«Не для школы, а для жизни мы учимся»
Луций Сенека

C докладом на VI Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Пермского края «Основы цифровой дидактики в технологическом образовании»  выступила учитель технологии СОШ №135 Кулёмина М.П. С ней встретились военкоры МЦ СОШ №135.

Куляпин А.С., тьютор:

- Сегодня только ленивый не говорит об искусственном интеллекте. Математические модели, имитирующие биологические нейронные связи, используют в самых разных областях современной жизни наряду с иным программным обеспечением. Переход в цифровую цивилизацию, безусловно, открывает новые перспективы развития. 

Помните, у Ф. И. Тютчева: 

"О вещая душа моя, 
О сердце, полное тревоги -
О, как ты бьешься на пороге 
Как бы двойного бытия!.." 

Эта поэтическая метафора, похоже, становится новой реальностью, вытесняя прежнюю, преимущественно связанную не только с теологическим, но с биологическим пониманием природы человека. 

Кулёмина М.П., учитель технологии:

- Тем, кто уверен, что человек - всего лишь особого рода машина, порекомендую заглянуть в знаменитый труд великого математика, отца кибернетики и теоретика искусственного интеллекта Норберта Винера "Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество": "Я говорю здесь о машине, но не только о машине из меди и железа…нет особой разницы, если эта машина изготовлена из плоти и костей". 

Отношение к человеку как к машине вовсе не новость сегодняшнего дня. Великие анатомы прошлого, не говоря уже об ученых-механиках Нового времени, рассматривали человека как некий физический объект, который, как им казалось, существует по законам науки, общепринятым в конкретный исторический период времени. Помимо естественно-научного понимания человека как машины существовала и социальная трактовка этой проблемы. В древности раб рассматривался как биологическая машина для выполнения конкретных работ и услуг, лишенная не только юридических прав, но и претензий на признание его человеческой сущности. 

Блинов Илья, военкор:

- Но до ХХ столетия никому и в голову не могло прийти, что лучшая математическая модель кота - это живой кот. Писатели-фантасты ХIХ столетия с восторгом писали о возможных научных открытиях, которые сделают человека повелителем мира. И только в прошлом веке они всерьез почувствовали своевольность поведения искусственной среды. В эпоху индустриализации в XVIII - XIX веках был возможен бунт человека против машин, но только в ХХ - бунт машин против человека. Алексей Толстой в 1924 году нелучшим образом приспосабливает к новой советской аудитории пьесу Карела Чапека именно с таким названием - "Бунт машин". В стране, где индустриализация начнется только через пять лет, она кажется буржуазным вымыслом. 

"Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении". Н. Виннер

Пономарёва Анастасия, военкор:

- "Кто кем повелевает? Технология нами или мы ею? Она ли ведет нас, куда ей вздумается, хотя бы навстречу гибели, или мы можем заставить ее покориться нашим стремлениям? И что же, если не сама технологическая мысль определяет эти стремления?" 

Примечательно воспоминание великого шахматиста Анатолия Карпова о попытке его учителя, первого советского чемпиона мира Михаила Ботвинника создать компьютерную программу для победы над Тиграном Петросяном, которому он уступил шахматную корону. На вопрос Карпова, что же будут делать живые шахматисты в случае успешного создания машинного алгоритма, Ботвинник ответил: "Мы будем обслуживать программу". 

Шестакова Анастасия, военкор:

- Способен ли человек противостоять искушению стать придатком машины, обеспечив себе этим беспроблемную жизнь? В конце концов, если возможен обмен ценностей на комфорт, то почему невозможен компромисс с искусственно созданной средой? Некоторые ученые всерьез озабочены физиологическими изменениями в представителях "поколения Z", которые вырастают в виртуальной среде, где они чувствуют себя много комфортнее, чем в реальной жизни. Насколько необратимы эти процессы? И готовы, а главное - хотим ли мы приспосабливаться к этому новому искусственно творимому нами миру, где торжествует целесообразность, а не ценностные категории бытия?

Куляпин А.С., тьютор:

- В любом случае нам придется заново отвечать на многие вопросы, которые затрагивают глубинные, фундаментальные основы человеческой жизни. Не случайно так остро встает вопрос о гуманизации современного общего и высшего образования. Творя искусственный мир, человек должен сохранить свою сущность, несводимую к самым сложным математическим формулам. Нам нужно посмотреть на этот мир глазами Сганареля из мольеровского "Дон Жуана", который изумился, услышав, что его барин верит только в то, что дважды два равно четырем.

Кулёмина М.П.:

- В законе "Об образовании в РФ" появился новый термин - "практическая подготовка".  Как готовить кадры для предприятий "под ключ"? Учиться, не отрываясь от производства, - на этой идее построена система дуального обучения в Швейцарии, Германии, Австрии. Три четверти 15-летних выпускников школ Швейцарии идут получать именно среднее профобразование. Главенствует принцип: вначале выбирают не учебное заведение, а именно место стажировки. Нашел готовое тебя обучать предприятие - считай, поступил. В целом стажировки находят 95 процентов выпускников средней школы: в систему образования включено 40 процентов всех работодателей страны.

Как правило, четыре дня в неделю швейцарские студенты проводят на производстве. Работают и получают зарплату. А параллельно осваивают теорию в профессионально-технической школе (аналог наших техникумов и колледжей), изучают экономику, право, языки, профильные предметы. До 70 процентов остаются работать на том же предприятии. Многие потом, не отрываясь от производства, поступают в высшие технические школы и академические вузы.

Идет кардинальная трансформация рабочих профессий. Мастер по уровню подготовки приближается к инженеру, который может управлять высокотехнологичным оборудованием.

В топе по популярности у школьников - профессии врача, военнослужащего/полицейского и программиста. Но большинство российских учеников имеют очень смутное представление о реальном мире профессий. Сергей Кравцов, министр образования РФ считает, что  систему профориентации в школе нужно поднять на качественно новый уровень. Причем начинать эту работу нужно еще в начальной школе. 

Исследования Рособрнадзора показали достаточно низкий уровень осведомленности восьмиклассников о профессиях. Участникам было предложено указать хотя бы две профессии, кратко охарактеризовать круг обязанностей, назвать два предмета из школьной программы, которые необходимо углубленно изучать, чтобы освоить эту профессию. С заданием полностью справились от 5 до 17 процентов учеников. 

Кардинально изменится предмет "Технология". Разработана новая концепция его преподавания. Школьники будут каждый год знакомиться с несколькими профессиями. Промышленный дизайн, технологии цифрового моделирования и производства, робототехника, электротехника, технологии обработки пищевых продуктов и многое другое. Причем уроки должны проходить не только в школе, но и на базе вузов и даже детских технопарков. Последние в рамках нацпроекта откроются в каждом крупном городе. Всего 245 технопарков "Кванториум", где школьники будут паять свою первую плату или изучать цифровую печать.... 

"Необходимо учить ребенка осознанно выбирать свою профессиональную траекторию, важно сформировать у него этот опыт еще в школе, - подчеркнул гендиректор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" Роберт Уразов. - По нашим оценкам, 80 процентов российских школьников не умеют или не хотят совершать осознанный профессиональный выбор".

Есть два главных фактора, которые влияют на это. Первый - доступ к интернету. Второй - опыт общения с носителем профессиональных компетенций. Принцип такой: хочешь больше знать о журналистике - пообщайся с журналистом. Хочешь узнать о медицине - пообщайся с врачом.

"Если ребенок не видел настоящего инженера в школе, он не будет понимать, зачем ему изучать математику или естественные науки, - рассказал Директор департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер. - Международное исследование PISA показывает: 15-летние девушки чаще хотят быть врачом или учителем. Юноши выбирают менеджмент и инженерное дело. Но все это профессии XIX и XX века".

Вот лишь несколько профессий из списка топ-50 самых востребованных и перспективных по версии Минтруда: администратор баз данных, графический дизайнер, лаборант химического анализа, мехатроник, специалист по тестированию в области информационных технологий, техник по биотехническим и медицинским аппаратам и другие. Как с этими профессиями можно познакомить школьников? Расширять профориентационные программы - и это не только "фестивали профессий", экскурсии на предприятия и "университетские субботы" для детей. По словам Сергея Кравцова, нужно менять саму школьную программу, ориентировать ребят на то, где и как они смогут свои знания применять.

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор;
Кулемина М.П. - учитель технологии;
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич