Сердечно поздравляем всех Православных христиан с праздником Святого Богоявления и Крещения Господня!

          Крещение - светлый праздник нашего просвещения, отречения от злых и темных сил, сочетания и присяги в верности Господу нашему Иисусу Христу. Принимая Святое Крещение мы нарекаемся воинами Христовыми и клянемся служить Господу не щадя своих сил и самой жизни, вести брань с миродержителями тьмы века сего, духами злобы.

         А для сего приимем Всеоружие Божие, дабы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Станем, препоясавшись истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмем щит веры, которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмем, и меч духовный, который есть Слово Божие.

         С праздником Святого Богоявления и Крещения Господня, дорогое воинство Христово!

Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;

От казачества Пермского края примите сердечные поздравления с Крещением Господним!! Одним из главных праздников христиан! Желаем крепкого здоровья, благополучия, мира и всего самого доброго!

С уважением,
представитель по вопросам казачества отдела реализации общественных проектов
департамента общественных проектов Погорелов В.Н.

 Как правильно провести праздник Крещения: что можно, а что делать нельзя

         Праздник Крещения Господня вовсе не про русский народный экстрим, и даже не про воду. Он про Бога.

         В народе название праздника часто сокращают до слова "Крещение", подразумевая, что все понимают: речь идет не о крещении любого верующего, а о Крещении Иисуса Христа. Но главное название этого дня все же Богоявление. Смотрите, наш праздник установлен в память о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан, когда людям впервые были явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Явленность людям всех Трех Лиц Бога - событие фундаментально важное, поэтому Святое Богоявление - главное имя праздника. И уже следом идет название, объясняющее, когда это произошло - во время Крещения Господа, отсюда - Крещение Господне.

         Крещение как омовение водой для снятия грехов было известно очень давно. Но то Крещение, которое вспоминают 19 января, особенное. За полгода до рождения Иисуса в бездетной семье престарелого праведника священника Захарии родился долгожданный сын Иоанн. По промыслу Божьему Иоанн избежал участи младенцев, убитых в Вифлееме приспешниками царя Ирода. Родители Иоанна умерли, когда он был ребенком, и он воспитывался религиозной общиной, в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Сам Иоанн говорил о себе так: "Я глас вопиющего в пустыне!", и здесь под пустыней подразумевается не безводное и глухое место, где он провел начало своей жизни, а сердца человеческие, остающиеся равнодушными к Божьему Слову.

Миссией Иоанна было подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию - отсюда имя "Предтеча", то есть предшественник. Но ведь Сына Божьего еще нужно было опознать среди "сынов человеческих". Помните знаменитую картину Александра Иванова "Явление Христа народу"? На ней изображен именно этот момент узнавания Спасителя.

         У иудеев в то время существовал обычай перед праздником омовения выходить к нижнему течению реки Иордан, ближе к месту, где Иордан впадает в Мертвое море. Здесь люди омывали себя водой, полагая, что та унесет их грехи вниз, в Мертвое море, а они станут чище. Тут и начал свою проповедь Иоанн Предтеча, говоривший, что прежде внешнего омовения надо очиститься внутренне, нравственно - покаяться в своих грехах, чтобы приготовить себя к принятию Мессии, Спасителя. Выйдя к народу, крестя его во очищение грехов, Иоанн Креститель проповедовал: "Идет за мною Сильнейший меня, Тот, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Так Иоанн и крестил - водой, в покаяние, и к нему выходили люди со всего Иерусалима, всей Иудеи, и принимали от него крещение в реке Иордан, исповедуя при этом свои грехи.

         И вот во время такого крещения из Галилеи к Иоанну приходит Иисус - чтобы тоже принять крещение в покаяние. Но ведь Иоанн - пророк, и, обладая пророческим даром, он понимает: Тот, Кто перед ним сейчас стоит, безгрешен. И Иоанн говорит Иисусу: "Это мне бы надо принять крещение от Тебя, а не Тебе от меня!" Но Иисус отвечает: "Не противься: так нам надлежит исполнить всякую правду". Иоанн слушает Иисуса и совершает Крещение. Именно этот момент так любили изображать художники.

         И вот когда Иисус, приняв Крещение, поднимается из иорданских вод, небеса разверзаются и Дух Божий, словно горлица ниспускается на Иисуса, а голос с небес возвещает: "Это - Сын Мой возлюбленный, и в Нем - Мое благоволение". Так людям было явлено, что Иисус - это Сын Божий. И, одновременно, человечеству были явно открыты все Три Лица Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, Бог Сын - Иисус Христос, выходящий из воды, и Бог Дух Святой.

         Обратите внимание, Христос, безгрешный по Своей природе, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он смиренно соединяет Себя с нами, Свою судьбу с судьбой человеческой. Он погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, нашей человеческой смертности.

         Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению и Своим Крещением освящает все водное естество, сообщая воде ее первичную чистоту. Когда сейчас, после пришествия Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью, поэтому и говорят, что крещение - это духовное рождение человека. Человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь указал ему Сам Христос.

         Теперь, когда мы разобрались с сутью праздника, можно вернуться к воде. Ей в праздник Крещения Господня и в день накануне, в Крещенский сочельник, отводится особое место. Именно в эти два дня совершается великое водосвятие - великое освящение воды. Особые свойства крещенской, или богоявленской, воды отмечал еще в VI в. свт. Иоанн Златоуст: "В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников".

         При водосвятии священник читает молитву, в которой просит Господа прийти "и наитием Святаго Духа освятить воду сию, дать ей благодать избавления, дар освящения, грехов разрешения, недугов исцеление, сотворить ее источником нетления, сделать для демонов губительной, для чар врагов рода человеческого неприступной и ангельской крепости исполненной". Всем "почерпающиим и причащающимся" крещенской водой, будет она "ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну..." Потому что сегодня Сам Господь освятил "воду сию Духом Своим Святым". И заканчивается молитва при великом освящении воды прошением: "Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение".

         Воду, освященную в Крещенский сочельник и в день Крещения, называют великой агиасмой (агиасма - буквально, с греческого "святыня"), к ней издавна относились крайне трепетно: в доме верующих всегда хранилась крещенская вода - на случай болезней, искушений, нападок нечистой силы. И все-таки, благоговея перед святой водой, надо понимать, что святость крещенской воды не больше святости Таинств Церкви и, естественно Самого Спасителя. Когда мы готовы часами простаивать в очереди за святой водой, но при этом "забываем" про Божественную Литургию, про Таинство Исповеди и Таинство Причащения, мы уподобляемся язычникам, наша живая вера превращается в магизм, шаманство. Надо помнить и о том, что крещенской воды хватит на всех: освящение великой агиасмы совершается и накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. Поэтому в праздник Крещения верующие стараются не только про запас набрать побольше святой воды, но исповедоваться, причаститься, чтобы духовно обновленными встретить наступающий праздник Богоявления. При этом и во время богослужения в храме, и во время освящения воды, надо помнить о соблюдении правил эпидбезопасности - дистанция, маски, перчатки.

         Что касается обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, то надо помнить: это всего лишь народная традиция, а не обязательное установление Церкви.

Крещенская святая вода: когда набирать, зачем, и что потом с ней делать нельзя

         18 и 19 января, на Крещенский сочельник и в сам день праздника Крещения Господня, только и разговоров, что о святой воде. Поэтому мы в "РГ", собрав самые распространенные вопросы читателей о крещенской святой воде, решили во всем детально разобраться. Итак, зачем нужна святая вода и как с ней обращаться? Что лучше: святая вода Крещенского сочельника, или вода, освященная в день самого праздника Крещения (Богоявления)? Можно ли святой водой окроплять животных? Что можно со святыней делать, а что категорически нельзя? Правда ли, что набирать воду для освящения нужно с 00:00 19 января строго до 01:30 того же дня, как об этом пишут некоторые СМИ? Становится ли в это время святой вода из-под крана, в реках и других водоемах? Что делать, если святая вода испортилась? На основании чего считают, что святая вода полезна? Каков механизм действия святой воды?

1. Что такое святая вода?

Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием.

2. На основании чего святой воде приписывают такую силу?

На основании опыта миллионов. Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую наших современников - людей не чуждых науке. "Освященная вода, - писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею". Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий, на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много перестрадавший от болезней, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. "Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий.

3. Как действует святая вода?

Святая вода не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "...соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех, с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней.." То есть святая вода не только исцеляет от болезней духовных и физических, но и освобождает нас от страстей, что, по мнению отцов Церкви, является причиной наших болезней, защищает от зла, направляет нас к добру.

Только вот автоматизма тут нет: мол, выпил святой воды, окропил ею дом - и порядок. Святитель Феофан Затворник сформулировал условия, при которых святая вода действует. "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских", - пишет святой. Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, "она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей".

4. Отсюда ответ на вопрос: можно ли святой водой лечить животных, например, любимого котика?

Можно, - шутливо отвечают священники, - если найти животных, которые будут пить ее с благоговением и с верой. Вспомним еще раз слова из молитв на освящение воды и ключевую фразу - "… для всех, с верой пьющих…".

С другой стороны, в прежние времена во время эпидемий, чтобы остановить мор, кропили святою водой и скот. Существовал даже особый молитвенный чин (правило), но это была помощь человеку, ведь падеж скота обрекал целые семьи на голод.

5. Как принимать святую воду?

Водой нужно пользоваться благоговейно. По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе, книге, фиксирующей церковные правила, сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: "Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи". То есть Церковь не запрещает пить святую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя. "В агиасме (то есть в святой воде - греч.) мы имеем не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное", - утверждает Церковь.

Святой водой можно помазывать больные места. Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении со святыней, от которой вы тоже хотите получить благодать во исцеление. Делать все надо с молитвой.

6. Как хранить святую воду?

Как обычную воду, только стоит подписать емкость, чтобы случайно не вылить и не использовать не по назначению, неблагоговейно.

7. Портится святая вода или нет?

Есть достоверные свидетельства того, что святая вода у верующих в лагерях, где они берегли святыню, как зеницу ока, не портилась даже после многих разбавлений. Не портится святая вода у многих и сейчас. На это нет простых объяснений, скорее всего надо вспомнить слова Христа: "По вере вашей да будет вам".

8. Что делать, если святая вода испортилась?

Святую воду не выливают в раковину, не выплескивают на землю. Ее выливают в "непопираемое" место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, в чистое место под дерево.

9. Какая вода сильнее: освященная в день Крещенского сочельника, или вода, освященная на праздник Крещения?

Существует ошибочное мнение, будто есть разница между водой, освященной в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления, 18 января, и собственно Крещенской водой, освященной 19 января.

Это миф: и 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Называется эта святая вода "великая агиасма", то есть великая святыня ("агиасма" на греческом - это "святыня"). В отличие от воды, освященной в другие дни. Такая вода называется "малая агиасма" и освящается она иначе.

10. Правда ли, что набирать воду для освящения нужно с 00:00 19 января строго до 01:30 того же дня, как об этом в запале благочестия строго пишут некоторые СМИ? Становится ли в это время святой вода из-под крана, в реках и других водоёмах?

Освящение воды в Крещенский сочельник и на праздник Крещения Господня проходит в память о Крещение Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. Об этом событии рассказано в Евангелии. Но вот о времени, когда сама собой становится святой вода в наших кранах, и уж тем более в наших водоёмах, никому, кроме авторов подобных статей, ничего неизвестно. Больше того, священники категорически не советуют проверять на себе эти благочестивые измышления, пытаясь в ночь праздника Крещения пить воду из каких-либо рек или прудов. С праздником!

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

         Крещение Господне - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 17 января. Праздник начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

         Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

         Праздник Крещения называется еще Богоявлением потому, что при Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица - Бог Отец глаголом с небес о Сыне; Сын крещением от Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошествием на Сына в виде голубя.

         С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

         Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. (Гал. 3:27)

         Аще кто не родится свыше — водою и Духом, не может внити в царствие Божие. (Ин. 3:3, 5)

         Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. (Тит. 3:5)

         Настал новый, пресветлый праздник, день Светов, день преславнаго, таинственнаго Крещения Господня, Которому мы все обязаны своим пакибытием или возрождением, просвещением, обновлением и усыновлением Отцу небесному, от Котораго отчуждено было скверною греха человечество несколько тысяч лет.

         Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них плотию Самого Господа славы, освятившаго воды, установившаго и подавшаго нам образ и способ таинственнаго обновления нашего. Глубоко и чудесно это таинство! Сколь чудесно и животворно таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых, в коих Он весь почивает, чрез которыя и совершает державно очищение грехов наших, освящение и обожение, — столь же чудно и действенно ко спасению оскверненнаго и погибающаго грехом человеческаго рода таинство Божественнаго Крещения; и одно другому помогают, и то и другое необходимо ко спасению. О, несказанная премудрость и тайна Божия, которую только верою можно принимать и уразумевать, но не пытливым, близоруким и омраченным страстями умом человеческим.

         Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости, премудрости и всемогущества Божия, — так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство, пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только безконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшаго грехом, до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческаго, и присвоению Богу совершенно отчужденнаго и погибавшаго человека. Никакой ум не только человеческий, но и ангельский не мог найти к тому средства.

         Святая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего, говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама и низвести на землю Духа Святаго, Который не имел на земле места, где голову приклонить, по причине крайняго развращения рода человеческаго; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным после пятитысячелетняго наказания во аде.

         «Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил еси даже и до рабия образа. Ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мое наздание благоутробно очищая», — возглашает Церковь в службе на этот праздник. «Явльшуся Тебе телом, освятися земля, воды благословишася, Небо просветися, род же человеков горькаго мучительства вражия избавися. Нов Адам быв Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное, кроме сокрушения и горнил Крещением Богодетельным новотворя. Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело сложеное, животна назидая человека».

         Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и даровавшему нам возрождение, пакибытие (вторичное бытие), усыновление Богу и живот вечный, разорившему прежнее средостение вражды и проклятия, и праведнаго отвержения нашего от Бога.

         «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).

         Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно. А если не облеклись, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).

Если кто не родится водою и духом, тот не может видеть царствия Божия. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Как связаны наши победы и праздник Богоявления

         Удивительная и, увы, забытая традиция существовала когда-то в России на праздник Крещения Господня. Нет, это не купание в проруби: современное поветрие в былые времена не было столь популярно. Речь о многовековом, общегосударственном установлении освящать на Крещение боевые знамена русской армии. Неожиданно? А вот и нет. Вызревший в толще веков, народный обычай стал общегосударственным только потому, что имел глубочайший смысл, понятный каждому. Давайте и мы разбираться.

         Освящали боевые знамена, изначально называющиеся "стягами" - по названию шеста, древка, на котором крепилось полотнище, в русском войске еще до XIV века. Интересно, что словом "стяг" у древних славян обозначалась жердь с крюком на конце, предназначенная для стягивания сена в стог. Если поднять эту жердь вверх, да еще и закрепить на ней что-то яркое, она будет видна издалека и станет "сътягати" - стягивать к себе уже не соломины в стог сена, а воинов в войско. Поразительно, но наши предки достаточно рано перестали крепить к жердям - стягам куски кожи с конскими хвостами да колокольчиками, первые рукописи доносят до нас изображение стягов как отрезов ткани с нашитым на ней Животворящим Крестом. А где ткань с Символом Божьим, там и молитвы по ее освящению.

         С конца XIV века слово "стяг", все еще связанное с сельскохозяйственными работами, стали заменять на возвышенное "знамя". Знамение, с ударением на первый слог, - это уже слово церковного лексикона, и означает оно чудо, знаковое действие, чудесное событие, служащее залогом особого присутствия Бога в нашей жизни. Вот такая глубочайшая философия. Вот так наши предки осмысливали и мир вокруг себя, и свою миссию в этом мире!

         Впервые, согласно летописям, уже не стяги, а знамена трепещут, колышутся, простираясь над войском Дмитрия Донского. В "Сказании о Мамаевом побоище" читаем: русские войска шли в битву под "чермными", то есть багровыми знаменами с изображением золотого Лика Иисуса Христа, Богородицы, святых. Хоругвями такие знамена-иконы стали называть позже. И тут тоже интересный момент: слово "хоругвь" ордынского происхождения. В списке воинских трофеев Игоря Святославича, перечисленном в "Слове о полку Игореве", находим: "Чрьленъ стягъ, бела хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружие - храброму Святьславличю".

         Ученые долгое время считали, что Игорю Святославичу было преподнесено несколько драгоценных предметов, загадкой оставалось - какие? И только в XX веке новосибирец Г.Ф. Карпунин доказал: все вышеперечисленное - части древнего знамени: "червленое древко с белым полотнищем, червленый бунчук (прядь окрашенных волос, развевающихся на ветру) и серебряное острие". То есть князю Игорю в качестве трофеев преподнесли самое ценное - стяг побежденных половцев. И вот на этом попрошу зафиксировать ваше внимание: в XII веке и автор древнерусского шедевра, и его герои видят в воинском знамени не только то, что собирает людей в войско, но и овеществленный символ этого воинства!

         Но трофеем в этой истории был не только вражеский штандарт, затрофеили русские и чужеземное слово "хоругвь". Добытое в кровопролитных боях слово прижилось, наполнившись новым, христианским смыслом. Кстати, немецкий синоним знамени "штандарт" - тоже символ наших побед, хоть уже и в других битвах.

Естественно, воинские стяги - знамена - хоругви всегда были святынями, их освящали при постановке на полотнище древка, приносили знамена на молебны, проходившие перед боем. Но кроме этого воинские знамена были обязательными участниками торжеств праздника Крещения.

         Начиналось все со звона колоколов, собирающих народ на Божественную литургию. После богослужения - крестный ход к ближайшей реке. В Москве, при Петре, величественная процессия во главе с Патриархом под молитвенное пение двигалась к Неглинной. А вот Екатерина с помпой подъезжала уже к Неве. Историки сообщают: в 1699-м Петр I шел крестным ходом в качестве капитана Преображенцев вместе с полком и хором музыки.

         Екатерина подъезжала в роскошной коляске и во время освящения воды и знамен "стояла, молившись", в специально возведенной беседке, защищавшей от январских ветров. При Николае II на освящение воды и знамен в реке Неве женщин уже не брали - морозы! Но вся эта пышность венценосных особ традицию не меняла: сразу после освящения духовенством вод реки, святою крещенской водой троекратно, с молитвой окропляли и наклоненные знамена. И в этом, казалось бы, нехитром ритуале даже склоненность знамен перед святыней крещенской воды тоже имеет глубокий смысл.

         Освящали на Крещение не только водоемы России. Например, многим запомнилось водосвятие реки Рейн в 1814 году. На Крещение православное духовенство освятило воду Рейна и, как водится, русские знамена, а после этого "состоялась переправа на противоположный берег и вступление русских войск во Францию".

         Но зачем наши предки освящали боевые знамена святой водой именно на Крещение? Строго говоря, освящение знамени происходит лишь раз - при его передаче воинской единице, что часто совпадает с ритуалом крепления древка к полотнищу (на Руси тут существовал особый молитвенный чин). А вот в праздник Крещения происходило уже благословение знамени. Знамени не как отреза ткани на древке, а знамени как овеществленного символа, что собирает людей, воинов в единую рать. Что касается крещенской воды, то святыня эта, как известно, по благодати Божьей защищает и хранит нас от всякого зла. И в древней молитве, читаемой на освящении знамен звучат прошения не о флагах - о воинах: "Господи, подажь нам силу и крепость на всех врагов наших,.. подажь о Имени Твоем победити". 

Как провести Крещенский сочельник правильно, и что в этот день делать нельзя

         18 января православные отмечают Крещенский сочельник, день, предваряющий праздник Крещения Господня. И сегодня можно с уверенностью сказать: Крещенскому сочельнику, да и самому празднику Крещения, у нас в последнее время не везет. Ведь все разговоры, все статьи и заголовки в эти дни только о воде. "Где набрать святую крещенскую воду? Когда освящают крещенскую воду? Что лучше: святая вода Крещенского сочельника, или вода, освященная на Крещение? Что можно, а что нельзя делать со святою крещенской водой? Как пить крещенскую воду? Когда окунаться в крещенскую прорубь и можно ли этого не делать?" Вопросов не счесть, и возникает ощущение, что именно вода - центр этих двух дней. Но все не так, Крещение - это народное название праздника, в Церкви 19 января именуют праздником Богоявления. А Крещенский сочельник называют "Навечерие Богоявления" (словом "навечерие" обозначают день, предшествующий празднику).

         Итак, праздник, который мы отмечаем 19 января, посвящен не воде, а событию Крещения Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. Во время Крещения Иисуса миру впервые были явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух - отсюда и название: Богоявление Господне.

         Но праздник Святого Богоявления наступит только завтра, и для того, чтобы мы смогли духовно приобщиться к центральному событию дня, смогли пережить его как реальность, Церковь готовит нас к празднику постом. Ведь пост помогает уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. Празднику Богоявления предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, в этот день не принято вкушать пищу до "первой звезды", и после этого едят только сочиво - отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как верующие в этот день стараются попасть на службу, а во время богослужения "первую звезду" символизирует выносимая после литургии свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды - водосвятия. Понятно, что такие строгости не касаются больных, беременных, детей, тех, кто много и тяжело работает.

         Последние годы, не без влияния СМИ, в обыденном сознании сложилось впечатление, что и Крещенский сочельник, и праздник Крещения - это некий диковинный, если не сказать дикий, обычай окунаться в лютый мороз в ледяную прорубь. Ритуальный экстрим, сродни огнехождению мексиканских индейцев или глотанию шпаг древними индусами. Заблуждение. Да, вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, но смысл не в ней. Да, воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней, но только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают благодать очищения от грехов.

         Что касается обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения или даже в Крещенский сочельник, то он имеет не церковные, а народные корни: издревле существовало поверье, что такое купание приносит здоровье на год вперед. Думаю, дело тут в том, что люди, отважившиеся на крещенский экстрим, изначально обладали недюжинным здоровьем. Сегодня моду на крещенские купания подстегивают СМИ: поскольку в основе нынешнего информационного пространства лежит сенсационность, рассказ о толпах народа, в лютый мороз прыгающих в прорубь, кажется прессе более эффектным, чем спокойное повествование о сути Евангельского события. Отсюда и искаженное представление о празднике Богоявления Господня как о дне, когда верующие должны лезть в прорубь. Нет, не должны, и троекратное (в честь Троицы) окунание в крещенскую иордань - это личный выбор человека.

         С купаниями разобрались, но что же сама святая вода? В память о Крещении Иисуса Христа ее освящают и в Крещенский сочельник, и в сам праздник Богоявления. Причем, вне зависимости от дня освящение, вся эта вода носит название крещенской и обладает одинаковыми свойствами.

         Водосвятие - это специальное чинопоследование молитв и священнодействий, сообщающих воде особые благодатные свойства. По многовековому опыту Церкви, святая вода, принимаемая с молитвой, имеет благодатную силу защищать, врачевать и освящать. Потому без святой воды не обходится ни одно богослужение. В церковной жизни святая вода повсюду: именно в освященной воде совершается Таинство Крещения - и младенцев, и взрослых. Святой водой провожают усопшего в последний путь, окропляя на кладбище и тело, и гроб - так святыня служит защитой от темных сил.

         Мы пьем святую воду, если заболели - натощак, заедая просфорой, и, как сказано молитве: "Да послужит она ко причащению". Святой водой, с молитвой, обдают, благословляя, путешествующих, направляющихся в путь, и учеников перед началом нового учебного года. Ею кропят наши дома при освящении, и все предметы в храме - иконы, кресты, колокола, все, что принадлежит алтарю, словом, все. Автомобили, самолеты, подводные лодки и даже ракеты - и это тоже может подлежать освящению святой водой, если мы хотим защитить свою жизнь, обезопасить ее, получить Божье благословение.

         Отсюда вопрос: откуда ей взяться в таких количествах? Два раза в год - после Божественной литургии Крещенского сочельника и после литургии самого праздника Богоявления совершается так называемое "великое освящение воды" - "великая агиасма" (по-гречески святыня). При водосвятии священник читает молитву, в которой просит Господа прийти "и наитием Святаго Духа освятить воду сию, дать ей благодать избавления, дар освящения, грехов разрешения, недугов исцеление, сотворить ее источником нетления, сделать для демонов губительной, для чар врагов рода человеческого неприступной и ангельской крепости исполненной". Всем "почерпающиим и причащающимся" крещенской водой, будет она "ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну..." Потому что сегодня Сам Господь освятил "воду сию Духом Своим Святым". И заканчивается молитва при великом освящении воды прошением: "Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение".

К воде, освященной в Крещенский сочельник и в праздник Крещения Господня издавна относились крайне трепетно: в доме верующих всегда хранилась крещенская вода - на случай болезней, искушений, нападок нечистой силы. И все-таки, благоговея перед святой водой, надо понимать, что святость крещенской воды не больше святости Таинств Церкви и, естественно, Самого Спасителя. Когда мы готовы часами простаивать в очереди за святой водой, но при этом "забываем" про Божественную литургию, про Таинство Исповеди и Таинство Причащения, мы уподобляемся язычникам, наша живая вера превращается в магизм, шаманство. Надо помнить и о том, что крещенской воды хватит на всех: великое освящение совершается и накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник), и в самый день праздника после литургии. Во многих храмах можно будет набрать крещенскую святую воду вплоть до 27 января. Относиться к святыне крещенской воды надо благоговейно, ее нельзя использовать для технических нужд, а если при хранении святая вода испортилась, зацвела, то ее выливают в "непопираемое место" - в колодец или яму, закрытые для хождения поверх них. В городе священники такую воду советуют вылить в горшок с цветами.

Слово в Сочельник перед Крещением Господним

         Уже давно святая Церковь призывает верующих чад своих «идти к водам», почерпать «из источников спасения» (Ис. 55, 1; 12, 3). Чтобы приготовить людей к великому таинству, каким называется освящение воды в праздник Богоявления, святая Церковь уже с начала января оглашает чад своих, «питомцев благочестия», дивными песнями и словами пророческими. Она хочет умилить души их зрелищем, которому с трепетом дивятся и ангельские силы: как Держащий «превыспреннюю на воздусе воду... приемлется струями речными», как Одевающий небо облаками одевается водами Иордана, как обнажается Сам Творец человека, чтобы прикрыть наготу Адама, облечь его в новую светлую одежду духовного возрождения, согреть этою одеждою охладевшую от зимы страстей душу человека падшего.

         Святая Церковь хочет тронуть души наши указанием на то, как «море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять» от лица Бога, вступившего в воды, как вострепетали горы и холмы, моря, озера, источники, видя Творца всякой твари, уничижившегося до образа раба, - как же должны были бы сотрястись сердца людей при виде чудного зрелища: ибо ведь не Ангелов и не бездушную природу пришел спасти Христос, а род человеческий! Святая Церковь, желая, чтобы мы с большим разумением отнеслись к таинству спасительного возрождения от воды и Духа, изъясняет разными образами самое чудо возрождения, вспоминая, как, по слову Исайи, пустыня, земля сухая, необитаемая, заросшая терновником и колючим кустарником, обращается в цветущий сад от благодатного дождя, ее орошающего, _ это образ того, как неплодное для добра естество человеческое, орошаемое токами благодати Христовой, может сделаться плодоносным, как купель крещения делается «многочадною Божественным Духом». И сколько еще мыслей самых высоких, трогательных, прекрасных содержат в изобилии песни церковные предпразднственные!

         Но для большинства это приготовление к таинству Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: Жаждущие! идите все к водам (Ис. 55, 1), они блуждают вдали от Христа, угасив духовную жажду заботами житейскими, а еще более развлечениями суетными. Даже если бы они зашли в церковь, мысли их бегут во все стороны и они не могут сосредоточить их на песнях церковных, особенно привлечь к ним блуждающее сердце. И вот теперь, когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает «почерпать воды из источников спасения», они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если придут, для них, не приготовившихся почерпать воды «из источников спасения», в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ставят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год. Правда, они в иные трудные времена жизни, может быть, и вспомнят, что почерпнутая вода есть вода спасения, но только для уврачевания болезней телесных, тогда как Господь подает дар святости этой воде ради главным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил. Ведь если бы Господь подавал воду эту для исцеления телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болезни телесные, чтобы чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний день для освящения душ, забывают люди, да и не ценят этого действия воды, не верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься душа? Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении (почему ждут, когда всколыхнется она) или если вода освященная подействует как-либо осязательно и ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и неужели не могут произойти в душе чудные изменения?

         Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. Даже и одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, молитвами и священнодействиями благолепными при освящении воды, мало: и они - только покров и одеяние души.

         Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, - тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, текущей в жизнь вечную».

         Что же нам делать, чтобы почерпнуть воды «из источников спасения», причаститься Христова дара святости, который подает Господь в нынешний славный день Богоявления? Нужно уподобиться путнику, который, зная, что уже очень близко дом, куда он направляется, где он должен встретиться с почитаемыми им и любимыми людьми, напрягает все силы, чтобы, хотя на ходу, привести себя в порядок и представиться в доме в благообразном виде. Так и мы, долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни святок обычно бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его. Чем дальше от Него блуждало сердце в дни святок и накопляло во время этих блужданий сор суеты, теряло теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить весь сор, в душе накопившийся, согреть свою холодную для Христа душу, дабы можно было Ему обитать и оставаться в ней. Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: Жаждущие! Идите все к водам. . . для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает"? Послушайте Меня внимательно... и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша (Ис. 55, 1-3)!

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской 

Рождественский сочельник: как его провести правильно и что все же делать нельзя

         Рождественский сочельник - день строгих ограничений. Только вот эти ограничения сугубо добровольные, никто карать за их невыполнение вас не будет, для верующих эти строгости даже радостны, поскольку оттеняют грядущее празднование Рождества, готовят к нему. Да и логика тут простая и понятная - давайте разбираться.

         Начнем с того, что последний день накануне Рождества имеет два имени. Народное - Рождественский сочельник, от названия блюда из вареной пшеницы или риса с медом, сочива. И церковное название - Навечерие Рождества Христова. Из словаря Даля узнаем, что слово "навечерие" означает "день накануне праздника". Сочельник и сам можно было бы назвать праздником, настолько все 6 января пронизано предвкушением наступающего Рождества, но, все-таки, это время самого строгого поста.

"В Сочельник, под Рождество, - читаем у Ивана Шмелева, - бывало, до звезды не ели…" До какой звезды? Почему до звезды?

            Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только "после первой звезды", соблюдалась верующими не одно столетие в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть - но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно?

       Давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания на в день Рождественского сочельника, последний день Рождественского поста.

         Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии, в ночь с 6-ого на 7-ое января. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Понятно, что такой запрет, такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. А еще важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает - военных, полиции, пожарных, врачей…

С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?

         Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Приготовление своего сердца к такой щедрости на Рождество и есть главное, что надо делать в сочельник.

         Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отмечу только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа.

         Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные - будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть свое сердце чуду Рождения Христа. "Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданье тайны…", впереди праздник.

(исп м-лы СМИ; РГ; М.Городовй)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
наставник (тьютор)  — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».