Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Крещение Господне!Крещение Господне – один из главных двунадесятых праздников, который православные верующие ежегодно отмечают 19 января. С праздником Крещения происходит обряд очищения. Как сказано в Евангелии, в этот день Иисус Христос вошел в реку Иордан и принял крещение от Иоанна Крестителя. Тогда же миру впервые явилась Пресвятая Троица во всех трех ипостасях: с небес прозвучал глас Бога Отца о Сыне, Сын принял Крещение, а Святой Дух слетел на землю в виде голубя. Поэтому этот день называется Богоявлением.

Еще одно народное название Водокрещи праздник получил благодаря основному крещенскому обряду – водосвятию или водокрещению. Считается, что на Крещение Господне вода во всех открытых водоемах и даже в водопроводных трубах становится святой. Она не портится долгое время и используется как панацея от многих болезней.

Крещение Господне: народные традиции праздника

В этот день верующие, по традиции, посещают храмы и церкви для участия в торжественном богослужении, а затем омывают лицо или же окунаются полностью в водоемы с ледяной водой, чтобы смыть, таким образом, с себя все грехи, набраться здоровья на целый год вперед и возродиться для новой духовной жизни.

По давней традиции, освящение воды и купание в ней происходит под открытым небом, на берегу реки или озера. Устраиваются многолюдные крестные ходы к водоемам. Во льду вырубается крестообразная прорубь «иордань». В освященную прорубь окунаются все желающие, чтобы смыть грехи и оздоровиться.

Издавна крещенскую воду давали пить тяжелобольным, ею освящали жилища, колодцы, людей и животных. В освященную после Крещения воду девушки окунали калину или кораллы и умывались такой водой, чтобы щеки были румяными. В течение недели после Крещения не положено было полоскать в проруби белье, чтобы "черти не уцепились" и не вылезли наружу.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ: ПРИМЕТЫ

18 января православные христиане отмечают Крещенский сочельник (голодная кутья, голодный святвечер). В этот день готовят последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. Голодной ее называли от того, что с этих пор до следующего дня, пока не освятят воду в водоемах, люди не ели.

По традиции в это день готовят голодную кутью из риса, пшена или ячменя с изюмом и медом. Накрывают стол из постных блюд (пироги, вареники, соленья) - обязательно, чтобы их количество было нечетным. Семья садилась за стол с первой звездой, начиная трапезу со святой воды, и только потом приступали к остальным кушаньям.

Наш предки верили, что Крещенский Сочельник это последняя ночь и день, когда гадания и заговоры имеют особую силу.

Приметы на Крещенский Сочельник 18 января:

  • ·Какая погода 18 января - такой она будет и на масленицу.
  • ·Если на деревьях мало снега, то и ягод совсем не будет. Если же снег, наоборот, уже погнул ветки на деревьях – жди богатого урожая.
  • ·Если выпал снег в Крещенский сочельник – год будет урожайным.
  • ·Если слышится громкий лай собак – охота и рыбалка будут удачными.
  • ·Если кто-то из членов семьи болеет, его нужно обложить крещенским снегом, и болезнь отступит. 
  • ·Если в этот день на окнах и дверях начертить мелом кресты, можно защититься от нечистой силы.

Крещение Господне третий и самый большой праздник рождественско-новогоднего цикла, связанный с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней.

Раньше ее брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещенной. Люди верили, что святая вода лечит от различных недугов, придает бодрость и здоровье, поэтому был распространен обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер - ее сразу разливают после богослужения около церкви. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени.

Приметы на Крещение Господне 19 января:

  •     Если Крещенские морозы крепче, чем Рождественские - год будет урожайным.
  •     Если на Крещение ясная и морозная погода - лето будет засушливым.
  •     Пасмурна погода и снегопады - к хорошему лету.
  •     Считается, что в крещенскую ночь открываются небеса, а потому, о чем помолится человек - это обязательно сбудется.
  •     Если девушка утром 19 января встретит молодого мужчину, то выйдет замуж в этом году. Если встретится старик, значит, ходить ей в девках еще один год.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ, БОГОЯВЛЕНИЕ - ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ИСТОРИЯ, ИКОНОГРАФИЯ, СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

19 января 2018 года по новому стилю Русская православная церковь отмечает один из главных господских, двунадесятых праздников - Крещение Господне. Иное название – Богоявление, напрямую связано с событием, которое вспоминают в этот день. Крещение Иисуса Христа произошло на реке Иордан. В то время там проповедовал пришествие мессии, призывал к покаянию и погружал троекратно в воду пророк Иоанн Креститель, которого позже прозвали Предтеча. Когда Христос подошел к Иордану, Иоанн удивился и сказал, что ему надлежит самому креститься от Него. Но Спаситель ответил, что «надобно исполнить всякую правду».

Богоявлением этот праздник называют в память о чуде, которое случилось во время крещения. На Иисуса Христа с небес в виде голубя сошел Дух Святой и раздался глас, что назвал Его Сыном. Таким образом, присутствующим была явлена Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. Этим подтверждено, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Произошло явление Бога людям.

Главная особенность богослужения Крещения — это Великое освящение воды. Таким чином воду освящают всего два раза в год - в Крещенский сочельник 18 января, и в сам день Богоявления, 19 января, после Божественной Литургии.

Крещенская (Богоявленская) вода, освященная Великим чином, называется Агиасма. Это святыня и с нею надо обращаться с особым вниманием. Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой и натощак. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду без ограничений в течение всего дня.

В остальное время принято пить крещенскую воду по утрам или, в случае болезни, без определенного времени. Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишены возможности приступать к Причастию.

Крещение Господне: как правильно подготовиться и встретить праздник

Крещение Господне – один из главных христианских праздников. Им заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Возможно, ни один другой праздник не окутан таким количеством обрядов и суеверий.

– Как нужно подготовиться к празднику? Предполагается особый пост?

– Пост, установленный Церковью накануне праздника Крещения Господня, является одним из самых строгих постов, что объясняется, прежде всего, величием и важностью празднуемого события.

Так, в традициях Православной Церкви, мы можем заметить, чем выше и значительнее празднуемое событие, тем более ответственно и строго верующие подготавливаются к нему. Например, «праздник праздников» – Пасха Христова, имеет самый продолжительный период подготовки – почти сорокадневный пост и особая, Страстная седмица, когда верующие воспоминают страдания Спасителя, перенесенные Им «нас ради человек и нашего ради спасения».

Перед Рождеством Христовым также установлен многодневный пост, который усиливается накануне самого праздника – в Рождественский сочельник. Канун Крещения очень сходен с кануном Рождества, как, в принципе, и все богослужения, посвященные этим двум событиям. С чем это связано? С тем, что раньше, в Древней Церкви, события Рождества и Крещения Господня праздновались в один день, и этот «двуединый» праздник назывался Феофания, то есть Богоявление, или Эпифания, Явление, так как и Рождество, и Крещение – это свидетельство о том, что Бог пришел в этот мир и открыл Себя как Троица. Впоследствии трудами святителя Григория Богослова в IV веке эти праздники были разделены, а дни между Рождеством и Крещением стали особыми святочными днями, в которые всякий пост отменяется. И только ради важности праздника Крещения на его канун, то есть на 18 января по новому стилю, был установлен такой же строгий пост, как и за день до Рождества Христова.      

– В чем смысл праздника?

– Крещение Господне – это день, когда Иисус Христос вышел на общественную проповедь Евангелия, то есть благой вести о том, что отныне человечество получило возможность вновь соединиться со своим Богом. Крещение – это день, когда началась всемирная проповедь учения Христа. Весть о спасении мира продолжается до сих пор и будет провозглашаться до конца мира.

Этот праздник именуется еще Богоявлением, так как благодаря этому событию человечеству явным образом, а не прикровенно, как это было  в Ветхом Завете, было открыто, что Бог есть Святая Троица, благоволившая послать в этот мир Свою Вторую Ипостась – Сына Божия – для спасения человека от духовной смерти.

Изначально крещение совершалось на Иордане тем человеком, которого Священное Писание именует «гласом вопиющего» (Ис. 40:3) – святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном. Это был особый, установленный Богом обряд очищения людей, когда, погружаясь в воду, человек омывался от довлеющего над ним греха и получал от Бога силу бороться со своими страстями и пороками.

Зачем это было нужно? Грех, совершенный прародителями Адамом и Евой, разделил Бога и человека, воздвиг между ними некую духовную преграду, которую сам человек по причине своего бессилия не смог разрушить. Но спустя время Сам Бог становится человеком и приносит Себя в жертву на Кресте, чтобы уничтожить «средостение греха», ведь именно грех и был той преградой, которая отделяла нас от Бога.

Христос, Который Сам о Себе говорит, что «пришел, дабы исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3:15), будучи безгрешным, принимает крещение в Иордане, чем показывает, что Он добровольно берет на Себя грехи всего мира, чтобы впоследствии распять их на Кресте. Таким образом, Господь Сам, не имея в Себе греха, уподобляется последнему из грешников, уравнивает Себя с падшими и заблудшими только с одной целью: чтобы разделить с нами бремя наших грехов и подать исцеление нашим душам.

– Крещенская вода обладает особой силой? Как ее правильно хранить?

– Господь сошел в воды Иордана, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти. Этим действием Он вновь соделал водную стихию – стихию, ужасающую человека примером водного потопа, стихией жизни. Благодаря событию Крещения Господня мы вспоминаем то, о чем говорит нам Священное Писание с первых своих страниц: о том, что именно в воде зарождается первая жизнь.

Вода, получая от Бога особую благодатную силу, становится, по словам церковных молитв, «баней пакибытия», то есть той средой, которая имеет свойство очищать человека, совершенствуя его и возрождая к новой духовной жизни – жизни во Христе.

Именно поэтому мы в память о Крещении Христа Спасителя в водах Иордана ежегодно в этот день освящаем воду, которая становится Агиасмой, то есть «Великой святыней» для нас. И вода эта освящает не только человека, но и все, что его окружает.

Мы должны помнить о том, что освящение воды – это не только некий обряд. Хотя освящение воды в день Богоявления и не входит в число Церковных Таинств, но так же, как и в каждом Таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы можем набрать из-под крана на кухне, преображается и становится святой. В чине освящения воды, как и в каждом Таинстве, происходит самое главное: встреча человека с Богом, а значит и наше освящение и обновление.

Хранить святую воду, как и любую другую святыню, необходимо в чистом месте: по возможности возле икон. Впрочем, само слово «хранить» вовсе не должно означать «поставить и забыть». Согласно благочестивой традиции, каждый верующий употребляет несколько глотков этой святой воды натощак каждый день, за исключением только тех дней, когда мы готовимся приступить ко Причастию. 

– Зачем люди купаются в этот день? Это обязательно для всех?

– В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. Так, в празднике Крещения Господня главное то, что Сам Бог является человеку, спасает Его и дает ему возможность стать причастником Своей, Божественной жизни через причащение Телу и Крови Христовым. Важно также и то, что сегодня мы получаем доступ к той Божественной благодати, которая действует в нас через крещенскую воду. А вот купание в проруби – это вовсе не то, что должно иметь для нас хоть какое-нибудь значение.

С одной стороны, в традиции купания в проруби на этот праздник ничего плохого, в принципе, нет. Однако очень жаль, что в последнее время наш народ в день Крещения Господня больше стремится не в храм, не на богослужение, а к проруби. Многие объясняют подобное стремление тем поверьем, что если искупаться в этот день в такой «живой» воде, можно избавиться от любой хвори и смыть с себя все грехи, накопившееся за год. Таким образом, в представлении людей создается некий аналог того, что мы встречаем в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»: нырнул в чан с холодной водой – и вынырнул молодым и красивым. Подобные мысли – кощунственны, потому что отдают магией и язычеством. Человек путает духовное очищение и оздоровление, получаемые в Таинствах Святой Церкви, с неким магическим ритуалом, сулящим физическое здоровье вследствие погружения в воду, пусть даже и освященную перед этим священнослужителем чином Великого освящения воды. А если таковое усердие «окунуться в святой воде» совершается, мягко говоря, не совсем на трезвую, оно в еще большей мере оскверняет святость праздника Крещения Господня.

Исходя из этого, мы должны для себя уяснить, что сложившаяся традиция купания в холодных прорубях не имеет прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, а потому и не является общеобязательной для всех и, что особенно важно отметить, вовсе не очищает человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в наших СМИ.

– Когда стало впервые известно о чудесных, благодатных свойствах богоявленской воды?

– Дело в том, что Церковь никогда не считала своей задачей отслеживать те или иные чудеса, которые происходят с ее святынями. Проявление чуда – это вопрос веры, а вовсе не объект научного исследования. Чудо – это только толчок, который помогает человеку открыть  в своей душе Бога, а потому, если мы стремимся к тому, чтобы увидеть какое-нибудь чудо – это признак того, что нам, к сожалению, нужен не Христос, а лишь некая чудодейственная сила, магия. Так, по словам святого мученика Иустина Философа, главное чудо благодати Божией вовсе не в том, что совершаются какие-то видимые знамения и перемены в этом мире, а в том, что она внутренне преображает человека, делая его участником Вечной жизни во Христе.

Подготовлено юнкором МЦ СОШ №135 Елизаветой Блиновой.