Дорогие братья суворовцы, нахимовцы и кадеты, командиры, руководители и преподаватели, подвижники и ветераны кадетского движения!

От всей души поздравляем Вас с 322-й годовщиной основания Кадетского движения России.

Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия в семьях, суворовской мудрости, нахимовской отваги, кадетской стойкости, успехов в праведных трудах на благо нашего Отечества, мира, добра и веры!

С уважением,
 военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова

 

Суворовцы, нахимовцы и кадеты на Параде Победы в Москве

https://yandex.ru/video/preview/17818648706593666793        

         Свое начало Российская кадетская образовательная система берет с 25 января 1701 года, когда Российский Император Петр I основал «Школу математических и навигацких наук» (с 1715 года - Морская академия, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус). В школу принимали мальчиков с 12 лет. Учебный курс состоял из русской грамоты, артиллерии, геометрии, тригонометрии, геодезии, мореплаванию и «рапирной науки».

         В 1732 году открывается «Сухопутный Шляхетный кадетский корпус», в 1752 г. – «Морской Шляхетный кадетский корпус», в 1762 г. - Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус с филиалами, в 1778 г. - Гродненский кадетский корпус, в 1802г. - Пажеский (кадетский) корпус, в 1804 г. - Горный кадетский корпус и многие другие.

         Воспитание в кадетских корпусах Российской Империи имело цель: сделать юношей здоровыми и способным «сносить воинские труды и украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину». «Надо взрастить младенца, - отмечено в приложении к уставу Шляхетного кадетского корпуса, - здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость». Особое внимание уделялось воспитанию кадет в вере и благочестии.

         Всего в Российской Империи существовало около 50 кадетских корпусов и военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами, давших России плеяду выдающихся людей. Выпускниками Кадетских корпусов и лицеев Российской Империи стали выдающиеся государственные и общественные деятели: политики - канцлер Горчаков А.М.; полководцы – Румянцев П.А., Кутузов М.И., Брусилов А.А., Дорохов И.С., Корнилов Л.Г., Каледин А.М., Нестеров П.Н.; адмиралы – Ушаков Ф.Ф., Сенявин Д.Н., Нахимов П.С., Макаров С.О., Колчак А.В.; поэты и писатели – Пушкин А.С., Даль В.И., Бестужев А.А., Куприн А.И., Бенедиктов В.Г., Рылеев К.Ф.; композиторы – Римский-Корсаков Н.А., Мясковский Н.Я., Скрябин А.Н.; мореплаватели – Лазарев М.П., Беллинсгаузен Ф.Ф., Крузенштерн И.Ф.; живописцы – Верещагин В.В., Федотов П.А., Ярошенко Н.А.; Святые угодники Русской Православной Церкви – адмирал Федор Ушаков (выпускник Шляхетского кадетского корпуса), Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (выпускник Полоцкого кадетского корпуса).

         После государственного переворота 1917 года Российские кадетские корпуса были расформированы и частично выведены за рубеж, где продолжили традиции русского кадетского образования: Первый русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус (образован в июне 1920 г. в городе Сараево из Одесского, Владимирского Киевского и Полоцкого кадетских корпусов), Крымский кадетский корпус (образован 9 октября 1920 г. в Ореанде, из Петровского, Полтавского, Владикавказского и Сумского кадетских корпусов) и Корпус-лицей им. Императора Николая II (образован 1 ноября 1930 г. для детей русских эмигрантов на частные пожертвования под Парижем).

         В период с 1921 по 1930 годы советская власть предпринимала попытки создания школ для подготовки юношей к поступлению в военные училища, но без какого-либо успеха. В начале 30-х годов генералы В.Д.Грендель и А.А.Игнатьев предложили восстановить кадетские корпуса. Это предложение было поддержано адмиралом Н.Г.Кузнецовым, маршалом К.Е.Ворошиловым и одобрено И.В.Сталиным, который возразил только против слова «кадетский». В период с 1937 до 1946 года в стране было создано 20 артиллерийских, 7 военно-морских и 20 военно-воздушных специальных школ Наркомата просвещения СССР. За период Великой Отечественной войны 24 выпускника спецшкол были удостоены звания Героя Советского Союза и 3 выпускника - Героя Социалистического труда.

         Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища «по типу старых кадетских корпусов». Инициатива и разработка документальной базы принадлежала генерал-лейтенанту Красной Армии, бывшему выпускнику Пажеского (кадетского) корпуса полковнику Генерального Штаба Императорской армии графу А.А.Игнатьеву. Преподавателями и начальниками училищ, с подачи А.А.Игнатьева и одобрения генералиссимуса И.В.Сталина, старались назначать бывших кадет и офицеров Российской Императорской армии. Свои наименования «суворовские» и «нахимовские» военные училища получили в честь великих русских полководцев – генералиссимуса А.В.Суворова и адмирала П.С.Нахимова.

         Продолжая традиции кадетских корпусов Российской Империи, суворовские и нахимовские военные училища дали стране более восьмидесяти Героев Советского Союза и Российской Федерации, федеральных министров, академиков РАН, космонавтов, губернаторов, более тысячи генералов (в том числе пять генералов армии, двенадцать командующих стратегическими объединениями и заместителей Министра обороны), десятки тысяч старших офицеров, сотни мастеров спорта, олимпийских и мировых чемпионов, профессоров и докторов наук, деятелей культуры и искусства.

         Сегодня в Российской Федерации существуют более 200 образовательных учреждений кадетского типа (суворовские военные, нахимовские военно-морские, кадетские корпуса и училища различных министерств и ведомств, а также регионов Российской Федерации), а число кадетских классов исчисляется десятками тысяч.

         В 2015 году, по инициативе Российских общественных кадетских объединений, в Государственной Думе РФ, Общественной палате РФ и ВРНС были проведены ряд совещаний по вопросам состояния и перспектив кадетского образования в России, с участием представителей руководства Администрации Президента РФ, Госдумы, Совета Федераций, Общественной палаты, ВРНС, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих в своем составе образовательные учреждения кадетского типа.

         9 августа 2015 года Президент России В.В.Путин дал поручение (№ Пр-1610, пункт 7а) провести анализ деятельности кадетских образовательных организаций и подготовить предложения по совершенствованию их деятельности.

Резолюцией Минобрнауки РФ от 31.12.2015 года № НТ-1/08пр принято решение о создании Совета Минобрнауки (в н.в. - Министерства просвещения) РФ по кадетскому образованию, первое заседания которого проведено 28 января 2016 года. Целевая задача Совета - выработать и узаконить Российскую систему кадетского воспитания и образования, основанную на традиционных духовно-нравственных ценностях и колоссальном опыте воспитания верных государевых служащих в суворовских военных, нахимовских военно-морских, кадетских корпусах и училищах, казачьих кадетских корпусах Российской Империи, Советского Союза и современной России.

         В декабре 2018 года Совет Минпросвещения России по кадетскому образованию одобрил проект Концепции кадетского образования в России.

         Концепция кадетского образования в Российской Федерации представляет собой программный документ по реализации принципов, целей и основных направлений развития кадетского образования в стране. Он определяет базовые положения и механизмы системы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. В концепции объясняется главная цель кадетского воспитания - выработка у кадет устойчивой духовно-нравственной позиции и способности различать добро и зло, необходимости совершения нравственных выборов в их жизни, и ориентацию на службу на благо своих сограждан и своего Отечества.

См.:

https://www.arms-expo.ru/analytics/politics_and_society/suvorovskie-voennye-i-nakhimovskie-voenno-morskie-uchilishcha-istoriya-i-sovremennost/

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Денис Думлер — историк, зав.музеем истории и культуры торговли на ЦР, наставник исторического клуба «Корни»;
 Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».