3 марта военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 прибыли в Центральную городскую библиотеку им. А.С. Пушкина, где состоялась встреча с Натальей Крутиковой, участницей арктического экспедиционного проекта «Открытый Океан: Архипелаги Арктики». Организатором встречи является Засл.р.к., директор библиотеки №32 Маркова Любовь Павловна.

          Встреча была посвящена абсолютно детективной истории и судьбе  экспедиции Георгия Брусилова на шхуне "Св. Анна", бесследно исчезнувшей во льдах Арктики, до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых больших загадок в истории отечественных полярных исследований. Именно судьба этой экспедиции легла в основу романа Валентина Каверина «Два капитана». Полюбившийся многим поколениям приключенческий роман создавался автором в годы Великой Отечественной войны в Перми.

         Как выяснилось, он даже проживал на квартире родственницы нашего куратора отряда Александра Сергеевича Куляпина.

См. фотоальбом

         Несмотря на то, что прошло уже более ста лет с начала экспедиции, современные исследователи постоянно обращаются к ней. В 2010–2011 годах российская экспедиция нашла человеческие останки и материальные следы пребывания на Земле Франца - Иосифа части команды "Св. Анны", которая вместе со штурманом Валерианом Альбановым сделала попытку спастись с дрейфующего судна.

         Об истории трагического плавания, современных находках и версиях расскажет одна из организаторов современной экспедиции Наталья Крутикова. Наталью Борисовну, живущую в Санкт Петербурге, связывают с Пермью родственные связи. Она внучатая племянница секретаря Великого князя Михаила Александровича Николая Джонсона (Жонсона), который отбывал в 1918 году ссылку в Перми и внучка Бориса Александровича Крутикова, участника строительства Камской ГЭС.

         Наш отряд эта история привлекла как участников конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых. Пермский край».

         Мы выполняли «ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ»: «РЕПОРТАЖ  с ОТКРЫТИЯ НАУЧНОГО и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОНКУРСА «ДОРОГАМИ  ПЕРВЫХ В ПАРКЕ «РОССИЯ — МОЯ ИСТОРИЯ»; сделали выпуск «Школьных Новостей»; провели «Урок Арктики»; «преодолели» Берингов пролив, Карское море…;

- представили презентацию  об открытии научного и исследовательского конкурса «Дорогами первых», который проходил в замечательном месте – парке «Россия – Моя история». Этот конкурс посвящен большому историческому событию – Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции, значимому как в масштабах страны, так и особенно в Пермском крае. Ведущим и организатором этой замечательной встречи был российский издатель и путешественник Маматов Ильдар Юнусович. Арсений Овчинников, юнармейский военкор,  представил свой взгляд на выставку «Как Беринг в Осе зиму ожидал и куда путь держал», в которой каждому участнику довелось вспомнить — впечатления после осмотра данной экспозиции.

         Напомним, что в памяти потомков две Камчатские экспедиции под руководством Витуса Беринга остались экспедициями, совершившими великие географические открытия. Они проложили морские пути к берегам Америки и Японии, обследовали и положили на карту все побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов. Но если посмотреть внимательнее, оказывается, что перед руководителем обеих Камчатских экспедиций В. Берингом ставились значительно более обширные задачи политического, экономического, социального, научного и культурного свойства.

         Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова провели «Всероссийский урок Арктики» посвящённый Дню полярника в России и 100 летию Первой русской арктической экспедиции.

         После окончания Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.

         Проект капитан-командора В. Беринга был горячо поддержан обер-секретарём Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Фёдоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан. Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.

         Нельзя забывать, что  три столетия назад в 1731 году Московское царство государем Петром Великим было преобразовано в Российскую империю.

И при императоре Петре Великом движение государства Российского на Восток, освоение Урала и Сибири было стратегической целью Российского государства. И неслучайно глубоко почитавший Петра Великого Михаил Васильевич Ломоносов произносит свои пророческие слова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

         В XVI-XVII веках русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Осваивалась территория современного Ямала. Казачьему атаману Семену Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр. 

В XVIII веке в России появился Военно-Морской Флот, вооруженный мощными кораблями, это значительно расширило возможности плавания по северным морям.

         Мореплаватели Витус Беринг, братья Лаптевы и Семен Челюскин составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

         Активнейшее участие в становлении Православия на Камчатке принял великий мореплаватель Витус Й. Беринг. Вернувшись из Первой Камчатской экспедиции в 1730 г., Беринг докладывал императрице Анне Иоанновне, что на Камчатке есть всего одна церковь в Нижне-Камчатском остроге и один священник. В процессе подготовки следующей Второй экспедиции все яснее становилось, что не только в обязанности местной администрации, но и в обязанности Беринга вменяются заботы о строительстве церквей, о присылке священников для окормления русского населения и для крещения аборигенов. Беринг первым ставит вопрос перед Правительствующими Сенатом и Синодом о необходимости укрепления Русской Церкви на Северо-Востоке России, об увеличении духовенства, об открытии школ для «тамошних жителей».

         Моряки Второй Камчатской научной экспедиции оставляют в гавани святых апостолов Петра и Павла корабельную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и корабельного дьячка, «экспедицкие» иеромонахи окрестили около тысячи камчадалов. Начало открытия школ на полуострове связано с именем легендарного ученого экспедиции Георга В. Стеллера, который в своих письмах в Сенат и Синод обосновал необходимость параллельно с просвещением душ просвещать умы «инородцев» светом грамотности.

         «По Указу Петра I из Охотска были отправлены Первая и Вторая Камчатские экспедиции для обследования Америки и северо-восточного побережья Азии. Суда экспедиций: «Св. Гавриил», «Св. Пётр» и «Св. Павел» базировались в Нижнекамчатске в 1728-1743 гг. Хабаровское краевое отделение Русского географического общества. 18 августа 2020 г.»

«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

         Как мы видим, вся история Российского государства – Московского Царства, Российской империи, Советского Союза – связана с движением на

         Восток, «встречь солнцу». Сегодня ось экономического развития смещается из Северной Атлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион.

         Благодаря подвигу русских людей, осваивающих Дальний Восток, Россия твердо закрепилась на берегах Тихого океана. Британия, а затем и США принимали упорные попытки вытеснить русских из этого региона. Так было в ХIХ веке во время Крымской войны и в ХХ веке во время гибели Российской империи и гражданской войны в нашей стране. Важнейшей задачей считают англосаксы ослабление позиций России в Тихоокеанском регионе и сегодня. Созданный недавно в Тихоокеанском регионе США, Великобританией и Австралией альянс под названием AUKUS направлен не только против Китая, но и России.

         Армия России — основной источник идеологии служения Отечеству, центр формирования и воспитания новых национально ориентированных управленцев для государства (образование, медицина, наука и др.) и, в том числе, для возрождения России через Большие проекты.

         Ну что же, и в этом мы видим преемство русской истории. Кто строил империю Петра Великого? «Птенцы гнезда Петрова», преображенцы и семеновцы шли в огонь сражений со шведами и турками, становились государственными мужами, управляя страной. В Российской империи землями и краями управляли генерал-губернаторы. Будущее России зависит от того, удастся ли преодолеть последствия культа «золотого тельца» и возродить в стране идеологию служения Отечеству, идеалы чести, доблести и долга.

Л.Маркова:

3 марта  в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась встреча с Натальей Крутиковой «По следам Двух капитанов».

            Организаторы  встречи - сотрудники  библиотека №32 представили Наталью Борисовну, как одну из организаторов арктического экспедиционного проекта «Открытый Океан: Архипелаги Арктики». Проекта, который практически через 100 лет содействует организации  поиска  экспедиции Георгия Брусилова на шхуне "Св. Анна", бесследно исчезнувшей во льдах Арктики. Судьба этой экспедиции  до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых больших загадок в истории отечественных полярных исследований.

            Именно она  легла в основу романа Валентина Каверина «Два капитана». Полюбившийся многим поколениям приключенческий роман создавался автором в годы Великой Отечественной войны в Перми.  Сотрудник Центральной городской библиотеки им. А. Пушкина Марина Анатольевна Демидова рассказала о пребывании Валентина Каверина в Перми,  о его посещении библиотеки, работе над романом, обратилась к описанию узнаваемых  мест Перми  на страницах этого произведения.

            Наталья Крутикова выступила с увлекательным сообщением об истории трагического плавания экспедиции, современных находках и версиях гибели. Она отметила, что прототипом экспедиции Ивана Татаринова в романе  «Два капитана» стали три арктических экспедиции 1912 года: геолога  В.А. Русанова на шхуне «Геркулес», старшего лейтенанта Г.Я. Седова на шхуне «Святой Великомученик Фока» и лейтенанта Г.Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна».

            Она рассказала о том, что в 2010–2011 годах российская экспедиция нашла человеческие останки и материальные следы пребывания на Земле Франца - Иосифа части команды "Св. Анны", которая вместе со штурманом Валерианом Альбановым сделала попытку спастись с дрейфующего судна. Наталья Крутикова порекомендовала познакомиться с книгой В. Альбанова «На юг, к земле Франца-Иосифа!», которая является фактически его  дневником и  описывает  историю беспримерного мужества и стойкости. Именно эти записи в виде дневника Климова использованы  Вениамином  Кавериным в своем знаменитом романе.

            Пермяки поддержали арктическую тему. Продолжил встречу, кандидат философских наук Анатолий Владимирович Жохов, который рассказал о последнем географическом  открытии XX   века на просторах Арктики. Он  рассказал об открытии нового острова в группе островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском  море   своим родственником  русским полярником, исследователем–гидрографом, лейтенантом Российского флота Алексеем Николаевичем Жоховым в 1915 году.

            В ходе встречи открылись малоизвестные факты, в частности,  учитель пермской школы № 135 Александр Сергеевич Куляпин рассказал, что   Вениамин Каверин жил в годы эвакуации на квартире сестры его бабушки (в доме №13, ул.Кирова /ныне снесён/) в  Разгуляе. А в 2013 году сам  Александр Сергеевич участвовал в составе Международной команды в межконтинентальном эстафетном заплыве (в экстремальных условиях погоды и низких температурах воды и воздуха) Чукотка-Аляска - через Берингов пролив (в 2020 году  был занесён в Книгу рекордов Гиннеса и Всемирный Зал Славы пловцов на открытой воде), в заплывах на краю земли  в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края России, в 685 км к северу от Дудинки  в Карском море  -  Диксон (единственный населённый пункт - один из самых северных населённых пунктов России).   

            Руководитель библиотеки № 32 Любовь Павловна  Маркова поблагодарила всех участников встречи и  отметила,  что Наталью Борисовну, живущую в Санкт-Петербурге, связывают с Пермью родственные связи. Она внучатая племянница секретаря  Великого князя  Михаила Александровича Николая Джонсона (Жонсона), который отбывал в 1918 году ссылку в Перми и внучка Бориса Александровича Крутикова, участника строительства Камской ГЭС. Поэтому не случайно, на встрече была представлена картина  пермской  художницы Татьяны Котеговой, присутствующей на встрече,   «Пермская весна Николая Жонсона». 

Завершилась встреча просмотром фрагментов интересного документального  фильма, снятого участниками  арктического экспедиционного проекта «Открытый Океан: Архипелаги Арктики».

С фильмом «По следам «Двух капитанов».100-летию экспедиции Г.Л. Брусилова посвящается…» можно познакомиться: 


Вениамин Александрович Каверин
Два капитана
 

         С детских лет Саня Григорьев умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. Мечта разыскать остатки экспедиции капитана Татаринова привела его в ряды летчиков-полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти ине сдаваться».

         Два капитана Вениамина Каверина, родившегося 120 лет назад, - это пропавший еще до революции полярный мореход Иван Татаринов и идущий по его заметенным следам Саня Григорьев - главный герой книги, который взрослеет и становится капитаном советских Военно-воздушных сил.

         Хотя повествование ведется от лица Сани, а под именем его родного Энска Каверин изобразил город собственного детства - Псков, отождествлять автора с героем нельзя. Сам писатель говорил, что в фигуре Григорьева он "сплавил" двоих своих знакомых. Характером Саня походил на генетика и физиолога Михаила Лобашёва (1907-1971), в котором, по словам Каверина, "горячность соединялась с прямодушием, а упорство - с удивительной определенностью цели". Как и осиротевший Саня, Лобашёв прошел через трудное детство, поздно заговорил. А небесной профессией с Григорьевым поделился Самуил Клебанов - полярный летчик, служивший во время войны в дальнебомбардировочной авиации и погибший в 1942 году.

         Минимум три прототипа - у таинственно исчезнувшего капитана Татаринова. В 1912 году в ледовое плавание отправились сразу три полярных экспедиции: Георгий Седов (I) на шхуне "Св. Фока", Георгий Брусилов (II) (племянник генерала, автора Брусиловского прорыва) на шхуне "Св. Анна" и Владимир Русанов (III) на боте "Геркулес". Татариновская шхуна "Св. Мария" в книге практически повторяет маршрут Брусилова - судно последнего зажало льдами в Карском море и начало относить на север, выжить удалось только двоим участникам похода. Взгляды и внешность Татаринова, ошибки в снаряжении экспедиции напоминают о Седове, который, не достигнув Северного полюса, умер от цинги. Долгие же поиски пропавшей экспедиции - указание на исчезнувшего без следа Русанова.

Открытия Татаринова и Вилькицкого 

         Еще интереснее историко-географическое послание романа. Автор фактически предпринял попытку переписать историю, отобрав у Бориса Вилькицкого - командира ледокольного парохода "Таймыр", главы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, обнаружившего в сентябре 1913 года Северную Землю, - честь этого последнего на земном шаре значительного географического открытия на земном шаре. Согласно роману, архипелаг за полгода до Вилькицкого открыл Татаринов и нарек его Землей Марии. Эта сюжетная линия созвучна имевшемуся у полярников-поисковиков предположению о том, что сгинувший Русанов мог достигнуть Северной Земли раньше Вилькицкого.

         Но почему для Каверина был столь важен приоритет вымышленного Татаринова, а не реального Вилькицкого?

         Несколько ранее, в 1910 году, в составе той же самой Гидрографической экспедиции служил капитан второго ранга, будущий лидер Белого движения Александр Колчак. А сам Вилькицкий, назначенный в 1918 году главой уже советской гидрографической экспедиции, перешел к белым и в 1920 году эмигрировал в Европу, где и умер в 1961 году (выходит, вполне мог прочесть роман Каверина).

         Ни Вилькицкий, ни тем более его соратник Колчак под советский канон героического полярника не подходили (при том, что пролив Вилькицкого на картах оставался). С учетом этого становится понятно, почему острова должен был открыть прогрессивный, хотя и дореволюционный капитан Татаринов, а не будущие белогвардейцы.

         Факты и вымысел, реальные герои и выдуманные тесно переплетены в "Двух капитанах". Причем не все исторические фигуры названы прямо. Вот полярный летчик Ч. - "человек, в котором жил орел"; он басит, окает, говорит: "Если быть - так быть лучшим", погибает, его хоронят в Кремлевской стене. Если сегодня приходится все-таки догадываться, что это именно Чкалов (IV), а не, допустим, Чухновский, искавший в Арктике пропавшую экспедицию Нобиле, то современный Каверину читатель всё улавливал мгновенно, и сокращение фамилии до инициала его не путало. В летчиках М., работавшем на Диксоне, и С., доставившем на Аляску тело погибшего на Чукотке американского полярника Эйельсона, узнавались Василий Молоков (V) и Маврикий Слепнёв (в 1934 году они прославятся участием в спасении челюскинцев и войдут в первую великолепную семерку Героев Советского Союза). Не назван по имени начальник Главсевморпути, но уже по одной бороде легко узнается Отто Шмидт (VI). Профессор В., сыгравший важную роль в судьбе Сани Григорьева, - это член-корреспондент АН СССР Владимир Визе (VII), участник экспедиции Седова 1912-1914 годов.

Вероятно, Каверин маскировал имена, чтобы сохранить оперативный простор для вымысла. Но если читатель его эпохи всё понимал без Википедии, то сегодня впору готовить новое издание "Двух капитанов" с обширным историческим комментарием.

Девиз поколения

         Книга построена по беспроигрышному рецепту - ровно то, что было надо юношеству: приключения, любовь, подвиги, враги, целеустремленность. В "Капитанах" зашиты все главные советские коды - морской, небесный и северный ("Мы заговорили о том, как защитить Север, как уберечь его, как сделать, чтобы он стал самым лучшим, веселым и гостеприимным местом на свете", - замечает однажды полярный летчик Григорьев). А ещё это - военный роман; первый том вышел в 1940 году, а в 1945-м появилось полное издание, уже с военной линией. Каверин показывает северные страницы Великой Отечественной - взять хотя бы рейд немецкого крейсера "Адмирал Шеер", в 1942 году потопившего в Карском море советский ледокольный пароход "Александр Сибиряков".

         Именно война развязывает непостижимой логикой судьбы сюжетные узлы романа.

         Подобные книги были больше, чем просто книги. Они не только отражали - они формировали. А если сегодня "Как закалялась сталь", "Два капитана", "Молодая гвардия" или "Территория" не способны влиять на целые поколения, то проблема - не в книгах, а в размагнитившихся нас.

         Девиз Сани - "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Он, как и случайно найденные письма Татаринова, программирует героя, становится камертоном всей его жизни. Это строка одного из русских переводов опубликованного в 1842 году стихотворения "Улисс" английского поэта Альфреда Теннисона. Те же слова - To strive, to seek, to find, and not to yield - помещены на кресте памяти погибшей антарктической экспедиции Роберта Скотта. Интересно, что в составе "тылового" отряда Скотта были двое русских - конюх и каюр Антон Омельченко и Дмитрий Гирев. Был русский и в экспедиции Амундсена, опередившей Скотта на пути к Южному полюсу, - штурман Александр Кучин. По возвращении из Антарктики он принял предложение Русанова стать капитаном "Геркулеса" и пропал вместе с ним.

Вспомним вышедшие в 1939 году "Приключения капитана Врунгеля" Андрея Некрасова, где заглавный герой говорит: "Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" - перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите свое судно "Корыто" - оно и плавать будет как корыто". Помнил ли Некрасов, окончивший во Владивостоке морской техникум и работавший в Дальморзверпроме, что "Геркулесом" звалось судно Русанова? Должен бы помнить, да и случайно ли в контексте "Геркулеса" упомянуты льды, которые, как мы теперь знаем, расступиться перед Русановым не пожелали?

         Сколько же в каверинском романе причудливых пересечений судеб, драм и загадок Истории...

Айсберг в литературном море

         "Два капитана" - о цели, которая больше, чем жизнь отдельного человека. Саня Григорьев - идеалист в самом высоком смысле слова, даром что он в духе своего времени обругал педагога, назвавшего его сочинение идеалистическим (оскорбленный учитель заявил: "Я даже в школе Достоевского, от дефективных, таких вещей не слышал"; школа Достоевского - это та самая Республика ШКИД из книги Белых и Пантелеева). Это роман воспитания, взросления, покорения - столиц и заполярных периферий.

         Выращенный как матрица культурных кодов, роман превратился в лабиринт с множеством потайных комнат и музейных экспонатов, в айсберг, подводная часть которого становится всё больше. Но он не окостенел, не застыл. Взаимодействуя с новой реальностью, "Два капитана" могут открыть сегодняшнему читателю множество секретов. Если только он сам готов к таким открытиям.

         И еще это роман о том, как прошлое, казалось бы, давно умершее и утратившее силу, властно вторгается в нашу жизнь, подчиняя себе настоящее, а мертвые управляют живыми. Вот только не на каждого Татаринова находится свой Григорьев...

Тайна «Святой Анны». История, которая легла в основу романа «Два капитана»

         В 1938 году в детском журнале «Костер» стали публиковаться главы из романа Вениамина Каверина «Два капитана». История, рассказанная писателем, вызвала невероятный интерес у мальчишек и девчонок.

Три в одном

         Вряд ли сам Каверин сразу осознал, что совершил. Роман, который в законченном виде впервые был опубликован в 1945 году, стал, как говорят сейчас, культовым. Несколько поколений советских подростков, прочитав «Двух капитанов», выбирали профессии летчиков, моряков, полярных исследователей.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться», — этот девиз главного героя гремел по всей большой стране. Книга выдержала более сотни изданий, была переведена на многие языки мира, дважды была экранизирована.

         И, конечно, повзрослев, читатели задавались вопросом: кто в действительности был прототипом капитана Татаринова?

Сам Каверин рассказывал, что в его истории переплетены реальные факты сразу из трех русских экспедиций: Георгия Седова, Владимира Русанова и Георгия Брусилова.

         Внешность, характер и взгляды своего героя Каверин базировал на личности Седова, самого, пожалуй, известного из тройки исследователей.

Но история экспедиции Татаринова во многом повторяет историю экспедиции Георгия Брусилова.

Север должен быть русским!

         «Казалось, так просто бороться: не слушаются, запинаются ноги, — а я вот возьму и нарочно буду за ними следить и ставить в те точки, куда я хочу. Не хочется шевелиться, хочется покойно посидеть, — нет, врешь, не обманешь, нарочно встану и пойду. Разве это трудно?» — в «Двух капитанах» это фраза из записей штурмана Климова.

         Не все знают, что Каверин в данном случае процитировал реальный дневник штурмана Валериана Альбанова, являвшегося членом экспедиции Брусилова.

         Георгий Брусилов был сыном первого начальника Морского генерального штаба Льва Брусилова. Его дядей был генерал Алексей Брусилов, осуществивший «Брусиловский прорыв», — самую успешную операцию русской армии в годы Первой мировой войны.

В возрасте 20 лет молодой офицер Брусилов участвовал в русско-японской войне. В 1910-1911 годах он участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», занимался картографированием берегов Чукотки.

         Полярные экспедиции Амундсена, Пири, Нансена и других иностранцев вызвали большой интерес в России. И одновременно сожаление: почему страна, обладающая самым протяженным побережьем Северного Ледовитого океана, отстает в подобных исследованиях?

«Из-за одного чуть все дело не погибло»

         Брусилов был человеком отчаянным. Вместо того чтобы пробивать разрешение на экспедицию в высоких инстанциях, он взял отпуск, решив все осуществить самостоятельно. Родственников убедил организоваться в акционерное зверобойное общество, собираясь покрыть расходы на экспедицию зверопромыслом в арктических широтах.

         Главная задача экспедиции была сформулирована так: впервые пройти Северным морским путем под флагом России. 

         Для экспедиции в Великобритании приобрели паровую шхуну «Бленкатра», заплатив за нее 20 000 рублей. Кораблю дали новое имя — «Святая Анна» — в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой, приходившейся Георгию родной тетей.

         Впрочем, в финансовых вопросах тетя, выделившая на затею племянника 90 000 рублей, была очень жесткой. Условия, которые она выставляла, очень похожи на те, которые в «Двух капитанах» выставлял капитану Татаринову его брат.

         Племянница начальника Главного Гидрографического управления Михаила Жданко Ерминия Жданко, ставшая врачом экспедиции, писала родным: «Юрий Львович (близкие именовали Георгия Брусилова Юрием — прим. АиФ.ru) такой хороший человек, каких я редко встречала, но подводят его все самым бессовестным образом, хотя он со своей стороны делает все, что может. Самое наше опоздание произошло из-за того, что дядя, который дал денег на экспедицию, несмотря на данное обещание, не мог их вовремя собрать, так что из-за одного чуть все дело не погибло. Между тем, когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя же допустить, чтобы ничего не вышло».

Путешествие дилетантов?

         Ерминия Жданко стала врачом экспедиции случайно. На «Святой Анне» она была просто пассажиркой по пути из Петербурга в Мурманск. Однако там Брусилов оказался на грани провала: старший помощник, судовой врач, один из штурманов и несколько матросов заявили, что они отказываются следовать дальше.

         Это был почти крах. Как отправляться в такое сложное путешествие без укомплектованного экипажа? В итоге позицию врача закрыла 22-летняя Жданко, чей опыт ограничивался курсами медсестер, а штурман на судне остался один: Валериан Альбанов.

         «Святая Анна» уходила в края белого безмолвия, имея экипаж из 24 человек, в котором профессиональными моряками были всего семеро!

         10 сентября 1912 года двинулись в путь. Из Югорского шара отправили письма родственникам, после чего продолжили движение вперед, прервавшееся у Ямала. Здесь, примерно в 9 км от берега, «Святая Анна» вмерзла в лед. Экипаж начал готовиться к зимовке. Но в конце октября начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном. Поначалу это казалось даже удачей, поскольку позволяло обогнуть Ямал и остров Белый, чтобы выйти к Енисею. Но корабль относило значительно дальше на север.

Раскол

         «Святая Анна» превратилась в лазарет, болели две трети экипажа, включая капитана. Командование временно перешло к штурману Альбанову. Летом 1913 года корабль оказался севернее Новой Земли, и среди экипажа начались споры о том, как поступить дальше. Возник конфликт между Брусиловым и Альбановым, природа которого до конца непонятна. Не исключено, что всему виной были чувства к красавице Ерминии. Как бы то ни было, осенью 1913 года Брусилов отстранил Альбанова от обязанностей, превратив последнего, по сути, в пассажира.

         В начале 1914 года «Святая Анна» дрейфовала севернее Земли Франца-Иосифа. Капитан Брусилов рассчитывал, что к лету 1915 года корабль выйдет на чистую воду в районе Гренландии либо подойдет к Шпицбергену.

         Но припасы на судне таяли, и уверенности в том, что надежды капитана оправдаются, не было.

         В итоге на «Святой Анне» произошел окончательный раскол. Десять человек во главе с Брусиловым решили остаться на корабле, а 14 во главе с Альбановым намеревались достичь обитаемых мест пешим путем.

         Капитан не препятствовал их намерениям. Более того, до первой стоянки уходящих провожал весь экипаж. Задача группы Альбанова осложнялась тем, что байдарки, сани и прочий инвентарь для похода пришлось делать самим, так как изначально экспедиция подобного способа передвижения не предусматривала.

Двое из одиннадцати

         У группы Альбанова не было даже карты данных мест: вместо нее он использовал схематическое изображение из книги Нансена. Шли медленно, причем настолько, что дважды посланцы от Брусилова приносили им горячее питание.

         Трое членов группы штурмана — матросы Иван Пономарев, Александр Шахнин и кочегар Максим Шабатура — решили вернуться на «Святую Анну».

         Таким образом, на корабле осталось 13 человек, в группе штурмана Альбанова — 11.

         До Земли Франца-Иосифа, где была заложена английская база арктических экспедиций, нужно было пройти 160 км. Но это в теории, а на практике ледовое поле, по которому двигались члены группы, сносило на север. Так воздействовало до того момента неизвестное ученым Восточно-Шпицбергенское течение.

         3 мая 1914 года во время разведки пропал матрос Прохор Баев. 29 июня члены группы вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт, где увидели море, свободное ото льдов. К тому времени у Альбанова оставалось две лодки, и людей разделили: половина поплыла, вторая пошла на лыжах по берегу. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Александр Архиреев.

         На мысе Ниль обе группы встретились, а затем продолжили путь таким же порядком. Но к новой точке встречи береговая группа не пришла. Ждать до бесконечности было нельзя, и уцелевшие отправились дальше.

         На пути к острову Белл умер матрос Ольгерд Нильсен. 7 июля 1914 года на пути к мысу Флора сильным ветром в море была унесена лодка с матросами Иваном Луняевым и Евгением Шпаковским.

9 июля 1914 года мыса Флора на Земле Франца-Иосифа достигли двое: штурман Альбанов и матрос Александр Конрад. Вместо 160 км им пришлось преодолеть до цели более 400...

Куда исчезли личные письма капитана Брусилова?

         Альбанов был болен, и весьма сомнительно, что он пережил бы ожидание помощи, которое могло растянуться на месяцы. Но ему и Конраду повезло: уже 20 июля 1914 года их подобрала шхуна «Святой великомученик Фока» с уцелевшими членами экспедиции Георгия Седова.

         Валериан Альбанов передал все документы экспедиции, которые были при нем, в Гидрографическое общество. Они позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями, предсказать открытие острова Визе. Ну и, как уже говорилось, переход Альбанова позволил открыть Восточно-Шпицбергенское течение.

         Известно, что группа Альбанова уносила со «Святой Анны» и письма остающихся членов экспедиции. Однако они так и не попали к родным. То ли Брусилов не доверил их Альбанову, передав кому-то из матросов, которые впоследствии погибли, то ли штурман их сознательно не донес, так как они могли содержать какие-то подробности конфликтов на борту «Святой Анны». Ясности в этом вопросе нет.

         Поиски «Святой Анны» в 1914-1915 годах результата не принесли. В 1919 году Альбанов подал прошение адмиралу Колчаку с просьбой об организации новых поисков экспедиции. Колчак, конечно, был увлечен полярными исследованиями, но в тот момент ему было явно не «Святой Анны». Штурман Альбанов погиб сразу же после обращения к Колчаку: по одной версии, умер от тифа, по другой — стал жертвой взрыва боеприпасов на станции Ачинск.

В 2016 году при поисках пропавшей экспедиции погибли три исследователя

         В отличие от тайны экспедиции капитана Татаринова судьба Георгия Брусилова и его товарищей остается невыясненной. В 2010 году поисковой экспедиции под руководством Олега Продана на Земле Франца-Иосифа удалось найти человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова.

         В 2016 году вертолет с участниками экспедиции «По следам двух капитанов» потерпел катастрофу в районе острова Белый в Карском море, возле полуострова Ямал. Жертвами крушения стали Олег Продан, Алексей Фролов и Михаил Фарих.

         В марте 2017 года на острове Белый была установлена табличка: «Михаил Фарих, Олег Продан, Алексей Фролов. Они искали пропавшую в арктических льдах в 1912-14 гг. шхуну „Святая Анна“ экспедиции Георгия Брусилова. Их вертолёт разбился 18 апреля 2016 года в Арктике рядом с островом Белый во время пятой поисковой экспедиции „По следам двух капитанов“. Они ушли, но их дело живёт. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

         Что в итоге случилось со «Святой Анной» и членами ее экипажа, оставшимися с капитаном? В 1978 году в журнале «Вокруг света» была высказана удивительная гипотеза: судно под русским флагом, выбравшееся из ледовой ловушки, могло оказаться в прицеле германской подводной лодки. Ведь ни сам Брусилов, ни его спутники понятия не имели о том, что в Европе уже бушует Первая мировая война!

Это предположение кажется настолько чудовищной несправедливостью, что верить в него не хочется. Неужели люди, выжившие в поединке с Арктикой, стали жертвами немецких подводных пиратов?

         Однако это всего лишь гипотеза в целом ряде других. Тайна «Святой Анны» пока не раскрыта.

         Руководитель экспедиции на Землю Франца Иосифа по поиску следов пропавшей в 1914 году Арктической экспедиции Брусилова-Альбанова Олег Продан. 2010 г.

         Роман «Два капитана» стал культовым ещё во времена СССР, он выдержал больше сотни переизданий. Девиз главного героя «Бороться и искать, найти и не сдаваться» известен каждому. Но многие ли знают о судьбе арктических экспедиций, которые легли в основу книги?

         Именем «Двух капитанов» названа площадь в городе Полярный, в Пскове им установлен памятник. В 2010 году среди новгородских болот нашли лётчика, сбитого в 1942 году – в кармане его комбинезона лежала книга «Два капитана». А сколько знаменитых ученых выбрали профессию под влиянием романа, подсчитать вряд ли удастся.

«…Я, конечно, очень увлекся «Двумя капитанами» Каверина. Я тогда ещё не думал, что стану полярником, а вышло так, что позже сам прошел маршрутами тех людей, с которых был списан образ главного героя «Двух капитанов» Татаринова. Это были Седов, Русанов и Брусилов, чьи экспедиции 1912 года кончились трагически. Я видел поставленные ими кресты, места их зимовок», — Петр Владимирович Боярский, почётный полярник, председатель Комиссии географии полярных стран МГО РГО и пр. С 1987 года занимался экспедиционной работой в Арктике по одной из программ МАКЭ «По следам арктических экспедиций»

                   Когда главный герой книги в запале бросает: «Я найду пропавшую экспедицию!», – ему веришь. Несмотря на то, что у него нет никакой информации, кроме обрывков старых писем. Несмотря на то, что загубивший своего брата влиятельный Николай Татаринов сделает всё, чтобы помешать. Несмотря на то, что шхуна «Св. Мария» пропала много лет назад.

         Саня Григорьев, следуя своему девизу, выполняет обещание. Но вот с реальными экспедициями, которые легли в основу романа, все куда сложнее. Один из кораблей вернулся – без капитана. Остальные так и пропали среди северных льдов.

Прототип капитана Татаринова

«Для моего «старшего капитана» я воспользовался историей отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов,»

Вениамин Каверин

         Выходец из простой семьи, он пробился благодаря своему таланту и упорству.
         Герой Каверина «позаимствовал» у Седова не только вдохновенные слова, но и внешность: «Над шкафом висел поясной портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и серыми живыми глазами». В судьбе их также прослеживается немало параллелей: родился в бедной рыбачьей семье у Азовского моря, ходил матросом на судах, окончил мореходные курсы, добился звания прапорщика, работал в Гидрографическом обществе.Он хорошо понимал, какое значение для России имеют земли Арктики, и делал все, чтобы обратить на нее внимание государственных деятелей. 9 марта 1912 года он написал письмо на имя начальника Главного Гидрографического управления, фрагмент этого письма Каверин приводит в своем романе от имени капитана Татаринова.

Из письма Георгия Седова на имя начальника Главного Гидрографического управления:

«Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись ещё во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…»

Экспедиция капитана Георгия Седова. Узнать подробности

Маршрут капитана Татаринова

«Дрейф моей «Св. Марии» совершенно точно повторяет дрейф брусиловской «Св. Анны». Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана «Св. Анны» Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции,»

Вениамин Каверин

         В 1909–1910 годах Георгий Брусилов участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Вайгач», который вместе с «Таймыром» должен был пройти по Северному морскому пути с востока. Но тяжелые льды за Беринговым проливом не позволили достичь цели: руководитель экспедиции полковник И.С. Сергеев принял решение повернуть назад.

         В 1912 году Брусилов решил повторить попытку самостоятельно, только в обратном направлении: с запада на восток. Он убедил свою тетушку вложить деньги в организацию акционерного зверобойного общества. Анна Николаевна выделила племяннику 90 тыс. рублей, и он купил старое, но крепкое китобойное судно «Пандора», которое не замедлил переименовать в «Св. Анну».

Из последнего письма Георгия Брусилова:

«Дорогая мамочка! Все пока слава Богу… Мима пошла со мной в качестве доктора… Надеюсь, ты будешь спокойна за меня, т.к. плавания осталось всего две недели, а зима – это очень спокойное время, не грозящее никакими опасностями и, с помощью Божией, все будет благополучно. Крепко тебя целую, моя милая мамочка, будь здорова и спокойна, твой Юра».

Экспедиция капитана Георгия Брусилова. Узнать подробности

Судно, погибшее у берегов Таймыра

«А Русанов? Сколько лет прошло с тех пор, как были найдены остатки его снаряжения? И где же? В тех местах, куда ходили суда и тысячу раз бывали люди.

— Вениамин Каверин, «Два капитана»

         Третья экспедиция, которая легла в основу романа, тоже отправилась из Александровска-на-Муроме в 1912 году. Начальником был Владимир Русанов – молодой геолог, уже успевший к этому моменту приобрести репутацию ученого, которому неизменно сопутствует успех. С 1907 года он успел принять участие в нескольких экспедициях на Новую Землю.

         Экспедиция 1912 года должна была обозначить присутствие русских на Шпицбергене, где обнаружили уголь. Задача Русанова заключалась в том, чтобы «застолбить» месторождения для дальнейшей разработки. Геолог блестяще справился со своей задачей: за полтора месяца он оставил на Шпицбергене 28 «заявочных знаков», которые обеспечили Россию топливом для Северного флота на долгие годы. Можно было возвращаться, но у Русанова были другие планы. Он отправил трех участников экспедиции в Россию, передав с ними все результаты научных исследований и собранные коллекции с палеонтологическими, зоологическими и ботаническими образцами. Сам же направился к Новой Земле, откуда планировал двинуться на восток.

Из работ Владимира Русанова:

«Печальная картина на русской земле. Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы».

Экспедиция капитана Владимира Русанова. Узнать подробности

Прототип Сани Григорьева

         У Саши Григорьева, главного героя романа Каверина, тоже был реальный прототип – полярный летчик Самуил Яковлевич Клебанов. «Роста он был небольшого, выглядел как мальчишка. Летчик, а никакой солидности», – описывал его нарьян-марский журналист Георгий Павлович Вокуев.

         «Должен заметить, что огромную, неоценимую помощь в изучении летного дела оказал мне старший лейтенант Самуил Яковлевич Клебанов, погибший смертью героя в 1942 году. Это был талантливый летчик, самоотверженный офицер и прекрасный, чистый человек. Я гордился его дружбой», – писал сам Вениамин Каверин.

         В романе после Ленинграда Саня Григорьев учился в Балашовской летной школе, как и его прототип, а затем работал там инструктором до 1933 года. Работа полярным летчиком и детали, описанные в романе, также во многом повторяют опыт Клебанова.

         Из биографии Клебанова писатель взял и историю полета в становище Ванокан: в пути неожиданно началась пурга, и катастрофа была неминуема, если бы летчик не использовал придуманный им тут же способ крепления самолета. Позднее Клебанов описал этот способ в научном журнале.

«Один час был похож на другой, другой – на третий, и только первые минуты, когда нам нужно было как-то укрепить самолет, потому что иначе его унесло бы пургою, уже не повторялись.

Попробуйте сделайте это в тундре без всякой растительности, при ветре, достигающем десяти баллов! Не выключая мотора, мы поставили самолет хвостом к ветру. Пожалуй, нам удалось бы закопать его, но стоило только поддеть снег лопатой, как его уносило ветром. Самолет продолжало швырять, и нужно было придумать что-то безошибочное, потому что ветер все усиливался и через полчаса было бы уже поздно. Тогда мы сделали одну простую вещь (рекомендую всем полярным пилотам): мы привязали к плоскостям веревки, а к ним, в свою очередь, лыжи, чемоданчики, небольшой ящик с грузом, даже воронку, — словом, все, что могло бы помочь быстрому завихрению снега. Через пятнадцать минут вокруг этих вещей уже намело сугробы, а в других местах под самолетом снег по-прежнему выдувало ветром.

— Вениамин Каверин, «Два капитана»

         Военные подвиги Сани Григорьева также имеют прямое отношение к боевым вылетам Клебанова, получившего во время Великой Отечественной войны два ордена. К сожалению, в отличие от своего литературного двойника он погиб в 1942 году.

«Писателю редко удается встретить своего героя в его вещественном воплощении, но первая же наша встреча показала мне, что его биография, его надежды, его скромность и мужество в полной мере укладываются в тот образ, каким я представлял себе в дальнейшем (во втором томе) моего героя Саню Григорьева… Он принадлежал к числу тех немногих людей, у которых слово никогда не опережает мысль.

— Вениамин Каверин

Сейчас тот факт, что Арктика – русская, не вызывает сомнений ни у кого. На далеких северных островах и среди льдов работали научные станции. По Северному морскому пути из года в год проходили наши ледоколы. Цена этих достижений – экспедиции русских полярников. Даже вроде бы закончившиеся неудачами, они сыграли огромную роль в освоении недружелюбной земли. И до сих пор подвиг первопроходцев бередит душу новым поколениям полярников, которые все ещё надеются найти следы пропавших больше века назад предшественников и разгадать их тайны.

Книги-маяки: "Два капитана" - компас земной
         Есть книги, которые определяют судьбы целых поколений. "Овод", "Как закалялась сталь", "Молодая Гвардия"… Для великого множества россиян настоящим "путеводителем по жизни" стала книга "Два капитана" Вениамина Каверина, которому сегодня, 19 апреля, исполняется 110 лет. А 100 лет назад стартовали три экспедиции, которые легли в основу сюжета книги.
         Приключенческий роман "Два капитана" был написан между 1938 и 1944 годами. За это произведение почти сразу же после его выхода в свет в 1946 году Вениамину Каверину присудили Сталинскую премию второй степени, что для тогдашних писателей было, пожалуй, высшим профессиональным признанием. С тех пор роман переиздавался более ста раз.

А.Михайлов:

         Кстати, несмотря на то, что книга вышла в годы расцвета культа личности и в целом выдержана в героической стилистике социалистического реализма, имя Сталина упоминается в ней всего один раз — в главе 8 части 10: "Но вот я перешел к нашему времени, обрисовал в общих чертах военное значение северной проблемы и остановился на исторической дате, когда Сталин заложил основание Северного флота". Вот и все. Больше вождем народов в романе и не пахнет.

         Сюжет его на первый взгляд прост. Главный герой "Двух капитанов" Саня Григорьев всю свою жизнь мечтал найти следы полярной экспедиции капитана Татаринова. Став полярным летчиком, он достиг своей цели. Судьба героя книги была, да и остается для юных примером для подражания: с детских лет Саня умел добиваться успеха в любом деле, вырос мужественным и храбрым человеком.

         Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогли ему добиваться своего. Крутые повороты сюжета книги "Два капитана" поражают воображение.

         Между прочим, невероятные зигзаги судьбы можно найти и в судьбе самого писателя. Старшая сестра Вениамина Каверина Елена вышла замуж за известного писателя Юрия Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина. А сам Каверин женился на младшей сестре Тынянова. Вот такое хитросплетение…

         Роман был дважды экранизирован (в 1955 и в 1976 годах), а в 2001 году по его мотивам был поставлен печально известный (никому напоминать не надо, почему) мюзикл "Норд-Ост". Девиз героев романа — слова "Бороться и искать, найти и не сдаваться", заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона "Улисс". Они высечены на памятном кресте, установленном на полуострове Хат-Пойнт в честь полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей, погибших в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса.

         Героям романа "Два капитана" в 1995 году установлен памятник в родном городе Вениамина Каверина Пскове, который в романе "Два капитана" выведен под названием Энск. В 2001 году в Псковской областной детской библиотеке был создан даже музей романа "Два капитана".

         В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова. Кроме того, именно в Полярном состоялась финальная встреча главных героев романа — Кати Татариновой и Сани Григорьева.

         Сам Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа "Два капитана" началось с его встречи с молодым ученым-генетиком Михаилом Лобашевым в санатории под Ленинградом в середине 30-х годов. "Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле".

         Лобашев рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать ученым. Еще одним прототипом главного героя стал военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. Он посвятил писателя в тайны летного мастерства.

         А вот что рассказал "Правде.Ру" известный публицист и историк, капитан I ранга, директор Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов "Море зовет!" Сергей Апрелев:

         "Безусловно, книга "Два капитана" -- это своеобразный жизненный компас для людей многих поколений. Но, представьте себе, это еще и своеобразный экскурс в историю исследований российской Арктики. Образ капитана Ивана Львовича Татаринова, следы экспедиции которого и разыскивал Саня Григорьев, напоминает о нескольких исторических аналогиях.

         Сто лет назад, в 1912 году, в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне "Святой Фока" под командованием Георгия Седова, на шхуне "Святая Анна" под руководством Георгия Брусилова и на боте "Геркулес" с участием Владимира Русанова.

         Если читать роман внимательно, то можно без труда понять, что экспедиция на шхуне "Святая Мария" в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут "Святой Анны". Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым.

Читайте также: Хейердал: человек, зажигавший мечты

         А поиски экспедиции капитана Татаринова Саней Григорьевым напоминают о поисках экспедиции Русанова. Судьба персонажа романа штурмана "Святой Марии" Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана "Святой Анны" Валериана Альбанова.

         Кстати, наш кинофестиваль "Море зовет!", который в нынешнем году будет проходить в Санкт-Петербурге в девятый раз и в котором традиционно участвуют представители "Правды.Ру", посвящен году Арктики и столетию тех самых трех российских полярных экспедиций, которые и легли в основу сюжета бессмертной книги "Два капитана".

Арктика представляет собой уникальный историко-географический регион, который вызывает огромный экономический и научный интерес у многих ученых, бизнесменов, политических элит.

         В ранние времена он привлекал промышленников, купцов и даже настоящих авантюристов, готовых отправиться в неизведанное плавание ради богатств Арктики.

Начало сухопутного пути. Пребывание II Камчатской экспедиции под началом Витуса Беринга в Осе

         Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) - (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.). Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере (будущий адмирал русского флота Т. Сандерс) ходил в Ост-Индию на голландском корабле. После школы поступил в Морской кадетский корпус.

См.:

«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО или "День Арктики" в СОШ №135

http://school135.ru/news/vstrech-solntsu-strategiya-gosudarstva-rossijskogo-ili-den-arktiki-v-sosh-135

         После сложных приготовлений и сборов «команда» Беринга в начале марта 1733 года, разделившись на несколько отрядов, по санному пути выехала из Петербурга и двинулась в далекие края. Маршрут экспедиции был определен заранее обширной инструкцией Адмиралтейств-коллегии – высшего органа управления морским ведомством.

 Если ВАМ стало интересно! - открывайте наши выпуски Новостей:

СОШ №135: «ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» в ПГНИУ. ИТОГИ КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ #ДОРОГАМИПЕРВЫХ

http://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-vstrech-solntsu-v-pgniu

Первый Арктический заплыв через пролив Вега в Карском море

http://school135.ru/yunarmiya/pervyj-arkticheskij-zaplyv-cherez-proliv-vega-v-karskom-more

Поздравляем учителя А.С. Куляпина с 1-м местом в соревнованиях II Кубка Арктики

http://school135.ru/news/pozdravlyaem-uchitelya-a-s-kulyapina-s-1-m-mestom-v-sorevnovaniyakh-ii-kubka-arktiki

«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО или "День Арктики" в СОШ №135

http://school135.ru/news/vstrech-solntsu-strategiya-gosudarstva-rossijskogo-ili-den-arktiki-v-sosh-135

Международный день полярного медведя в СОШ №135

http://school135.ru/news/mezhdunarodnyj-den-polyarnogo-medvedya-v-sosh-135

Фестиваль "МОРЕ ЗОВЁТ"

http://school135.ru/yunarmiya/festival-more-zovjot

С Днем Военно-Морского Флота!

http://school135.ru/yunarmiya/s-dnem-voenno-morskogo-flota-2022

СОШ №135: в поисках «РУССКОЙ МЕЧТЫ»

http://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-v-poiskakh-russkoj-mechty

Первый Арктический заплыв через пролив Вега в Карском море

http://school135.ru/yunarmiya/pervyj-arkticheskij-zaplyv-cherez-proliv-vega-v-karskom-more 

СОШ №135: Арктика едет к вам! Встречайте!

http://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-arktika-edet-k-vam-vstrechajte 

Арктический десант Памяти и Славы «Диксон-2022» и II Кубок Арктики

 http://www.tonus-perm.ru/news/654-dikson-2022-2-kubok-arktiki

 (исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
 Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба; 
наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».