Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На выставке "Красный день календаря" в "Фестивальном доме" 5 ноября студия «Династия» СОШ №135 побывала в «Фестивальном доме», где работает выставка «Красный день календаря», которая рассказывает о том, как праздновали 7 ноября в разные годы. На выствке состоялась дискуссия, посвящённая Октябрьской революции 1917 года, и тому, как это событие отразилось на жизни пермяков. В дискуссии  участвовали доцент кафедры культурологии и философии Пермского института культуры Андрей Бушмаков и ведущий научный сотрудник отдела истории Пермского краеведческого музея Дмитрий Лобанов, модерировал беседу  директор Пермского государственного архива социально-политической истории Сергей Неганов.

В МЦ СОШ №135 тоже шёл разговор о значении этого события — 100-летия Великого Октября.

Н.Ш.: Что для вас Октябрьская социалистическая революция?

А.С.: Мне выпало время, когда проходили события, которые можно увидеть на выставке «Красный день календаря». Когда я учился мы изучали работу В.И.Ленина «Развитие капитализма в России». На уроках истории Октябрьская революция была представлена как ответ русского народа на трёхсотлетнее правление немецкой династии, крепостное право, голод, помещичьи забавы, земляные полы и соломенные крыши в деревнях, долговую крестьянскую кабалу, двенадцатичасовой рабочий день, гнилое мясо на флотских камбузах, Ходынку, Кровавое воскресенье, Ленский расстрел, ненужные войны с Японией и Германией и т.д.  Народ жил в таких условиях, что средняя продолжительность жизни в России в 1913 году составляла не более 33 лет, а первые земские больницы для народа начали появляться только после 1864 года, можно продолжить список таких фактов.

Н.Ш.: Революция играет роль для развития культуры или всё изменяется в худшую сторону?

А.С.:  Мечта любого народа – жить справедливо, трудиться ради собственного и общего блага.  А революция 1917 года, к сожалению, толком  не изучена. Для многих чрезвычайно затруднительно будет ответить, например, на вопрос, какая революция произошла раньше: Февральская или Октябрьская. Усвоение даже таких азбучных истин – лучший способ времяпровождения в школьные каникулы и ноябрьские праздники.

Судя по множеству публикаций, можно сказать. что XIX век во многом обязан Французской революции, ХХ век всем своим развитием обязан Октябрю 1917 года. Россия в ХХ веке повела за собой весь мир.

В самой России революцию можно сравнить с петровским преображением, с эпохой Ивана Грозного, с Куликовской битвой – самыми пассионарными событиями в нашей истории. 

Революция 1917 года породила и новую великую русскую литературу, от гениальнейшей поэмы Александра Блока «Двенадцать» до «Тихого Дона» Михаила Шолохова, от поэзии Маяковского и Есенина до прозы Андрея Платонова и романа «Хождение по мукам» Алексея Толстого… и т.д.

Н.Ш.: Что хотели сделать власти того времени и что хотят нынешние?

А.С.:  Был создан СССР, великое государство, построенное всё-таки на принципах социальной справедливости. СССР не был ошибкой истории, преступлением «кучки большевиков». К сожалению, я застал социализм уже разлагающимся, вождей партии такими, что заразиться идеями, которые они бубнили с трибун, было невозможно. В 90-е годы мы увидели то, что мы потеряли.  Что строим сейчас – не ясно. Судя по разговорам в общем, живём без целей, без идеалов, мечты, и это рано или поздно может привести к новому взрыву, новой революции.

Н.Ш.: А что вас больше всего «трогало за живое» в событиях, которые мы относим к Октябрьской революции?

А.С.: Недавно президент России В.В.Путин заметил, что революция имела не только негативные, но и очевидные положительные последствия. В.О. Ключевский так говорил: «Прошлое надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не унесло своих последствий».

Академик В.И. Вернадский, в своё время, поставил вопрос о необходимости создать Комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). Император Николай II поддержал академиков. Главным результатом КЕПСа стало понимание роли транспортной, инфраструктурной связности в индустриальном соревновании мировых держав.

В.И. Ленин позже взял на вооружение КЕПС: идея комплексного развития стала одной из системообразующих после Октябрьского переворота. По его указанию во время Гражданской войны начались работы по вопросам размещения промышленности, приближения её к источникам сырья, изыскания всех видов сырья для промышленности, поисков и использования ископаемого топлива, электрификации. Большевики стали продолжать то, что оказалось непосильным имперской власти.

На базе КЕПС был создан механизм ГОЭЛРО, а позднее – Госплан, от КЕПС «отпочковалось» 16 исследовательских институтов, а уже в 1970-е годы была создана и реализована концепция территориально-производственного комплекса страны.

Россия форсированно прошла процесс перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному и оказалась перед новыми вызовами.

Н.Ш.: как вы будете встречать эту дату?

А.С.: Россия — страна революции. Революционерами, по-видимому, были бунтующие стрельцы, Пугачёв и Разин, декабристы и народовольцы...Пушкин пел о звезде пленительного счастья, Лермонтов провидел "год, России чёрный год, когда царей корона упадёт", Достоевский знал, что революция неизбежна, и писал своих "Бесов", Толстой был "зеркалом русской революции"... Буду всё свободное время читать  и смотреть об Октябрьской революции.

Н.Ш.: что нового планируется в нашем школьном музее и студии?

А.С.: У нас большая активность под знаменем патриотической идеи, где самая эффективная — идея Победы. Готовим материалы и экспозицию победы в Сталинградской битве.

Фотоальбом "Красный день календаря"

В МЦ СОШ №135 беседовали военкор Анастасия Шестакова и учитель Александр Сергеевич Куляпин.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить