О месте и роли Владимира Владимировича Путина в истории России рассказал член Союза писателей России, священник Александр Шумский.


ПОСЛАНИЕ «500-ЫМ»

Каждому верноподданному Государства Российского, вне зависимости от пола и положения, в своей жизни приходится лично участвовать в двух войнах.

Первая самая трудная, это война с самим собой - со своими страстями и грехами, она начинается с рождения и длиться до конца земной жизни. Вторая - это битва за свое родное Отечество, она приходит к нам в каждом столетии, вот и сейчас навестила.

Любая победа - от Бога: православные веруют, мусульмане знают, иудеи помнят, буддисты медитируют, и только атеисты (до первого боя) надеются на самих себя.

Искренне верующий человек никогда не сбежит с поля боя, будет защищать свою Родину и сокрушать врага до последнего вздоха, потому что доверяет Богу и уповает на Него.

А вот у тех, кто против Бога или формально записался в религию, часто возникают проблемы - они либо становятся «500-ми» (предателями, дезертирами) либо прячутся по теплым норам и хают всех подряд.

Как все воины Русского войска, возглавляемого генералиссимусом А.В.Суворовым (православные, мусульмане, буддисты, иудеи), так и мы, суворовцы, юнармейцы следуем заветам великого полководца:

«Потомство мое прошу брать мой пример; всякое дело начинать с благословения Божия; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия, и искать славу через истину и добродетель. Молитесь Богу - от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Без сей молитвы оружья не обнажать, ружья не зарежать, ничего не начинать!».

Будем же всегда верными Государю и Отечеству!

Если Бог за нас, то кто против нас?

И.В.СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ...

«...У одного человека было два сына; И он, подошед к первому, сказал: сын! Пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: «не хочу», а после, раскаявшись, пошел» (Мф.21; 28-29.)

Иосиф Сталин и небольшая группа его единомышленников в партии большевиков каким-то чудом смогли собрать из обломков Российской империи новое могучее государство, освободившее Европу от фашистской оккупации и первым в мире покорившее космос. Они сохранили Церковь  от окончательного погрома троцкистов, намеченного на 1943 год. И, при всем этом, в истории ХХ века нет ни одного имени, которое было бы в такой степени демонизировано и оболгано. Даже Ленин и Троцкий, поставившие целью «покончить с попами и религией», создавшие ГУЛАГ и узаконившие аборты, не подверглись такой массированной атаке лжи, не говоря уже о близких родственниках Царской семьи, дворянских и церковных либералах, в сотрудничестве с нашими национальными и вероисповедальными врагами обрушивших Русское Православное Царство. Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью документов, имеющихся сегодня в открытом доступе.

Передо мною выдержки из «Декларации» от 29 июля 1927 года, изданной митрополитом Сергием Страгородским, заместителем Патриаршего местоблюстителя. Этот документ фактически провозглашал мирное отношение Церкви к Советской власти, что лежит в русле церковного отношения к государственной  власти, установленного Христом и неизменного с древнейших времен. Обратимся к тексту:

«Одной из забот почившего нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильное отношение к советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. Ныне жребий быть временным Заместителем первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия, а вместе со жребием пал на меня и труд продолжать дело почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мной православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением  при мне Временного патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона. <...> Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства, ... а с нашим народом и с нашим правительством.  <...> Теперь наша православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и, по гражданским законам, вполне легальное центральное управление, а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т.д. Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу, благоволившему о Святой нашей Церкви. <...> Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. <...> Недаром ведь Апостол внушает нам, что тихо и безмятежно жить во всяком благочестии мы можем, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2.2), или должны уйти из общества... Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности,.. людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись временно от дела...».

Для многих в Церкви того времени эта декларация послужила соблазном, многие, особенно в эмигрировавшей части Церкви, посчитали ее предательством. Но не случайно этот шаг митрополита Сергия первыми поддержали сосланные на Соловки служители церкви во главе с архиепископом Иларионом (Троицким). Именно они видели, что это единственно возможный путь жизни Церкви Христовой: всегда, при любой власти трудиться о спасении душ своей паствы. И здесь сразу встает вопрос - откуда такое изменение в отношениях Государства и Церкви? Ведь совсем еще недавно эти отношения представляли собой, по сути дела, войну. Ясность в этот вопрос вносят документы, которые я впервые прочитал в двухтомнике Героя Советского Союза, разведчика, прошедшего лагеря и штрафбат, а впоследствии полковника Генштаба писателя Владимира Карпова. Этот двухтомник называется «Генералиссимус» и вышел в 2003 г. к 50-летию кончины И.В. Сталина в издательстве «Вече». Я прошу простить меня за длинные цитаты из этих документов, но они в корне опровергают  ложь о Сталине как о гонителе Церкви.

...Сталин приводит многочисленные примеры надругательства над православными храмами и репрессий духовенства и дает им оценку:

«Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной ясностью свидетельствуют о том, как неосторожно, несерьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти... <...>

Исходя из сказанного, ЦК постановляет:

1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений... по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место - отменить немедля;

2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;

3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. П. II;

4) воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с ярко контрреволюционными деяниями «служителей церкви» и верующих;

5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИКа от 29/III-23 г.; <...>

7) ответственность за приведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.

Секретарь ЦК И.Сталин. 16 / VIII-23 г.

Это Постановление ЦК вышло сразу же после Заявления патриарха Тихона о лояльности Церкви к советской власти. Но в руководящей группировке того периода И.В.Сталин был лишь секретарем, поставленным письменно оформлять и проводить в жизнь решения верховных руководителей - Ленина и Троцкого. Поэтому приведенное циркулярное письмо на местах исполнялось только стопроцентными сторонниками Сталина, сочувствующими Церкви, которых в  партийных организациях тогда было немного. Государственный же аппарат, силовые структуры, хозяйственные и культурные органы Советского Союза были переполнены преступниками, выпущенными из тюрем; после свержения Государя Императора в 1917 году все тюрьмы были открыты, и на свободу вышло несколько сотен тысяч бомбометателей, грабителей, убийц и воров. Они сразу надели кожанки, обзавелись маузерами и мандатами, и в стране начался массовый террор - первый признак смуты в государстве. Многие исторические материалы свидетельствуют о том, что «большевики - интернационалисты» усилиями одного из лидеров ВЧК, бывшего семинариста Якоба Петерса, стремились при помощи насаждения обновленчества разложить Церковь изнутри. И.В.Сталин, тоже бывший семинарист, был единственным реальным политиком, поддержавшим тихоновцев. Об этом, в частности, можно прочитать у митрополита Вениамина(Федченкова) и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Но наши церковные историки, даже самые авторитетные, предпочитают упорно не замечать очевидных фактов.

Именно к 1927 году в правящей партии  патриотически настроенные сторонники И.В.Сталина победили троцкистов и взяли курс на возрождение всего традиционно русского, включая сюда Церковь, нашу историю и культуру. В это время были запрещены все секты! Но до полной победы сталинцев в партийном, государственном аппаратах, в армии и органах правопорядка  пройдет еще одиннадцать лет безпощадной борьбы с троцкистами и прочими замаскировавшимися врагами и преступниками, забившими все поры властных структур. Позднее, укрепив свою власть в борьбе с разного толка  оппозиционерами на партийных съездах и пленумах, Сталин уже издает и такие документы, защищающие православие:

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

СТРОГО СЕКРЕТНО

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

1037 / 19

т. Менжинскому В.Р.

12 сентября 1933 г.                                                                                  

В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников.

Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества.

Органы Советской  власти и рабоче- крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры ( вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности ) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества.

Секретарь ЦК И. Сталин.

Архитекторы старшего поколения вспоминали, что именно благодаря настоянию И.В. Сталина был сохранен намеченный к сносу храм Василия Блаженного. А вот еще один убедительный документ:

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

СТРОГО СЕКРЕТНО

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

1697 / 13

11.11.1939 г.

товарищу Берия Л.П.

Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г.

Решение от 11 ноября 1939 года

Вопросы религии.

По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:

1). Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

2). Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666 - 2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, - отменить.

3). НКВД СССР провести ревизию осужденных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

4). По вопросу о судьбе верующих, принадлежащих иным конфессиям и  находящихся под стражей и в тюрьмах, ЦК вынесет решение дополнительно.

СЕКРЕТАРЬ ЦК

И. СТАЛИН.

Какие еще нужны аргументы?

И.В.Сталин искренне ушел из духовной семинарии в революцию - многие так поступали в начале ХХ века. Что же могло быть причиной этого ухода? Ведь духовное училище он окончил с отличием, отлично начал учиться в семинарии, его приглашали петь в хор экзарха Грузинской православной церкви. Причина для большинства людей тогда была одна: в стране господствовал общий дух отступления от жизни по Евангелию. Церковь за время господства в ней светских чиновников все больше приближалась к системе государственного чиновничества и предпринимательства. Из нее стремительно уходил дух евангельской любви и самопожертвования. Протопресвитер, член св. Синода Георгий Шавельский писал, что «только знаменитейшие артисты, адвокаты да профессора-медики могли конкурировать с архиереями виднейших кафедр и настоятелями богатейших монастырей в изобилии доставшихся на их долю земных благ». Не укрепляло связи с народом и частое перемещение владык. Епископ Владимир (Путята) при обер-прокуроре В.К. Саблере за четыре года побывал на пяти кафедрах. Последнее перемещение было «за беспутную жизнь». С такой интенсивностью перемещали около трех четвертей архиереев. На заседании Предсоборного Присутствия (1-207, 2 -470) Н.Д. Кузнецов докладывал: «Русский епископ обратился в сановника и даже богатого землевладельца... В сознании очень многих укоренилось представление об епископах, как о лицах, по Табели о рангах соответствующих генералам». Все это вынуждало выдающихся наших пастырей, таких как епископ Феофан (Затворник), епископ Игнатий (Брянчанинов), уходить в затвор. Дворянская аристократия готовила, а церковная иерархия молчаливо одобряла заговор против царской семьи. Последующие события (1917-1918 гг.) показали истинное отношение иерархии к Помазаннику Божию - почти все церковные иерархи изменили Присяге, отступили от православного императора, присягнули масонскому Временному правительству. А поспешно снятый портрет Государя еще долго стоял в коридоре Священного синода, поставленный вниз головой.

В государстве, армии и народе также пошатнулась вера, люди заботились только о своей корысти и безопасности. Вот что о том бурном времени писал в 1906 году святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Вера Слову Истины - Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать... в большинстве изолгалась - для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы  и насмешки, не стало повиновения детей родителям, учащихся - учащим,  и самих учащих - подлежащим властям. Браки поруганы, семейная жизнь разлагается. Твердой политики не стало..., все желают автономии, даже средние и высшие духовно - учебные заведения позабыли о своем назначении: быть слугами Церкви и спасения людей. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа... Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели...».

В среде духовенства в те времена процветали пороки, свойственные всему обществу. Именно от этих пороков многие дети священнослужителей бежали в революцию. Бежали в надежде «собственной рукой» построить «новую, светлую жизнь». О внутренних устремлениях молодого семинариста Иосифа Джугашвили говорят его стихи, печатавшиеся во многих грузинских сборниках и школьных учебниках тех лет:

Шел он от дома к дому,

В двери чужие стучал.

Под старый дубовый пандури

Нехитрый мотив звучал.

В напеве его и в песне,

Как солнечный луч, чиста,

Жила великая правда -

Божественная мечта.

Сердца, превращенные в камень,

Будил одинокий напев.

Дремавший в потемках пламень

Вздымался выше дерев.

Но люди, забывшие Бога,

Хранящие в сердце тьму,

Вместо вина отраву

Налили в чашу ему.

Сказали ему: «Будь проклят!

Чашу испей до дна!..

И песня твоя чужда нам,

И правда твоя не нужна!»

Со всей пламенной энергией юного сердца, стремившегося осчастливить человечество, он ринулся в революционную борьбу. И за два десятка лет демонстраций, стачек, ссылок, побегов, идейной борьбы, партийных склок, войн, молодой революционер отчетливо увидел, что в среде его сотоварищей намного больше людей, «хранящих в сердце тьму». Их интересовало не величие России, счастье и благополучие людей, а борьба за удовлетворение личных амбиций, корысть,  месть, злопамятство. И он стал бороться с этими «старыми революционерами» всеми, доступными ему, способами. Он боролся за величие России и фактически сохранил Церковь Христову от погрома, проводившегося троцкистами, в большинстве своем ненавидевшими и Церковь, и Россию, и русский народ с его историей. Наверное, неслучайно он был крещен в память Иосифа Обручника, сохранившего Пресвятую Деву и Ее Божественного сына в страшные времена гонений царя Ирода. Именно иродова власть наступила в России в 1917 году. Вот документ, характеризующий планы ленинско-троцкистской группировки в отношении Русской православной церкви:

Российская  Социалистическая Федеративная Советская Республика

01. V.1919 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

Председателю ВЧК

тов. Дзержинскому Ф.Э.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

Советов Раб., Солд., Кр., и Каз. Деп.

МОСКВА, КРЕМЛЬ

№ 1866672

УКАЗАНИЕ

В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.

Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.

Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.

Председатель В.Ц.И.К.

М.Калинин

Председатель Сов. Нар. Комиссаров

В.Ульянов (Ленин)

Подпись М.И. Калинина здесь поставлена вместо подписи Л.Троцкого - так решило Политбюро, чтобы не подогревать усилившегося в годы гражданской войны антисемитизма. Как пытался тормозить эту антиправославную политику И.В. Сталин, мы видели из вышеприведенных документов. Двадцать лет, проведенных в Церкви, безусловно, оставили в его душе неизгладимый след. Вот что читаем об этом в книге «Митрополит Илия (Карам) и Россия»: «...Его труды и речи, легко запоминающиеся и доступные восприятию самого простого человека, были весьма схожи с проповедями, нося неизгладимые черты церковной логики. Способ выражения мыслей, манера его писем напоминали послания известных духовников. К этому следует отнести поразительную манеру выслушивать собеседника, умение вызвать на откровенные признания; вдохнуть, когда нужно, веру и надежду. Многие современники подчеркивали скромность его одежды, бытовую неприхотливость, простоту пищи. Все близко его знавшие люди отмечали его глубокую эрудицию, точное знание даже незначительных деталей обсуждаемых вопросов. Его личная библиотека насчитывала почти 20 тысяч томов хорошо проработанных им книг».

...По свидетельству монахини Сергии (Клименко), за Сталина «молился схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Он был инспектором той семинарии, где учился Сталин. И когда Сталина за «проказы» сажали в карцер на хлеб и воду, он его жалел и посылал ему покушать. А когда времена переменились, когда уже Сталин стал самодержцем, а он архиепископом, его хотели арестовать. И вот Сталину дали знать: помнишь князя Абашидзе, который тебе кушать посылал, когда ты в карцере сидел? И Сталин сказал: «Не трогать его». И владыка Антоний за него молился и что-то ему вымолил. Уж какая судьба Сталина, мы не знаем, это Бог один знает, но все-таки с него началось освобождение».

Следует подчеркнуть, что Сталин не был инициатором гонений на Церковь, хотя он и не уклонялся поначалу от общей партийной линии по борьбе с религией (иногда даже и «озвучивая» ее), однако, заметим, выработанной все-таки другими. Как утверждал один из ближайших его друзей и соратников В.М. Молотов, «Сталин не был воинствующим безбожником». Уже в предвоенные годы он не выступал лично с антирелигиозными призывами. О многом заставляют задуматься и документы, опубликованные недавно отцом Дмитрием Дудко. Сохранилась так же записка, в которой он просит не присылать ему из библиотеки «никакой атеистической макулатуры».

Совершенно достоверно, например, что Сталин временами любил цитировать Библию. Бывало, даже перед ближайшим окружением (разумеется, теми, кто мог это хоть в какой-то мере оценить) «гордился», что Грузия приняла Православие много раньше, чем Россия. Молотов вспоминал: «Мы все трое были певчими в Церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. В разных местах, конечно. Сталин - в Тбилиси, Ворошилов - в Луганске, я - в своем Нолинске. [...] Сталин неплохо пел. [...] Ворошилов пел. У него хороший слух. Вот мы трое пели. «Да исправится молитва моя...» - и так далее. Очень хорошая музыка, пение церковное». И далее: «...Церковные песни мы иногда пели. После обеда. Бывало, и белогвардейские пели. У Сталина был приятный голос...». Входивший в ближайшее окружение И.В.Сталина А.И.Микоян (1895-1978) был также из семинаристов: в 1916 году он окончил Тифлисскую Духовную семинарию, учился в Духовной академии, а Начальник Генерального штаба Красной Армии А.М. Василевский был сыном действующего сельского священника.

Характерно, что на склоне лет Сталин помнил о друзьях по духовному училищу и семинарии. Ровно за год до Победы, 9 мая 1944 года, члены посетившей И.В. Сталина делегации Грузинской Православной церкви, ожидавшие найти его «твердокаменным, суровым воплощением воли», увидели раздвоенного человека, «внезапно обнажившего перед ними душу и буквально желавшего сделать для них все возможное». «Многие годы образования под влиянием Церкви, - говорил уже позднее, в 1985 году, С.И. Аллилуевой Католикос-Патриарх Грузии Илия ІІ (Шиолошвили), - не проходят даром. А он оставил Бога и Церковь, растившую его для служения почти пятнадцать лет. Глубоко в душе живет тоска по Богу. И я глубоко верю, что последними проблесками сознания он звал Бога. [...] Грешник, большой грешник. Но я вижу его часто во сне, потому что думаю о нем, о таких, как он. Я вижу его потому, что молюсь о нем [...] Я видел его, осеняющего себя крестным знамением». Самых добрых христианских чувств исполнено отношение к И.В. Сталину митрополита Вениамина (Федченкова). Владыка Вениамин в годы гражданской войны возглавлял церковную иерархию в армии Врангеля, 27 лет провел в эмиграции, всегда сохраняя верность Московскому патриархату и народу России. В белой армии и эмиграции владыка не увидел верности и любви к Богу, Царю и народу. Вот записи из его сокровенного дневника: «Много раз вспоминал с добрым чувством сов. власть, и в частности Сталина. Прикладываю здесь даже его портрет из календаря. На обороте мне понравилась его «речь» - из 10 словечек. Открытая душа, любящая народ, рабочих. Теплом на меня повеяло от этих слов». «Я поминаю (и на проскомидии) и Иосифа Сталина, и Георгия Карпова, и нашего уполномоченного Никиту Смирнова, как заповедал апостол и как требует этого сердце мое».

«Не случайно, - пишет о Сталине священник Димитрий Дудко, - он и учился в духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтобы по-настоящему ее приобрести».

К сожалению, такого рода факты малоизвестны, рассеяны по большому числу малотиражных изданий. До сих пор их не только никто не попытался проанализировать, но даже не удосужился собрать воедино. Многого мы и вовсе никогда не узнаем. В немалой степени этому способствовали, с одной стороны, привычка Сталина «к свободному одиночеству», а с другой - его положение «пленника собственной славы».

1941-1942 годы показали И.В.Сталину, что, несмотря на прошлые гонения, отношение Церкви к русскому государству не изменилось. Церковный народ делает все для его защиты. Это и обусловило крутой поворот в отношениях, начавшийся после исторической встречи И.В.Сталина с высшими иерархами Русской православной церкви 5 сентября 1943 года. На том совещании было принято решение о немедленном восстановлении Московского Патриархата, учебной и издательской работе Церкви, создании органов, регулирующих государственно-церковные отношения. Тогда же закрыли Коммунистический интернационал и Союз воинствующих безбожников. В заключение И.В.Сталин сказал слова, позволяющие нам понять, что такой крутой поворот в отношении к Церкви разделяли далеко не все его однопартийцы: «Это все, владыки, что я пока могу для Вас сделать».

Очевидно, что с И.В. Сталиным в военные годы произошло то же, что и с Императором Александром Павловичем Благословенным в 1812 году.

В 1818 году, беседуя с прусским епископом Эллертом, Император Александр сказал: «Императрица Екатерина была умная, великая женщина, но что касается воспитания сердца в духе истинного благочестия, при петербургском дворе было - как почти везде. Я чувствовал в себе пустоту, и мою душу томило какое-то неясное предчувствие. Пожар Москвы просветил мою душу; суд Божий на ледяных полях России преисполнил мое сердце теплотою веры. Тогда я познал Бога, как открывает нам Его Святое Писание; с тех пор я познал Его Волю и его Закон, и во мне зрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Государь постарался удалить от Престола любителей всего французского и призвал к служению истинных патриотов России.

А Суд Божий «в белоснежных полях под Москвой» привел к тому, что Пасху 1942 года, совпавшую с 700-летием разгрома немецких рыцарей на льду Чудского озера, разрешили праздновать открыто. В Московской области, согласно рапорту начальника Московского управления НКВД М.И. Журавлева, праздничные богослужения прошли в 124 переполненных храмах (Перед Войной действующих храмов оставалось всего 4). Сталинская охрана свидетельствует, что на протяжении всей войны вождь подолгу один молился в Архангельском соборе Кремля, а на даче в праздник Крещения устраивал для себя иордань.

Удивительно, но патриаршество было ликвидировано при православном, казалось бы, царе Петре I, а восстановлено - при господстве большевиков - безбожников. Глаза наши до сего времени еще закрыты. Мы, церковные люди, упорно не хотим видеть, что за период с 1939 по 1952 годы не было созвано ни одного съезда партии. Но, в те же годы был восстановлен в своих правах Московский Патриархат, проведено три (!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых - отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме.

Как Церковь относилась к Сталину? Как и весь народ - с восторгом. Вот что говорил от лица Церкви ее предстоятель, митрополит Сергий (Страгородский), в 1944 году: «Глубоко тронуты сочувственным отношением нашего всенародного Вождя, главы советского Правительства И.В. Сталина к нуждам Русской Православной церкви, приносим Правительству нашему общесоборную искреннюю благодарность».

Либералы всех мастей говорят, что Владыка лицемерил. Тогда приведу мнение о Сталине патриарха Александрийского Христофора: «Маршал Сталин является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится...». Ему-то какой смысл лицемерить? И уже совсем не приходится ожидать лицемерия от приснопамятного протоиерея Димитрия Дудко, проведшего многие годы в заключении: «Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле особый человек, Богом данный, Богом хранимый. Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира».

В период с 1941 по 1953 год было настоящее духовное возрождение! Сохранившиеся храмы были переполнены, открылось вновь около 22 тысяч приходов, семинарии, академия; были церковные соборы, избрания патриархов, празднование 500-летия автокефалии Русской православной церкви! Народ - победитель во главе с И.В. Сталиным отстоял не только свою страну, но и свою душу!

В 1922 году, когда И.В. Сталин и Г.К. Орджоникидзе приезжали в Грузию, мать спросила его: «Сынок, на твоих руках нет Царской крови?» - «Вот тебе крест, истинно нет!» - ответил Сталин и на глазах у всех перекрестился. А незадолго до своей кончины мать И.В. Сталина спросила навестившего ее сына: «Кто ты теперь, Иосиф?» Он отвечал: «Что-то вроде русского царя». Тогда она сказала: «А жаль, что ты так и не стал священником». Он повторял эти ее слова с восхищением - вспоминала дочь И.В. Сталина С.Аллилуева. И действительно, он, единственный из всех братьев и сестер оставшийся живым, стал чем-то вроде русского царя, помазанника Божия. Вот что писал об этом митрополит московский Филарет (Дроздов): «Достойно особого примечания, что Слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так, пророк Исайя, возвещая волю Божию о персидском царе, говорит: «сице глаголет Господь помазанному своему Киру» (Ис. 45 - 1), тогда как Кир еще не родился и, родясь, не познает Бога Израилева... Каким же образом сей самый Кир... наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире через того же пророка: «Аз восставих его; сей созиждет град Мой и пленение людей Моих возвратит»... Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому, что Бог, сотворивший грядущая, назначил Кира для исполнения судьбы Своей о  восставлении избранного народа израильского... Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Бога!»

Наша Россия есть Дом Пресвятой Богородицы. Но в Доме нашем от маловерия и богоотступничества начались в ХХ веке кровавые междоусобицы, хаос, разграбление национального богатства, цареубийство, расхищение Церкви; всяческая внешняя агрессия волнами накатывалась на наш Дом. Только беззаветно преданный «великой правде, Божественной мечте» (вспомним его  юношеские стихи), безкорыстный и сильный человек мог стать в тот момент помазанником Божиим. Во всяком случае, именно Иосифа Виссарионовича Сталина, еще в семинарии мечтавшего о счастье для людей, избрала Пресвятая Богородица Удерживающим разлившееся по нашей земле зло. Не случайно, когда Сталин умер, его оплакивала вся страна - это я и сам хорошо помню, те всенародные слезы подделать невозможно...

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (Симанский) перед отпеванием в день похорон И.В.Сталина сказал: «Великого вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила, великая, общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор великого Вождя... Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума».

Если по-евангельски подходить к истории, то давно пора сказать: «Возьмите медаль «За победу над Германией» - чьё на ней изображение и надпись? - Иосифа Сталина. Итак, отдадим Богу Богово, и Сталину - сталиново».

И.В. Сталин, как человек своей эпохи, поколебался в вере в Бога вместе со всей Россией и вместе со всей Россией в конце концов пришел к Покаянию, сохранив среди всех искушений Церковь Христову. Так называемый «культ личности Сталина» осудила верхушка Коммунистической партии, т.е. те самые функционеры, которые и создавали этот культ, превращая И.В. Сталина еще при жизни в идола. Им, неспособным к созидательной работе, нужен был идол, чтобы, укрывшись за его спиной, устраивать свои делишки. Эти люди, возглавляемые Н.Хрущевым, сразу после кончины Сталина совершили государственный переворот, уничтожив почти всех организаторов разгрома фашистской Германии, и начали новые масштабные гонения на Церковь, вновь стараясь разложить ее изнутри. Впоследствии под лозунгами перестройки коммунистические лидеры предали свою партию, разрушили вопреки воле его народов Советский Союз и разворовали национальное богатство страны, превратив Россию в полуколонию международной мафии. И нам, православным христианам, не подобает повторять клевету врагов нашей веры и нашего народа, забывая высочайшую оценку, данную И.В. Сталину Первосвятителями нашей Церкви.

К сказанному добавим, что промыслительное сотрудничество людей из новой власти (бывших церковных певчих!) и церковного руководства с большим трудом и искушениями налаживалось даже в годы революционных гонений, ставших для Церкви как бы «временами шестопсалмия», очистительных страданий и покаяния.

Вот основные этапы развития сотрудничества Государства и Церкви до 1953 года:

1. 16 июня 1923 года - заявление Патриарха Тихона о лояльности Церкви к советскому государству.

2. 16 августа 1923 года - во все партийные организации разослано Постановление ЦК ВКП(б) за подписью И. В. Сталина, запрещающее погром Церкви и преследование верующих (см. документ 1923 г.)

3. После победы в правящей партии патриотов над троцкистами опубликована «Декларация...» митрополита Сергия от 29 июля 1927 года, которой установлены мирные отношения с властью и официальное положение Русской православной церкви в советском обществе.

4. 11 ноября 1939 года принято решение Политбюро об отмене указания В.И.Ленина от 01.05.1919 года, предписывающее  разрушение храмов и массовые расстрелы духовенства. Закрыт Соловецкий лагерь. Освобождены из ГУЛАГа свыше 30 000 «церковников», чьи приговоры были не связаны с антигосударственной деятельностью.

5. Летом 1941 года советскому руководству передана Воля Божией Матери о том,  как может быть спасена Россия. Это сделал митрополит гор Ливанских Илия (Карам).

6. Созыв в сентябре 1943 года Архиерейского собора и избрание Патриарха. Установление официального государственно-церковного сотрудничества.

И.В. Сталин и митрополит Сергий (Страгородский), подобно Моисею и Аарону, вывели государство и Церковь из уготованного им рабства, претерпевая при этом ропот непонимания и вражды даже до нашего времени. Но именно они  привели наш народ к Великой Победе.

* * *

В начале бурного ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский печалился: «Перестали понимать русские люди, что  такое Русь. А она - подножие престола Господня». «Причина непонимания здесь, как и во многих иных случаях, одна: оскудение личного духовного опыта, присущего настоящей, неискаженной церковной жизни.... В масштабах исторических он служит единственным связующим звеном в бесконечной череде сменяющих друг друга поколений..., единственной гарантией понимания нами собственного прошлого. Ведь содержание этого духовного опыта не меняется, как не меняется Сам Бог - его неисчерпаемый источник», - так, вторя Кронштадтскому пастырю, подводил итог ХХ века митрополит Иоанн (Снычев). Без этого все наши потуги разобраться в прошлом представляют из себя «мудрование плоти», или, по-евангельски говоря, помышления «не о Божеском, а о человеческом».

Кто-то метко назвал науку историю «пророчеством, обращенным в прошлое». Пророчество не бывает без молитвы. И если мы хотим хотя бы что-то понять в жизни и деяниях И.В. Сталина, мы должны,  прежде всего, начать молитвенно поминать его на литургии, и он отзовется...

Если все великие отцы церкви ХIХ века за сто лет вперед предсказали в деталях смуту ХХ века, нам ли, не пережившим ничего подобного, высокомерно отказываться от предсказанной ими Божьей кары, ставшей, как теперь оказалось, нашим спасительным прошлым. Когда мы бездуховно, по-мирски грубо, вмешиваемся со своим плотским мудрованием в наше прошлое, мы как бы «убиваем во чреве» нашу сегодняшнюю жизнь. И становимся безплодными, неспособными даже на такую малость, как традиционное православное воспитание собственных детей в своей стране. Осуждая в один голос с врагами России советское прошлое, мы, подобно Хаму, лишаем себя родительского благословения  Нам нечем гордиться перед советскими людьми ХХ века. Мы по-христиански смиренно должны преклонить колени перед подвигом отцов, сохранивших для нас Отечество в таких великих искушениях.

Почти полное отсутствие храмов и монастырей в СССР не могло остановить нынешнего церковного возрождения, как и наличие множества храмов и монастырей в ХIХ веке не спасло Россию от падения в 1917 году. И если мы, подобно интеллигенции начала ХХ века, будем считать себя умнее и выше руководителя Государства, который привел народ к Великой Победе, то значит, данный нам Богом урок не усвоен?

Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской епархии

Новости

Дипломатический триумф Сталина

20 апреля 2016 года состоялась беседа с последним Министром обороны СССР Дмитрием Тимофеевичем Язовым о Великом Человеке - Иосифе Виссарионовиче Сталине...

Корр.: Дмитрий Тимофеевич, Ваше последнее интервью вызвало в интернете множество откликов. Приведу несколько из них.

«Поднять страну от сохи, разбить самую сильную армию Европы, ускорить создание атомной бомбы - заслуга этого Великого Человека! Враги России пытаются очернить Вождя, но народ не обманешь...»

«Никто из антисталинистов никогда не отвечал на два простых вопроса: как без коллективизации можно было индустриализовать огромную страну, тонувшую в разрухе? И что было бы с миром, если бы Сталин не успел создать мощную промышленность до начала войны?»

«Должны были пройти годы, пока не оказалась разоблачена ложь Хрущёва. Он врал о Сталине если не в каждом слове, то в каждой строке своего подлого доклада. Причём реальные цифры этот подлец знал...»

«Как жаль, что такие люди, как Сталин, так редко приходят в этот мир. Как его сейчас нам не хватает, как не хватает....»

Д.Т.Язов: Не могу судить обо всей переписке в интернете, но из того, что я прочитал, вырисовывается довольно любопытная картина. Лагерь сталинистов - а они оказались в большинстве - отличает от соперников более высокий интеллектуальный уровень.

Вместо аргументов они не используют ложь. Их доводы основаны на серьёзных доказательствах, подкреплены авторитетными источниками. Противоположная сторона чаще берёт нахрапом, не считаясь ни с логикой, ни с фактами. Один из таких антисталинистов сделал прямо-таки сенсационное открытие: якобы при Сталине «Россия лишилась Казахстана и Карелии». И далее этот «знаток» истории делает безапелляционный вывод: «Никогда Россия не терпела таких территориальных поражений, как при нём». Человек, видимо, перепутал Сталина с Ельциным. Но отметиться захотелось: мол, и я против кровавого диктатора!

Для сравнения приведу образец аргументации из лагеря сталинистов. Разговор идёт о репрессиях. А это, как известно, любимый конёк наших либералов.

«Не может идти и речи о влиянии репрессий на снижение боеспособности Красной Армии из-за незначительности их масштабов по сравнению с общей численностью офицерского корпуса...» И далее автор ссылается на публикацию в «Российском историческом журнале», которая полностью подтверждает его точку зрения.

Корр.: По поводу репрессий есть мнение видного английского политика лорда Бивербрука: «.... Теперь уже ясно, что те, кого расстреливали, предали бы Россию немцам». Жестокие слова. Но и время было такое.

Д.Т.Язов: Видимо, нам никуда не уйти от этой темы. Либералы твердят, что злодей Сталин погубил цвет Красной Армии. При этом молчат, что этот цвет был активным участником военного заговора. Причём незадолго до предстоящей войны с Германией. Что же касается якобы катастрофических последствий для армии и страны устранение таких деятелей, как Тухачевский, Егоров, Якир, Уборевич, Корк, Блюхер и некоторые другие, то послушаем мнение человека, который вместе с Жуковым и Рокоссовским брал Берлин. Я имею в виду Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева. Вот как он развивал интересующую нас тему в разговоре с Константином Симоновым. Интересующихся адресую к книге писателя «Глазами человека моего поколения».

Если оценивать военный опыт, военный уровень и перспективы этих людей, - считает маршал, - то тут нужно подходить индивидуально к каждому.

Он так и делает. Начинает с Блюхера, который, по его мнению, был к тридцать седьмому году человеком с прошлым, но без будущего. Человеком, который по уровню своих знаний недалеко ушёл от гражданской войны.... Представить себе, что он справился бы в современной войне с фронтом, невозможно... Во всяком случае, такую небольшую операцию, как Хасанские события, Блюхер провалил.

Тухачевский, - считает Иван Степанович, - был человеком даровитым, сильным, волевым, теоретически хорошо подготовленным. К его недостаткам принадлежал известный налёт авантюризма, который проявился ещё в польской кампании. Но главным недостатком было то, что он не прошёл ступень за ступенью военную лестницу...

Якир, по мнению маршала, человек со способностями, но без настоящей военной школы, без настоящего военного образования. Его Конев с трудом представляет себе в роли командующего фронтом на Великой Отечественной войне.

Егорова и Корка он считает людьми средних способностей, не блиставшими сколько-нибудь заметными военными дарованиями.

Дыбенко и Белова он относит к той категории людей, которые в военном отношении целиком в прошлом, и, будь они живы, они были бы обречены на то, чтобы показать в условиях большой войны свою отсталость и беспомощность.

Из всех перечисленных военачальников - Конев отдаёт предпочтение Уборевичу, «умевшему смотреть вперёд и воспитывать кадры...» Он мог во время войны быть «на одной из ведущих ролей в армии».

Как говорится, комментарии излишни.

В том же разговоре с Симоновым Конев сказал буквально следующее:

- К началу войны он безгранично верил Сталину, любил его, находился под его обаянием.

Корр.: Обидно, что многие из них к моменту воцарения Хрущёва неожиданно «прозрели» и стали сочинять о своём Верховном Главнокомандующем разные небылицы. Но эта тема - для другого разговора.

Д.Т.Язов: Да, мы с Вами изрядно отвлеклись. Уговор был поразмышлять о Сталине не только как о гениальном политике и выдающемся полководце, но и как о блестящем дипломате. А для этого ярчайшей иллюстрацией служит работа трёх конференций глав государств антигитлеровской коалиции.

Корр.: Начнём с первой из них - с Тегеранской. Её называют победой дипломатического курса Сталина. Вы согласны?

Д.Т.Язов: Согласен. Но о конференции - позже. Не будем забывать, что идёт война. Два года мы сражаемся один на один с гитлеровской армадой. Союзники обещали открыть второй фронт весной или летом 1942 года. Но никаких подвижек в этом направлении не наблюдалось. За это время мы успели не только разбить немцев под Москвой, но и одержать триумфальную победу под Сталинградом. В январе 1943 года американский журнал «Тайм» назвал Сталина «человеком года», поместив на его обложке портрет нашего Верховного Главнокомандующего. А английский историк Джефри Робертс писал в те дни: «Сталинградская битва стала сигналом того, что немцы неизбежно потерпят поражение на Восточном фронте и что Советский Союз после войны станет самой мощной державой в континентальной части Европы. Баланс сил сместился к Москве, а Лондон и Вашингтон сделались младшими партнёрами по альянсу».

Корр.: Вы не находите, что это слишком оптимистичный прогноз. Реальную позицию наших союзников вполне откровенно выразил сенатор Гарри Трумэн, будущий президент Соединённых Штатов. «Если мы увидим, - сказал он, - что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии и таким образом пусть они убивают друг друга как можно больше». Так они и действовали пока Сталин, грубо говоря, не взял их за горло и не вынудил открыть второй фронт... в июне 1944 г., меньше, чем за год до окончания войны.

Д.Т.Язов: С этим не поспоришь. Но блестящая победа Красной Армии на Курской дуге внесла серьёзные коррективы в наши отношения с союзниками. Эта битва стоит того, чтобы рассказать о ней подробнее.

Под Курском немцы решили взять реванш за Сталинград. Это была их первая наступательная операция на Восточном фронте в 1943 году. Ей дали название «Цитадель». «На направлении главных ударов, - заявил Гитлер, - должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов.... Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира». Были созданы две ударные группировки: одна - южнее Орла, другая - в районе Белгорода. Их задача - нанести два встречных удара в направлении Курска, чтобы окружить и разгромить наши войска. На этом участке они сосредоточили огромные силы. Группировка насчитывала 900 тысяч солдат и офицеров, 50 отборных дивизий, включая 16 танковых и моторизованных, до 10 тысяч орудий и минометов, около 2700 танков и штурмовых орудий, 2000 самолётов. На вооружение были получены новые танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд».

Назначив дату наступления - 5 июня, Гитлер самодовольно заявил, что Советский Союз в результате понесённых громадных потерь в предыдущих боях «Должен дрогнуть или, как Китай, впасть в агонию».

Корр.: Я знаю, что вопреки хвастливым заявлениям Гитлера, под Курском мы превосходили немцев и в живой силе, и в технике. Но насколько?

Д.Т.Язов: Наша группировка насчитывала 1, 3 миллиона человек, до 20 тысяч орудий и минометов, более 3-х тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, 2650 самолётов.

Корр.: Не удержусь от реплики. Эту мощь обеспечили заводы, переброшенные на восток из западных районов страны. Заботами, между прочим, Иосифа Виссарионовича Сталина.

Д.Т.Язов: Продолжу. Противнику противостояли два наших фронта: Центральный, которым командовал генерал армии Константин Константинович Рокоссовский и Воронежский во главе с генералом армии Николаем Фёдоровичем Ватутиным. В резерве находился Степной фронт. Им командовал генерал армии Иван Степанович Конев. Здесь тоже были сосредоточены серьёзные силы.

Ставка Верховного Главнокомандования тщательно и скрупулёзно разработала предстоящую операцию. Тут я бы обратил внимание на такую деталь. Если нашей разведке было известно о планах гитлеровцев, то в отношении нас они были в полном неведении. Наша сторона выбрала тактику преднамеренной обороны. С тем, чтобы в ходе немецкого наступления измотать и обескровить противника, выбить его танки, а затем перейти в контрнаступление.

При попытке немцев выйти к Курску в районе Прохоровки разыгралось самое грандиозное танковое сражение Второй мировой войны. По некоторым оценкам в нём одновременно участвовало с обеих сторон до 1500 танков и самоходных артиллерийских установок. Но прорвать нашу оборону и захватить Прохоровку немцам не удалось. Курская битва закончилась полным разгромом немецких войск, а 5 августа 1943 года Москва впервые сначала войны салютовала войскам, освободившим Орёл и Белгород, 12-ю артиллерийскими залпами из 120 орудий.

6 ноября 1943 года, выступая с традиционным докладом, посвященном Октябрьской революции, Иосиф Виссарионович сказал: «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила её перед катастрофой».

Представляют интерес и оценки немецкой стороны. Генеральный инспектор бронетанковых войск Германии Гудериан в своих «Воспоминаниях солдата» признавал: «В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

Корр.: Доставила ли эта победа радость нашим союзникам?

Д.Т.Язов: 6 августа 1943 года Рузвельт в специальном послании Сталину писал: «В течение месяца гигантских боёв Ваши вооружённые силы своим мастерством, своим мужеством, своей самоотверженностью и своим упорством не только остановили давно замышлявшееся германское наступление, но и начали успешное контрнаступление, имеющее далеко идущие последствия... Советский Союз может справедливо гордиться своими героическими победами». Более сдержанно отметился Черчилль: «Три огромных сражения - за Курск, Орёл и Харьков, все проведённые в течение двух месяцев, ознаменовали крушение германской армии на Восточном фронте».

Откровеннее по поводу наших побед высказался бывший премьер Южно-Африканского Союза СМЭТС. 31 августа он отправил Черчиллю послание, в котором не смог скрыть своего беспокойства: «Рядовому человеку должно казаться, что войну выигрывает Россия. Если такое впечатление сохранится, то каково будет наше положение на международной арене после войны по сравнению с положением России? Наше положение на международной арене может легко измениться, и Россия станет дипломатическим хозяином мира».

Корр.: Накануне Тегеранской конференции все козыри были в руках у Сталина. А значит перспектива открытия второго фронта была, как никогда близка?

Д.Т.Язов: Вот здесь я бы воздержался от иллюзий. С победой под Курском они нас поздравили, но с открытием второго фронта не торопились. Главные баталии на конференции разгорелись как раз вокруг этого вопроса. Но я бы хотел вернуться немного назад. Дело в том, что до конференции Рузвельт делал попытки встретиться со Сталиным ещё в конце 1942 года. Но Иосиф Виссарионович их отвергал, ссылаясь на занятость. Вот как увещевал американский президент нашего вождя в одном из своих писем: «Я глубоко разочарован тем, что Вы не считаете возможным отлучиться в январе на совещание. Имеется много вопросов жизненно важного значения, которые должны быть обсуждены...» Обратите внимание на дату: 8 декабря 1942 года. Ещё не завершена Сталинградская битва. С чем ехать на совещание? Сталину нужны были серьёзные аргументы, а их могла обеспечить только победа. Как та, что позже случилась на Курской дуге.

Корр.: И тогда он в утешение Рузвельту отправил необычный подарок. Комедию Александрова «Волга-Волга».

Д.Т.Язов: Иосиф Виссарионович в очередной раз подтвердил репутацию остроумного человека. Просмотрев фильм, Рузвельт пришёл в недоумение: что же скрывается за сталинским подношением? Решили подвергнуть текст фильма более тщательному переводу. В итоге обнаружили, что один из героев напевает песенку с такими словами:

«Америка России подарила пароход -
С носа пар, колёса сзади
И ужасно, и ужасно, и ужасно тихий ход».

В такой ненавязчивой манере было выражено недовольство медленным ходом поставок по ленд-лизу и постоянными переносами сроков открытия второго фронта.

Корр.: Но вот Сталин, наконец, дал согласия на встречу. Обстановка была благоприятной. Наши войска дополнительно освободили Смоленск, Новороссийск, полностью очистили от немцев Таманский полуостров и неудержимо двигались к Днепру. В разговоре со своим сыном Элиотом Рузвельт заметил: «Если у русских и дальше так пойдут дела, возможно, будущей весной и не потребуется второй фронт». Интересно, чего больше в этой оценке: радости по поводу наших успехов или опасения оказаться у разбитого корыта?

Д.Т.Язов: Я думаю, здесь налицо типичный американский прагматизм. Рузвельт понимал, что дело может кончиться тем, что русские возьмут Берлин. А он на этот счёт высказался однозначно: «Берлин должны взять Соединённые Штаты».

Корр.: У меня с давних пор с Тегеранской конференцией связана фраза из дневника Ивана Алексеевича Бунина, живущего в эмиграции: «Нет, вы подумайте, до чего дошло - Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы с ним, не дай Бог, чего в дороге не случилось».

Д.Т.Язов: Ни в дроге, ни на самой конференции, слава Богу, ничего экстраординарного не случилось. Встреча трёх лидеров состоялась в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года. Поначалу возникли некоторые трения по поводу места проведения встречи. Рузвельт предлагал Касабланку или Тунис, Черчилль - Лондон. Сталин настоял на Тегеране. Город находился недалеко от нашей границы, а условия военного времени диктовали необходимость Верховному Главнокомандующему постоянно поддерживать связь с наступающими войсками. Начальник оперативного управления Генштаба С.М.Штеменко, сопровождавший Сталина в Тегеран, вспоминал, что он три раза в день докладывал Иосифу Виссарионовичу о состоянии дел на фронте. Были случаи, когда Верховный Главнокомандующий напрямую связывался с командующими фронтов. Из Москвы постоянно приходили директивы, которые требовалось скрепить подписью Сталина. Связь безостановочно работала в обоих направлениях.

Корр.: В своей книге «Генеральный штаб во время войны» Штеменко приводит эпизод, связанный с его работой на конференции: «Меня с шифровальщиком разместили на первом этаже того же дома, где жил Сталин и другие члены делегации. Отвели маленькую комнату с одним окном. Рядом был телеграф. Вечером Сталин, отправляясь на прогулку, поинтересовался, в каких условиях мы работаем. Наша комната не понравилась ему.

- Где же здесь разложить карты? И почему так темно? Нельзя ли их устроить где-то получше?

Результаты визита сказались немедленно. Нам тут же отвели большую и светлую веранду, принесли три стола, переставили на новое место аппарат ВЧ».

Показательно, что всё случившееся Штеменко воспринял как нечто, само собой разумеющееся. Таков был сталинский стиль общения с подчинёнными, они это знали и никаких восторгов по этому поводу не выражали.

Д.Т.Язов: Первый день на конференции ознаменовался ещё одним переселением. По предложению Сталина, Рузвельт переехал из американского посольства в надёжно охраняемое советское.

Корр.: Это диктовалось соображениями безопасности или тут был, как подозревал Черчилль, хитрый дипломатический ход?

Д.Т.Язов: Я думаю, в первую очередь необходимость переезда диктовалась соображениями безопасности. Хотя, наверное, нельзя исключать и второго. Во всяком случае, Черчилль, опасаясь, что Рузвельт «попадёт под обаяние Сталина» был недалёк от истины. На конференции американский президент по многим вопросам поддерживал Сталина. На нашей стороне он оказался и при окончательном решении вопроса по второму фронту. Уезжая из Тегерана, Рузвельт в благодарственном письме советскому вождю признавал: «Там мне было не только в высшей степени удобно, но я также вполне сознаю, насколько больше мы смогли сделать в короткий период времени, благодаря тому, что мы были столь близкими соседями во время нашей встречи».

Корр.: А что же насчёт опасности? Была ли она серьёзной или надуманной?

Д.Т.Язов: Сошлюсь на точку зрения Валентина Бережкова, бывшего на конференции переводчиком Сталина. В его книге «Тегеран 1943» есть глава «Предупреждение из ровенских лесов». Автор рассказывает, что первые сведения о готовившемся покушении на участников Тегеранской конференции, поступили из района Ровно. Там в глубоком тылу действовала специальная группа, в которую входил наш легендарный разведчик Николай Кузнецов. Ему удалось узнать, что планируется операция под кодовым названием «Большой прыжок». Возглавить её     должен был знаменитый итальянский диверсант Отто Скорцени. Главной целью акции было похищение Рузвельта. Якобы для того, чтобы «фюреру было легче сговориться с Америкой». Можно было бы посчитать это чьей-то досужей фантазией, но в 1966 году сам Скорцени подтвердил, что у него было действительно такое поручение.

Информация, полученная от Николая Кузнецова, подтверждалась и другими источниками. О полученных сведениях сообщили в Москву. Были приняты соответствующие меры. И, видимо, одна из них - переселение Рузвельта под более надёжную крышу. А поселись президент в американской миссии, находившейся на окраине города, неизвестно чем бы это могло закончиться. Президентскому кортежу пришлось бы по нескольку раз в день ездить на переговоры по узким городским улицам, представляя удобную мишень для террористов.

Корр.: Выходит, Иосиф Виссарионович, обеспечил своему американскому коллеге не только удобное жильё, но и уберёг от возможной беды.

Д.Т.Язов: На конференции не было официально утверждённой повестки дня. Каждый из участников поднимал те вопросы, которые интересовали его страну. Всеобщее внимание было приковано к Сталину. Его поведение на переговорах производило большое впечатление на окружающих. Он был спокоен, уравновешен, остроумен. «Мы сразу почувствовали, - делился своими впечатлениями американский адмирал Леги, - что имеем дело с исключительно умным человеком, который убедительно говорил и был преисполнен решимости добиться того, что он хотел для России. Подход маршала к нашим общим проблемам был прямым, доброжелательным и учитывающим точки зрения его двух коллег до тех пор, пока один из них не выдвигал какую-либо идею, которую Сталин считал неприемлемой с точки зрения советских интересов. В таких случаях он мог говорить правду в глаза вплоть до колкостей.

Коор.: Говорят, по дороге на конференцию Сталин заметил: «Главный вопрос, который решается сейчас, будут они помогать нам или нет?». Помогать - это открыть уже обещанный второй фронт. Но именно этот вопрос и вызвал самые ожесточённые споры...

Д.Т.Язов: Основная схватка шла между нашей делегацией и Черчиллем. Сталин настаивал на вторжении союзников через Ла-Манш в северную Францию. Это был ближайший путь до Берлина. У Черчилля был другой вариант: главный удар наносить из Италии. Сталин разгадал этот манёвр. Его целью было не допустить Красную Армию в Австрию, Румынию, Венгрию.

Достойно удивления - с каким терпением и выдержкой вёл эти переговоры глава советской делегации. Наконец, он не без сарказма произнёс: «Если можно задать неосторожный вопрос, то я хотел бы узнать у англичан, верят ли они в операцию «Овер лорд, или они просто говорят о ней для того, чтобы успокоить русских?» Черчилль опять уклонился от прямого ответа. Тогда Сталин, по словам Бережкова, резко поднялся с места и, обращаясь к Молотову и Ворошилову, сказал: «Идёмте, нам здесь делать нечего. У нас много дел на фронте». Черчилль заёрзал в кресле, покраснел и невнятно пробормотал, что его не так поняли.

Было ясно, что он проиграл. Рузвельт в этом споре был на стороне Сталина. Ему очень важно было заручиться нашей поддержкой в войне с Японией. Американские генералы подсчитали, что без помощи Советского Союза потери их войск составят более миллиона человек. Сталин обещал помочь, но тут же оговорил условия, на которых это будет осуществлено. В первую очередь, он потребовал возврата нам Южного Сахалина и Курильских островов.

Корр.: Мне в этой связи вспоминается рассказ адмирала Ивана Степановича Исакова. Дело было на каком-то военном приёме у Сталина задолго до Тегеранской конференции. Присутствующие подвыпили. И вот, пребывая в таком «приподнятом» состоянии, Иван Степанович подошёл к вождю, взял его под руку и подвёл к висевшей на стене огромной карте.

- Без Южного Сахалина, - сказал он Иосифу Виссарионовичу, - там, на Дальнем Востоке, большой флот строить бессмысленно. Пока мы не возвратим Южный Сахалин, до тех пор у нас не будет выхода в океан.

Сталин его спокойно выслушал и ответил: «Подождите, будет Вам Южный Сахалин». Подвыпивший Исаков не унимался, настаивал на своём. Тогда Сталин, обращаясь к окружившим их людям, сказал:

- Вот, понимаете, требует от меня Исаков, чтобы мы обладали Южным Сахалином. Я ему отвечаю, что будем обладать, а он не верит мне...

«Этот разговор, - заключил свой рассказ Исаков, - вспомнился мне потом, в сорок пятом году... Не мог не вспомниться».

Д.Т.Язов: А помните сталинские слова после победы над Японией: «Поражение русских войск в 1904 году... оставило в сознании народа тяжёлые воспоминания...Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита... Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день наступил...» Сталин был превосходным знатоком истории. И это своё знание он успешно применял в спорах с оппонентами. Так, когда в Тегеране зашла речь о будущем Прибалтийских государств, Сталин твёрдо заявил, что они должны вернуться в состав СССР. У союзников на этот счёт были серьёзные сомнения. Иосиф Виссарионович развеял их с помощью очередного экскурса в историю.

«Литва, Эстония, Латвия, - сказал советский руководитель, - не имели автономий до революции в России. Царь был тогда в союзе с Соединенными Штатами и с Англией, и никто не ставил вопрос о выходе этих стран из состава России. Почему этот вопрос ставится теперь?

Как говорится, союзникам нечем было крыть. Вопрос решился в пользу Советского Союза».

Корр.: Ещё одним камнем преткновения была Польша. Как решался вопрос с ней?

Д.Т.Язов: Черчилль и Рузвельт внесли в повестку дня вопрос о восстановлении наших отношений с польским правительством в изгнании. Оно находилось в Лондоне и было враждебно настроено по отношению к Советскому Союзу. Сталин во время переговоров продемонстрировал листовку «лондонских» поляков с изображением двуликого Януса с лицами Гитлера и Сталина. Были и другие примеры явно недружественного характера. Советский руководитель заявил, что он не потерпит превращения Польши в плацдарм для антисоветских авантюр. На нашей границе должно быть дружественное нам государство.

Корр.: Тогда же, насколько я помню, остро встал вопрос о восточной границе с Польшей?

Д.Т.Язов: По пакту Молотова - Риббентропа к нам отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. Сталин не собирался терять эти приобретения. После долгих споров договорились провести границу по так называемой «линии Керзона». Её утвердил в 1919 году Верховный Совет Антанты, а название она получила по имени министра иностранных дел Англии лорда Керзона.

В целом эта линия совпадала с границей 1939 года. Казалось бы, вопрос исчерпан. Но Черчиллю захотелось «отхватить» для своих польских друзей город Львов. Они представили карту, по которой «линия Керзона» якобы проходила восточнее Львова, а значит город входил во владения Польши.

Корр.: Я знаю эту историю. Сталин тогда красиво «утёр» нос англичанам. Зная с кем имеет дело, он, отправляясь в Тегеран, попросил Молотова на всякий случай захватить подлинник той старой карты. Там, естественно, было зафиксировано, что Львов отходит к СССР. Для большей убедительности был продемонстрирован текст телефонограммы лорда Керзона, в котором перечислялись города, передающиеся России. В списке был и Львов. Черчилль возмутился: этот город был польским! На что Сталин спокойно заметил: а Варшава была русской. Так закончился этот спор. Последнее слово опять осталось за нашим вождём.

Д.Т.Язов: Да, знали бы сегодняшние львовские «западенцы» кому они обязаны своей территорией...

На конференции произошёл весьма неприятный инцидент. Опять, как говорится, отличились англичане. Так совпало, что день рождения Черчилля пришёлся на один из дней конференции. Именинник созвал гостей. Один за другим следовали дружеские тосты. Дошла очередь до начальника Генерального штаба Англии Алана Брука. Поднявшись с места, он заявил, что наибольшие жертвы в войне понесли англичане, что их потери превышают потери любого другого народа, что Англия больше других сражалась и больше сделала для победы. В ответ наступила неловкая тишина. Все знали, что это неприкрытая ложь, что основную тяжесть войны несёт Советский Союз, а собратья генерала второй год торпедируют открытие второго фронта.

Присутствующие ожидали, что сейчас разразится скандал...

Корр.: Может быть, расчёт и был на это: вывести Сталина из себя и таким образом поквитаться за дипломатические проигрыши англичан...

Д.Т.Язов: Но у них опять ничего не вышло. Сталин, как свидетельствуют очевидцы, встал, обвёл присутствующих посуровевшим взглядом и спокойно произнёс ответный тост:

- Я хочу сказать о том, что сделали для победы президент Рузвельт и Соединённые Штаты. В этой войне главное - машины. Они могут производить ежемесячно 8-10 тысяч самолётов, Англия - 3 тысячи. Следовательно, Соединённые Штаты - страна машин. Эти машины, полученные по ленд-лизу, помогают нам выиграть войну.

И не слова о том, чей вклад больше. Вот так, я бы сказал, утончённо, Сталин ответил на провокационную выходку английского генерала. Между прочим, английский военный историк Тейлор констатировал: «В Англии до 1942 года вероятность того, что солдат в армии получит телеграмму о гибели жены от бомбы, превышала вероятность того, что жена получит телеграмму о гибели мужа в бою».

Корр.: Хочу напомнить, что были на конференции и приятные моменты. Именно там состоялось историческое вручение «меча Сталинграда», дара английского короля Георга У1 жителям легендарного города. Вы упоминали об этом подарке в одном из предыдущих интервью.

Д.Т.Язов: Да, но тогда это была только информация, а на конференции все стали свидетелями торжественного момента. Сталин принял меч от Черчилля, поцеловал его и передал Ворошилову.

Шёл третий день конференции. 30 ноября был, наконец, решён вопрос об открытии второго фронта. Вот как описывает этот волнующий момент Валентин Бережков: «Когда руководители трёх держав собрались за завтраком, сразу стало заметно приподнятое настроение Рузвельта. На его лице сверкала улыбка, весь он был какой-то праздничный. Обращаясь к присутствующим, он с подчёркнутой торжественностью заявил:

- Господа, я намерен сообщить Сталину приятную для него новость. Дело в том, что сегодня объединенные штабы с участием британского премьера и американского президента приняли следующее решение: «Операция «Овер лорд» намечена на май 1944 года».

Обратите внимание на реакцию Сталина: «Я удовлетворён этим решением, - спокойно произнёс он. А потом ещё добился, чтобы на конференции был назначен человек, отвечающий за ход намечавшейся операции. Им стал американский генерал Эйзенхаузер. В свою очередь советский руководитель пообещал, что к моменту начала десантной операции во Франции, русские подготовят сильный удар по немцам.

Корр.: Я читала, что обстановка на конференции стала менее напряженной. Сталин и Черчилль продолжали обмениваться колкостями, но в них уже было больше добродушия, чем язвительности. Вот один из таких образчиков.

На замечание Иосифа Виссарионовича, что финны должны выплатить нам репарации за ущерб от войны, Черчилль беззлобно подколол собеседника: а как же, мол, лозунг большевиков «Мир без аннексий и контрибуций?» В ответ услышал: «Я же говорил Вам, что становлюсь консерватором».

Д.Т.Язов: На конференции была затронута проблема послевоенного будущего Германии. Союзники настаивали на расчленении страны и создании на её территории множества карликовых государств. Сталин считал, что «решение германской проблемы надо искать не на путях уничтожения германского государства, ибо невозможно уничтожить Германию, как невозможно уничтожить Россию, а на путях её демилитаризации, с непременной ликвидацией фашизма, вермахта и передачей преступных руководителей «третьего рейха» под суд народов».

Договорились передать решение этих вопросов в трехстороннюю комиссию. А Тегеранская конференция завершала свою работу. Было намечено ещё одно заседание на 1 декабря, но погода стала портиться, подул шквалистый ветер, небо заволокло тучами. Решили не задерживаться. Итоговую декларацию приняли без обсуждения. Но она ни у кого из участников не вызывала сомнений. В ней говорилось: «Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожить германские армии на суше, их подводные лодки в море и разрушить их военные заводы с воздуха. Наше наступление будет беспощадным и нарастающим... Мы уверенно ждём того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь действиям тирании и в соответствии со своими различными стремлениями».

После конференции, прощаясь со Сталиным, Рузвельт сказал: «Я считаю, что мы проделали здесь хорошую работу». На что его собеседник заметил: «Теперь уже никто не усомнится в том, что победа будет за нами».

Корр.: Мне понравился итог, который подвёл главнокомандующий ВМС США адмирал Кинг: «Сталин точно знал, чего он хочет, когда приехал в Тегеран, и он этого добился». Значит, не будет преувеличением считать Тегеранскую конференцию дипломатическим триумфом Иосифа Виссарионовича?

Д.Т.Язов: Безусловно. Сталин получил всё, на что рассчитывал: и открытие второго фронта, и границу по «линии Керзона», и возврат прибалтийских республик. Было удовлетворено также требование Сталина о передаче нам после войны Кенигсберга. В ответ Верховный командующий согласился объявить войну Японии не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

Рузвельт тоже был доволен. В своём выступлении по радио после возвращения с конференции он сказал: «Я хорошо поладил с маршалом Сталиным... Думаю, что он является подлинным выразителем дум и чаяний России, и я убеждён, что мы сумеем очень хорошо поладить с ним и с русским народом и впредь».

Спасибо, Дмитрий Тимофеевич, и за интервью, и за Вашу позицию. Надеюсь, что мы продолжим наш разговор. За Вами - Ялтинская и Потсдамская конференции.

Д.Т.Язов: И Победа!

Корр.: Согласна.

Беседу вела Галина Кускова,

Русская Народная Линия

(исп м-лы СМИ;)        

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».