7 апреля 2023 года в школе прошла премьера спектакля «Мёртвые души» по произведению Н.В. Гоголя в исполнении учащихся 9Д класса. Режиссер-постановщик: Рябова Елена Владимировна.

Роли исполняли:

Чичиков - Письменный Арсений
Чичиков в детстве –Заводчиков Вениамин
Отец Чичикова Стефанцов Антон
Ангел – Соколова Арина
Манилов – Шилов  Матвей
Манилова – Путилова Яна
Приказчик – Багиров Мирараз
Коробочка – Заводчикова Екатерина
Ноздрёв – Пашков Никита
Собакевич – Бфыов Тимофей
Плюшкин – Яковлев Илья

Отзывы:

- Спектакль очень понравился.
- Ребята 9Д класса меня очень удивили.
- Я  открыла для себя это произведение по-новому.
- Захотелось снова перечитать это произведение.

См. фотоальбом

«Театр – это не украшение школы, а педагогический инструмент».

         Глава Министерства просвещения Сергей Кравцов сообщил, что к 2024 году в каждой школе должен появиться свой театр. Театральная педагогика сегодня выходит на первый план в основном и дополнительном образовании детей.

         Тема школьных театров стала именно сейчас очень  важна.

         Актуальность самой темы школьных театров и его важное место в образовании были очевидны всегда. В образовании всегда востребованы по-настоящему творческие инструменты педагогической работы. Именно к таким универсальным инструментам и относится школьный театр.

         Театр развивает личностные качества у ребёнка.

         Театр затрагивает в человеке абсолютно всё – и интеллектуальную, и эмоциональную, физическую, психологическую и социальную сферы. Это происходит потому, что театр – искусство синтетическое, а еще театр – искусство коллективное.  Не случайно театрализация существует с того момента, как человечество осознало себя таковым. Театр работает с физикой тела, с психологией поведения, тренирует память, фантазию и воображение. Как говорил Пабло Пикассо, «…всё, что человек может вообразить он в состоянии сделать». Воображение, фантазия – это основа актерской профессии и любой театрализации. Театр всегда существовал в образовании, начиная с античности и до наших дней. Поэтому мы можем говорить, что театр как искусство всегда был интегрирован в цивилизацию и в ее развитие. И всегда театр был отражением мира людей. Его моделью. И если мы хотим понять что-то про современный мир, мы должны идти в современный нам театр, даже если пьесе много веков. Мы ведь смотрим не сюжет, мы идём в театр за переживанием и сопереживанием, чтобы почувствовать свое единство с окружающим миром. Именно поэтому театр является серьезным педагогическим инструментом, дающим возможность человеку развиваться в самом широком смысле, личностно расти образовываться (от слова «образ»). Театр – это игра по правилам, которые принимают все, и взрослые и дети.

         Для взрослых театр — это место, где все условно, но зрительское переживание объединяющие человека с другими людьми – самое настоящее. Для подростка – это возможность прожить то, что он хотел бы прожить, но прожить безопасно, играя, при этом получить настоящий опыт общего дела, успеха и  узнавания себя. Для младшего школьника игровая деятельность является основным способом познания мира и взаимодействия с ним, а, значит, театр для него естественная среда.

Репертуар же школьного театра должен формироваться исходя из вопросов «зачем и почему?»

         Берем  произведение и предлагаем его конкретным школьникам, в данной школе к постановке. Конечно, спектакли школьного театра далеко не всегда соответствуют канонам сценического искусства, но они создаются без оглядки на «кассу» и в этом смысле мы можем сказать, что это чистое, не подверженное «конъектуре рынка» искусство. Дети приходят в школьные театральные студии, потому что у них есть личная заинтересованность, они хотят расти, а не потому, что они хотят стать профессиональными актёрами и режиссёрами. Пространство школы задумано, в первую очередь, как пространство развития, пространство становления, пространство, где взрослые помогают детям стать умными, умелыми и знающими людьми.  Поэтому и выбор репертуара будет связан с той педагогической задачей, которую необходимо решать здесь и сейчас. С теми детьми, которые перед нами, в той конкретной школе, где и существует театр.  И театральная деятельность внутри образовательного учреждения – это возможность решать педагогические задачи в школе на очень высоком уровне качества. Поэтому если школьный театр не является частью образовательного учреждения, в котором он живет, если его руководитель решает собственные творческие задачи, если студийцы свысока посматривают на сверстников, то это не школьный театр, и место такого коллектива в профессиональной среде, где никто никаких педагогических задач перед театром не ставит.

         Школьный театр – это способ повысить мотивацию, с его помощью могут решаться различные педагогические задачи, конкретные для каждой образовательной организации.

         Дети, занимающиеся театром, как правило, и к самой школе лояльней и жизненный тонус у них выше и, соответственно, они более мотивированны к образованию. Но не стоит забывать, что театр – это искусство. У него есть законы, о которых надо знать, технологии, способы работы и далеко не каждый учитель взявший на себя труд по созданию театра имеет специальную подготовку, опыт и знания. Мы не можем преподавать математику или литературу, если специально этому не учились. Великий советский актёр Андрей Миронов на своем бенефисе рассказывал, что, когда он встречается со зрителями, то ему всегда дают советы, как правильно играть, что и где он делает, неправильно создавая своих героев. И дальше он говорит: «А вот представьте, что человек с улицы, не строитель приходит на стройку и говорит работягам, что они там неправильно чего-то делают…, представляете, что ему ответят?». Я это к тому, что театр – это искусство, имеющее строгие и даже жёсткие законы. И отсюда остро встаёт вопрос, кто может заниматься с детьми театром в школе? Специальных факультетов в театральных или педагогических вузах нет. Профессиональные режиссеры стремятся попасть в профессиональные театры. Есть конечно курсы повышения квалификации. Исследовательские лаборатории при педагогических вузах, есть много замечательных энтузиастов и очень серьезных исследователей школьного театра, как феноменального явления, практикующих педагогов работающих по всей стране.  Но при этом в обычной школе, как правило в зале нет элементарного затемнения, прожекторов, мест для хранения сценического имущества и оборудования. Статус тех педагогов, которые занимается школьным театром не очень высок, и их профессиональная подготовка основана в основном на собственном зрительском опыте, личном культурном багаже и стремлении к саморазвитию. И поэтому необходимо уделять отдельное внимание подготовке специалистов, которые работают именно в условиях школьного театра, в самых обычных образовательных учреждениях.

А что получат ребята?

         – Опыт выступления на большой сцене, поддержку и уважение сверстников, близких и своей школы. Обретут новых друзей, расширят круг общения. Познакомятся с такими же увлеченными ребятами и взрослыми. Узнают про себя, что они многое могут. Узнают про других, что они-то же могут чувствовать и переживать, то же, что и ты сам, что они нужны миру и мир нужен им. Все это опыт счастья.

         Театр — это не только синтетическое, но и коллективное искусство. То, что  уже  сделано, чрезвычайно важно для детей, родителей, школы и образования в целом. Потому, что театр – это не украшение школы, а уникальный и очень мощный педагогический инструмент работы с нашими детьми, а, значит, и с будущим.

         К 2024 году в каждой школе России должен начать работу школьный театр. Создание театрального кружка — сложная задача.

Задачи, которые решает театральный кружок:

 Раскрытие творческого потенциала детей.
 Развитие наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции.
 Формирование умения импровизировать в различных ситуациях.
 Повышение самостоятельности.
 Совершенствование пластики, владения собственным телом.
 Развитие мышления, в том числе ассоциативного.
 Формирование коммуникативных навыков и умения работать в команде.
 Развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике.
 Пополнение словарного запаса.
 Совершенствование диалогической и монологической речи.

Деятельность детей в театральном кружке настолько разнообразна, что он подходит практически для всех ребят.

 Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку.

 Гиперактивные дети найдут в театральном кружке активность, которая им так необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, «ходят на голове» и «стоят на ушах».

 Агрессивные дети здесь обучатся дисциплине, умению работать в паре и большой команде, проявлению эмпатии. А ещё увидят, что нет ничего плохого в добром отношении к окружающим и заботе друг о друге.

Кроме того, важно помнить, что театр — искусство синтетическое, поэтому для постановки спектакля требуются не только актёры, но и те, кто будет обеспечивать музыкальное и световое оформление, шить костюмы, делать грим, создавать декорации, искать реквизит, оформлять афиши, вести соцсети, — занятие можно найти буквально для всех желающих. Единственное, что для этого требуется, — внимательное отношение педагога-руководителя к своим подопечным.

Пока остановимся на развитии актёрских способностей детей. Для этого потребуется работа в нескольких направлениях.

1. Театральная игра
Учит ребёнка ориентироваться в заданном пространстве, самостоятельно строить диалоги на конкретные темы, развивать внимание, память, образное мышление и общий интерес к искусству.

2. Ритмопластика
Содержит в себе игры и упражнения ритмического, поэтического и музыкального характера. Это направление обеспечивает природную потребность детей в движении.

3. Техника и культура речи
Содержит в себе разные виды деятельности, которые позволяют развивать дыхание и раскрывать дополнительные возможности речевого аппарата. Для этого используются песни, скороговорки, разная интонация и др.

4. Базовая театральная культура
Дети имеют возможность познакомиться с основными терминами и понятиями театрального искусства. Они получают знания об основах актёрского мастерства, а также изучают правила культуры зрителя.

5. Знакомство с конкретными пьесами, сказками и др.
Способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка, расширяет кругозор.

         Важно, чтобы на занятиях театрального кружка все эти направления реализовывались комплексно. Если всё занятие ребята только танцуют или только разговаривают, они могут утратить интерес. Оптимально планировать несколько видов деятельности на каждое посещение кружка.

PS
О взрослом театре:

Дмитрий Бертман:

         Важно понять: для чего человек приходит в театр? Сегодняшний зритель приходит за эмоцией. Жизнь лишена романтизма, в ней мало искренности, везде хозяйничают купля-продажа - рынок. А мой учитель Борис Покровский говорил: там, где рынок, - там воровство, грязь, мусор, крысы. И зритель в театре хочет восполнить дефицит полноценной жизни - недостаток эмоций, любви. И если театр дает ему эту любовь, зритель захочет прийти сюда снова и снова. Работающая в нашем театре команда - артисты, хор, оркестр - приходят сюда не как на работу, а как в некое священное место. И потрясающая атмосфера, существующая в труппе, позволяет каждый спектакль сотворить как последний в жизни. У нас нет разницы между премьерой или десятым, двадцатым спектаклем. Артист, музыкант оркестра, стюард, встречающий зрителей, монтировщик декораций - он это делает как самое любимое дело жизни.

         В этом и состоит традиция русского репертуарного театра - театра-дома. Так существовали театры Таирова, Мейерхольда, Вахтангова, Станиславского - это не "Макдоналдс", это театры-бутики. Именно они сделали историю не только русского, но и мирового театрального искусства. Вот как раз сейчас у нас проводил пресс-конференцию великий современный режиссер канадец Робер Лепаж - он тоже говорил про Станиславского. И когда он работал в России с Евгением Мироновым, он у артиста учился системе Станиславского! В этом главное преимущество театра-дома - явления мирового масштаба.

Андрей Кончаловский, режиссер:

         "Превращать успешно работающий репертуарный театр в гастрольный - значит программировать его деградацию, об этом нельзя даже думать. Системы могут спорить, но мирно: ведь в борьбе света с тьмой нет победителей. С тьмой не нужно бороться - нужно просто нести свет".

         Психофизический феномен человеческого восприятия - неизменен. В квантовой физике есть такое понятие, как "эффект наблюдателя". Ученые обнаружили, что присутствие наблюдателя влияет на поведение элементарной частицы. Это невероятно, но факт! Если никто не смотрит, через какую щель проходит электрон, он ведет себя как волна. Но стоит подсмотреть за ним - он сразу превращается в твердую частицу. То же самое - с поведением человека. Наедине с собой человек может делать массу вещей, которое никогда бы не сделал, зная, что это видит кто-то еще. Существует наш внутренний мир, который должен быть недоступен для наблюдателя. Тот же секс - интимнейший опыт человека. И если присутствие наблюдателя не мешает утехам, в этом есть нечто нездоровое - то, что можно назвать "порно", которое по одному из определений достаточно точно описано как "эротическое вне художественного". Поэтому голое тело на сцене, к которому так пристрастны Ян Фабр и его идейные последователи, на самом деле теряет эстетические свойства: зритель подсознательно либо отворачивается, либо сосредоточивает внимание на том, что не относится к искусству, к художественному образу - грубо говоря, на "сиськах и письках". И что бы ни задумывал режиссер, есть закон физиологического восприятия; перешагнуть это табу пытаются многие, но результат один: это творчество, но не искусство. Потому что испаряется, исчезает, улетучивается главная ценность искусства - вовлечение зрителя. А сотворчество - это не физиологическое любопытство. Сотворчество - это художественное воображение зрителя. И этим, к примеру, эротика отличается от порнографии. Эротика приглашает к сотворчеству, поэтому эротическая литература так мощно развита в мире, а сделать хороший эротический фильм так трудно.

         Я понимаю, что Запад эти границы давно перешагнул, но думаю, что ничего хорошего и революционного в искусстве эта тенденция не несет. Потому что в искусстве важно непосредственное чувство. А сколько у нас чувств? До удивительного мало - всего три! Как говорил Пушкин - "Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством". Как точно! Именно это три чувства выражают три маски античного театра…

         Поиск новизны в европейском искусстве становится важнее, чем поиск сути. А искусство в принципе - это инструмент познания.

         Сегодня театральный зритель в Лондоне не тот, что в России. Он - потребитель. А потребление - это не вовлечение, это оценка: вкусный пирожок или нет. Лондонский зритель смотрит, если ли в спектакле звезды. Есть звезды - есть аншлаг, цены на билеты зашкаливают: сто, двести, триста фунтов! Как только иссякнет публика, способная за это платить, спектакль умирает. Спектакль без звезд умирает еще быстрее. С другой стороны, аренда помещения стоит дорого - значит, кроме звезды, должны быть дешевыми остальные артисты. В результате я видел множество спектаклей, где одна звезда окружена очень слабыми артистами, задача которых - подавать реплики и создать для звезды некий фон. Я смотрел в Лондоне чеховского "Иванова": хороший главный актер - Кеннет Брана и удручающее зрелище - там нет ансамбля!

         Для культурного развития страны очень важно, что наш театр - именно потому, что он репертуарный, - не стремится быть только коммерческим. Еще и поэтому институт репертуарного театра - вещь драгоценнейшая: если его развалить, его никто и никогда уже не воссоздаст. И пока он существует, я считаю, театральные столицы мира - безусловно Москва и в какой-то мере Петербург. Попытки разрушить созданную за целый век систему - это печальные попытки слепо плестить в хвосте определенных тенденций в Европе. Началось с образования - у нас оно было одним из лучших в мире, но появились Болонская система, ЕГЭ… еще Сергей Капица говорил, что надвигается катастрофа: мы воспитываем идиотов. Вот и в театре: можно и нужно развивать любые системы и модели - но на свободном месте. А превращать успешно работающий репертуарный театр в гастрольный - значит программировать его деградацию, об этом нельзя даже думать. Системы могут спорить, но мирно: ведь в борьбе света с тьмой нет победителей. С тьмой не нужно бороться - нужно просто нести свет.

(исп м-лы СМИ; В.С. Злотникова; Источники: skudelnica.ru, autogear.ru ; https://prodod.moscow/archives/category/zhurnal-prodod ;  )

Над выпуском работали:
Елена Рябова, учитель, руководитель студии ЛиК;
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».