04.02. учитель Александр Куляпин побывал на встрече с деятелями ПРО РВИО, Отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии, культуры.
В своём выступлении он рассказал об участии в патриотической акции «Десант Победы» и использовании такого опыта для воспитания молодёжи.

Уместно привести притчу о том, как ученик спросил мудреца-учителя: «Как долго ждать перемен?» — «Если ждать — то долго».
Армия России — основной источник идеологии служения Отечеству, центр формирования и воспитания новых национально ориентированных управленцев для государства (образование, медицина, наука и др.) и, в том числе, для возрождения России через Большие проекты.
И в этом мы видим преемство русской истории. Кто строил империю Петра Великого? «Птенцы гнезда Петрова», преображенцы и семеновцы шли в огонь сражений со шведами и турками, становились государственными мужами, управляя страной. В Российской империи землями и краями управляли генерал-губернаторы. Будущее России зависит от того, удастся ли преодолеть последствия культа «золотого тельца» и возродить в стране идеологию служения Отечеству, идеалы чести, доблести и долга.
Арктика, например, представляет собой уникальный историко-географический регион, который вызывает огромный экономический и научный интерес у многих ученых, бизнесменов, политических элит.
В ранние времена он привлекал промышленников, купцов и даже настоящих авантюристов, готовых отправиться в неизведанное плавание ради богатств Арктики.
Морской клуб юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова и «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ № 135 принял участие в открытии научного и исследовательского конкурса «Дорогами первых», которое проходило в замечательном месте – парке «Россия – Моя история».
С приветственной речью перед нами выступили: Евгений Ильдусович Хузин, директор департамента общественных проектов администрации губернатора Пермского края, который рассказал нам о важности истории Северной экспедиции для Пермского края, и пожелал нам удачи в наших начинаниях. Затем мы услышали наставления, пожелания и многообразие интересной информации от директора школы № 41, председателя ПРО РВИО Игоря Гладнева и руководителя Центра военно-патриотического воспитания «Авангард» Руслана Шамсутдинова.
В конце мероприятия все участники смогли посетить на втором этаже зал с выставкой «Как Беринг в Осе зиму ожидал и куда путь держал», осмотреть данную экспозицию.

Весной этого года, обозначив новый тип войны, которую ведут против России, как войну ментальную, советник министра обороны Андрей Михайлович Ильницкий очень точно определил задачу, поставленную нашими противниками: изменить сознание народа, уничтожить культурно-исторический код Русской цивилизации. Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу недавно определил и главную опасность, которая угрожает стране, - разложение общества. А разложение общества и есть результат боевых операций в развязанной против России ментальной войны.
История свидетельствует, что разложение общества наступает в тот момент, когда исчезает, постепенно умирает в сознании народов великая идея, которая созидала великие государства. И тогда рушатся империи.
Как противостоять этой угрозе? Известно, что, только обороняясь, победу одержать невозможно.
Именно с освоением Сибири Московская Русь стала Россией — великой евроазиатской державой. И вновь вернемся к понятию «ментальная война». Потому что задача противника переделать, изменить цивилизационный код нашего народа, который формировался на протяжении многих столетий. А все мы знаем, что существует такое понятие, как «сибирский характер», который стал очень важной составляющей характера русского народа. Сибирь – становой хребет России.

Любому, кто изучал историю русских землепроходцев, понятно, что это был величайший подвиг настоящих героев. И при всем этом Сибирь была пройдена вдоль и поперек за какие-то полвека. Двигаясь «встречь солнца», как они говорили, первопроходцы по великим сибирским рекам и их притокам шли на веслах тысячи верст, преодолевая пороги, тащили струги волоком, шли на оленях и собаках, преодолевая ледяные пустыни, терпели голод и страшные морозы, болезни. Шли северным морским путем, где кочи раздавливали льды, на лыжах выбирались на безлюдный берег, страдали от цинги и непосильного труда. Но упорно шли вперед, описывая и занося на карты новые земли, строя зимовья, а затем остроги, обкладывая ясаком местные племена. И землепроходцы всегда кланялись «этой землицей» Русскому царю. Так созидалась великая Держава.
Каким же неукротимым духом должны были обладать русские люди, совершившие этот подвиг!
Такие испытания выдержать, такое совершить было невозможно только ради погони за пушниной и иными богатствами неизведанных земель. Великих русских землепроходцев Дежнева, Хабарова, Москвитина, Пояркова, Атласова, явно вели другие, более высокие цели. Господь благословил этот необъятный край русскому народу.

Три столетия назад в 1731 году Московское царство государем Петром Великим было преобразовано в Российскую империю.
И при императоре Петре Великом движение государства Российского на Восток, освоение Урала и Сибири было стратегической целью Российского государства. И неслучайно глубоко почитавший Петра Великого Михаил Васильевич Ломоносов произносит свои пророческие слова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».
В XVI-XVII веках русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Осваивалась территория современного Ямала. Казачьему атаману Семену Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.

В XVIII веке в России появился Военно-Морской Флот, вооруженный мощными кораблями, это значительно расширило возможности плавания по северным морям.
Мореплаватели Витус Беринг, братья Лаптевы и Семен Челюскин составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

Политика государства в сфере сохранения и укрепления традиционных ценностей — важный вопрос в деле воспитания.

В ноябре президент Владимир Путин утвердил Основы государственной политики «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», подписав соответствующий Указ. Что нужно сделать для того, чтобы этот бесспорно важный документ заработал в реальной жизни?
Очень важна культурная сфера и ее смысловая составляющая. Военная операция на Украине обнажила целый ряд проблем. Есть значительная доля населения, которая не готова выходить из зоны комфорта, поддерживать СВО, это как минимум. Им не были привиты те ценности, которые в конце концов сводятся к патриотизму. Эти люди не стали патриотами, потому что их никто в духе патриотизма не воспитывал, их воспитали в других идеалах. Назовём их «идеалы» шкурничеством, если называть вещи своими именами. И такое положение дел, когда мы воспитанием не занимаемся, по-прежнему сохраняется.
Как реализуется государственная культурно-образовательная политика.
Воспитание — сложный процесс, в котором два главных столпа: образование и культура. С образованием все понятно: это учебные программы с заложенным туда так называемым воспитательным компонентом, это просветительская работа. С культурой сложнее.
Например, недавно В.Аристархов (Институт наследия) так обозначил проблему: культура очень важна для воспитания. Потому что культура, это никоим образом не искусство ради искусства. Это и не просто развлечения, не что-то из сферы досуга. По сути, культура — это система передачи от поколения к поколению того, что не передаётся через наши гены, не передаётся биологическим путем. Это уникальный механизм наследования всего, что общество накопило, начиная от чертежей и изобретений, если брать технический опыт, до самого главного — отношения к миру, к жизни, опыта различения добра и зла, понимания, что приемлемо, а что неприемлемо. То есть всего того, что мы называем «наши ценности».
Суть человека такова, что он эти ценности воспринимает, приобщаясь к нашему культурному наследию, материальному и нематериальному. Человек может учиться или не учиться, учиться плохо или хорошо, но, узнавая нашу историю, знакомясь с нашей культурой, он волей-неволей погружается в контекст, который дает ему представление о наших ценностях. Это дается самыми разными путями и способами, от архитектуры до художественной литературы, музыки, живописи и так далее. Культура в целом несет этот воспитательный посыл; человек воспитывается в неких ценностях, через ориентацию на великих деятелей прошлого, на современных лидеров общественного мнения, берет с них пример.
У нас уникальная история и уникальная культура, где есть с кого брать пример, вот на этих примерах люди и становятся, тем, кем становятся, носителями определенной идентичности. У нас наша российская идентичность, которая отличается ценностями от западной, китайской, индийской, любой другой. Поэтому именно культура не может быть пущена на самотек. Именно через культуру ценности или прививаются, или не прививаются. Или прививаются антиценности, потому что если мы видим, что через культуру люди могут воспринимать наши традиционные ценности, которые формируют нашу традиционную ментальность, то, наверное, можно построить те же самые механизмы, но так, что будут совсем иные ценности восприниматься, которые для нас являются антиценностями. К сожалению, работа многих деятелей современного искусства в последние десятилетия была направлена именно на привитие антиценностей.
Если у человека нет собственного таланта, нет способности создать что-то свое в искусстве, но есть желание прославиться и заработать деньги, то что он делает? Он паразитирует на наследии прошлого. А как он это делает? Самое простое — устроить скандал, оскорбить, исказить, переделать классику, по возможности как можно более пошло и отвратительно. Вот к чему во многом сводится суть современного искусства во всех его проявлениях: живопись, инсталляции, современная драматургия. Самый простой пример, когда берется любое классическое произведение, опошляется, искажается, добавляется какая-нибудь порнография или, что еще более модно, нечто в духе ЛГБТ — и, пожалуйста, сделан новый продукт «современного искусства».
На уровне посланий президента мы давно слышим слова про необходимость сохранения традиционных ценностей, про сохранение нашей ментальности, про уникальность и самобытность нашего российского государства и цивилизации. Президент говорит об этом уже много лет. На уровне самого главного документа стратегического планирования — Стратегии национальной безопасности — все эти положения были еще в прошлой ее редакции от 2015 года. В новой редакции это дается более расширенно и более четко. Если быть точным, там звучит такой стратегический приоритет: «защита российских традиционных духовно-нравственных ценностей и культурно-исторической памяти».
Девятого ноября вышел указ президента об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Основы делал институт по поручению Минкультуры России. Этот документ раскрывает и конкретизирует, что именно должно быть сделано в сфере защиты наших ценностей.
Очень отрадное явление, что многие деятели культуры проявляют инициативу в борьбе за патриотическое воспитание, за наши традиционные ценности. Так, в Госдуме создана группа по защите православных ценностей. Ведь все мы, россияне, верующие и неверующие, православные и «инославные», объективно воспитаны в ценностях православной культуры. И потому эта группа работает не на православную церковь, а на наши традиционные ценности.
Недавно был создан Культурный фронт России с участием самых уважаемых деятелей нашей культуры, настоящей культуры, а не наносной, которые объединились ради того же благого дела — воспитания людей в духе традиционных ценностей, ради продвижения именно классической нашей культуры.
На примере СВО видим, что культура важнее, чем оборона и экономика. Потому что, если мы занимаемся экономикой, зарабатываем деньги, то мы их на что потратим потом? Оставим в России или вывезем? Это определяется ценностными ориентациями людей. То же самое с обороной: главное, если нет желания людей воевать за свою страну, то они воевать не будут, они сбегут из страны, как сейчас многие сбежали. Получается, что культура важнее, она первична.
Президент подписал Указ — это конкретный шаг, однако лишь слова, пусть и очень хорошие. Чтобы дальше перейти к делам, нужны конкретные организационные шаги, нужны кадровые решения, нужен субъект новой государственной культурно-образовательной политики.
Знаковым событием прошедших в Москве Рождественских чтений стал круглый стол "Русская Мечта и православная культура" в Историческом парке "Россия — моя история" на ВДНХ. Его сопредседателями были глава Патриаршего совета по культуре, постоянный член Изборского клуба митрополит Псковский и Порховский Тихон и писатель, лидер Общероссийского общественного движения "Русская мечта", председатель Изборского клуба Александр Проханов. Напряжённый поиск русских смыслов и русского действия, давно ведущийся на площадке Изборского клуба, обрёл в этом формате новое общественное измерение.
"Породнить русскую мечту и православную культуру", — так определил задачу круглого стола поэт, публицист, кандидат филологических наук, постоянный член Изборского клуба, секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов. И надо признать, это в целом удалось, поскольку два этих начала абсолютно органичны по отношению друг к другу.
Владыка Тихон, открывая круглый стол, сказал: "Русская Мечта — это столетия несбывшихся в материальном мире грёз, желаний нашего народа: начиная от града-Китежа до социалистической идеи. Стремления к ним останутся с нами навсегда. Но мечта — это мечта. Главная же цель и единственная реальность нашей жизни, к которой кто-то уже пришёл, а кто-то ещё придёт — это Христос и Его Церковь. Ни одну больше духовную цель наши предки не реализовывали с такой силой, убеждённостью, с мученичеством. Христос — вот Кто нас реально объединяет и в этой жизни, и в будущей. Никто больше не заполнит душу кроме Бога, в Троице славимого. Это наша цель, жизнь и путь. При этом взыскание идеала земного помимо идеала главного не перестаёт жить в душе русского человека. Оно чрезвычайно важно, потому что определяет жизнь. Но есть то, что бесконечно шире этого. "Взыщите Бога, и жива будет душа ваша", — привёл митрополит Тихон слова псалмопевца Давида. "Если этого нет, то никакие наши земные взыскания не дадут жизнь. Все они упадут в материальный, временный, а в конце концов, ужасный тлен. Стремление к Богу — это и есть главная русская мечта. Я очень благодарен Александру Андреевичу, что мы начали этот путь в Псково-Печерском монастыре прошлым летом. При всей дискуссионности, главное помнить о взыскании Бога, не переставая бить в этот колокол. И у меня нет сомнений, что это не только колокол, но ещё и камертон, который определит жизнеспособность мечты".
Обнявшись с Александром Прохановым, владыка Тихон благословил беседу о русской мечте за круглым столом.
Взяв слово, Александр Андреевич напомнил о зарождении движения "Русская мечта" в прошлом году под звон Псково-Печерских колоколов и рычание натовских танков в трёх километрах оттуда; о первом шествии по городам России, закончившемся под торжественный звон колокола Херсонеса в Севастополе, где было провозглашено движение "Русская мечта".
Разъясняя суть движения, Александр Андреевич определил его как пробуждающее русский народ от безверия, уныния, отчаяния, фокусировки на одном материальном. И одновременно собирающего его вокруг созидательных конкретных дел и начинаний, воскресительных идей, которые соотечественники продолжают творить в разных уголках нашей державы.
"И есть нечто, что соединяет эти отдельные мечты в одну большую Русскую Мечту, чаяния нашего народа, которые тесно связаны с национальной идеей. В чём она? На это в разное время давалось множество ответов, иногда серьёзных, иногда смехотворных, например, как слова Волошина в первые годы ельцинского правления, что национальная идея России — это футбол.
Эту идею не сформулируешь за круглыми столами, с университетских кафедр. Но её можно услышать, приложив ухо к русской истории".
Проханов напомнил, что в русских сказках самым умным оказывается Иван-дурак — то есть, по сути, простой русский человек. "Именно ему удавалось в ночь строить города, давалась в руки Жар-Птица. Русские сказители всегда мечтали о таком справедливом царстве, где народу будет отдаваться первое место. А ещё о преодолении главного зла — смерти — через живую воду, молодильные яблоки, воскрешения через поцелуй. Это некое идеальное бытие, правильное государство, где живут праведные люди.
Об этом же под именем Царствия Небесного, где царит благодать, где никто никого не поедает, мечтали все наши православные мистики и провидцы. И патриарх Никон, строивший Новый Иерусалим под Москвой для Второго пришествия Христа, и псковский старец Филофей. А о чём мечтала великая русская литература, начиная со "Слова о полку Игореве"? В сердцевине своей об одном и том же: об изгнании тьмы в человеке и в обществе. А были ещё мечты великих наших "космистов": Вернадского, Чижевского, Циолковского, Николая Фёдорова — о просветлении человека.
Большевики тоже мечтали о том, чтобы спустить Царствие Небесное на землю, создать идеальное бытие и идеального человека. Конечно, эта попытка сопровождалась хрустом костей и большими избиениями, но всё это вместе говорит, что русский человек несёт в себе мечту об идеальном бытии, о Царствии Небесном. И любое общество свидетельствует о том, приближаемся ли мы к этому Царствию, или удаляемся от него. Это главный критерий. Каждый народ живёт своей мечтой. Если у него нет мечты — он исчезает".
Александр Проханов перечислил основные мечты нынешнего человечества: англосаксонская, американская мечта — град на холме, повелевающий всем народам внизу. Вторая мечта — китайская: с каждым новым съездом партии китайцы всё конкретнее её обозначают. Русская же мечта — это храм на холме. "Холм — вся история России с её взлётами и падениями, озарениями и драмами. Но на вершине — храм, который упирается крестами в фаворскую синеву. И этот фаворский свет стекает по крестам, стенам храма в наши земные дела". Проханов отметил, что русская и американская мечты несовместимы, что Запад испокон века стремится уничтожить русскую мечту, снять её с мировой повестки. "Потому что наша мечта — это не вельможное доминирование и подавление, а поддержание слабого, помощь тому, что не успело дорасти, создание гармонии, вселенского свечения".
Писатель подчеркнул, что движение "Русская мечта" ставит своей целью объединить русских мечтателей, дать им понять, что их проекты — большие или маленькие, "локальные", — важны для всего народа в целом и для страны в частности, "укладываются в стремление к великому, цветущему, благодатному государству и обществу. "Объединение таких людей усиливает их "стояние", даёт им понимание, что они не одиноки, что это целый русский пласт, в котором не угасли вера, сила, творчество, красота. И мы создаём вот это "поле" русского творчества. Соединение этого потока с великим потоком православия чрезвычайно важно, потому что это не параллельные, расходящиеся потоки, а выражение одних и тех же ценностей в разных словах и формах", — уверен основатель "Русской мечты".
Доктор философских наук, заместитель председателя Изборского клуба Виталий Аверьянов в своём докладе "Мечта как вертикальная ориентация в творчестве и созидании культуры" рассказал, как в недрах Изборского клуба давно вызрела "теория мечты". Среди категорий мечты разных уровней Виталий Владимирович предложил категорию "Своё высшее" — то есть представление о том, каким должны стать цивилизация, культура, социум, ты сам как саморазвивающиеся системы. В них, согласно теории систем, есть свой "внутренний наблюдатель" и аттрактор — точки притяжения. Они не только имеют причину, но и сами порождают её. Об этом говорит и Церковь в учении о человеке как "образе и подобии Божием": этот образ не статичен, человек должен постоянно воспроизводить его в себе, борясь с самим собой.
Аверьянов поднял важную тему: в православной среде понятие "мечта" имеет чаще всего отрицательную коннотацию. "У Святых отцов мы часто встречаем определение мечтательности как прелести бесовской". Докладчик считает, что здесь необходим лингвистический анализ. Согласно ему, значение нескольких греческих слов, переводящихся на русский одним словом "мечта", сильно отличается от русского смыслового наполнения. Наша "мечта" — это вовсе не "грёза" и "сон", как в греческом языке, перенявшем это смысловое ядро из языческой античности. "Русский народ в своей конституциональной основе глубоко мечтателен, и это не противоречит христианству. Наш великий полководец Александр Суворов, будучи православным и очень набожным человеком, говорил: "Я живу в постоянной мечте".
Учёный и публицист подчеркнул, что в русском народе слово "мечта" никогда не воспринималось отрицательно. Она объединяла людей через причастность к какому-то большому общему Делу. Главным в движении "Русская мечта" он назвал культивирование мощного творческого стержня во всех проектах, что в итоге будет тянуть молодёжь как к аттрактору — к привлекательному образу русского будущего, к участию в его созидании. И по факту будет снижать воздействие на молодых людей "антимечты" — одурманивания, виртуализации сознания с помощью химических и электронных средств. "У нас непочатый край работы по сопряжению идеологии русской мечты и православной культуры", — закончил Аверьянов своё выступление.
Первый заместитель председателя Изборского клуба Олег Розанов, в свою очередь, остановился на глубокой почвенной практичности, рациональности русской мечты, что не противоречит её "сказочности". "Русская Мечта — это строгий план-чертёж, это чёткая и прагматичная проекция нашей возвышенной коллективной мечты на грешную и святую русскую землю", — постулировал он.
Докладчик напомнил о простых и суровых мечтах среднего "русского мужика": выплате трёх кредитов, чтобы свести концы с концами и накормить свою семью. "И мы с вами обязаны наши возвышенные мечты приземлять до понятного обычному русскому человеку уровня". В земной плоскости Розанов предложил "храм на холме" Проханова изложить в тройственной формуле: "Общее Дело, традиционная семья, дети". "Крепкая многодетная семья, живущая на своей земле, имеющая постоянный заработок и рядом — православный храм. Это и есть образ будущего, привлекательный для большинства русских людей". Олег Васильевич отметил, что одной из диверсий против этой русской мечты стало строительство многоэтажных домов с квартирами-сотами. В этих ячейках была потеряна семейная роль мужчины, именно это стало причиной растущего числа разводов. "Проект "Россия одноэтажная" — то, к чему мы должны стремиться, размеры нашей страны и существующие технологии позволяют это сделать", — сказал Розанов. "Сильное, соборное и справедливое государство — это возможность играть всем вместе на струнах мировой истории, творить, оборонять страну. При этом мать-Церковь — наш культурный код", — подытожил докладчик.
Михаил Кильдяшов напомнил, что первой прямой речью в Библии стали слова Бога: "Да будет свет". И призвал сделать эти слова "мерилом для помышлений, деяний и всех других — уже человеческих — словес". Поэт подчеркнул ответственность всех словотворцев перед Господом, который ещё в Раю дал человеку этот божественный дар. Он напомнил про недавние "болтливые времена", в которых, по Гумилёву, "дурно пахли мёртвые слова", а площадок для разговоров было больше, чем поводов к ним. "Минувший год стал годом великого молчания — не в том смысле, что мы отмалчивались, а в том, что сосредотачивались как монахи, — сказал Михаил. — Сегодня мы заговорили и, наконец, стали слышны подлинные слова. Слово "мечта" — одно из таких слов. И оно не равно слову "мечтательность", а означает "деяние". Эпоха русской мечты — это время возвращения истинного значения слов и припоминания великих смыслов", — подвёл он образный итог.
Много смыслов содержал доклад члена Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Алексея Вайца, рассмотревшего понятие "мечта" через призму социальных технологий. "У нас всё общество ныне, включая Администрацию Президента, занято поиском образа будущего. Но этот образ — не шикарно вышитый коврик, прибитый золотыми гвоздиками к стенке, это постоянно меняющийся социо-динамический граф".
В этом контексте докладчик предложил как следует освоить самоорганизацию, когда социальная группа предстаёт как соборная, то есть "собранная", личность. Согласно Вайцу, люди собираются на почве своей общей "боли" и идут от неё к предвосхищению грядущего, обретая на этом пути своё предназначение и организацию, с ценностями и правилами. "Если в этих ценностях нет Христа, то такая идеалистическая группа переворачивается как "чёрный аист". Особенно, когда получает со стороны "инвазию исключительности" — "мы лучше всех остальных". Русская же мечта неизменно опирается на жертвенность".
Алексей Евгеньевич назвал три базовых идеала русского самосознания, подтверждённые социологическим исследованием: Правда, Красота, Сострадание. И все эти три понятия имеют в своей основе православное миросозерцание. Россия, по словам Вайца, сегодня должна возродить человека долга, человека, служащего своему народу и государству в противовес "сотруднику корпорации". "Главной проблемой, стоящей перед русским народом, является демография. Чтобы сохранить сам тип русского человека, необходима самоорганизация всех групп как клеток единого организма. Настала пора товариществ, коллективов, братств. Настала пора взять управление информационной атмосферой в свои руки", — заявил он.
Вообще, состоявшаяся на ВДНХ встреча соединила в себе множество самых разнообразных подходов к общей теме, взглядов и граней общего дела. При этом не возникло ни одного острого противоречия, бесплодного спора, которыми ещё недавно, увы, отличались наши патриотические собрания к вящей радости врагов России. Каждый докладчик плодотворно дополнял другого.
Так, почётный президент Общества развития русских национальных видов спорта и этнической культуры "Богатырская Русь", путешественник и православный меценат Сергей Забурниягин поведал об уникальном пешем крестном ходе "Великий русский северный путь" почти в 2000 километров, который прошла год назад его группа от Москвы до Соловков. Сергей Викторович рассказал о множестве встреченных в дороге подвижников русской "глубинки", которые зримо доказывают, что Русь не умерла. Он связал эти и другие впечатления с доктриной "Россия — ковчег спасения человечества", подчеркнув, что для её реализации сегодня остро требуется изменение сознания многих соотечественников.
Председатель "Русского собрания", главный редактор информационно-аналитической службы "Русская народная линия" Анатолий Степанов напомнил, что от русской мечты неотделима русская национальная идея, которая была сформулирована давно и зиждется на двух идеологемах: "Православие, Самодержавие, Народность" и "Москва — Третий Рим". Он убеждён, что при архаичности звучания, особенно для светского человека, не погружённого в православную историософию, эти доктрины как нельзя более актуальны сегодня и нуждаются лишь в современной интерпретации и развитии.
Участвовавший в круглом столе постоянный представитель республики Крым при Президенте России Георгий Мурадов сказал о наболевшем: "Нам не хватает решимости и лучшего психологического понимания Запада. Если на их вызов даётся мягкий ответ, будут новые вызовы. Тем более, ответ в понимании западного сообщества должен быть сразу же сокрушительным, чтобы не было нового вызова. Иначе мы будем постоянно сталкиваться с новыми вызовами".
В свою очередь сопредседатель Изборского клуба Новороссии, кандидат технических наук Фёдор Папаяни из Донецка предметно перечислил свидетельства того, что в идеологической составляющей русской мечты, как и в противодействии "антимечте", дела в ДНР обстоят гораздо лучше, чем в остальной России. Что отражено в официально принятой доктрине "Русский Донбасс". Фёдор Алексеевич призвал Кремль взять в этом смысле пример с Донецка. А также предложил создать "мозговой центр" формирования единой русской идеологии. При этом он напомнил интересный исторический факт: в Византийской империи в кризисные времена на должности высоких госчиновников назначали монахов. "И этот опыт отнюдь не устарел", — добавил он.
Тема войны с коллективным Западом, грохочущей на Украине, так или иначе всплывала в разных докладах круглого стола — от этого сегодня невозможно уйти. Татьяна Малицкая — член Высшего совета организации "Сильная Россия" — поделилась своим впечатлением от регулярного общения с воинами, сражающимися сегодня в СВО. О том, насколько нашим бойцам важна не только материальная народная помощь, но и такие вещи, как освящённое знамя с образом Святого Благоверного князя Дмитрия Донского, переданное недавно на фронт. Насколько им важно знать, что в тылу за них соборно молятся, что за их спиной — соборное единство и поддержка всего народа.
На встрече прозвучал ряд других значимых докладов. Доктор философских наук, член Изборского клуба Владимир Большаков порассуждал о том, какая Россия угодна Богу. А социолог и философ, "изборец" Юрий Баранов обозначил тему православного персонализма. Воевода Тульской богатырской заставы Андрей Губарь ратовал за включение в идеологию русской мечты традиций богатырства. Председатель творческого Совета "Легенды и сказы народов России" Союза писателей России Юрий Белоусов поделился опытом работы культурно-исторического проекта "Сердце Мещёры" и всероссийского проекта "Скоморохи, певцы и сказители Русской мечты". В качестве примера был показан музыкальный анимированный фильм "Легенда о Коловрате".
Закончился круглый стол соборной молитвой.
Мы уже привыкли к разным круглым столам, семинарам, симпозиумам, на которых царит бесконечное и бессмысленное "толковище" — переливание из пустого в порожнее тысячу раз уже озвученных идей и рецептов. Но нынешний сбор отнюдь не "унифицированных" единомышленников представлял собой нечто другое — зарождение долгожданной общественно-церковной идеологической синергии. Другими словами — соборности русских людей не только говорящих, но и делающих.

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости», нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
Арина Кожевникова — нач. исторического музейного клуба;
Саляхова Алина — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач. исторического музейного клуба;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Арсений Овчинников — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», старпом исторического музейного клуба;
Вика Селянина — военкор;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».