09-04.2022 г. состоялся маршрут, выбранный не только для проведения практических занятий по курсу «Основы экологии». Но и для завершения работы на Станции «На стрелке малых рек». На базе экологической тропы («ООПТ Егошихинское кладбище» + «Тропа к Егошихе» ) на р. Егошиха и р. Стикс мы,  военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135, поставили задачу  завершить работу на «станции» маршрута:
- проведение школьной экскурсии по экологической тропе у малой реки;
- очистки тропы от мусора и рекогносцировочное экологическое обследование;
- организация экологической странички на сайте школы.

Военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, добровольцы «МС ДИНАСТИЯ», МЦ МАОУ СОШ 135 снова вышли на «Егошихинскую тропу», но продолжили на заседании ПРО «Русского ботанического общества» в ПГНИУ.

См. фотоальбом

Слова «пермский период» уже 180 лет на слуху у всего образованного мира. В 1841 году шотландский ученый Родерик Импи Мурчисон обратил внимание на красноцветные глины и мергели на западом склоне Уральских гор. Эти породы отличались от тех, что ранее были известны, и Мурчисон понял, что обнаружил новый геологический период.

Ранее он же открыл Силурийский период (1835 год) и Девонский период (1839 год, совместно с Адамом Седжвиком). До открытия Пермского периода на геологической шкале не хватало одного звена – как если бы на циферблате часов не хватало одного интервала. По месту обнаружения красноцветных горных пород – практически в центре сегодняшней Перми, по крутым склонам Егошихинского оврага – и был назван новый геологический период – Пермский. Позже красные глины выявили по всему миру, и их стали называть горные породы пермской системы – «Пермь она и в Африке – Пермь» (палеонтолог Пётр Чудинов). Понятие «Пермский геологический период» официально вводится в научный оборот с 21 октября 1841 года.

Пермский период начался около 300 миллионов лет назад, закончился 251 миллион лет назад. Продолжался он почти 50 миллионов лет. Получается, что именно в 2021 году исполняется 180 лет со дня открытия пермской геологической системы и пермского геологического периода (общепринятое сокращение – пермь, Permian), получивших название по месту первоописания в ходе интернациональной экспедиции по европейской части России и Уралу 1840-1841 годах.

Экспедицией руководил шотландский геолог Родерик Импи Мурчисон, в ней участвовали французский палеонтолог Эдуард де Вернейль, немецкий геолог Александр Кейзерлинг, а также молодой российский геолог Александр Кокшаров.

Команда неутомимого шотландского исследователя-первопроходца начинала работу в шесть утра, а то и в пять. Ходили геогнозировать по окрестным горам, потом приводили в порядок путевые записи и каменный материал. Лето кончалось, световой день стал коротким.  «Что вы видите в темноте?» – спрашивал Кокшаров Мурчисона.  «Ночью можно работать так же хорошо, как и днем. Есть три звука от удара по камню геологическим молотком. Пифф-пафф-пуфф. Пифф гранит. Пафф известняк или песчаник. Пуфф слышно, как звук тонет в глине…»

Геология и её родная дочь стратиграфия тесно связаны с палеонтологией, что неудивительно – планета Земля давно обитаема и жизнь на ней в чём-то сравнима с кольцами на спиле ствола дерева. Жизнь на матушке Земле значительно моложе воды и суши, но её история всё же не идёт ни в какое сравнение по длине и по драматизму с самой увлекательной детективной историей и сроками жизни одного конкретного человека.

Показательна в этом отношении история открытия в Пермском крае около 100 лет назад (в 20-х годах ХХ столетия) второго главного свидетеля Пермского периода – могильника древнейших растений, насекомых, амфибий и рыб близ впадения речки Чекарды в крупнейший приток реки Чусовой – реку Сылву. Здесь отчётливо ощущаешь понятия «миг» и «вечность», здесь у обрушившегося берега реки Сылвы и лога-оврага на границе встречи Сылвы и Чекарды обнажились-осыпались камни, на которых время, как древний рентгенолог, запечатлело-зафиксировало давно канувшую в Лету жизнь древней стрекозы и упавшего листа дерева.

И каждодневными свидетелями этих драматических событий «миллионов лет до нашей эры» являются молодые сосны, отчаянно цепляющиеся корнями за кромку этого «исторического» обрыва. Места эти до сих пор удивляют и «плодоносят»: то местные умельцы на чекардинской горе выложат из керамической плитки сакральное слово «Чекарда», то приедут заморские «сэры» во фраках и цилиндрах, чтобы «поковыряться» в местной чекардинской грязи (как будто у них своей мало!).

Тридцать лет назад в Перми состоялся международный конгресс, посвященный 150-летию открытия Пермского периода. Каждому участнику был подарен рюкзачок с геологическими путеводителями, каменными сувенирами и книжечка Семёна Иегудовича Ваксмана «Условный знак – Пермь».

Семён Ваксман воистину человек-оркестр, физик и лирик. Он истинный сын ставшей ныне легендарной эпохи «физиков-лириков» Бориса Слуцкого. За эту его многогранность друзья и коллеги в шутку сократили-объединили его имя-отчество – «Семигудыч»! Геолог-практик и геолог-учёный, кандидат геолого-минералогических наук, писатель и поэт, член Союза российских писателей. Выпускник «Губкинского» института нефти и газа в Москве, три года успешно отработал геологом на Дальнем Востоке, там же после окончании партии выбрал Пермь как место постоянного жительства. На этот выбор повлиял пермский в ту пору писатель Виктор Астафьев и его рассказ в «Молодой гвардии» – «Останутся воспоминания» («Бери да помни»). После переезда в Пермь состоялось очное знакомство Ваксмана с Виктором Астафьевым и «заочное» с… Родериком Мурчисоном.

Геолог и поэт, «Семигудыч» легко оперирует понятием Время, сопоставляя-сшивая воедино исторически события разных эпох, и причина этого – он как геолог, слуга  науки о Земле не может «не  читать» Землю «наизусть» – и не может «копать только на штык лопаты»… Родерик Мурчисон одну из трех открытых им систем назвал пермской – именно он ввёл во все словари мира короткое слово «Пермь», и оно пошло гулять по странам и континентам.

Оно вошло в условные знаки – «легенду» всех геологических карт. Пермь – единственный город в мире, в честь которого была названа целая геологическая система и единственная с неанглийским именем.

Нам нужно было разобраться и увидеть  «то что увидели». То есть в чем знаменито это место с точки зрения Пермского периода.

Ещё раз хотим напомнить, что ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ РАЗНООБРАЗНА, КОНТРАСТНА, СУРОВА И ОЧЕНЬ КРАСИВА. Особую привлекательность создают экологические тропы на малых реках. Пройдитесь по ним и понаблюдайте, послушайте как бежит река. У каждой речушки есть мини — пороги и водопады, «камни» и «столбы», причудливые петляния с озерцами-старицами в их поймах, леса-перелески… Всё это - подарки тебе, Человек! Природа улыбается и эти улыбки природы так дороги нам, людям. Но природа не терпит безразличия к ней. В каждый поход нужно готовиться и овладевать экологической грамотой, брать с собой запасной кулёк и перчатки.
На каждой экологической тропе человек вносит свой вклад в её природу: что-то улучшил в ней, сохранил, приумножил; но многое, к великому сожалению, ухудшил или намусорил.
Окружающая нас природа очень ранима. Все компоненты тесно связаны между собой: нанесёшь урон одному — пострадает весь природный комплекс.
Вот почему природе постоянно нужна помощь человека, наша с вами помощь.
Помогать природе — значит помогать себе. Охранять природу — значит охранять Родину.
В прошлом человек относился к природе преимущественно потребительски, стремясь побольше взять от неё, не особенно задумываясь о последствиях. Природные ресурсы ещё совсем недавно представлялись неисчерпаемыми. Сейчас они истощились.
Ученые наше время называют «веком технического прогресса». На самом деле человек так воздействует на природу, что стало «просвечивать дно» в казавшихся бездонными запасах воды, леса, все настойчивее звучат голоса о защите природы, о рациональном использовании, охране и возобновлении ее ресурсов.

Думал ли об этом Мурчисон, вряд ли.

И мы поехали в лабораторию-музей палеонтологии ПГНИУ. Заглянули в Международную хроностратиграфическую шкалу, которая  представляет собой последовательность таксономических единиц, отражающих идеальный полный разрез стратисферы Земли без пропусков и перекрытий, и тем самым может рассматриваться как эталон абсолютного геологического времени, в течение которого сформировалась осадочная оболочка Земли. Она служит мерной линейкой отдельных отрезков геологического времени и используется для корреляции интервалов стратисферы.

Около 335-175 миллионов лет назад большая часть суши Земли была объединена в один сверхконтинент: Пангею. Позднее она разделилась на два континента: Гондвану и Лавразию. «Пангея» — название греческого происхождения. В переводе с древнегреческого «пан» означает «весь», «целый», а «гея» — «земля», то есть дословно «Пангея» переводится как «вся земля». Этот сверхконтинент некогда объединял практически всю сушу на планете. Ученые предполагают, что Пангея существовала в конце палеозойской — начале мезозойской эры, то есть приблизительно 335-175 миллионов лет назад.

Пангея не была первым сверхконтинентом. До нее существовали, например, Родиния, расколовшаяся примерно 750 миллионов лет назад, и Паннотия, распавшаяся 540 миллионов лет назад. А первый гипотетический сверхконтинент — Ваальбара, — предположительно, существовал более трех миллиардов лет назад.

Как возникла Пангея и сколько просуществовала?

Пангея сфомировалась при столкновении более древних континентов, которые, в свою очередь, образовались после распада сверхконтинента Лавруссия. На местах этих столкновений возникли горные системы, некоторые из них сохранились до нашего времени, например, Урал и Аппалачи.

Просуществовала Пангея примерно до юрского периода, после чего распалась на южный континент (Гондвану) и северный (Лавразию). Позднее из Гондваны образовались некоторые современные континенты (Африка, Южная Америка, Индия, Австралия и Антарктида), а также два полуострова (Аравийский и Индостан). Лавразия же раскололась на Евразию, Северную Америку и Гренландию.

Английский геолог путешествовал по России и открыл Пермский период

Знаменитый английский геолог, Родерик Импи Мурчисон родился 19 февраля 1792 г. в Шотландии. До 33 лет главными увлечениями англичанина были езда на лошадях и охота. В 1815 г. Р. Мурчисон женился на дочери генерала Шарлотте Гюгонин и под влиянием своей высокообразованной жены отошел от рассеянного светского образа жизни и обратился к научным занятиям. Мурчисон стал посещать лекции в Королевском институте и заседания Геологического общества Лондона.  Мурчисон в 1837 г. издал книгу по геологии Девоншира, заключающую разбор всех палеозойских образований этой местности, а в 1842 г. дал подробный разбор палеозойских отложений северо-западной Германии и Бельгии.

Путешествие по России

Стремясь изучить на более обширной площади отложения палеозойской группы, Мурчисон решил предпринять путешествие по России. Российское правительство активно поддержало приезд Мурчисона для составления геологической карты европейской части страны. Мурчисон вместе с известным палеонтологом Вернейлем дважды совершил экспедиции по России – в 1840 и 1841 годах.

Мурчисон придавал особое значение выделению силурийской системы. Он считал, что ниже этой границы не могло происходить угленакопление.

Знаниями эксперта пожелали воспользоваться и в России. Император лично интересовался подмосковными угольными бассейнами, и Р. Мурчисону было направлено приглашение приехать в Россию. В планы экспедиции входило посещение центральных губерний и Урала.

Экспедиция Мурчисона 1841 г. была организована штабом Корпуса горных инженеров. Путешествие длилось 5 месяцев. Москва, Подмосковный и Донецкий угольные бассейны, Поволжье, Урал – по такому маршруту перемещались отряды .

Первостепенное значение имело установление новой геологической системы – единственной, получившей русское имя (Мурчисон, 1841).

По результатам исследований Мурчисон впервые обосновал выделение новой геологической системы - пермской. Сейчас тектоническая структура, где Мурчисон открыл Пермский период, называется Предуральским краевым прогибом.

Также важнейшими результатами экспедиции были определение возраста Уральских гор и составление первой геологической карты Европейской России и Урала. Палеогеографические реконструкции были важны для объяснения фациальной изменчивости отложений в пределах угольных бассейнов Центральной России и Урала.

Монография Р. Мурчисона, Э. Вернёя и А.А. Кейзерлинга «Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского» была опубликована в 1845 г.

Летом 1845 г. в Санкт-Петербурге Мурчисон и Вернейль лично передали свой труд Николаю I. Император оценил работу – все участники экспедиции стали членами Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

После кончины британского геолога спутник его путешествий по России Н.И. Кокшаров отметил, что Р. Мурчисон «постоянно сохранял чувства искренней приязни и благодарности к стране, в которой он встретил полное радушие и гостеприимство» (цит. по: Радовский, 1956, с. 259).

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».