Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лесоводы школы № 135.Более полувека каждое третье воскресенье сентября Россия отмечает День работников лесного хозяйства. Ученики 8В класса посадили саженцы ели к встрече юбилейного года - 30-летия школы и пришли к ним посмотреть и проверить: как они прижились? Все — кто участвовал в посадке елей сфотографировались рядом с ёлочками, которые очень хорошо себя чувствуют.

МЦ: ребята! Вам нравится эта незаметная аллея из ёлочек?

Ксения: школа как родительский дом, здесь начинается история личной жизни каждого. Очень хорошо когда она начинается с посадки дерева. Ведь лес-национальное богатство, а деревья, нами посаженные, — богатство школы.

АС: есть такая поговорка «Лес богаче царя».

МЦ: а что это значит?

АС: Наверное авторы поговорки имели ввиду, что богатство леса — в бесконечном его возрождении. Лес чудесен: пока жив, отдаёт себя, не скудея, всем, кто в нём имеет потребность. Но при одном условии: чтобы с ним обходились по-царски, а не по-холопски. Без леса земля превращается в пустыню. Если мы выйдем в лес, который рядом со школой, где проходят уроки, дни ЗОЖ и просто прогулки, сбор ягод и грибов — то увидим сообщество древесных семей, где есть старики, есть родители, сыновья и дочки. Так и здесь в школе. 30 лет назад посадили деревья, потом берёзы и каждый выпускник школы, покидая её оглядывается назад: запомнить получше счастливое место, насквозь пронизанное солнцем, окружённое размашистыми елями, забрызганными в утренний  час  росой…

МЦ: а мы их увидим?

АС: размашистыми они будут лет через 40(сорок)!

МЦ: может быть надо было посадить сразу деревья?

АС: втыкать тут сосны по пять метров высотой? - Это большая ошибка: чем старше дерево, тем сложнее оно приживается. Например, у сосны корневая система — стержневая, и если мы выкопаем дерево в возрасте 10 лет, то где-нибудь да повредим его корень.

Именно поэтому для создания леса используются крохотные сеянцы (статус саженцев такие получат только к трем годам) — они практически не видны после всходов травы.Так и мы поступили в школе! Ученики 8В класса проходили профессиональную пробу: садили именно крохотные сеянцы.

Но дело в том, что работники леса готовят целые поля под лесные культуры, где «вскапывают» почву (подготовка почвы) почти так же, как под овес: но только борозды для деревьев отстоят одна от другой на 3–3,5 метра (это нужно для ухода за растениями). Шаг между сеянцами в борозде — около 70 сантиметров. «Слишком тесно, — подумает биолог-любитель. — Деревья будут мешать одно другому». На деле же все сложнее.  Так создаются условия для естественного отбора: — на одном гектаре помещается в среднем 4000 сеянцев. Из них достигнет полного роста приблизительно 500, а это 350 кубометров древесины. В это сложно поверить, но в лесном хозяйстве подсчитаны все деревья, и специалисты лесного хозяйства знают, в каком состоянии каждое из них.

МЦ: Мы готовили место посадки, копали ямки, поливали… А как в лесу?

АС:  В лесу для укоренения сеянцев используется меч Колесова — чудо-изобретение.  Гениальное в своей простоте устройство было придумано в 1883 году директором Харьковского земледельческого училища Александром Колесовым,  меч — это лопата с коническим штыком и двумя рукоятями. С его помощью делается глубокая лунка, в которую помещается растение с открытой корневой системой. Потом рядом еще один укол — и корень зажимается.

«Деревья», которые были посажены  сейчас  заметно выше, растения возле них скошены. А в лесу пока сосенки или ёлочки маленькие и слабые, их могут задушить сорняки. Как бы странно это ни прозвучало, один из них — береза!

МЦ: А что может угрожать нашим ёлочкам?

АС:    В этом возрасте самый опасный враг— человек. Наиболее сложный период для молодняка, особенно высаженного у дороги. В это время предприимчивые сограждане пытаются сэкономить на предпраздничных расходах. Чтобы защитить деревья, придётся прибегать и к помощи ВАС -  учеников!

Ксения: Ребята! Знайте! Человеку, непосвященному в лесные дела, может показаться, что лес - это только природное явление. Такое представление не совсем верно. Лес - творение человеческих рук. Его растят, берегут, за ним ухаживают.

Работы выполняемые лесоводами, условно можно было бы подразделить на два производства. В первое входит охрана леса, защита его от болезней и регламентация пользования его дарами. во второе - лесохозяйственные работы по посеву и посадке леса, уходу за ним, прокладка лесных дорог, заготовка и переработка лесных продукции.

Первая часть работы в лесхозах выполняется лесной охраной. Лесохозяйственные работы производят чаще всего кадровые рабочие лесхозов и лесничеств. Для удобства охраны лесов и ведения в них хозяйства все лесные земли страны делятся на небольшие участки - лесные кварталы. Площадь их зависит от того, где находится лес и какова его ценность. Сто гектаров - оптимальная величина лесного квартала.

Лесник - первая рабочая должность лесной охраны.   Он, помимо охраны леса, участвует   во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его обходе. Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом. Должность лесника требует определенной теоретической подготовки по биологическим и техническим данным, которые лесники приобретают в лесных школах, школьных лесничествах,  и на специальных занятиях в лесхозах. И всё же одних теоретических знаний, которые получает человек, решивший стать лесником, мало. Есть таланты, которые проявляются только непосредственно при соприкосновении с делом. И среди них профессия лесника.

Лес, в котором трудишься, знать приходится досконально. И никакие книги личного знакомства с ним не заменят. Лесники - посредники между обществом и природой. И нет ничего удивительного в том, что хорошее отношение к ним распространяется и на лес. Заслужить такое доброе отношение может только культурный, честный, добросовестный, работящий человек. Лесники обладают и специфическими душевными качествами свойственными людям лесных профессий: это любовь к природе, смелость, находчивость, выносливость.

МЦ: Александр Сергеевич! У нас школа современных технологий! А при чем тут посадка леса и наша робототехника?

АС: Очень хороший вопрос! На соревнованиях по робототехнике одна из команд, кстати, представила проект использование роботов при тушении пожаров. Но я хочу о другом рассказать! Есть группа лесной биотехнологии Института биоорганической химии РАН! У Российской академии есть огромные наработки в новой и чрезвычайно важной отрасли науки. Ученые не только конструируют хромосомы деревьев, внедряя в них гены, несущие полезные для человека свойства, но и клонируют наиболее ценные породы растений.

МЦ: А в чём ТЕХНОЛОГИЯ?

АС: учёные попробовали технологиюсоматического эмбриогенеза. Суть его вот в чем: из отдельных клеток ценных растений нужно было инициировать зародыш, такой же, как в семенах. Но в семенах зиготический (полученный в результате слияния половых клеток) эмбрион, а этот — соматический (выращенный из обычной клетки растения).  Добиться развития зародыша удалось, но возник вопрос — как из него получить семена, такие же удобные с точки зрения использования, как и обычные. Никто же не будет высаживать эмбрионы, долго над ними хлопотать, чтобы они прижились. Учёные придумали капсулу из альгината — биоразлагаемого, безвредного для растений полимера. С такими капсулами можно работать, сеять с их помощью семена.

Учёные разработали дизайн новой генетической конструкции, определили, что она должна изменять, какой признак она будет нести. Затем эта конструкция клонируется. То есть в хромосому вживляется комплекс генов, который должен изменить определенные признаки растения, затем создаются клоны клеток с этими хромосомами, после чего из них выращиваются семена.

МЦ:  А как связаны ТЕХНОЛОГИЯ  и  ЭКОЛОГИЯ?

Несмотря на засилье цифровых технологий, потребление целлюлозы и древесины не уменьшается. Все думали, что сейчас будет эра полимеров. Но они производятся в основном из ископаемых углеводородов, а это исчерпаемый ресурс, и цена его в определенных ситуациях может быть очень высокой. Кроме того, это не «зеленая» технология, а «грязная».

МЦ: А зачем вообще такие сложности. Не проще ли естественное размножение с помощью обычных семян?

АС:  Восстановление леса может идти быстрее. Раз нельзя не рубить, значит, нужно выращивать новое. Срок аренды у нас сейчас — 49 лет, за это время в хвойных лесах можно срубить то, что есть, посадить новые деревья, и больше ничего. С лиственными растениями есть шанс срубить то, что было, посадить новое и потом срубить еще раз. При ускорении роста можно увеличить количество таких циклов.

МЦ: какие растения самые перспективные?

АС: Самая распространенная гибридная осина— североамериканская. Есть, например, тополь дрожащий, populus tremula, а его гибрид с populus tremuloides — очень продуктивное растение.

Сейчас организованы  посадки в пяти субъектах РФ.  Это 300 гектаров в республиках Татарстан, Марий Эл, а также в Воронежской, Вологодской, Кировской и Московской областях.

РЕБЯТА! Садите деревья! Участвуйте в экологических акциях! Не забывайте, что эти сеянцы нам подарил наш партнёр - городской комитет охраны природы, которым руководит З.В.Ильинская, в прошлом инженер-лесовод.

С нами беседовал наш руководитель МЦ СОШ №135 - Александр Сергеевич Куляпин — в прошлом лесной врач, инженер-лесопатолог.

Открыть фотоальбом "Лесоводы школы № 135"

Репортаж юнкоров МЦ СОШ №135 Ксении Ильчишиной и Елизаветы Блиновой.

{jcomments on}