6 марта исполняется 110 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны А.И. ПОКРЫШКИНА, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации, летчика-аса. В целях воспитания патриотизма и укрепления у подрастающего поколения идеи гражданственности, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне  и ее героях   6 марта в «Музее истории Пермского кино и телевидения», МЦ МАОУ СОШ № 135 г. Перми прошел урок мужества «Покрышкин в небе и на земле». На  мероприятии  ребята узнали о жизненном пути и воинской доблести прославленного героя, о том, что в истории России есть имена, которые не только не забываются, но и с каждым годом ярче и светлее проявляются в памяти потомков. Присутствующим представлены факты из биографии А.И. Покрышкина, о его подвигах во время Великой Отечественной Войны, о жизни в плену, а также о послевоенных событиях.

К мероприятию представлен альбом о прибывании Александра Ивановича в Минске: «Рожденный летать».

«Он родился в Сибири, чтобы удивить весь мир»

Кирилл:

Александр Иванович Покрышкин. Произнесешь это имя, и все становится ясно. В более чем тысячелетней истории Отечества не так уж и много людей, о ком знают все – и стар и мал.

Арина:

В истории Сибири после Ермака Тимофеевича это, пожалуй, второй национальный герой такого масштаба. Но, если б мы даже и не знали, откуда Александр Иванович родом, а судили бы только об упорстве, с которым он шел к осуществлению своей мечты о небе, став в итоге лучшим летчиком Великой Отечественной Войны, то и тогда непременно бы понял, что это наш человек, настоящей сибирской закалки.

Даша:

Сегодня день особенный, удивительный. 6 марта исполнилось бы 110 лет со дня рождения выпускника 1932 года «Фабрично-Заводского училища» при заводе «Сибкомбайн», замечательному человеку, нашему земляку, маршалу авиации, Трижды Героя Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину.

Милана:

Мы хотим прикоснуться к страницам жизни человека, который прославил наше учебное заведение, наш город, нашу страну на весь мир, на все века.

Ты был рожден для подвигов суровых,
Прошел достойно в жизни славный путь…
И нам, живущим в отношеньях новых,
Есть, чем тебя сердечно вспомянуть.

Жизнь – это дорога, это путь длиною в 26 тысяч 250 дней. Таков «предел человеческой жизни», как считал Аристотель. Много это или мало? В рамках мироздания – ничтожно мало. Но жизнь исчисляется не только прожитыми годами, но и поступками, которые совершил человек, благими делами, которые он сделал.

«Жизнь – не те дни, что прошли, а что запомнились»

Порою день – сплошной экзамен,
Порой он пуст, как небытие.
Как измерять нам жизнь – часами
Или событиями её?
По кругу стрелки мерно мчатся,
Но есть у Времени секрет:
Бывает год беднее часа,
А час богаче многих лет.

Кирилл:

Как сказал Козьма Прутков: «Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени», эти слова мы можем смело отнести к биографии Александра Ивановича Покрышкина. Он действительно не терял времени. Был одержим своей идеей – летать. Одержимость. Это слово нельзя не употребить, рассказывая об Александре Ивановиче. И даже, если бы он не стал трижды Героем, он все равно был бы незауряднейшим представителем своей профессии. Он хотел в авиацию – и попал в нее. В авиации он хотел летать – и полетел.

Даша:

Из воспоминаний боевого друга, ученика Покрышкина, полковника – Вениамина Березкина: «Покрышкина боялись смертельно. В нашем полку, которым командовал он в ту пору, хитрили. Механики рисовали на борту его самолета новые номера, в воздухе он не называл по рации своей фамилии, но его безошибочно узнавали по «почерку», и гитлеровские асы…»

Арина:

Так как же начинался Покрышкин? Какой у него был путь в небо?

Это было давно. Сибирский самородок Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта в 1913 г. в Новониколаевске, где на берегу притока Оби – речки Каменки, стоял домик Покрышкиных. Там он провел свое детство. Ходил в школу, играл с ребятами, бегал по тихим улицам и смотрел в высокое, чистое небо. И была заветная мечта – стать летчиком.

Горел заветною мечтою,
Вела надежда, мысль - летать.
Порою в спор вступал с судьбою,
Учился в жизни побеждать.

Из воспоминаний Александра Ивановича Покрышкина: «С удовольствием вспоминаю время учебы в ФЗУ; своих товарищей Мишу Сихворстова, Костю Лобастова, братьев Бовтручуков и других ребят. Вечерами для кого танцульки в клубе, а для меня – учеба в ФЗУ, потом авиационно-техническое училище…»

Милана:

По комсомольской путевке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Но там неожиданно для себя он узнает о том, что летное отделение отменено. Осуществление мечты было отложено на несколько лет.

За шесть лет до войны Степан Супрун сказал Покрышкину: «Ты будешь летать! Такие, на земле не застаиваются».

Все, кажется, шло хорошо. Он рос, как специалист продвигался по службе. Не было одного – неба. Множество рапортов написал и отправил Покрышкин наркому обороны Ворошилову «Почему инженеру нельзя стать пилотом? Разрешите переучиться на летчика!». Он терпеливо ждал своего часа. И событие, которого он ждал, пришло. Появился приказ Ворошилова, разрешающий переучивать лучших авиационных техников на летчиков.

Ты отдавал себя всецело цели,
Которой в жизни пламенно служил,
И при своем опасном, грозном деле,
Ты честью славной строго дорожил.

К началу Великой Отечественной Войны в петлицах старшего лейтенанта Покрышкина были уже желанные «птички», полученные в Качинской авиационной школе. Оставались буквально дни до 22 июня (воспоминания из фильма).

Война застала лейтенанта Покрышкина в Бессарабии. Он был одним из первых, кому доверили осваивать Миг-3. На МИГе вечером 22 июня Александр Иванович поднялся в небо войны… И закончил ее в мае 1945 года, поставив свою роспись на колоне Рейхстага.

Отрывок и художественного фильма «В бой идут одни старики.» («…развалинами Рейхстага- удовлетворен.»)

Кирилл:

Особенную славу стяжал 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин. 12 апреля в одном из первых же боев по прибытии на Кубань он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К.А. Вершинина сбил четыре «мессершмитта». За этот успех летчик-новатор награжден орденом Красного Знамени. Через несколько недель имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. Более того, как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910-1970», «советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин». А американские газеты «Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк геральд трибьюн», отмечали вручение советскому асу Золотой медали, высокой боевой награды США». 24 мая 1943 года А.И.Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Даша:

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке «Хозяин неба - Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: «Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.

Арина:

Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» - донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.

Тебя враги со страхом узнавали,
Друзья любили за девиз в боях,
С которым венценосно побеждали
Привычно совмещая смерть и страх.
В эфир слова неслись с предупрежденьем:
«Покрышкин – в небе! Берегись беды!»
И ты своим напористым стремленьем,
Упорно подтверждал различные ходы.
Твоя стратегия и тактика сраженья
Всегда имели в жизни перевес
И ты навязывал свой стиль предвосхищенья
На каждом вираже, витке небес… 

Кирилл:

На счету Александра Ивановича более 650 боевых вылетов, 116 уничтоженных фашистских самолетов из них 59 лично сбитых самолета. В одном из своих интервью Александр Иванович сказал: «Опыт набирался не по крупицам, как принято говорить, а по каплям крови своей и боевых друзей…».

Главный девиз Покрышкина: «Истребитель, ищи встречи с противником! Не спрашивай, сколько врагов, а спрашивай, где они».

Награды Покрышкина:

Звание героя Советского Союза присвоено 24.05.1943 г. (345 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника и 6 в группе).

Второй медалью «Золотая звезда» награжден 22.08.1943 г. № 10 (за 455 боевых вылетов и 30 сбитых самолетов).

Третьей медалью «Золотая звезда» награжден 24.08.1944 г. (за 550 боевых вылетов, 137 воздушных боях сбита 59 самолетов противника).

Жизнь – это долгая дорога под звездами, путь, на котором у каждого человека может быть путеводная звезда.

Мог ли сибирский паренек предположить, что пройдет время и в далеком созвездии, в честь его назовут планету и она вспыхнет на небосклоне – его звезда. Одна из немногих названа в честь военного человека Александра Ивановича Покрышкина.

Цветы… Флаги… Теплый майский день… Тысячи новосибирцев…До самых краев площади – великое многолюдье… Светлые, одухотворенные лица… И вот он, незабываемый момент, которого ждали несколько лет: опускается, причудливо изгибаясь от ветерка, просторное полотнище и взорам земляков предстает величественная фигура нашего народного Героя – Александра Ивановича Покрышкина.

Свершилось!

Первый трижды Герой Советского Союза, прославленный летчик Великой Отечественной войны, Почетный житель Новосибирска, «парень из нашего города» вернулся на родную землю. Вернулся, словно вышагнув из легенды, - мужественный, красивый, истинный богатырь, орел России.

На холме, над широкой рекою,
Где связались дороги-пути,
После долгого-долгого боя
Удалось вам покой обрести:
Грозный беркут и непобедимый,
Сталь и пламя прошедший пилот,
Что парил над землею родимой
Защищая страну и народ.
Будут весны светлее и краше!
Ради подвига прежних времен
Разнесутся победные марши
И пасхальный раскатистый звон!
Год за годом живые букеты
Окружать будут Славы престол,
Где на площадь Великой Победы
Приземлился России орел.

         Мы,   военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова,  ежегодно 6 марта в День рождения легендарного летчика и 9 мая, приходим на Площадь Маркса, чтобы возложить цветы к мемориальной доске А.И.Покрышкина и отдать дань памяти. Этот памятник свидетельство тому, что народная память бессмертна. Ни чего не смогло развеять ее, как пыль по ветру. Мы верны этой памяти, а это значит, что живы духовно и можем надеяться на будущее.

         В ходе урока мужества ребята узнали о жестоких боях в Таманском небе, которые фашисты назвали «воздушным Сталинградом». На Тамани Покрышкин воевал с бортовым номером 13, это число стало счастливым для Александра Ивановича. Несмотря на то, что немецко-фашистское командование бросило на Кубань лучшие авиационные соединения: истребительные эскадры «Удет», «Зелёное сердце», «Мельдерс», нашим лётчикам удалось завоевать военное превосходство в небе. Победы доставались ценой огромных моральных и физических перегрузок. У лётчиков даже в морозную пору гимнастёрки были белыми от солёного пота.

Ребята узнали о педагогических способностях Покрышкина: он сам умел воевать и учил лётному мастерству своих подчинённых. В 16-м гвардейском истребительном полку, где служил Покрышкин, насчитывалось 30 Героев Советского Союза – его учеников. Александр Покрышкин и его друзья сумели сохранить боевой дух и способность учиться и работать в военном аду. Летом 1943 года над полями Кубани, никому не известные до этого лётчики, оказались знаменитейшими на весь мир мастерами воздушного боя. Именно здесь, в небе Кубани, взошла героическая звезда простого русского парня Александра Покрышкина.

         Во время Великой Отечественной Войны только в трех случаях фашисты переходили на предупреждения открытом текстом, без всяких шифров и кодов, это: «Ахтунг, партизанен!», «Ахтунг, панцер!» (прорыв советских танков) и «Ахтунг, Покрышкин!»...

         Прославленный летчик истребитель, первый в истории трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (21 февраля - по ст.ст.) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь-инструментальщик.

         В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3-й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74-й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.

         В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И-15 и И-153 на МиГ-3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.

         В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ-3, И-16, Як-1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P-39 "Аэрокобра", отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

         Второй медали "Золотая Звезда" Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали "Золотая Звезда".

         В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

         В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968-1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

         Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов от Новосибирской области. В 1979-1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

         В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех "Золотых Звезд", 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два — Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" 3 степени, медали.

         Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.

         Покрышкин — автор книг "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".

         Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

         В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина.

         В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро "Покрышкинская".

         В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

         Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

         В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно-патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов-сибиряков, развитие авиации и космонавтики.

         Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.

РИА Новости

См. фотоальбом

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
 Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;     
наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».