Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формированием тьюторской позиции и организацией   тьюторского сопровождения учащихся педагогический коллектив школы занимается уже не первый год. Педагогический коллектив школы рассматривает тьюторское сопровождение как  специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построения адекватной программы по его достижению.

Основным предназначением тьютора мы  видим:

—  оказание помощи ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, в осознании собственной  уникальности;
—  оказание помощи учащемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации и выработке ИОП;
—   организацию работы с индивидуальными учебными характеристиками.
—  обеспечение индивидуального предметного продвижения в разных областях научного знания;
—  оказание помощи учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;
—  развитие индивидуальной социальной активности ребенка;
—  обеспечение индивидуального  продвижения в разных сферах творческой, научной, спортивной и т.п. деятельности.

Результат тьюторского сопровождения выражается:

—  в достижении  каждым учащимся своего собственного образа;
—  в определении своего пути в образовании, осмысление своего заказа к образованию;
—  в принятии ответственности за свое будущее.

Исходя из вышеизложенного, становиться очевидно, насколько велика ответственность, которая ложиться на педагога, занявшего тьюторскую позицию в отношении своих воспитанников.

Каждый педагог нашей школы совмещает два и более функционала: учителя и классного руководителя, а так же администратора, педагога ДО, руководителя ДШО или УТМ и т. д. Мы не ставим цели вводить в школе еще и должность тьютора.  Важнее организовать работу таким образом, что бы педагоги разобрались в основных понятиях тьюторства, приняли  их и затем начали  формировать в себе необходимые компетентности тьютора, осуществляя пробы в своей практической деятельности. При этом, считаем мы, будет целесообразнее, если каждый специалист, работающий с детьми, не зависимо от выполняемого функционала, будет компетентным тьютором. Таким образом, в школе сложились определенные модели тьюторского сопровождения, которые представлены в таблице.

Позиция тьютора в функцинале:

Функция тьютора

завуча профильной школы

Помощь учащемуся в самоопределении и выработке ИОП.

куратора потока

Помощь учащемуся в осознании своих образовательных интересов.

Обеспечение  предметного движения в разных областях научного знания.

классного руководителя

Развитие индивидуальной социальной активности ребенка

Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность саморазвития и  самовыражения в ходе образовательного процесса.

руководителя УТМ

Помощь учащемуся в осознании   профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации и выработке ИОП

Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса.

руководителя исследовательских работ

Обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания.

Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования в ходе образовательного процесса.

педагога-психолог

Помощь ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, в осознание собственной  уникальности.

учителя - предметника

Работа с индивидуальными учебными характеристиками.

Помощь учащимся в освоении технологий, обеспечивающих возможность самообразования в ходе образовательного процесса.

педагога –стажиста

  

 

Обеспечение индивидуального движения молодых педагогов в их профессиональном становлении

администрации школы

 

Обеспечение индивидуального развития педагогов школы в их освоении тьюторской позиции

Интересна модель учащегося – тьютора, которая тоже имеет место в практике нашей школы.Его тьюторская функция проявляется в оказании сопровождения саморазвития   социальной активности ребенка.

Одним из важных и непростых вопросов в совместной деятельности тьютора и тьюторанта является момент установления сотрудничества. Как создать благоприятные условия, при которых педагог сможет проявить свои тьюторские позиции, а «юноша, обдумывающий житье» захочет  сотрудничать с педагогом, готовым оказывать тьюторское сопровождение? 

В нашей школе такие условия созданы, благодаря реализации разработанной образовательной программы «Мои университеты» Идея программы «Мои университеты» заключается в  создании насыщенной рефлексивно-проектной среды, позволяющей молодым людям сформулировать собственные профессионально-жизненные замыслы и проверить их обоснованность на практике, увидеть в настоящем очертания собственного будущего.Программу реализуется в четырех модулях: образовательном, проектно-деятельностном, рефлексивно аналитическом и в модуле самоорганизации.

В образовательном пространстве школы полного дня моделируются реалии современной жизни, в которые попадут старшеклассники в ближайшем будущем. И это  важнейшие особенности современной российской системы высшего и среднего  профессионального образования:

 а) состоящей из учебных заведений  различного статуса;
 б) двухуровневая системы «бакалавриат-магистратура»;
 в) процедуры поступления и переходов из одного учреждения в другое,
г) балльно-рейтинговой  системы оценивания;
д) повышение доли самостоятельной работы студентов;
е) сочетания инвариантной и вариативной компонент учебного плана.

Учащиеся, принимающие участие в реализации данной программы, постоянно оказываются в ситуации выбора, они изучают желаемый образ жизни, стоящий за выбираемой профессией, а так же разрабатывают образовательные проекты, направленные на достижение собственных профессионально-образовательных целей.

Они постоянно находятся в условиях интерактивной  деятельности,  направленной  на уточнение и коррекцию собственных профессиональных намерений. Им предстоит выбирать:

  • краткосрочные курсы, принимая участие в которых они реализуют свои профессиональные и (или) личностные интересы и развивают способности;
  • мастер-классы, проводимые взрослыми – профессионалами в тех видах деятельности, которые выбрали ребята (проводятся в форме пресс-конференций с профессионалами)
  • компетентностные пробы в различных видах профессиональной деятельности, организованные самими учащимися и (или) по их заявке.

При этом, учащиеся оказываются в ситуации необходимой самостоятельности. Молодые люди учатся структурировать в соответствии с собственными интересами время, «ненормируемое» взрослыми, преодолевать трудности образовательного, коммуникативного и психологического характера.

Программа содержит различные формы досуговой (внеклассной) активности, которые проектируются самими учащимися  и сопровождаются тьюторами. Это:

  • разработка и реализация проектов как школьных событий.
  • запуск различного рода «площадок по интересам» (клубы, кружков и т. п.).

Таким образом, принимая участие в образовательной программе «Мои университеты»каждый учащийся формирует собственную индивидуальную образовательную программу, которая и приведет его к достижению  целей.

Программа реализуется при активном участии педагогов, которые устанавливая личностные контакты с учащимися, осуществляют тьюторское сопровождение учащихся. Этому способствуют игровая ситуация, связанная с обучением в университете, во  время которой учащиеся осваивают балло-рейтинговую систему оценки результатов образовательной деятельности, принимают участие в рефлексивных семинарах, защищают собственные проекты, составляют свой органайзер -портфолио, в котором фиксируют свои достижения. Педагоги-тьюторы проводят занятия и краткосрочные курсы, сопровождают проекты учащихся их профессиональные пробы, а так же проводят рефлексивные семинары.

Условия, созданные благодаря образовательной программе «Мои университеты», расширяют образовательное пространство учащихся  старшей ступени, выводя их за пределы узкоориентрованных  школьных предметов и внеклассных мероприятий и предоставляют  возможность для организации сотрудничества учащегося и педагога, осваивающего тьюторские позиции.

Учитель технологии
МАОУ СОШ №135 г. Перми
Буянова Алла Геннадьевна

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить