15 января в воскресный день военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова с наставником (тьютором) Куляпиным Александром Сергеевичем прибыли, по инициативе Дениса Думлера, на экскурсию в чудесный Крестовый Храм святителя Митрофания Воронежского и совершили образовательное путешествие.

О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовёт
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без него вам рай не рай.

А.С. Пушкин

Милана:

         Что имел в виду А.С. Пушкин, когда писал эти строки? Ответ на этот вопрос мы искали в образовательном путешествии на ул.Монастырской.

         С большим трепетом мы вошли в это Святое место. Каждому из нас Александр Сергеевич вручил по церковной свечке, и мы поставили их к святым ликам по своему желанию. Встретившая нас экскурсовод вкратце поведала нам об истории храма и музея, о большом количестве имеющихся Святынь, особенно обратила внимание на разнообразие икон. Больше всего мне запомнился Крест со Святой Земли, в котором находятся святыни: частицы мощей святых, часть оливкового древа, цветы.

         Архиерейский дом входит в ансамбль Спасо-Преображенского кафедрального собора Перми. Здание дома было построено в 1793 – 1798 годах, является самым ярким представителем стиля классицизм среди пермских построек XVIII века. Фасад архиерейского дома выходил на две стороны: Соборную площадь (Кунгурскую улицу) и улицу Монастырскую (Набережную). Улица Монастырская получила свое название именно по размещенному здесь Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. В 1851 году дом архиерея был соединен переходом с кафедральным собором.

         После нам рассказали об огромном количестве Святых мучеников, у каждого из них своя поучительная и интересная история.

         Мы задумались и над темой, что Бог сотворил и видимый мир, в котором мы живём, и первых людей — Адама и Еву. Творец поселил их в прекрасном саду, который носит название  «рай». Жизнь в раю была исполнена радости и блаженства. Главное, что делало Адама и Еву счастливыми, - это постоянное общение с Самим Творцом. Это высшая радость была возможна, поскольку Адам и Ева имели чистоту внутреннего мира, безукоризненную совесть.

         Далее мы отправились в сам музей Архиерейского квартала, который находится на втором этаже храма. С большим интересом наш отряд рассмотрел все выставки и экспозиции данного музея. Особое внимание наш отряд привлекла экспозиция «История Архиерейского квартала», где мы долго и внимательно изучали и разглядывали необычные артефакты и исторические фото.

Без Троицы дом не строится. (Русская пословица)

         Основа любой религии — вера. В Православии это вера в Святую Троицу, Спасителя Иисуса Христа, в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в воскресение из мертвых. Истинные знания о Спасителе для христиан содержатся в Евангелии — главной книге Нового Завета. Христос был образцом служения людям. Причина такого служения — бескорыстная, жертвенная любовь и сострадание. Вся жизнь Христа была отдана людям. Он принял страдания и смерть за грехи человеческие. Христос — есть Любовь. Жить в Любви (во Христе) — это есть путь, заповеданный Спасителем мира. Господь зовёт за Собой каждого человека, но, уважая его свободу, не входит в душу человека против его воли. Обращение к  православной вере начинается с Таинства Крещения.

         В завершении этой увлекательной экскурсии нам подарили памятные подарки, которым мы очень удивились и обрадовались. Счастливые и наполненные новыми занимательными знаниями, со всеми попрощавшись, мы разъехались. Наш отряд остался в огромном восторге от этого путешествия и хочется выразить благодарность нашему наставнику (тьютору) и Денису Думлеру за организацию этого мероприятия, экскурсоводу за множество разнообразной и интересной информации и, конечно, всем священнослужителям за радушный и гостеприимный приём!

         Наша рубрика (тег) в «ШН» «Духовная культура» - это проект о «наших добрых поступках на благо Отечества», «Сложное в православной культуре».

Виктория:

         - Сегодня, 15.01.23г., я с нашим юнармейским отрядом побывала на мероприятии в храме. Я получила журналистское задание и внимательно слушала, что нам рассказывали экскурсоводы и узнала очень интересные факты об этом месте, когда-нибудь и сама проведу увлекательную экскурсию. Но нам нужно было и найти ответы на такие вопросы: - каково, согласно Библии, происхождение зла в мире(?); - как ты понимаешь смысл спасения души(?) и др. Больше всего мне запомнился и понравился приемный кабинет Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, потому что в нëм было много старинных вещей и фотографий, которые наш отряд с интересом рассматривал. После экскурсии нас ждал сюрприз и всем присутствующим военкорам подарили красочные детские книжки и подарок с конфетами. Мне всё очень понравилось. Главный смыл похода — от зла можно спастись. Об этом рассказывает Библия. И указывает путь спасения.

         На экскурсии нам очень подробно рассказали про Архиерейский дом и кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря. Они являются самым известным и значительным комплексом зданий Перми, символом города, история которого непроста и полна казусов.

См. фотоальбом

Наша справка:

         Архиерейский комплекс, символ нашего города и один из самых известных его памятников, старше самой Перми.  Екатерина II одновременно с подписанием указа об основании Пермской губернии в 1781 году приказала на место будущего города перенести старинный Спасо-Преображенский мужской монастырь из села Пыскор.

         Пыскорский монастырь, основанный в 1560 году братьями Строгановыми, долго был самым процветающим в Приуралье, но к XVIII веку мало что осталось от былой славы. Сначала монастырь планировалось перенести в Соликамск, но первым наместником Пермской губернии генерал-поручиком Евгением Петровичем Кашкиным было решено: Храму быть в новом губернском городе. Ему нужнее! И по распоряжению Евгения Петровича церковь была разобрана и по Каме доставлена на новое место. Произошло это в 1784 году.

            Воплощение проекта в жизнь растянулось на много лет – не хватало денег, меняли место строительства. Думали строить на Егошихинской горе в районе Горок, потом нашли подходящее место на Слудской горе, на Сенькином поле.

         Обитель была заложена в 1793 году. Сначала был возведен Архиерейский дом с келейной церковью Святого Стефана Великопермского. Алтарь, по ошибке архитектора, построили с севера, что является недопустимым. На исправление ушло пять лет. Окончили строительство в 1798 году, тогда же заложили собор и строили его больше двадцати лет. Стиль всех построек – элегантный русский классицизм.

Ярослав:

         - Сегодня я посетил экскурсию в Крестовом Храме. Мне очень понравился исторический кабинет Архиепископа Андроника. Это очень «атмосферное» место. В храме, в кабинете - можно задуматься о том, что люди, как ангелы, были наделены свободной волей, имели право выбора в любой ситуации. И в раю они могли выполнить заповедь Бога, а могли ослушаться. Счастье Адама и Евы было разрушено, потому что они ослушались и нарушили наказ Своего Создателя. Диавол завидовал блаженству первых людей и убедил вкусить плод с древа познания добра и зла. Так был совершен первый грех. Через непослушание, нарушение Божией заповеди и нераскаяние произошло грехопадение людей.

         Там очень много разных фотографий с храмами, часть которых, к сожалению, была разрушена и уничтожена, есть старинная карта нашего города, а на столе лежат различные документы с «настоящей» книгой, тех времён. Потом мы прошли в другой зал, где нам рассказывали и знакомили  с экспонатами, которые представляют очень большую ценность, а так же об истории этого храма. Там мне больше всего запомнился экспонат «Святая Ложка». Архиепископ Андроник сделал её сам вручную! Ведь раньше нельзя было пойти купить ложки, как сейчас. Наша экскурсия закончилась неожиданным для нас угощением в виде подарка с угощением.

         История, которая меня поразила:

         Колокольня собора высотой 67 метров и стала символом Перми. Заложена она в 1818 году, менялись архитекторы, не хватало денег. Колокола привезли родные из Пыскора. Их подняли наверх только в 1831 году, а крест – в 1832. Он увенчан шаром, сделали его в Москве. Весь XIX век подворье расширяли, перестраивали, получилось 7 корпусов. Территория комплекса по меркам того времени равнялась одному кварталу.

            В 1850 году были построены галереи, соединившие колокольню, собор и архиерейский двор. Это была не последняя перестройка, в дальнейшем тоже проводились ремонтные работы и изменения построек. Особенно это касается советского времени, так как в зданиях располагались разные организации, а с 1933 года - картинная галерея.

Миша:

         - В этом походе было много полезного и познавательного, мне понравилось слушать про людей, отдавших жизнь за провославную веру, ради своего доброго дела. В настоящее время крайне полезно уметь отдаваться своему делу «с головой», трудиться с душой, поступать от всего сердца, люди способные на это - заслуживают уважения.

         По пути на остановку около ЦУМа мы увидели людей с транспорантами, которые проявили свою гражданскую позицию для защиты суверенной России.  Это были их искренние слова, тяжело им не поверить. Они говорили о величии русского народа. И тут я заметил, что как церковнослужители и простые люди говорят об одном и том же просто разными словами.

         Человеку важна вера православная, вера в себя, свои силы и поддержка таких же уверенных в себе.

         Мир, в котором мы живем, не только огромен, интересен, но и очень сложен. Особенно сложным он кажется, поскольку в нем есть и добро, и зло. Более того, добро и зло живет в людях. Еще много того, что мы называем обман, воровство, убийство и т. п.

         Главный смысл нашего похода — подумать о смысле своей жизни, а в храме, где была экскурсия, мы поняли, что православные верующие видят в спасении души — избавлении от грехов и восстановления общения с Богом.

         Остались и вопросы: важно ли для благополучия общества сохранять правосланую веру? Как общество должно поддерживать православную веру?

         Это старинное место окутано тайнами и легендами. Помнит много имен и судеб – зодчих, простых строителей, священнослужителей, монахов, прихожан. Есть трагические страницы, дикие поступки.

         Здесь был кафедральный собор Перми, дома для клира, гостиница для паломников, сад и кладбище, на котором хоронили самых заслуженных жителей города, много сделавших для пермяков. И что же? После революции кладбище разрушили и построили на этом месте … зоопарк. Говорят, после такого кощунства здесь видят призраков. Уже почти сто лет. Не замолен страшный грех. Сторожа слышат ночами странные звуки и шаги в пустых помещениях, а люди с набережной замечают блики света в окнах. Некоторые встречали там даму в черной старинной одежде.

         Есть легенда, связанная с именем последнего архиепископа собора – отца Андронника, возглавлявшего Пермскую епархию до 1918 года. Комиссары похоронили его заживо, заставив собственноручно выкопать себе могилу. И по сей день работники музея временами видят призрак печального монаха. Для РПЦ это место важно как память о святом новомученике Андронике.

Денис:

         Посетил, совместно с юнармейцами из медиа - отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова", музей Архирейского квартала, который расположен в великолепном Архирейском доме на Соборной площади.

         Выражаю благодарность, сотрудникам этого замечательного музея, за их труд, подвижничество и продвижение истории родного города среди молодежи. Надеюсь, на плодотворное сотрудничество в святом деле сохранения родной истории и культуры, продвижение русской культуры в народные массы! Спасибо вам за то что вы есть!

         Стоит отметить, что и ребята - юнармейцы из медиа - отряда "Феникс", которым руководит замечательный человек нашего времени Александр Сергеевич Куляпин, делают много для возрождения памяти незаслуженно преданных забвению героев нашего Отечества!

         Именно этот отряд одним из первых откликнулся на мой призыв, ежегодно приносить свежие цветы к единственному памятнику героям Отечественной войны 1812 года саркофагу Н. А. Теплова, отмечать дату Бородинского сражения.

         Именно с этими ребятами мы проводим регулярные субботники, очищая от снега, листвы или мусора, захоронения героев дореволюционной исторической России.

Александр:

         Сто лет назад на Земле случился Советский Союз. Пользуясь метафорой великого писателя, можно сказать, что вскружило голову безудержной мечтой и воплотило эту мечту в грохоте строек, в пламени сражений, в дерзновенных подвигах и блистательных свершениях. От кого исходила эта небесная сила? Она опустилась на землю, воздвигла небывалое Красное царство, а потом исчезла, оставив после себя остывающий ожог, жаркое пепелище, по которому бродят унылые, потерявшие свои смыслы народы.

         Кто он был, этот огнедышащий ангел, имя которому — Советский Союз? Он являлся во снах народам, в которых дремало несогласие с земными уложениями, писанными слезами и кровью законами, дремало нежелание жить под железной пятой исторических обстоятельств, в которых люди обречены на страдания, на унылые беспросветные труды, на вечные, поселившиеся в народах распри, на бессмысленное кружение в лабиринтах истории с её тупиками, жестокими казематами, мнимыми озарениями.

         Советский Союз был пробуждением от сна, был ослепительной, открывшейся миллионам людей мечтой — той, что туманно жила в наскальных рисунках и на церковных фресках, в богословских трактатах и музыкальных симфониях. Был мечтой, вырывавшей народы из животного мира, из законов истории, которые останавливали человечество, понуждали быть рабом истории. Той истории, что разделила людей на богатых и бедных, на сильных и слабых, на царей и слуг, на высших и низших. Их всех уравнивала смерть — неизбежная, царящая во веки веков, делающая земную жизнь человека жалким предбанником, в котором корчатся народы прежде, чем навсегда исчезнуть с лица земли.

         Советский Союз — это воплощение мечты о небесном рае, сведённом на землю, нетерпеливое стремление обрести этот рай здесь, в земной жизни, сделать её прекрасной и бессмертной.

         Если спросить исследователей Советского Союза, что это было, они расскажут о пятилетних планах, о грандиозных заводах и стройках, о научных центрах и невероятных открытиях, о вождях, подвижниках, великих тружениках и бесстрашных воинах. О кромешной жестокой работе, которой человечество порывало с бренным бытием, выламывалось из истории так, что хрустели кости, падали колокольни, срывались с насиженных мест земные уклады. И в грохоте строек, среди маршей и песнопений, молитв и проклятий поднималась Красная громада, имя которой — Советский Союз.

         Мечта — грандиозная сила, пробуждение в людях Бога, устремление человечества в то заповедное царство, из которого оно было изгнано, и теперь возвращается. Этого высшего, предельного религиозного смысла не хватает исследователям советской эпохи, у которых ускользает та великая тайна, заповедная мечта человечества, что обнаружила себя сто лет назад в России. Страна, лежащая между трёх океанов, стала землёй, очнувшейся от сновидений, поднявшейся с прокрустова ложа истории, чтобы воплотить божественную мечту.

         Советский Союз не уцелел — он пал. Люди не выдержали великого напряжения, побуждавшего их стать богами. Бог в человеке опять ушёл в глубину, спрятался среди сует, вожделений, мелких забот и хлопот. Но, исчезнув, Советский Союз передал нам, променявшим первородство на чечевичную похлёбку, нам, изгнанным из рая, куда привела нас мечта, передал Победу, это пламенное слово, которое было у Бога и которое было Бог. Победа живёт среди нас. Вместе с ней живёт мечта о вселенском счастье, о райском бытии, которое человечество познало и к которому оно снова будет стремиться.

         Вероучение Русской Мечты, Идеология Русской Победы, Сказание о Русском ковчеге, Религия справедливости — всё это заветы, оставленные нам Советским Союзом, чертежи, по которым неизбежно — через год или через век — мы вновь станем возводить наши ало-золотые хоромы. Всем, кто жил в СССР, кто вкусил сладость небесного плода, этого никогда не забыть.

Справка про историю погоста:

         О кладбище комплекса Спасо-Преображенский собор - Архиерейский дом существуют многие легенды и предположения. Краеведы считают датой основания кладбища конец XVIII века. Одним из первых исследователей Пермских погребений является краевед дореволюционной поры В. В. Голубцов.

         Одним из первых захоронений при соборе и Архиерейском доме является погребение в 1801 года первого Пермского епископа Иоанна (Островского) перед алтарем Пермского кафедрального собора70. Первый летописец собора и города Перми священник Гавриил Сапожников писал: «...погребен по завещанию его, прежде неоднократно сказуемому против олтарного передняго окна соборной церкви, что в монастыре»71. В это время еще продолжалось строительство большого кафедрального собора (1798-1819)72. Впервые опубликовавший данную летопись в 1862 году инспектор Пермской мужской гимназии А. К. Крупенин оставляет комментарии: «В ограде бывшего монастыря, далее к востоку от собора и могилы преосвященного, погребены и погребаются многие лица, известные своими заслугами и положением в обществе»73.

         Среди известных имен можно отметить других епископов: Иустин Вишневский захоронен в 1826 году «с подобающей честью, при огромном стечении паствы своей под алтарем пермского Кафедрального собора»74; здесь же под алтарем собора в 1883 года погребен Вассиан Чудновский - восьмой Пермский епископ75. В 1889 году погребен при Пермском кафедральном соборе А. М. Луканин - историк пермской церкви, редактор «Пермских епархиальных ведомостей»76; ректор духовной семинарии В. И. Лепешинский; священники А.Т. Пурикардов, С. Н. Попов77.

         В 1882 году в ограде кафедрального собора погребен Пермский губернатор В. А. Енакиев. Из светских лиц наиболее известными является доктор Ф. Х. Граль, захороненный в 1835 году у стен собора, памятником служила массивная чугунная колонна78, и И. Ф. Грацинский - директор классической гимназии и директор народных училищ с 1844 года по 1884 год. Он скончался в 1887 году. 29 мая 1889 года на могиле Грацинского у южной каменной стены кафедрального собора ему был установлен памятник - часовня, воздвигнутый на средства благодарных учеников79. Сохранилась брошюра об этой часовне. На основании списка В. В. Голубцова и сведений А. А. Дмитриева и В. С. Верхоланцева на кладбище захоронены меценаты: П. Ф. Дягилев (1808-1883), И. И. Любимов (1838-1899); участники войны 1812 года - А. А. Глушков (1772-1825) и Н. И. Трухин (1778-1848).

         В. В. Голубцов писал, что на кладбище Архиерейского дома хоронили наиболее достопочтенных людей, но он также указывал, что много было погребено младенцев и неизвестных приезжих.

         О захоронениях конца XIX - начала XX века никто не писал.

         Из известных захоронений советского периода краеведы отмечают могилы Б. Ф. Вериго (1925) и А. Г. Генкеля (1927). Мария Александровна Генкель описала похороны своего отца. Она отмечает: «...кладбище маленькое... К сожалению, кладбище у кафедрального собора, где издавна хоронили самых именитых людей Перми, в 20-х годах было закрыто (значит уже не хоронили), а в 30-х уничтожено. Вместе с могилой моего отца исчезли могилы губернатора Модераха (ошибка: Модерах выехал из Перми 27 мая 1811 года), профессоров Б. Ф. Вериго, Б. К. Поленова и других выдающихся людей. Сейчас на этом месте расположен зоосад. Могилы всех трех профессоров находятся под клетками парнокопытных»80. Из устных рассказов внучки ученого археолога Н. Н. Новокрещенных, по семейному преданию известно, что его могила 1902 года находится под обезьянником.

Точные границы кладбища, к периоду прекращения захоронений, и сада не установлены81. По плану И. Ткаля 1895 года на территории занимаемой кладбищем могло разместиться примерно 90-100 могил, что не совпадает со списком В. В. Голубцова. Им составлены списки о захоронениях на кладбище в количестве около 200 могил к 1892 году, то есть количество указанных могил явно не могло уместиться на этой территории (кладбища) и, вероятно, к концу XIX века кладбище расширялось и на территорию сада и, возможно, ближе к стенам собора. Более того, этот план предоставлялся городской думе в период управления временного правительства в 1917 году, для определения территории усадьбы Архиерейского дома.

Церковные клировые ведомости показывают, что в начале XX века (до 1920 года) на данном кладбище проводились захоронения82.

         Безусловно, интересно, как же кладбище стало зоопарком?

         Зоологический (живой) уголок возник при научно-промышленном музее еще до революции. В путеводителе-справочнике «Пермь» указывается, что в 1923 году при поддержке город ского Cовета музею передали трехэтажный дом по ул. Орджоникидзе, 12 - здание бывшей семинарии83. В феврале 1924 года отделом народного образования Пермского окрисполкома отмечено, что «в текущем году было два заседания совета музея, посвященные вопросам по переводу музея в новое помещение и распределение по отделам музея выставочных зал... и рассмотрению деталей разработанного С. Л. Ушковым плана размещения зоологических коллекций»84. В материалах народного образования сохранился акт комиссии от 17 июня 1924 года по организации приема имущества и усадьбы-музея85, что было подтверждено постановлением окрисполкома от 22 июля 1925 года86. В списке сотрудников музея на 1924 год указан С. Л. Ушков - заведующий зоологическим отделом87.

         26 марта 1931 года горсоветом было принято следующее постановление: «6-й вопрос заседания. Слушали: о регистрации надгробий на кладбищах Перми. Постановили: Разрешить ГОКХу (городскому отделу коммунального хозяйства) произвести регистрацию надгробий и оград (металлических, каменных и гранитных) на всех кладбищах Перми. Установить плату за производство регистрации надгробий и оград в следующем размере: с рабочих и служащих и приравненных к ним кате- горий - 2 р. И с остальных категорий - 5 р. Разрешить ГОКХу по истечении срока регистрации незарегистрированные надгробия и ограды, как бесхозное имущество, - снять»101. Значит, наиболее старые, а архиерейское кладбище было старым, могли попросту убрать. Через три месяца горсовет повышает та- рифы за коммунальные услуги на кладбищах в зависимости от зарплаты от 1 до 20 рублей102. Могли ли потомки именитых людей, в большей степени люди интеллигентного труда (к тому же существовала безработица) заплатить 20 рублей? Если потомки не могли заплатить за могилу, значит - ее тоже сносили? Более того, как могли определить бесхозная ли могила? Все это способствовало уничтожению могил.

         В 1931 году в Перми проводилась большая работа по благоустройству города. Из постановления президиума Пермского городского Совета РК и КД от 29 мая 1931 года № 17 «О порядке пользования общественными садами» узнаем о запрете рвать цветы, ломать деревья, заборы, мусорить, выгуливать собак; переставлять скамейки и урны, шуметь; работает сад до 23 1/2 часов; ответственность за порядок несет милиция и отдел коммунального хозяйства, вводятся штрафы103. Комсомольцы наводят порядок в театральном саду, разбор мусора разрушенного гостиного двора. Курсанты военного училища наводят порядок в саду «Металлист» и убирают якобы бесхозные могилы.

         Эти события подводят к тому, что искать решение горсовета о закрытии кладбища бессмысленно: его, очевидно, и не было. А следующее постановление говорит о дальнейшем занятии территории зоосадом: «Зоосад сохранить считать необходимым. С 1936 г. приступить к значительному расширению его. Создать комиссию в составе Ярославцева, Бронникова. Передать сад "Металлист" зоосаду не позднее 20 июня»104.

         В настоящее время решается вопрос о переводе зоопарка из центра города. На набережной Камы, возле Спасо-Преображенского собора, установлен памятный крест погребенным на этой земле. 67 Дмитриев В. В. Биографический указатель памятных деятелей Пермского края. - Пермь, 1902. - С. 11-12.

68 ГАПО. Ф. Р-973. Оп. 1. Д. 696, 697.
69 ГАПО. Ф. Р-973. Оп. 1. Д. 696. Л. 1 об. - 2.
70 Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. - Пермь, 1994. - С. 38-39.
71 ГАПО. Ф. 297. Оп. 1. Д. 1281. Л. 10 об.
72 Дмитриев А. А. Очерки губернского города Перми. - Пермь, 1889. - С. 46, 90. / ГАПО. Ф. печ. изд. № 259.
73 Памятная книжка Пермской губернии на 1863 год. - Пермь, 1862 - С. 23. / ГАПО. Ф. печ. изд. № 5487.
74 Шестаков Я. В. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии. - Пермь, 1899. - С. 107 / ГАПО. Ф. печ. изд. № 553.
75 Верхоланцев В. С. Указ. соч. - С. 49.
76 Колбас. Указ. соч. - С. 24.
77 Дмитриев А. А. Летопись города Перми с 1845 по 1890 год. - Пермь, 1890. - С. 108-109 / ГАПО. Ф. печ. изд. № 261.
78 Верхоланцев В. С. Указ. соч. - С. 198.
79 Дмитриев А. А. Указ соч. - С. 92, 106. Верхоланцев В. С. Указ. соч. - С. 202.
80 Генкель М. А. Уральские просветители: семья Генкель // Пермский универси- тет в воспоминаниях современников. - Пермь, 1996. - Вып. III. - С. 46.
81 Планы ПАД. См.: ГАПО. Ф.198 Оп.1 Д. 224 - план территории строений ПАД на 1843 г.; Д. 376 - чертеж построек Крестовой церкви; Д. 386 - документы о закреплении участка земли, находящегося под кафедральным собором и зданием архиерейского дома за Пермским архиерейским домом 1892 год. 82 ГАПО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 5-11; Ф. 36. Оп. 6. Д. 1072, 1087; Ф. 108. Оп. 1. Д. 13, 43.
83 Дворсон Л. Г. Краеведческий музей. - Пермь, 1970. - С. 186 / МУ «Архив города Перми». СИФ. № 103 (104).

(исп м-лы СМИ; А.Проханова, М.Рыжовой, путеводители и др.)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Денис Думлер — историк, зав.музеем истории и культуры торговли на ЦР, наставник исторического клуба «Корни»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Якушин Ярослав    - военкор; старпом редактора э/газеты «Школьные Новости»;
Вика Селянина — юнармеец-военкор;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».