пассажирские теплоходы, круизные лайнеры мы не делали и в СССР, предпочитая заказывать их у стран Варшавского блока. Нет особых планов строить их и сегодня. Но зато возобновилась и нарастает активность в судовом сегменте, где мы всегда были сильны: научно-исследовательский и специальный, прежде всего арктический, флот. На очереди — строительство своими силами буровых платформ для работы на шельфе. Это, конечно, единичные, хотя и перспективные, мощные проекты. Но главная задача сейчас — модернизация наших судостроительных и судоремонтных предприятий, на многих из них оборудование не менялось уже полвека. И это составляет сильнейший контраст с новыми суперсовременными предприятиями, такими, как, например, «Звезда» в Приморском крае.

Комплектующие, всю корабельную начинку, включая радиоэлектронику, также сегодня стараются делать в России. Хотя вопрос с микроэлементной базой, особенно для рыбопромыслового флота, стоит до сих пор весьма остро. Слишком многое было утеряно в 90-е... Но я и мои коллеги убеждены, что наша страна способна производить любые суда и корабли, а также всю цепочку оборудования к ним — мы ничем не хуже китайцев и корейцев! Была бы политическая воля и нормальная финансовая политика. Не стоит забывать, что именно Россия построила военный флот двум великим державам — Китаю и Индии.

         Не советую верить тем «экспертам», что пишут об окончательной потере отечественного рыбопромыслового, транспортного судостроения, о некой «точке невозврата», которую мы якобы прошли. Заявляю ответственно: наши корабелы до сих пор могут строить любые корабли и суда. Понятно — в разумной кооперации с другими странами. Есть и кадры, и желание. В наших силах создавать в том числе и современные яхты, не хуже западноевропейских, чего у нас до сих пор не делали. А зря! Ведь это направление — от небольших парусных лодок до яхт океанского класса — хорошая база для популяризации судостроения и «морских» профессий вообще.

         Не все знают, что производство каждого крупного корабля или судна дает загрузку десятку предприятий, не относящихся к этой отрасли. Это еще больший, чем авиация (поскольку более массовый), катализатор для развития, подъема экономики всей страны.

         Корабельная философия должна пронизывать все наше общество и начинаться с раннего возраста. Так же, как в советское время на детских площадках часто встречались стилизованные космические ракеты с государственной символикой, так сегодня нам нужны подобные игровые корабли. Только не иноземные киношно-«пиратские», а отсылающие к нашей собственной морской истории.

         В этом смысле строительство полноразмерной копии «Орла» в Дединово и создание там соответствующей туристической инфраструктуры могут сыграть большую роль в правильном воспитании будущих поколений. Ведь корабли связывают наше прошлое и будущее, это не только державная мощь, но и народная память, национальная культура.

Куляпин Александр:

В связи с юбилеем я прочитал о В.Пикуле курьезный эпизод.

На одной из конференций из зала раздался вопрос:

– Дорогой Валентин Саввич Астафьев, а скажите, пожалуйста...

Дальнейшие слова утонули во взрыве хохота. Портреты Валентина Саввича и Виктора Петровича на выставке висели рядом. Символичная ошибка, из всех писателей Пикуль выделял как раз Астафьева:

– Я очень уважаю Астафьева.

Там же задали ему вопрос:

– Валентин Саввич, а почему вы выбрали из всех художников именно Набатова?

– Он увидел меня в тельняшке и сказал, что может получиться неплохой портрет в тельняшке.

Тут же раздался голос.

– Разделяете ли вы точку зрения Набатова на Ленина?

– Я не знаю, что здесь до меня говорил Анатолий, но в интервью "Огоньку" я Ленина и его банду назвал шайкой.

Аплодисменты. Смех. Дело в том, что я в своем выступлении до прихода Пикуля, назвал их сворой.

– Как вы относитесь к тому, что Василий Гроссман назвал Россию вечной рабой?

– Абсурд! – мрачно и резко сказал Пикуль и повторил. – Абсурд!

И вскочив с места рассказал, что граф Шереметев, например, когда у него не хватало денег, просил взаймы у собственного крепостного.

– Это вам о чем-нибудь говорит? – Валентин Саввич, распалившись, вывалил в зал несколько исторических эпизодов и медленно и веско закончил:

– Россия перед 17 годом занимала второе место в мире по издательской деятельности, и первое уже не в Европе, а в мире по предпринимательской деятельности! И это русский человек - человек-раб? Абсурд!!!

Сумрачно сел и, помолчав, добавил:

– Я не считаю Гроссмана великим писателем. Из него делают великого.

         Когда его друг, художник, начинал  сеанс портрета, В. Пикуль начинал с каких-нибудь интересных и забавных исторических эпизодов. После чего любая скованность в разговоре пропадала. Так, однажды он начал с легендарной байки о новой стали для танковой брони в годы войны. Мол, немецкие снаряды не пробивали броню из этой стали, и немцы любой ценой хотели заполучить её образец.

– У нас в Ленинграде сделали из неё опытный танк. А на люк стали не хватило. То ли не рассчитали, то ли потеряли. А время военное. За такое дело – сразу расстрел. Ни директор завода, ни главный инженер под трибунал не хотели. Что делать? И выкрутились – сделали люк из обычной стали. Послали этот танк в бой, и у него снарядом сорвало гусеничный трак. Танк застрял на нейтральной полосе. Ночью немцы поползли к нему, наши защищали танк. Немцы хотели тягач подогнать. У танка настоящий бой шел. Но немцам не удалось его утащить к себе. Тогда они открутили у него этот люк и уволокли. Стали проверять – обычная сталь.

– Так наша смекалка спасла секрет брони, – смеялся Пикуль.

         В.Пикуль мечтал о детских клубах юных моряков.

         И вот пример из сегодняшней жизни:

      Капитан Николай Варухин вот уже более 50 лет возглавляет новгородский Клуб юных моряков, переименованный нынче в "Морской центр капитана Варухина Н.Г.". Недавно он первым в России удостоился знака отличия "За наставничество", врученного лично президентом Владимиром Путиным.

     В центре капитана Варухина сегодня обучаются более 700 ребят от 9 до 18 лет по 10 образовательным программам: "Юнга", "Судовождение", "Судомеханика", "Электромеханика", "Парусное дело", "Старшина шлюпки", "Английский язык", "Совет музея", "Курсантский совет", "Общефизическая подготовка". Все обучение абсолютно бесплатное, что немаловажно, ведь подавляющее большинство юных кадетов живут в малообеспеченных, неполных или многодетных семьях. Таких детей принято автоматически зачислять в "группу риска". А здесь - дух товарищества, приключения, самодисциплина.

            Сейчас Варухин вынашивает  план - дойти из Кронштадта до Севастополя.

            В свое время они приобрели в Северо-Западном пароходстве теплоход "Господин Великий Новгород". Судно класса река - море, в 1960-е годы ходило из Архангельска в Калининград. Но сейчас его класс понизили, и они пытаются вновь добиться разрешения на морской переход.

на сегодняшний день "Морской центр капитана Варухина" находится в завидном положении. Расположен в самом центре Великого Новгорода на берегу Волхова, для учеников созданы все условия: кабинеты, ремонтные мастерские, эллинг, маяк, собственный причал для шлюпок и четырех учебных судов - "Господин Великий Новгород", "Михаил Балабан", "Дельфин" и "Ильмера".

         За эти годы в центре прошли обучение почти 20 тысяч ребят, порядка восьми тысяч связали свою жизнь с флотом.

К сожалению, как и везде, сегодня "Морской центр капитана Варухина Н.Г." держится на чистом энтузиазме.

    Знак отличия "За наставничество" - круглая медаль из серебра с позолотой. Указом президента РФ она вручается лучшим наставникам молодежи - высококвалифицированным работникам промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инженерно-техническим работникам, госслужащим, учителям, преподавателям, врачам, работникам культуры и деятелям искусства за личные заслуги на протяжении не менее пяти лет.

Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, зам. Командира отряда, нач.киноклуба:

         13 июля отмечается 90-летие со дня рождения Валентина Пикуля. На киноклубе РВИО СОШ №135 было много выступающих — обсуждали творчество писателя и фильмы, которые были созданы по произведениям этого Человека.

         Патриотическая тема – главная в творчестве писателя, убежденного в необходимости «учить народ положительным примером».

         «Юнга Северного флота»:

         Героям фильма по четырнадцать-пятнадцать лет; детское, инфантильное в них мешается с взрослым, с навыками школы юнг, с попыткой подражать мичману Лукьянову, потомственному рыбаку, помору.
         Фильм — немного о подростках, немного — для подростков. Он — и приключенческая повесть, и вроде бы вполне реалистическое повествование о суровых днях сорок третьего года, о хмуром Мурманске, о необыкновенных стенах Соловецкого монастыря, в окрестностях которого расположилась школа юнг. 

         Витя Хантырин, Саша Будайло и Колька Масленок мечтают бежать на фронт, а по ночам им снятся страшные сны и они вскакивают с коек с детским криком: «Мама! Мамочка!» И тут же — Северный фронт, торпедные катера, морские бои, рискованное задание, перестрелка с фашистами, идущими на абордаж…

         В характерах мальчишек, о которых ведется рассказ, война смешала недетский жизненный опыт, вместивший гибель близких, скудный паек голодных лет, боязнь бомбежек - с романтической увлеченностью морем, с мальчишеской любовью к приключениям. Именно эта часть картины, которая, с известной долей условности, может быть названа приключенческой, особенно удалась авторам. Эпизоды операции в тылу врага, сражения с вражеским конвоем смотрятся с острым интересом. Сделано это настолько динамично и убедительно, что нас совсем не огорчает то, что подобные фабульные повороты уже встречались на экране.

         Давайте посмотрим — какая биография самого писателя:

         его отец Савва Михайлович Пикуль в молодости был призван на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». После службы он остался в Ленинграде, работал на фабрике «Скороход», окончил экономический институт и стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе. Мать писателя - Мария Константиновна была из крестьян Псковской губернии.

         В 1940 году семья Пикулей переехала из Ленинграда в город Молотовск (ныне Северодвинск), куда отца Валентина Пикуля направили на работу. В Молотовске Валентин Пикуль занимался в Доме пионеров в кружке «Юный моряк», в 1941 году сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград, но из-за начавшейся войны вернуться домой до осени ему не удалось, после чего ему пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде. Тем временем его отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск, а Валентину с матерью пришлось испытать все ужасы блокады зимой 1941 года.

         В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать одним из эшелонов из Ленинграда по «Дороге жизни», после чего проявился железный характер Валентина. Он мечтал стать юнгой, плавать по морям и бить фашистов. Мать, настрадавшаяся в Ленинграде, не отпускала его от себя, требовала, чтобы он учился в обычной школе и думать не смел ни о какой войне. Тринадцатилетний Валентин сбежал от матери и сам, один добрался до Соловков, где его приняли в школу юнг.

         Он окончил учебу в 1943 году – вскоре после того, как отец его погиб под Сталинградом. Валентин получил специальность рулевого-сигнальщика и был направлен на военный эсминец «Грозный». На «Грозном» Валентин Пикуль прослужил до конца войны, а после победы был направлен для продолжения учебы в Ленинградское Военно-морское училище, откуда его вскоре отчислили за неуспеваемость и он работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части.        

         В воспоминаниях Валентин Саввич ссылался на свои пять классов школы и недостаточную подготовку к серьезной учебе, но в то же время он осознал в себе тягу к творчеству и решил сменить профессию: из моряка переквалифицироваться в литераторы. Пикуль поступил вольным слушателем в литературный кружок, которым руководила В.Кетлинская и начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В.А.Рождественский. В это же время Пикуль подружился с писателями В.Курочкиным и В.Конецким. За эту дружбу знакомые прозвали их «три мушкетера».

         В 1947 году Пикулю впервые удалось напечататься в периодике - им был написан познавательный материал о женьшене. Тогда же Пикуль задумал свой первый роман под названием «Курс на Солнце». До этого он прочитал книгу о миноносцах Северного флота, которая возмутила его своей скучностью, и он решил написать об этом правдивее и лучше. Однако даже после трех вариантов повести он остался ими не удовлетворен, и собственноручно уничтожил рукопись, но ее фрагменты были опубликованы в выходившей тогда в Таллине флотской газете «На вахте».

         Первый роман Пикуля вышел в 1954 году и назывался «Океанский патруль». Он рассказывал о борьбе с немцами в Белом море во время Великой отечественной войны, имел большой успех, и Пикуль был за него принят в Союз писателей СССР. Однако сам автор позже говорил, что этот роман - пример того, как не надо писать романы.

         И в эпических произведениях, и в военно-политических миниатюрах Пикуль рассказывает о малоизвестных или незаслуженно забытых героях прошлого. А такие произведения, как «Площадь павших борцов», «Реквием каравану PQ-17» и «Честь имею», – живые страницы истории военной дипломатии.

         А.С. Гониченко:

         В романе «Площадь павших борцов» Пикуль пишет о происках немецкой контрразведки против известного военачальника комкора Максима Пуркаева, который летом 1939-го был назначен на должность военного атташе при полпредстве СССР в Германии. Тонкостей этой профессии он не знал, опыта военно-дипломатической работы не имел. И за несколько месяцев пребывания в Берлине испытал на себе все ее трудности, став объектом пристального внимания агентов контрразведки, которые всеми силами стремились установить сильные и слабые стороны нового советского военного атташе.

         Прибыв в Берлин, Пуркаев получил разрешение Центра арендовать в центре германской столицы особняк, в котором вскоре, как в детективе, произошли невероятные события... В феврале 1940-го германская контрразведка, считавшая, что уже достаточно глубоко изучила комкора Пуркаева, решила нанести первый удар по нему. Существует версия, что немцы решили завербовать генерала. Советскому военному атташе якобы, внедрили экономку, немку по имени Марта. Она была красивой женщиной... Как утверждается во 2-й части романа под названием «Барбаросса», сотрудники германской контрразведки сфотографировали некоторые сцены интимных развлечений Пуркаева и Марты. Однажды, пишет Пикуль, на квартиру к советскому генералу прибыл офицер немецкой военной разведки и предложил работать на Германию. В качестве «гонорара» за сотрудничество с абвером было обещано «создать для атташе сладкую жизнь... включая в меню и Марту». «В случае отказа, – сказал немец, – мы всегда сумеем подобрать досье, порочащее вас, и тогда расправа Сталина будет короткой...» Далее в беседе Пуркаева с сотрудником немецкой военной разведки появилось то, чего не могло быть на самом деле. Пикуль пишет: «Пуркаев встал, чтобы вышвырнуть гостя из квартиры, но тот веером раскрыл на столе серию фотографий: «Это вы, а это... Марта. Станете рыпаться, и через два дня эти фотографии окажутся у вашего генерала Филиппа Голикова, что возглавляет всю вашу разведку Генштаба...»

         Как свидетельствует В.Винокуров, профессор ДА МИДа РФ - здесь присутствует одна существенная ошибка. В особняке, который снимал Пуркаев, часть жилых комнат занимали два секретаря военного атташе и его личный шофер. Все трое проживали в этом доме со своими семьями. В договоре аренды не было пункта, в соответствии с которым советский военный атташе оплачивал бы работу прислуги-повара. Возникает вопрос: а была ли Марта?

         Но попытка завербовать советского военного атташе действительно была. Она произошла в первой декаде февраля 1940 года. Пуркаев незамедлительно вылетел из Берлина в Москву. Начальник ГРУ доложил о чрезвычайном происшествии наркому обороны Ворошилову. Об этом стало известно также Сталину, который вызвал комкора Пуркаева к себе. После обстоятельной беседы с ним военный атташе вернулся в Берлин. Нет сомнения в том, что если бы Пуркаев прелюбодействовал с немецким агентом Мартой, с ним в Москве поступили бы иначе.

         С.Г.Козарь:

         Визитная карточка Валентина Пикуля – книга «Реквием каравану PQ-17», которую сам автор назвал документальной трагедией. Это особая глава о сотрудничестве СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции. В книге на документальной основе раскрывается жестокая трагедия Второй мировой – гибель союзного конвоя в полярных широтах. Книгу дополняют «Морские миниатюры», а также размышления автора – «Ночной полет» и «Живая связь времен».

         Роман «Честь имею» повествует о судьбе военного дипломата вначале царской, а затем советской России, волею судьбы оказавшегося свидетелем политических интриг западных кругов, заинтересованных в развязывании Первой мировой войны. Герой Пикуля – образ собирательный. Но есть прототип – генерал-майор Генерального штаба Александр Александрович Самойло. Многое из его жизни совпадает с событиями, описанными в книге. Он получил орден Почетного легиона в августе 1914-го, был в Бухаресте и вручал золотой портсигар Братиану. Именно Александру Самойло в 1916-м в обход порядка присвоения званий офицерам Генерального штаба царем был пожалован чин генерал-майора. Это он входил в состав делегации при подписании Брест-Литовского мирного договора и в 1940 году по личному указанию Сталина произведен в генерал-лейтенанты.

В подтверждение – цитаты из воспоминаний Самойло «Две жизни».

«В разведывательном отделении Главного управления Генерального штаба я быстро освоился со своими обязанностями. Это был военный орган, открыто существующий во всех армиях. Его задача – собирать различные данные, преимущественно секретного характера, о других странах и их вооруженных силах. Разведывательные материалы, получаемые из военной литературы соседних стран или от официальных военных агентов (атташе), обычно служат основой для дальнейшего уточнения и дополнения путем агентурной разведки. Эта разведка, конечно, активизируется в периоды, предшествующие возникновению войн...»

«Иностранными атташе перед войной у нас состояли: французским – Маттон и де Ла-Гиш; английским – Нокс и Хендри Вильямс; итальянским – Марсенго (он не раз приезжал в Киев, где его с моей легкой руки больше звали Марченко); сербским – Лонткевич; бельгийским – де Риккель. Все эти лица, кроме Марсенго, были мне малознакомы. Но французский атташе Маттон памятен больше других: по его представлению я был награжден от французского правительства офицерским орденом Почетного легиона за услуги, оказанные мной в связи с добытыми данными о мобилизации австро-венгерской армии».

«В связи с моими новыми обязанностями Верховный главнокомандующий приказал... отвезти от него золотой портсигар министру иностранных дел Румынии Братиану... По приезде в Бухарест я отправился к нашему военному агенту – полковнику Семенову. Он нашел нужным, минуя нашего посланника Поклевского-Колелл (большого германофила), сообщить о цели моего приезда к Братиану, и тот изъявил желание принять меня у себя в министерстве на следующий день. Вечером Семенов нанял экипаж и повез меня на Киселевское шоссе – излюбленное место катаний бухарестской аристократии. Я был удивлен, с каким бесстыдством фешенебельное общество столицы и в особенности генералитет вместе со своими метрессами открыто предаются пустым развлечениям, считая это особого рода шиком во время войны. Зря, подумал я, великий князь жертвует своим золотым портсигаром: никакого проку от армии, возглавляемой такими полководцами, ждать нельзя.

Однако на другой день я пошел выполнять свое поручение. Братиану принял меня очень ласково, представил приехавшему в министерство наследному принцу, а последний пригласил меня, на третий день моего пребывания в Бухаресте, к завтраку в свой вагон, в котором он должен был приехать. После этого завтрака он передал мне румынский орден величиной почти в три вершка».

«Вскоре, в декабре 1916 года я получил производство в генералы, несмотря на правило, утвержденное царем, чтобы ни один полковник Генерального штаба не производился в генералы, не прокомандовав года полком».

В переговорах и подписании Брест-Литовского мирного договора со странами Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария) в составе советской делегации в качестве военного консультанта находился генерал-майор Владимир Скалон, который представлял Ставку и возглавлял комиссию по перемирию. В истории военной дипломатии он известен, в частности, тем, что будучи делопроизводителем Главного управления ГШ, в 1909 году провел успешную экспертизу плана развертывания кайзеровской армии, который был подброшен с целью дезинформации германской разведкой. Консультанты прибыли в город 29 ноября (12 декабря) в час дня, и через несколько часов Скалон совершил самоубийство: во время частного совещания, которое началось в три часа, вышел в отведенную ему комнату за картой и, встав перед зеркалом, застрелился. На столе была оставлена предсмертная записка: «Могилев. Анне Львовне Скалон. Прощай, дорогая, ненаглядная Анюта, не суди меня, прости, я больше жить не могу, благословляю тебя и Надюшу. Твой до гроба Володя». По мнению военного консультанта советской делегации от Северного флота подполковника Дж. Г. Фокке, Скалон, как и другие русские офицеры, был подавлен из-за унизительного поражения, развала армии и падения страны. Так же истолковали его самоубийство в своих мемуарах граф Игнатьев и барон Будберг.

Самойло по этому поводу пишет в воспоминаниях так: «Оказалось, что несколько дней назад в Брест руководить комиссией по перемирию приехал Скалон. Через два-три дня по приезде он собрал совещание с немцами о порядке перемирия. Затем, сославшись на то, что ему понадобилась какая-то карта, Скалон поднялся за ней в свою комнату и... назад не вернулся. Пришедшие за ним нашли его на полу мертвым. Трагическое происшествие было совершенно определенным образом истолковано Гофманом, а следовательно, и всеми немцами в Бресте. Менее ясным оно было для меня: мне представлялась необъяснимой фантазия моего Владимира Евстафьевича – выбрать такое место, время и даже момент для того, чтобы покончить счеты с «позором страны». Найдя же среди бумаг Скалона, переданных мне вместе с комнатой, где он жил, письмо, полученное в день смерти от какого-то благоприятеля с сообщением о развратном поведении жены Скалона, из-за которой он столько выстрадал, я, конечно, остался при особом мнении относительно причины трагедии. Весь штаб фронта во главе с самим Леопольдом Баварским подчеркнуто торжественно похоронил бедного Скалона как павшего «жертвой позора своей родины».

         Эту трагическую историю прекрасно знал и описал в своем бессмертном сочинении Валентин Пикуль.

Все перечисленные примеры из творчества писателя дают основания считать его не только прозаиком-маринистом, но и историком российской военной дипломатии.

Выпуск подготовили:
военкор МЦ СОШ №135 Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, зам. Командира отряда, нач.киноклуба пермского отделения РВИО;
и
Наставник юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С.Нахимова капитан I ранга С.Г.Козарь