Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 февраля - День борьбы с ненормативной лексикой! 

Во времена правления Алексея Михайловича Романова бранные слова просто невозможно было где-то услышать, т.к в своде законов наказание за сквернословие было вплоть до смерти. При Петре I вышла книга «Юности чистое зерцало», где говорилось, что человек приличен только тогда, когда в его высказываниях и мыслях не будет мата.  Сейчас тоже имеется закон об оскорблении, но может в этом и есть проблема, что в наше время это не так сильно преследуется? Что человек не чувствует наказания?

В выпуске газеты «Звезда», накануне этого «ДНЯ» - я прочитала колонку с социологическим опросом. Например, Николай Башмаков, полковник в отставке, член Союза писателей РФ, считает, что «Убрать не нормативную лексику означает не просто уничтожить пласт народной культуры и языка, но и лишить русского реального «оружия». Эти слова спасают человека от болевого шока и «подавляют» страх. Уничтожают силы противника в боевой схватке».

Я заинтересовалась - кто же все-таки победит в этой схватке? Ответ нашла у Ксении Миловановой, ученицы 8”Б” класса: «Матом может говорить каждый, а вот культурно - увы, не все». Она четко подчеркнула, что наш народ не может быть культурным в каких-то эмоциональных ситуациях. Но всё зависит от воспитания. Так что борьба с не нормативными словами будет выиграна тогда, когда мы научимся быть более сдержанными и изъясняться литературно, используя  словарный запас высокой культуры.

А теперь о воспитании. Воспитание детей - это наиважнейшая задача и ответственный труд. «В суете современной жизни родители, ищут пути решения проблемы воспитания детей в различных школах и учебных заведениях, где, как им кажется, найдутся правильные воспитатели и преподаватели, а они своим вниманием и любовью воспитают своего ребёнка и он станет достойным гражданином нашей Родины».

 Вспоминая историю России, на ум сразу приходят известные русские полководцы А.А. Брусилов, адмирал П.С.Нахимов, граф Н.Н.Муравьев-Амурский, учёные И.И.Меллисино - Президент Московского университета, А.А.Нартов - изобретатель первого в мире токарного станка, композитор А.Н.Скрябин, В.И.Даль, Н.А.Бердяев... Вот как их оценивает современник: «Они, благодаря отлично выстроенной системе обучения и воспитания, кадетских духовно-нравственных традиций, заслужили почет и уважение, стали достойными патриотами Отечества» -Л.А.Кавелин - Архимандрит Леонид, Настоятель Троице Сергеевой Лавры».

У нас в школе всё есть:

- заместители директора школы по воспитанию и которые обеспечивают изучение предметов технической направленности и технологии (например, учитель  «Математики, информатики и ИКТ» А.С. Шуйский, способный ознакомить с возможностями робототехники, презентовать  проектные работы по информатике и робототехнике...).
- руководители  психологической, социальной работы;
- РОБОЛЭНД — лаборатория  инновационных образовательных технологий; 
- в школе неустанно идёт учебный процесс в  классах и обучаемые имеют множество достижений;
- учителя отдельных дисциплин (ОД): «Математика, информатика и ИКТ, история, география, биология...»;
- у нас школьники развивают познавательные способности с научным потенциалом;
- есть учитель музыки и пения…, готовятся номера художественной самодеятельности...( клуб гитаристов, например) и др.

Но давайте выйдем на исходный рубеж «прифронтовой полосы»: слово «образование» происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Бога. С самого рождения и до конца жизни нас воспитывают и дают знания учителя: с детства - отец и мать, в саду - воспитатели, в школе - учителя, в ВУЗе - преподаватели, на работе - руководители, по жизни - наставники. И от того, какие духовно-нравственные ценности вложат в нас в детстве и закрепят в юности, зависит как мы будем применять полученные знания, воспитывать и обучать своих подопечных.

Сегодня судьбу любой страны в век информационных технологий полностью определяют люди, владеющие возможностью принимать решения, влияющие на сознание гражданского общества. Как сказал Константин Петрович Победносцев еще в ХIХ веке, демократия – это власть денежных мешков, которые управляют обществом, используя продажных политиков и журналистов.

Спустя много лет великий писатель Андрей Платонов заметил: «русский человек может жить в одну сторону и в другую сторону — и в обоих случаях останется цел».

- кто же все-таки победит в этой схватке?

- есть только единственный способ — это победить.

Надо быть уверенным в своей культуре и опираться на ценности своего народа. В одиночку никто не победит. Можно победить только коллективно.

Давайте обратим свой взор на то, что продолжает сохранять нас людьми. Например, нынешние традиционные этносы Русского Севера, сохранившие сакральность и пронёсшие её в веках, как ничто другое восстанавливают в нас человеческое и традиционное, свою бытийную онтологическую основу.

Север, северные народы демонстрируют уникальную имперскую сочетаемость изначальных архаичных форм бытия, позволяющих оставаться людьми, и технологического развития. Народ всегда понимал смысл того, что совершает: и когда совершал революцию, а потом индустриализацию, и когда боролся с фашизмом, и когда осваивал Север.

Надо определится — что  станет мотивом духовного подъёма народа?

Надо — рождать те смыслы, которые должны вдохновить народ.

Прививка от расчеловечения — это традиция. Мы живём в потрясающее время, когда традиция становится революцией. Именно на Севере, м.б. в  Югре, живёт много традиций: дохристианские, христианские, советские — и я думаю, что эта революционность проявится очень ярко.

Победа — это условие выживания. Как говорил Конфуций: «Кто отпрыгнул дальше всех, будет прыгать ещё раз». Что для нас значит: тот, кто победит — будет жить в культурном «слое» истории.

Репортаж  юнкора МЦ СОШ №135 Рахматуллиной Регины.