Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акция "Космос - это мы!"12 апреля в 81-й стране мира прошла масштабная акция "Космос - это мы!" Российские школы, в том числе и наша школа, и детские сады отметили День космонавтики Гагаринским уроком.

В этом году наш «Гагаринский урок» посвящен не только полету Юрия Гагарина, но 55-летию полета Валентины Терешковой, 20-летию МКС на орбите Земли и 30-летию первого пуска космической транспортной системы "Энергия-Буран", это один из важных уроков в учебном году, а там где участвуют космонавты и «работники космической службы, отрасли» - неоценимый вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи.

Напомню, Гагаринский урок "Космос - это мы" проводится уже в третий раз. Идея урока принадлежит Герою России, летчику-космонавту Юрию Лончакову (ныне советник генерального директора ГК Роскосмос). Урок поддержан Госкорпорацией Роскосмос, семьей Юрия Гагарина, Россотрудничеством, Союзом журналистов России, Московским музеем космонавтики, а также Минобрнауки. Ведомство включило Гагаринский урок в официальный образовательный календарь и рекомендовало его к проведению во всех субъектах Российской Федерации.

Сегодня у нас необычный киноклуб, он пройдёт в нашем школьном музее,  на городском вернисаже народного художника СССР Е.Широкова в городском выставочном центре, планетарии, у памятника Ю.А.Гагарину, у «АНГАРЫ» и просто в классах школы.

12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России» 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем.

С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики. Развитие пилотируемых полетов в Советском Союзе проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам.

Советский Союз на протяжении десятилетий гордился успехами отечественной космонавтики — это и полет первой в мире женщины-космонавта В. Терешкова, и выход в открытый космос, и самый продолжительный в истории космонавтики полет. За успешными полетами стоят тысячи людей, десятков трудовых коллективов, которые делают все от них зависящее во имя прогресса космической отрасли.

Ко Дню Космонавтики Первый канал подготовил фильм "Земля в иллюминаторе". В фильме можно увидеть, из чего состоят не только рабочие будни космонавтов, но и как встречают Новый год в невесомости, узнать, почему еду из тюбиков заменили продукты из пакетиков, как "принимают душ" на орбите и занимаются садоводством, почему спят стоя и занимаются спортом вверх ногами. Как космонавты наводят порядок в невесомости, как с помощью пылесоса можно сделать стрижку и вымыть голову без воды.

Из-за невесомости на МКС все устроено по-другому. Здесь нет такого понятия как пол, потолок и стены. Рабочее место располагается повсюду. Или спальное место. Вы скажете: а что может быть необычного? Лёг - и спишь.    Но в космосе всё совсем не так. Елена Серова – первая россиянка, побывавшая на МКС – показывает, как устроено ее спальное место. А космонавт Антон Шкаплеров специально для всех нас устраивает показательную… головомойку. Вымоет голову в условиях невесомости.

Также можно узнать, что такие привычные вещи как таблетки в блистерах, сковородки с антипригарным покрытием и липучки для одежды появились благодаря космосу. И какие новые технологии испытываются сегодня, чтобы завтра они стали нормой для космонавтов...

Учителя школы рассказывали детям об истории космонавтики, о героических летчиках-космонавтах, о достижениях ракетно-космической отрасли.

Кроме того, ребята! Вы сами можете зайти в интернет и подготовить доклады, презентации, ведь малыши школы ждут "живые" встречи с космонавтами. М.Г. Ершов, учитель физики, рассмотрел на уроке физические принципы космических полётов на примере полёта Ю.А.Гагарина с использованием 3D реконструкции полёта. Им были показаны для детей эксперименты, он провёл урок астрономии, предоставил уникальные фото, видео, аудиоматериалы из архивов.

Идея проведения "Гагаринского урока родилась в цитадели пилотируемого космоса - в Звездном городке. История, настоящее, будущее - пусть все будет доступно детям, как и мечта о космосе", - рассказал глава Звездного городка, зампредседателя попечительского совета Гагаринского урока, летчик-космонавт, Герой России Валерий Токарев.

Попечительский совет Гагаринского урока возглавил Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Борис Волынов, 30 лет прослуживший в отряде космонавтов.

В этом году впервые к акции присоединились три московских детских технопарка: Технополис Москва, Мосгормаш, МГТУ им Баумана. Таким образом, Гагринский урок приобрел практическую составляющую и научное будущее.

Наш технопарк СОШ №135 также принял участие! Наши ребята были на сборах допризывников, но юнкор, обозреватель технопарка Рома Жужгов явился возглавить космическое обозрение прямо со сборов!

Ксения Ильчишина, военкор, юнармеец, нач.штаба, гл.редактор «ШН»: Рома! Мы можем попасть в открытый космос с вашего технопарка?, во общем все хотят узнать - Когда россияне высадятся на Луну?

Роман Жужгов, юнкор, обозреватель школьного технопарка: Основа российской лунной программы - это запуск в 2019-2025 годах трех автоматических станций. Первая, Луна-25 (Луна-Глоб), продолжает прерванную на целых 43 года отечественную программу исследований нашего естественного спутника. Здесь - отработка технологии посадки, исследование лунной поверхности в районе Южного полюса. Вторая - Луна-26 (Луна-Ресурс) - орбитальный аппарат для дистанционного изучения Луны и обеспечения связи с посадочным аппаратом. Третья - Луна-27 (Луна-Ресурс 1) - посадочный зонд для проведения контактных исследований и отработки технологий создания на Луне постоянно действующей базы, изучения реголита и экзосферы. Запуск четвертого аппарата - Луна-28 (Луна-Грунт) - состоится после 2025 года. Его задача - доставка на Землю образцов лунного грунта с глубины двух метров в естественном состоянии - впервые в истории изучения спутника Земли.

Ксения Ильчишина: Вопрос у меня конкретный - когда все-таки россияне высадятся на Луну?

Роман Жужгов:  Для этого нужно несколько составляющих. Прежде всего корабль и ракета-носитель сверхтяжелого класса. Над кораблем "Федерация" работает РКК "Энергия" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") - его первый пилотируемый полет запланирован в 2022 году.

Ксения Ильчишина: этапы и сроки есть?

Роман Жужгов:  Нужна новая российская ракета такого класса, которая будет выводить на орбиту не менее 80 тонн груза. В 2018-2019 будет эскизный проект.  На Восточном будет создана вся необходимая наземная инфраструктура. Надо ещё обеспечить работу на Луне, подготовить космонавтов.

Ксения Ильчишина: а что говорится в докладе NASA ?

Роман Жужгов: Межправительственное соглашение о МКС действует до 2024 года. Судьба станции, в которую 15 государств-участников вложили около 150 млрд долларов, волнует всех.

Анастасия Шестакова: Даниил, есть идея передать МКС в "частный сектор", а некоторые эксперты всерьез рассуждают о том, что может быть "приватизация" МКС, ты как считаешь?

Даниил Булдаков, юнармеец, военкор, зам.нач.штаба, нач. клуба экологов-добровольцев: Это абсурд. Надо понимать: ежегодные расходы на станцию составляют около 5 млрд долларов. Какой "частник" их потянет?

Анна Перевозчикова, юнармеец, военкор: Какие модули еще "в очереди" на орбиту? И когда российский сегмент МКС будет сформирован окончательно?

Даниил Булдаков: До 2021 года запустят еще два модуля: универсальный узловой и энергетический.  У этого модуля сразу шесть стыковочных узлов. Между прочим, подобного еще не было. Затем отправим энергетический, который сможет давать не менее 18 кВт, полностью покрывая нужды российского сегмента - пока энергию для него поставляет только "Звезда" (до 13,8 кВт), еще 2,5 кВт должен будет вырабатывать МЛМ. Кстати, у энергетического модуля внушительный объем - 92 кубометра. Для сравнения, сейчас весь наш сегмент - чуть больше 203 кубических метров, в основном отданных под научное оборудование. Так что в результате жизненное пространство для космонавтов серьезно увеличится. Образно говоря, мы запустим к МКС лабораторию, причал и электростанцию и обеспечим полную автономность и независимость российского сегмента.

Анастасия Шестакова: а что за надувной отсек может появиться на МКС?

Розов Влад, юнкор: За подобными технологиями большое будущее. Такие модули можно "сложить" на Земле и без лишних затрат вывести в космос: его размеры при запуске будут раза в три меньше, чем в "надутом" виде, благодаря им можно увеличить полезный герметичный объем и улучшить эргономику околоземных пилотируемых станций. Кстати, трансформеры могут использоваться не только на околоземной орбите - в будущем и на межпланетных комплексах и на планетных базах.

Ксения Ильчишина: Что происходит с "Ангарой"?

Роман Жужгов: Это одна из самых современных ракет в нашей линейке. Сейчас доработают для неё космодром Восточный.  У "Ангары А-5" есть все серьезные перспективы для использования. А, кстати, знаете, какая ракета признана в мире самой надежной? Конечно, наш "Союз", который был создан еще Королевым. И вот на открытый рынок пусковых услуг выходит западная компания OneWeb с беспрецедентным заказом на 21 запуск 672 спутников и говорит: "Мне неважно, на чем лететь, главное - надежность", поэтому и выбирает "Союз". Это рекордный контракт - больше 1 млрд долларов! А сейчас тот же заказчик, выбирая уже тяжелый носитель для запусков своих телекоммуникационных аппаратов, остановился на "Протоне", который тоже разработан даже не 20 лет назад. Наши иностранные партнеры для серьезных дорогостоящих миссий чаще выбирают наш "Протон". Так,  "ЭкзоМарс-2016" успешно стартовала именно на этой ракете-носителе.  Конечно, это не те "Союзы" и "Протоны" - они глубоко модернизированы, но Россия специально сохраняет прежние названия, ведь это история нашей славы.

Рахматулина Регина, юнкор: судя по нашему технопарку космическая индустрия будет развиваться?

Роман Жужгов: В ракетно-космической отрасли работают сегодня около 200 тысяч человек, но производительность труда у нас ниже, чем у основных западных конкурентов. Но есть еще потенциал. Реструктуризация производства позволит увеличить производительность как минимум вдвое, а загрузку оборудования - не менее чем на 30-40 процентов. Если в 2016 году экспорт составил 1,3 млрд долларов, то в 2017-м он вырос почти в полтора раза - до 1,9 млрд. долларов. Направления, по которым Россия лидирует, - это, безусловно, пилотируемые программы и двигателестроение.

Аверкин Марк: Ю.А.Гагарин воскликнул  знаменитое «ПОЕХАЛИ»! А сколько космонавтов побывало в космосе?

Куляпин Александр Сергеевич, учитель МХК и ОРКиСЭ: Начиная с первого полёта человека в космос на орбите побывали 556 человек (в том числе 61 женщина) из 37 государств. Самый длительный полёт осуществил россиянин Валерий Поляков (св.437 суток). Рекорд по суммарной продолжительности пребывания на орбите установил Геннадий Падалка (св.878 суток). Больше всего — по 7 полётов — совершили американцы Джерри Росс и Франклин Чанг-Диас.

См. фотоальбом

Киноклуб готовила:  Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, зам. Командира отряда, нач.киноклуба.