22 ноября 1957 года с подводной лодки проекта П-613 осуществлен первый пуск на дальность 500 км крылатой ракеты П-5, разработанной в ОКБ-52 В.Н. Челомея. В 1959 году комплекс П-5 принят на вооружение Военно-Морского Флота Вооруженных Сил Советского Союза.
Это было первое отечественное оружие подобного класса, доведенное до серийного производства и эксплуатации в войсках. Еще в конце сороковых годов стартовали несколько проектов разработки крылатых ракет для субмарин, но ни один из них не дошел до практической реализации. Первой разработкой в этой области, дошедшей до войск, стала ракета П-5. В дальнейшем это изделие стало основой для нескольких новых типов оружия различного назначения.

Работы по будущей ракете П-5 начались в середине 1954 года в специальной конструкторской группе под руководством В.Н.Челомея. Летом следующего года конструкторскую группу преобразовали в ОКБ-52 с соответствующими положительными последствиями для эффективности ее работы. Задачей проекта было создание крылатой ракеты со сверхзвуковой скоростью полета, способной лететь на дальность до 500 км и доставлять к цели фугасную или специальную боевую часть. Важной особенностью нового проекта было обеспечение применения ракеты на подводных лодках. Начать разработку подобной субмарины планировалось немного позже, после определения основных особенностей конструкции самой ракеты.
По результатам предварительных исследований было решено строить новую ракету по классической аэродинамической схеме и оснащать турбореактивным двигателем. Важной особенностью нового проекта стало складное крыло с автоматической системой раскрытия. Применение складного крыла позволяло резко сократить габариты ракеты в транспортном положении. Использование автоматической системы раскладки, в свою очередь, могло значительно ускорить подготовку ракеты к полету. Ранее все отечественные ракеты со складным крылом требовали ручного раскрытия и фиксации консолей. Новое изделие должно было стать первой ракетой, способной раскрывать крыло самостоятельно после схода с пусковой установки.
Интересно, что в разных источниках встречаются несколько любопытных версий появления идеи автоматического раскрытия. Согласно им, В.Н. Челомей наблюдал за птицами или открывал окно, когда к нему пришла идея оснастить ракету складным крылом. Тем не менее, эти версии, похоже, являются лишь легендами. Работы над крылом с автоматикой раскрытия начались в 1951 году и продолжались до середины десятилетия. Таким образом, подобная аппаратура вряд ли могла быть результатом мгновенного озарения, однако стала плодом длительной и сложной работы.
Проектные работы по новой ракете, получившей обозначение П-5, продолжались до 1956 года. К этому времени были решены все основные конструкторские задачи, включая разработку автоматики крыла. В начале весны 1957 года начались испытания, но на ранних стадиях использовались только макеты новой ракеты, не оснащенные маршевым двигателем. Этот этап проверок позволил подготовить ракету к полноценным испытаниям.
Новая ракета имела вытянутый фюзеляж обтекаемой формы с оживальным головным обтекателем. На большей части длины фюзеляж имел круглое сечение, однако в хвостовой под днищем появлялся воздухозаборник маршевого двигателя, плавно сопряженный с другими агрегатами. В хвосте располагалось коническое сопло двигателя. Ракета получила складное трапециевидное крыло. Небольшой участок центроплана выполнили неподвижным и жестко закрепленным на фюзеляже, а остальная часть монтировалась шарнирно. В транспортном положении, до выхода ракеты из контейнера, консоли должны были располагаться вертикально и лежать на бортах фюзеляж. После покидания из контейнера включалась автоматика, поднимающая консоли. Хвостовое оперение ракеты состояло из нескольких аэродинамических гребней и подфюзеляжного киля с рулем направления.
Длина изделия П-5 составляла 11,85 м, размах крыла – 2,5 м, максимальный диаметр фюзеляжа – 1 м. Стартовая масса ракеты с двумя твердотопливными ускорителями задавалась на уровне 5,38 т. Ракета без стартовых двигателей весила 4,3 т.
Крылатая ракета нового типа предназначалась для атаки сравнительно крупных площадных целей, для чего предлагалось использовать автопилот с заранее введенным полетным заданием. За управление ракетой во время полета должен был отвечать автопилот АП-70А, в состав которого включили автомат курса, гировертикаль, барометрический высотомер и счетчик времени полета. Помимо барометрического высотомера рассматривалась возможность использования радиолокационной системы аналогичного назначения. Радиовысотомер РВ-5М был разработан и прошел испытания, но в серии не использовался.
Параметры ракеты позволяли нести боевую часть массой порядка 870-900 кг. Для поражения цели можно было использовать фугасную боевую часть с зарядом в несколько сотен килограммов или специальное изделие типа РДС-4. Такая боевая часть, заимствованная у баллистической ракеты Р-11ФМ, имела мощность 200 кт. В дальнейшем ее усилили до 650 кт с соответствующим ростом могущества.
В состав силовой установки ракеты П-5 включили два сбрасываемых стартовых двигателя и один маршевый. Выход из пускового контейнера и первоначальный разгон с одновременным выводом на маршевую высоту предлагалось осуществлять при помощи двух пороховых ускорителей тягой по 18,3 т каждый. Заряд топлива обеспечивал работу двигателей в течение 2 с. После их отключения и сброса ракета должна была лететь при помощи маршевого твердотопливного двигателя КРД-26 тягой 2250 кг.
Интересной особенностью ракеты П-5 была зависимость основных летных характеристик от атмосферных условий. Так, при температуре воздуха -24°C ракета могла развивать скорость до 384 м/с (1380 км/ч), однако максимальная дальность полета составляла лишь 431 км. Атмосферный воздух температурой +40°C снижал скорость до 338 м/с (1215 км/ч), однако доводил дальность до 650 км. Средняя скорость полета, вне зависимости от окружающей среды, задавалась на уровне 1250 км/ч.
Крылатая ракета типа П-5 должна была транспортироваться носителем и стартовать из пускового контейнера СМ-49. Контейнер представлял собой цилиндр длиной 12 м с внутренним диаметром 1,65 м. На его внутренней поверхности предусматривались рельсы для удержания ракеты в нужном положении, а также необходимые разъемы для соединения ракеты и бортовых систем подлодки-носителя. С обеих сторон контейнер закрывался полусферическими крышками с уплотнением и кремальерными затворами. В транспортном положении внутреннее пространство контейнера следовало заполнять азотом. Конструкция изделия СМ-49 разрабатывалась с учетом требований к прочности подводных лодок. Контейнер должен был выдерживать давление воды на любых глубинах работы подлодки-носителя, вплоть до предельных.
Пекты различных подлодок-носителей, как разработанные с нуля, так и путем модернизации, подразумевали качающуюся установку контейнера СМ-49. Перед пуском ракеты это устройство при помощи гидравлики должно было подниматься на угол 14-15 градусов, обеспечивая правильный запуск.
Помимо контейнера и гидравлики его подъема подлодка-носитель должна была получать систему управления «Берег». Ее задачей был сбор информации о расположении цели и субмарины, расчет полетного задания и его введение в автопилот ракеты. Управление контейнером и запуском так же являлись задачей «Берега».
В августе 1955 года, еще до завершения проектирования ракеты, стартовали работы по переоборудованию одной из имеющихся подводных лодок в опытный носитель ракетного вооружения. В качестве платформы для испытаний было предложено использовать дизель-электрическую подлодку С-146 проекта 613. Обновленный проект субмарины получил обозначение 613-П. В рамках этого проекта С-146 лишилась ряда кормовых агрегатов, как то торпедопогрузочное устройство, артиллерийское вооружение и т.д. Позади ограждения рубки, над кормовой частью корпуса, смонтировали качающуюся установку с контейнером СМ-49. В походном положении контейнер должен был располагаться горизонтально и лежать на соответствующих опорах. Перед стрельбой предлагалось поднимать контейнер на угол 15°. При этом ракета должна была проходить непосредственно над рубкой.
Подлодка проекта 613-П могла запускать ракеты П-5 только в надводном положении при скорости до 8-10 узлов. Волнение моря при запуске ограничивалось 4-5 баллами. Переоборудованная субмарина С-146 участвовала в испытаниях ракетного вооружения на всех этапах проекта. В 1962 году ее переоборудовали по исходному проекту 613, демонтировав контейнер и установив положенное штатное оборудование.
В начале весны 1957 года по новому проекту П-5 был изготовлен макет ракеты, предназначенный для бросковых испытаний. 12 марта на полигоне НИИ-2 в Фаустово состоялся первый запуск ракеты без маршевого двигателя. По результатам этих испытаний началась подготовка к последующим проверкам, которые планировалось проводить и на стендах, и на переоборудованной подлодке С-146.
В августе 1957 года на плавучем стенде 4А в Балаклаве начались полноценные испытания ракет П-5 в полной комплектации (за исключением боевой части). Для проведения подобных проверок на опытном стенде смонтировали контейнер СМ-49 и ряд другого оборудования. К сожалению, первый запуск, состоявшийся 28 августа, завершился аварией. Второй пуск так же был аварийным. Третий и четвертый запуски, в свою очередь, были успешными. Стендовые испытания завершились в марте 58-го.
22 ноября 1957 года к испытаниям присоединилась переоборудованная подлодка С-146. Пуски ракет с субмарины продолжались до января 1959 года. К этому времени экипаж подлодки и специалисты промышленности выполнили 17 пусков. Итого, в ходе испытаний была использована 21 ракета нового типа. Часть пусков завершилась авариями, прочие привели к успешному поражению условных целей.
Характерной особенностью крылатой ракеты П-5 было использование автопилота, управляющего полетом по заранее определенной программой. Какие-либо системы самонаведения, способные искать цель и наводиться на нее, или радиокомандное управление не предусматривались. В ходе испытаний было установлено, что примененная аппаратура позволяет поражать цели с круговым вероятным отклонением до 3000 м от расчетной точки прицеливания. Таким образом, применение специальной боевой части мощностью не менее 200 кт было вполне оправданным и могло обеспечить поражение кораблей противника, находящихся в заранее определенном районе, куда направляется ракета.
По результатам испытаний ракета П-5 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее постановление Совмина появилось 19 июня 1959 года. Первыми носителями перспективного оружия должны были стать подлодки нескольких новых проектов. Головная подлодка нового проекта была включена в состав флота в начале 1960 года.
Серийными носителями ракет П-5 должны были стать подлодки проекта 644. В соответствии с постановлением Совмина от 25 августа 1955 года, требовалось разработать проект модернизации субмарин типа «613» с установкой ракетного комплекса новой модели. Специалисты ЦКБ-18 доработали имеющийся проект, оснастив его двумя контейнерами СМ-49 позади ограждения рубки. Запуск предлагалось выполнять назад, за корму. Были использованы гидравлические системы подъема контейнеров и открытия крышек. Также проект 644 подразумевал использование системы управления стрельбой «Север-А644У».
По своим характеристикам в качестве носителя ракетного оружия подлодка проекта 644 почти не отличалась от субмарины С-146. Единственное заметное отличие заключалось в возможности стрельбы при движении со скоростью до 15 узлов. Также следует отметить необходимость разворота на обратный курс перед запуском, что могло затруднять боевое применение ракет.
В 1959-61 годах переоборудование по проекту 644 прошли шесть подлодок базового проекта 613. Все они получили новое оборудование и стали носителями крылатых ракет П-5 в двух контейнерах.
Летом 1956 года был дан старт проекту 651. В ходе этого проекта требовалось создать первую подлодку, изначально предназначенную для использования ракет П-5. Осенью 1960 года состоялась закладка головной субмарины нового проекта – К-156. Изначально серия должна была включать 36 лодок, но в итоге было построено только 16. Характерной особенностью новых субмарин было наличие четырех контейнеров СМ-49, расположенных по бортам корпуса. Два располагались перед ограждением рубки, другие два – позади. Из-за такого расположения контейнеров в бортах корпуса появились крупные выемки, предназначенные для вывода газов стартовых двигателей. Позже аналогичные системы похожего вида применялись и на других носителях ракет П-5.
В начале шестидесятых годов флот получил шесть дизель-электрических подлодок проекта 665, представлявших собой очередной вариант развития лодок типа «613». В ограждении рубки в наклонном положении стационарно расположили четыре контейнера для ракет. Запуск предлагалось выполнять вперед по курсу. По проекту 665 переделывались существующие субмарины военно-морского флота.
В дальнейшем ракеты П-5 стали вооружением атомных подлодок. Первым подобным носителем ракет стали субмарины проекта 659, строившиеся в начале шестидесятых годов. Каждая из пяти лодок этого типа несла по шесть контейнеров, расположенных в корпусе, подобно проекту 651. Два располагались перед ограждением рубки, прочие – позади него. Позже было построено 29 АПЛ проекта 675 с восемью пусковыми установками на каждой. На этот раз позади рубки расположили шесть контейнеров с ракетами.
Уже после принятия ракеты П-5 на вооружение были предприняты несколько попыток модернизировать это оружие за счет применения новых узлов и агрегатов. В 1959 году была построена и использовалась ракета, получившая обозначение П-5СН. От базовой версии она отличалась применением радиовысотомера вместо базового барометрического. Этот проект не пошел дальше испытаний.
С целью повышения точности наведения предлагался проект ракеты П-5РГ с активной радиолокационной головкой самонаведения. В силу разных причин этот проект так и остался на стадии предварительных проработок. Ракета с самонаведением не строилась и не испытывалась.
В сентябре 1959 года начались испытания модернизированной ракеты П-5Д. Главным ее отличием от базового изделия был автопилот АП-70Д («допплеровский»). В состав этой системы был введен допплеровский измеритель пути и сноса в полете, при помощи которого удалось значительно сократить влияние атмосферных явлений и тем самым повысить точность попадания в указанную точку в два-три раза. Кроме того, был доведен до эксплуатации радиовысотомер. Прибор РВ-5М позволил снизить высоту основного участка траектории с 450 до 200 м, в определенной мере повысив боевую эффективность.
Испытания ракеты П-5Д изначально проводились на наземном стенде. В дальнейшем к проверкам привлекли подлодку С-162 проекта 644, которую переделали по проекту 644-Д. Испытательные запуски новой ракеты продолжались до середины 1961 года. 2 марта 1962 года ее приняли на вооружение. За счет максимально возможной унификации с существующим изделием ракета П-5Д могла применяться подлодками, уже несущими базовую П-5.
Эксплуатация ракет П-5 и П-5Д продолжалась до 1966 года. После этого ракету сняли с вооружения, заменив более новыми комплексами. В связи с этим существующие носители подверглись модернизации. Часть подлодок проекта 644 была переоборудована по исходному проекту 613, а субмарины новых проектов (651, 659 и 675) получили ракетные комплексы новых типов, при этом сохранив имеющиеся пусковые установки.
Проект П-5 стал основой для нескольких других разработок. Первым изделием на его базе стала ракета П-6, отличавшаяся системами управления и наведения. Одновременно с П-6 на основе тех же наработок создавалась ракета П-35, предназначенная для вооружения надводных кораблей. Интересно, что корабельная ракета П-35 была принята на вооружение в 1966 году – почти одновременно со снятием базовой П-5. В дальнейшем на основе модификаций П-5 были созданы новые ракетные комплексы, использовавшиеся для выполнения различных боевых задач.
По некоторым данным, после снятия с вооружения ракеты П-5 и их модификации проходили модернизацию и использовались в качестве мишеней для тренировки расчетов зенитных комплексов флота.
Несмотря на сравнительно малый срок эксплуатации (1959-66 годы), проект крылатой ракеты П-5 был важным этапом в истории отечественного ракетного вооружения. В рамках этого проекта впервые была решена задача установки крылатых ракет на подводную лодку, а также оснащения ракеты автоматикой раскрытия крыла. В дальнейшем все эти наработки применялись в массе новых проектов вооружения для кораблей и подводных лодок. Кроме того, одним из результатов проекта П-5 стало появление ракеты П-35, которая заслуженно считалась одним из лучших вооружений своего класса.

 (исп м-лы СМИ; Военного обозрения )

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач. исторического музейного клуба;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».