5 мая 2023 г. военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова прибыли по повестке в Музей пермской артиллерии. Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ) там провел ежегодные Пермские военно-исторические чтения к Дню Победы – 2023.

Учитель СОШ №135 Александр Куляпин выступил с докладом «Роль музея в патриотическом воспитании учащихся на примере работы школьного музея «Истории Пермского кино и ТВ».

См. фотоальбом

Чтения прошли при поддержке Администрации губернатора Пермского края, Агентства по делам архивов Пермского края и проекта «Историческая память» партии «Единая Россия». Целью Чтений является представление общественности реализуемых в Пермском крае проектов, посвященных истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В ходе Чтений прозвучали доклады пермских историков, архивистов, работников музеев, педагогов и представителей общественных организаций.
В ходе Чтений представители поискового движения Прикамья рассказали о результатах работы за 2022 год.
Участникам Чтений был представлен проект «Выдающийся конструктор артиллерийских систем Юрий Николаевич Калачников», который реализуется ПермГАСПИ при поддержке Администрации губернатора Пермского края, ПАО «Мотовилихинские заводы» и проекта «Историческая память» партии «Единая Россия». Проект посвящен Ю.Н. Калачникову, с 1965 г. по 1995 г. генеральному конструктору Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы»), создателю современных реактивных систем залпового огня и других передовых образцов артиллерийского вооружения.
В ходе Чтений были презентованы проекты предприятий Пермского края, посвященные трудовому подвигу их рабочих в годы Великой Отечественной войны: АО «ОДК-Пермские моторы», ПАО «Мотовилихинские заводы», АО «Пермский завод силикатных панелей».
На Чтениях были представлены проекты Пермского краевого учебно-методического центра «Авангард», Исторического парка «Россия – моя история. Пермский край», Пермского президентского кадетского училища имени Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации, Фонда мира, Пермской государственной фармацевтической академии, Пермского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, средней общеобразовательной школы № 136, средней общеобразовательной школы № 135 города Перми.
Участникам Чтений была представлена выставка «Портреты Пермяков Героев Отечества. Михаил Иванович Наумов», подготовленная ПермГАСПИ. Выставка посвящена Герою Советского Союза генерал-майору Михаилу Ивановичу Наумову, видному руководителю партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны, который осуществил первый конный поход в степях Украины по тылам немецких войск и единственный в истории офицер в звании «капитан», произведенный сразу в звание «генерал-майор». Был презентован урок о Героях, проводящийся в школах города Перми.
Все презентованные информационные порталы и базы данных включены в состав Единого Пермского общекраевого Банка Информации по Великой Отечественной войне.
Банк Информации размещен в сети Интернет по адресу:
https://www.permgaspi.ru/bank.
https://www.youtube.com/watch?v=gXgs0QC7UBk&t=1s 

Александр Сергеевич рассказал о работе музея и рубриках на школьном сайте, которые содействуют воспитательному процессу.
Мы, Россия, народы, которые ее населяют — при всех наших проблемах и недостатках, — обладаем собственной ценностью, уникальностью, утратить которую означает утратить себя. Поэтому работа строится для исполнения Указа Президента РФ от 09.11.2022г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Разрушение идеологического, экономического и жанрового монополизма в российской культуре — очень непростая, но принципиально важная задача. От ее выполнения во многом будет зависеть наша «большая» победа.
Схватка эта идет не только на Днепре или под Донецком. Сложно победить, когда значительная часть населения не понимает важности происходящего. Когда общие цели туманны и неясны — да и вообще непонятно, что это такое, общее. Утрата общности и понимания того, кто ты есть на самом деле, — во многом результат отказа от собственной культурной традиции, той живой ткани, что связывает нас с прошлым и дает направление движения в будущем.
Важно — чтобы все понимали переход от слабости к силе.
Начнем с монгольского нашествия XIII века, которое, в силу разрозненности русских земель, привело к военному поражению с самыми катастрофическими последствиями. Погибла или попала в рабство половина населения, исчезли 4/5 всех городов (около 1200). Казалось бы, историческая перспектива для русского человека зарублена раз и навсегда. Татаро-монгольское иго, продолжавшееся два с половиной столетия, по идее должно было растворить в себе остатки русской цивилизации. Но случилось удивительное: чужое владычество, напротив, оказалось раздражителем, не позволившим умереть национальному сознанию. Более того, осознав из-за смертельной угрозы ценность всего русского, оно возродилось уже без прежней местечковости, с целью создания большого общерусского государства. Уже с XIV века начинаются процессы объединения Руси, которые в правление «собирателя земель русских» Ивана III привели к появлению новой самостоятельной страны на карте Европы.

Смута начала XVII века во многом стала порождением не отстроенной системы управления, отсутствия, как сейчас сказали бы, «общественного консенсуса» между различными сословиями. Смута была не только войной с внешним врагом — по сути, она стала гражданской войной, не зря ей сопутствовал небывалый разгул, опять же в сегодняшних терминах, бандитизма. Потому Земский собор 1613 года не просто избрал новую династию — он означал «общественный договор», самый первый в истории русского государства. По его итогам оно существенно укрепилось и получило новую жесткую «скрепу» — династию Романовых, которая правила три последующих века. Заметим, что, несмотря на обилие дворцовых переворотов и зачастую весьма сомнительные права наследников на престол, сама власть Романовых не подвергается сомнению.

Отечественная война 1812 года наглядно показала, что галлицизированный, оторванный от народа правящий класс не имеет прочной основы в собственной стране и, что еще важнее, не способен серьезно использовать ее потенциал. Можно спорить, насколько справедлива советская версия о том, что именно «дубина народной войны» пришибла мечтавшего о мировом господстве Бонапарта, но разворот дворянства к собственному языку и культуре вследствие войны с французами, вне сомнения, привел Россию к тому расцвету, которого она достигла к концу XIX столетия (напомним, только численность населения за 100 лет выросла в четыре раза, с 40 до 170 миллионов человек). Интересно, что нечто схожее происходит и в Великую Отечественную войну — власть отказывается от абстрактной политэкономии, на которой изначально хотела построить весь жизненный уклад, и обращается уже к национальному, к русской культуре и истории, что было гораздо более сильным мотиватором для борьбы с могущественным врагом.
Как отмечают СМИ и передовые писатели, за последние 30 лет общества — это предельная, гипертрофированная экономизация всей нашей жизни. Жажда денег и торопливого, жадного потребления — вот та ось, вокруг которой, несмотря на бесконечные высокие слова власть имущих, до последнего времени вращалось все в стране. Пропитывая собой систему государственного управления, культуру, человеческие отношения, эта жажда, как яд, убивает все вокруг, потому как подменяет сложный комплекс обязательств, скрепляющих общество вместе, одной вроде бы простой и понятной мотивацией. Но это, во-первых, работает далеко не всегда — как показала нынешняя ситуация, даже высокий уровень финансовой компенсации не является для многих достаточным, чтобы идти умирать за страну, в которой они родились и выросли, притом никакой другой мотивации у них не наблюдается. А во-вторых, жажда личного обогащения — вектор силы, работающий, как правило, на одного, более того, сильно затрудняющий общее движение вперед. Чиновник думает не об общественном благе, а о том, как покрасивее «распилить бюджет» с участием собственной фирмочки. Режиссер не мечтает создать шедевр национальной культуры — он хочет произвести нечто, что «схавает пипл» (и это в лучшем случае, часто просто тоже «освоить» полученные от государства деньги, а на оставшееся слепить что-то на коленке). Бизнесмен, особенно покрупнее, всеми правдами и неправдами вывозит полученную прибыль на Запад, скупает там виллы и пентхаусы вместо того, чтобы вкладывать ее здесь, улучшая жизнь собственных сограждан.
Рыночно-экономическое понимание жизни, внушенное либерализмом, для нас в чем-то даже хуже марксистской идеологии, на основании которой когда-то тоже пытались устроить всю жизнь в России. Оно разрушает нашу общность, потому лишает возможности понимать общие интересы и, соответственно, коллективно действовать. Осознать это в обычной, мирной ситуации, да еще за блеском череды пресловутых «симулякров» было непросто. СВО без прикрас показала реальную цену того, как мы жили. Чтобы победить, мы должны измениться — но эта трансформация нужна нам для того, чтобы идти вперед.
В нынешнее время, при отсутствии органов пропаганды и агитации наша рубрика Герои нашего времени продемонстрировала настоящий патриотизм. Очень важно знать своих героев. Тех людей, которые борются, воют и отдают жизнь «за други своя». Герои идут и делают то, чего не хочется, что выполняется с огромным трудом.
Сегодня можно вспомнить старый добрый призыв: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!».
И наши школьные - медиа под руководством Александра Сергеевича Куляпина выбрала такую тему, одновременно медиацентр музея взял на себя миссию освещать подвиги наших героев - тех, кто не жалея жизни, материальных благ (всё что имели) - рискуют собственными жизнями. Выбирая тему, мы прекрасно понимали то, что не рассказывается и не распространяется по миру, будет просто потеряно и забыто, будто ничего и не было. Героями можно стать независимо от места рождения и своей национальности.
Люди так устроены, что им всегда всего мало, нужно больше ресурсов, еды, жилых домов, школ. В мирных целях это хорошо, так как повышается экономика и улучшается благосостояние людей и страны.
Мы считаем, то что мы документировали останется на века, и даже через 100 лет, наши внуки смогу узнать подвиги Великих людей, поэтому мы выбрали тему: «Герои Нашего времени».
Одна из наших задач – воспитание на примере патриотизма, о котором мы рассказываем и показываем в выпусках «Школьных Новостей» (статьях). Так как наше УТМ специализируется на «МЕДИА» (СМИ), а в нашем случае это сайт школы № 135 в социальных сетях. Таким образом, мы сделали своеобразный рассказ, чтобы донести информацию до всех о наших соотечественниках, которые на стороне добра за наш мир на Земле и кто отдал жизнь, самое дорогое что есть у человека.

История – это ещё и культура, и важные для нас исторические события должны отображаться не только в учебниках, но и в произведениях искусства.
Молодое поколение должно с детства чётко знать и понимать, за что воевали и во имя чего умирали на полях сражений наши предки. В великой и трагической российской истории есть некий сакральный смысл, ведь все мы – потомки воинов, отдавших жизни в войнах за свободу Отечества. Мы должны быть благодарны дружинникам Александра Невского, ратникам Дмитрия Донского, чудо-богатырям Суворова, гренадерам Кутузова, солдатам генерала Скобелева, Панфилова, Родимцева.
Сегодня нужно развитие настоящего, а не «бумажного, квасного» патриотизма, чтобы детям нашим было интересно не зависать в гаджетах. И это происходит на нашем сайте в «Дни воинской славы России», где мы рассказываем о тех детях, которые поют, танцуют, читают стихи… И мы, сегодня, не только поем и танцуем, рисуем на бумаге и ткани, занимаемся акробатикой, черлидингом, боксом и боевыми искусствами, играем на музыкальных инструментах и театральной сцене, мы умеем так много, что наших детей и педагогов хорошо знают в г. Перми, Пермском крае, России и других странах. Поэтому наш патриотизм — не «бумажный», не «квасной».
Культура – мощнейший инструмент воздействия на общество. Но у нас он использовался под лозунгом «Пусть расцветают все цветы». А теперь мы удивляемся, отчего это у нас нет ни фильмов, ни спектаклей, ни книг... о важнейших событиях нашей истории. Все патриотические СМИ констатируют: раз-два и обчёлся, зато по театральным подмосткам к месту и не к месту бегают голые люди. Только сейчас наконец созрело понимание необходимости государственного регулирования. Появилась и надежда на то, что ситуация скоро изменится. Такую надежду даёт подписанный 9 ноября президентом Владимиром Путиным Указ, которым прямо установлено, что государственная поддержка и финансирование должны оказываться только тем проектам, которые соответствуют интересам сохранения и укрепления традиционных ценностей. Это первый столь решительный документ на уровне федерального центра. У нас наконец-то появилось понятие «государственный заказ произведений литературы и искусства».
В России более шести тысячам школ присвоены имена героев. Об этом в видеообращении к участникам Всероссийского форума «Школа Героя», который проходит в Волгограде, сказал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Наша школа стоит на улице Ф.Г. Старцева. Ему, Герою Советского Союза, лучшему бронебойщику Красной Армии посвящён школьный мемориал.
Красная нить нашей работы - возвращение исторической памяти и воспитание у молодежи чувства любви, гордости и уважения к малой родине через позитивный опыт осмысления индустриального наследия с акцентом на региональную историю.
Проект направлен на сохранение исторической памяти с акцентом на региональную индустриальную историю и патриотическое воспитание молодежи через распространение среди подростков и молодежи знаний о достойных людях, много сделавших для процветания России, способствует формированию условий для развития и самоопределения молодого поколения на основе духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе в интересах граждан и государства.
Армия России — основной источник идеологии служения Отечеству, центр формирования и воспитания новых национально ориентированных управленцев для государства (образование, медицина, наука и др.) и, в том числе, для возрождения России через Большие проекты.
И в этом мы видим преемство русской истории. Кто строил империю Петра Великого? «Птенцы гнезда Петрова», преображенцы и семеновцы шли в огонь сражений со шведами и турками, становились государственными мужами, управляя страной. В Российской империи землями и краями управляли генерал-губернаторы. Будущее России зависит от того, удастся ли преодолеть последствия культа «золотого тельца» и возродить в стране идеологию служения Отечеству, идеалы чести, доблести и долга.
Арктика, например, представляет собой уникальный историко-географический регион, который вызывает огромный экономический и научный интерес у многих ученых, бизнесменов, политических элит.
В ранние времена он привлекал промышленников, купцов и даже настоящих авантюристов, готовых отправиться в неизведанное плавание ради богатств Арктики.
Морской клуб юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова и «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ № 135 принял участие в открытии научного и исследовательского конкурса «Дорогами первых», которое проходило в замечательном месте – парке «Россия – Моя история».
Главные рубрики (теги), которые мы смогли пополнить:
Сайт школы №135/ТЕГИ/
(http://school135.ru/ )
Военная история России
Военные профессии
Воспитание историей
Герои нашего времени
День воинской славы России
Культура
Образовательные путешествия
Разговор о важном
Юнармия 

АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ СПЕЦШКОЛЫ

Во второй половине 30-х годов в условиях постоянных военных конфликтов и приближающейся крупномасштабной войны Советское правительство предпринимает ряд конкретных мер, направленных на укрепление обороноспособности страны. Увеличивается численность Красной Армии, она оснащается новыми образцами оружия, в том числе артиллерийским вооружением разного назначения и калибров. Значительно расширяется в связи с этим сеть военно-учебных заведений, особенно артиллерийских, авиационных, танковых и военно-морских, и встает задача их укомплектования достойными кандидатами. Так возникает идея создания специализированных средних военных школ для подготовки будущих курсантов военных училищ.
5 мая 1937 года СНК СССР принимает постановление об образовании в системе Наркомпросов РСФСР и УССР средних специальных военных артиллерийских школ, в которых в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10-х классов по программе специальных артиллерийских школ. Полученный опыт себя оправдал, и в апреле 1938 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о специальных школах Народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР, которые предназначались для укомплектования артиллерийских военных училищ подготовленной в военном отношении молодежью. В стране начали функционировать 16 средних артиллерийских школ: в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и других городах, рассчитанные примерно на 7 тысяч человек. Желающих попасть в них было очень много - молодежь влекла романтика военной службы, чувство долга по защите Отечества. Принимали в специальные артиллерийские школы учащихся, которые успешно окончили семь классов и по состоянию здоровья соответствовали установленным для поступления в военные училища требованиям. Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам, прежде всего по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо прохождения медицинской комиссии, каждый поступающий был обязан продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных знаков: «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», Осоавиахима, парашютного спорта и др. Учитывался интеллектуальный и культурный уровень будущих командиров-артиллеристов.
Организацией военного обучения и воспитания в спецшколах занимались военные руководители, назначаемые из кадровых командиров-артиллеристов Красной Армии, общеобразовательные дисциплины преподавали лучшие педагоги тех городов, где они располагались. Обязанности командиров рот и взводов исполняли классные руководители из преподавательского состава. Старшинами батарей, помощниками командиров взводов и командирами отделений назначались лучшие учащиеся. Обучение в артиллерийских спецшколах проводилось в соответствии с программами Наркомпроса, а математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались с ориентацией на программы артиллерийских военных училищ. Особое внимание уделялось изучению иностранного языка, как правило немецкого. Для всех без исключения учащихся предусматривался ежегодный 45-дневный лагерный сбор, на котором практически осваивалось артиллерийское и стрелковое оружие, проводились занятия на местности по тактике и топографии, а также учебно-боевые стрельбы.
Осенью 1938 года состоялся первый выпуск из специальных артиллерийских школ. Около 3 тысяч их воспитанников стали курсантами военных артиллерийских училищ. И в дальнейшем комплектование последних осуществлялось в основном за счет выпускников артиллерийских спецшкол.
Когда началась Великая Отечественная война, большинство этих школ было эвакуировано в города Сибири и Урала, и там в условиях, приближенных к боевым, продолжалась подготовка. Многие учащиеся горели желанием принимать непосредственное участие в боях и рвались на фронт. В ряде случаев их просьбы удовлетворялись, и, пройдя ускоренный курс артиллерийских училищ, они отправлялись в действующую армию. С началом войны отдел специальных военных школ при Управлении средними школами Наркомпроса РСФСР был развернут в Управление военной подготовки, которое координировало свою работу с отделом ВУЗ Главного артиллерийского управления, ВУЗ ВМФ и ВВС.
За девять лет своего существования, включая годы войны, артиллерийские школы дали стране около 12 тысяч специалистов, ставших впоследствии высокообразованными офицерами - мастерами артиллерийского дела, которые мужественно сражались за Родину, достойно пронеся через все испытания звание «артиллерийского спецшкольника». За мужество, отвагу и мастерство, умелое руководство подчиненными подразделениями семи выпускникам артиллерийских школ было присвоено звание Героя Советского Союза. Значительное количество воспитанников спецшкол было удостоено правительственных наград. Многие учащиеся не вернулись с полей сражений, отдав свою жизнь за Родину. В октябре 1982 года в честь воспитанников московских специальных артиллерийских школ, проявивших мужество и героизм в Великой Отечественной войне, в Москве в Чертольском переулке был установлен памятный знак.
С 1946 года специальные артиллерийские школы Министерства просвещения стали расформировываться и вместо них были созданы шесть артиллерийских подготовительных училищ: 1-е и 2-е Московские, Ленинградское, Харьковское, Киевское и Одесское (последнее просуществовало недолго). Комплектовались они в первую очередь за счет воспитанников расформированных артиллерийских спецшкол. В Положении об артиллерийских подготовительных училищах было определено, что они имеют целью дать воспитанникам законченное среднее образование с артиллерийским уклоном, вырастить пламенных патриотов Отечества, любящих военное дело и решивших посвятить свою жизнь службе в рядах артиллерии Вооруженных Сил СССР.
В первые послевоенные годы значительную часть курсантов артиллерийских военных училищ (особенно 1-го и 2-го Ленинградских и Калининградского училища гвардейских минометов) составляли воспитанники подготовительных училищ. Выпускники 1-го и 2-го Московских, Ленинградского, Харьковского и Киевского подготовительных училищ, окончившие их в 1952 году с золотыми и серебряными медалями, были отобраны для учебы в только что созданное Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище - будущую кузницу специалистов ракетного дела высшей квалификации. Инженеры, поступившие на укомплектование первых инженерных бригад, вооруженных ракетами дальнего действия (1955-1960 годы), были в основном из числа воспитанников артиллерийских подготовительных училищ.
Артиллерийские подготовительные училища просуществовали с 1946 по 1955 год. Они жили полнокровной творческой жизнью, свято выполняя задачу по подготовке профессионалов военного дела - артиллеристов и ракетчиков, горячих патриотов своей Родины, сильных духом и физически закаленных молодых людей.
Таким образом, специальные артиллерийские школы, а впоследствии и артиллерийские подготовительные училища, созданные для подготовки молодежи к поступлению в средние, а затем и высшие артиллерийские училища, оправдали свое предназначение. На памятной доске, установленной в 1982 году на здании, где в 1946-1955 годах располагалось 1-е Московское артиллерийское подготовительное училище, есть такие слова: «Воспитанники училища внесли достойный вклад в дело укрепления обороноспособности нашей Родины». Из стен артиллерийских спецшкол и подготовительных училищ вышли десятки тысяч будущих офицеров и генералов ракетных войск и артиллерии. Среди воспитанников артиллерийских спецшкол видные военачальники: генералы армии В.Л.Говоров и Ю.А.Яшин, генерал-полковники Ю.П.Забегайлов, Г.Н.Малиновский, Ю.И.Плотников, B.C. Неделин, генерал-лейтенанты Л.И.Волков, А.Ф.Губанов, Е. А. Евстигнеев, И.К.Макаренко, В.М.Егоров, В.И.Костев, Ю.В.Терентьев, И.Б.Урлин и др. Во 2-м Московском артиллерийском подготовительном училище учился летчик-космонавт Герой Советского Союза Ю.Н.Глазков.
Опыт специальных школ и подготовительных училищ по подготовке молодого пополнения для военно-учебных заведений Вооруженных Сил не потерял своего значения и в настоящее время. Традиции артиллерийских спецшкол продолжает созданный и успешно функционирующий в Санкт-Петербурге ракетно-артиллерийский кадетский корпус.
По материалам полковника в отставке Н.К.Монахова, профессора, член-корреспондента АВН и РАРАН 

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Рома Уткин — военкор;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».