Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Толочко А.М. в Киноклубе СОШ № 135.22 ноября в нашем музее состоялся Киноклуб, в гостях у которого был инженер ПАО "ПРОТОН ПМ" Толочко Андрей Михайлович. Андрей Михайлович рассказывал о ПАО ПРОТОН ПМ,о трудовых династиях. Завод гордится трудовыми династиями, чей общий стаж работы - полторы тысячи лет. Например, династия Филиных началась в 1961 году и продолжается до сих пор, а трудовой стаж составляет более 86 лет.

Также Андрей Михайлович рассказал о высоких требованиях к работе, потому, что если кто-то допустит малейшую ошибку и не ликвидирует её, не остановит дальнейшие работы - то пострадают все!. Только представьте, что будет, если в двигателе ракеты появится малейший недочет, и ракета взлетит, а потом взорвется. Поэтому каждому работнику "ПРОТОНА" нельзя допускать никаких малейших ошибок, а что у него останется на душе? А сколько пострадает людей? К порядку лучше приучатся с раннего детства, со школьной парты, именно тогда формируется ответственность и уважение к работе.
Встреча с опытным работником для школьников была познавательная, все внимательно слушали и даже задавали вопросы, на которые Иван Михайлович отвечал с радостью. Надеюсь, что таких встреч будет немало, ведь такие встречи побуждают ребят на то, чтобы они правильно определились с тем - кем они хотят стать по жизни, попробовать себя уже сейчас.

Когда-то Китай называл нас «старшим братом», а теперь нам надо у него учиться. А не поучиться ли… у себя? Было время, советская экономика росла на 19% в год, в то время как китайский рост, которым восхищаемся, никогда не превышал 10%, а теперь замедлился. Почему же не вспоминаем о советском экономическом чуде и не изучаем его? Кстати, китайцы очень даже изучают: целые институты заняты исследованием нашего опыта – и триумфов, и провалов.

Надо идти своим путём. В старину это понимали. Alter ego Льва Толстого Константин Левин пишет сочинение о сельском хозяйстве, где в основу кладёт не почву, не климат, а – характер труженика, его специфическую мотивацию, как сказали бы сегодня.

А что сегодня имеем? Сегодня сотрудник  Физтеха, один из руководителей  в королёвском НПО «Энергия», вытаскивает с глубокой пенсии тех давних мастеров, которые руками умеют то, что нынешние давно разучились. Вернее, чему не научились. Им было некогда: они получали высшее образование.

(Напомню, на всякий случай: «Сергей Королев запускал очередной спутник. Сроки поджимали, а документацию сделать не успели. Чертежей нет! А спутник надо сделать и запустить. Он пошел к рабочим. Так и так, говорит. Надо делать без чертежей. Я надеюсь на вашу рабочую совесть. И они сделали, и он полетел и сделал все, что должен был! Эти рабочие не были исполнителями, они были творцами».)

Это напрямую зависит от тех задач, которые стоят перед страной и которое ставит политическое руководство. Пока тут нет ничего внятного и определённого. К какой роли мы стремимся: передовой индустриальной державы или сырьевого придатка? Это главный вопрос. Нынешняя система образования ориентирована скорее на роль сырьевого придатка. Когда будет осознано - какого рода работники нам нужны?

Гораздо умнее и полезнее для всех было бы если б наши ученики получили после 8-го или 9-го класса какую-то внятную профессию. Научились чему-нибудь. Научившись – они стали бы уважать своё дело и, возможно, даже любить. Потому что человек любит то, что умеет, что получается, ему хочется повторить собственное достижение, он ощущает себя умельцем, знатоком, его самооценка повышается. Захочется ему потом ещё чему-то поучиться – никакие возможности для него не закрыты. Нынешнему большинству не нужна культурология с сопроматом – все хотят совершенствоваться в собственной специальности. Такие люди, имеющиеся во множестве – это подлинный показатель умелости народа. То, что сейчас всё делают роботы, - это инфантильный миф. Роботы хороши на массовом производстве, а работы бывают всякие.

Профессора часто говорят, что рабочим нужно высшее образование.  На деле вот те (немногие) рабочие, которым оно нужно – его и получат. Притом гораздо более осмысленным образом. А кому не нужно – будут просто совершенствоваться в своей специальности. Главное, чтобы они были умельцами, уважающими свой труд. Сегодня таких днём с огнём не сыщешь.

Есть мнение:  кончая школу, ученик выходит из нее глубоким варваром во всем, что касается умения жить нравственно, красиво и производительно. Специальных школ у нас поразительно мало, что же касается «общего» образования, то оно на верхах и в низах приготовляет белоручек, не умеющих заработать на кусок хлеба.

Когда-то давным-давно знаменитый филолог и лингвист академик Л.В. Щерба сказал: не люблю спорить и опровергать, потому что убедительное изложение своих мыслей само по себе опровергает иные точки зрения.              

Мне кажется, образование - это и есть то самое «главное звено», потянув за которое можно вытащить всю цепь. Из болота вытащить. Тут нужен взгляд прямой и трезвый.

Надо отрешиться от предрассудков и «мамашкинских» эмоций: ах-ах, как же деточка вдруг окажется без высшего образования, хотя бы подзаборно-политологического!

Нужно модернизировать систему профессионального образования. Нынешний рынок труда нуждается не просто в специалистах рабочих профессий, а в высококвалифицированных кадрах, которые должны обладать не только техническими навыками, но и хорошей теоретической базой, в некоторых случаях — владеть иностранными языками. Таких специалистов сейчас крайне мало, и они нарасхват. Уровень заработной платы у них, кстати, довольно высокий.

Большую роль играет всё-таки материальный фактор. Чтобы вернуть людей на производство, в строительство, сельское хозяйство, нужно гарантировать им высокую стабильную "белую" зарплату. Человек должен быть уверен в том, что он сможет прокормить себя и свою семью. Нужно гарантировать достойное социальное обеспечение и помощь с решением жилищных проблем.

Фотоальбом "Киноклуб 22.11.2017 г."

Юнкор МЦ СОШ №135 Пономарёва Анастасия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить